урок по обществознанию "Инфляция: виды, причины и последствия. "
план-конспект урока по обществознанию (10, 11 класс)

Михайлова Вера Анатольевна

Что же представляет собой инфляция на самом деле, каковы причины её появления, к чему она приводит, и какие методы преодоления инфляции считаются наиболее эффективными в XXI веке.  На эти вопросы  предстоит  ответить учащимся. Обращение к литературе, истории, решение задачи поможет сделать урок интересным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:«Инфляция: сущность, виды, причины и последствия », 11 класс

Цели урока:

1. Развивающая

Работать над развитием экономического мышления, памяти; способствовать овладению навыком поиска нужной информации в источниках различного типа, работе с источниками различных типов; формированию умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

2. Учебная

Дать определение инфляции, рассмотреть её виды, причины возникновения и последствия;

3. Воспитательная

Воспитание познавательного интереса, ответственности.

   Основные понятия

1)Инфляция; 2) открытая и подавленная инфляция; 3) инфляция спроса; 4) инфляция затрат; 5) умеренная инфляция; 6) ползучая; 7) галопирующая; 8) гиперинфляция; 9) покупательная способность денег;10) индекс потребительских цен;

Оборудование урока

Учебник, презентация по теме, карточки с заданием, раздаточный материал, ПК

Тип урока

изучение нового материала

Технология:приемы технологии критического мышления, межпредметныйе связи

Планируемый результат

Учащиеся должны:

- понимать характер концепции инфляция;

- уметь объяснять особенности различных типов инфляции;

- выявлять и анализировать причины, ведущие к возникновению инфляции;

      - представлять круг методов борьбы с инфляцией и их разнообразные последствия.

План урока:

I. Организационный момент. 

Установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное приятие и включение мотива на совместную работу. Положительная мотивация достигается учителем путем активного и энергичного обращения с учениками, где важно пожелать успеха уч-ся, а самому учителю “показать” предвкушение радости от успеха урока, который сейчас начнется.

 Учитель: Сегодня на уроке у нас будет немного истории, литературы и математики

II. Актуализация знаний.

 Определение темы и целей урока.

Учитель: У вас на столах информационный листок №1. Ознакомьтесь с содержанием и ответьте на вопрос « О каком экономическом идет речь в тексте и о каком явлении мы будем сегодня говорить на уроке?

Ответы учащихся :( Об инфляции)

Информационный листок №1

1.По данным Конъюнктурного института Наркомфина, в то время ведущего научного центра в области экономики, индекс вольных цен в Москве показывал в январе 1921 года по сравнению с 1913 годом рост в 27 тысяч раз. Цены на продовольственные товары выросли в 34 тысячи раз, непродовольственные – в 22 тысячи. Только в 1920 году цены повысились более чем в 10 раз. Разброс роста цен отдельных товаров был весьма велик. Больше всего повысилась цена на соль – в 143 тысячи раз, далее шли растительное масло (71 тысяча), сахар (65 тысяч), хлебопродукты (42 тысячи). Особо большие размеры повышения цен на такие товары, как сахар и соль, объяснялись упадком производства, трудностями транспорта, государственной монополией, не оставлявшей ресурсов для вольного рынка. Из непродовольственных товаров больше всего подорожало мыло (рост цен в 50 тысяч раз), нитки (34 тысячи). Цены на товары, покупку которых можно было в этих крайних условиях отложить, выросли меньше: к примеру, посуда подорожала «только» в 12 тысяч раз.

Тема урока: Инфляция: виды, причины и последствия. (запись темы урока)

План новой темы(слайд 1)

1. Понятие «Инфляция»

2. Причины возникновения инфляции.

3. Виды инфляции.

4. Последствия инфляции.

5. Инфляция в России.

Учитель: Инфляция – одна из самых серьезных проблем в экономике большинства стран мира. Явление инфляции существовала еще в начале развития денежных отношений в обществе и, как правило, оно проявлялось в тяжелые для государства времена, такие как война и государственные перевороты. На сегодняшний день инфляция превратилась в постоянный спутник государств, принимая хроническую форму. Что же представляет собой инфляция на самом деле, каковы причины её появления, к чему она приводит, и какие методы преодоления инфляции считаются наиболее эффективными в XXI веке.  На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить.

 На данный момент существует множество определений этого экономического явления, хотя большинство  из определений довольно схожи между собой

Работа с информационным листом №2

информационный лист №2:

  1. Инфляция – это обесценивание денег впоследствии слишком большого выпуска денежных единиц в сравнении с потребностями рынка и товарооборота, что приводит к росту цен и снижением заработной платы.
  2. Инфляция – снижение покупательской способности денег, их обесценивание.
  3. Инфляция – это существенное или незначительное повышение цен в государстве, вызванное нарушением равновесия на рынках страны в пользу спроса.

Определите главный признак инфляции ( повышение цен), а сама инфляция –это что? (обесценивание денег) Инфля́ция происходит от латинского термина Inflatio, который буквально переводится как вздутие. Вздутие чего? (цен)

Для чего нужны нам деньги? (Для обмена на товары и услуги.), т.е. у денег есть покупательная способность

 Откройте учебник на стр 97., прочитайте  второй абзац о покупательной способности денег и ответьте на вопрос: Что происходит с покупательной способностью денег при инфляции? ( на одно и то же количество рублей мы можем покупать  все меньше и меньше товаров)

.Покупательная  способность денег – объём товаров и услуг, который может быть приобретен на некоторое количество денег в данный момент времени.(слайд)

Таким образом, чтобы поддержать хотя бы прежний уровень, людям требуется больше денег, а в бюджете денег не хватает. И тогда государство идет на дополнительный выпуск денег-эмиссию, решая сразу две проблемы: проблему дефицита бюджета и поддержание необходимого уровня жизни людей (рассматриваем ситуацию на доске)

                                                  цена

кол-во денег        спрос                       предложение остается прежним

Вот мы и подошли к причинам, вызывающих инфляцию

По видам причин различают инфляцию спроса и инфляцию издержек(или предложения)

 Откройте стр 98 , прочтите последний абзац 2 и 3 предложение

Значит,наш пример- это?..( инфляция спроса)

  Рассмотрим инфляцию издержек(стр 99)

                                                                                                             цена

                                                         

спрос                       издержки (расходы)     себестоимость продукции

(повышение цен на ресурсы, перевозки,повышение  налогов, или внешние причины:землетрясения, наводнение)     Что сделает  производитель, чтобы  компенсировать свои убытки, не потерять прибыль?(повысит цену)              

А теперь прослушайте отрывок и произведения А.С.Пушкина.« Гробовщик»(слайд)

 Адриан Прохоров обыкновенно был угрюм и задумчив. Он разрешал молчание разве только для того, чтоб журить своих дочерей, когда заставал их без дела глазеющих в окно на прохожих, или чтоб запрашивать за свои произведения преувеличенную цену у тех, которые имели несчастье (а иногда и удовольствие) в них нуждаться. Итак, Адриан, сидя под окном и выпивая седьмую чашку чаю, по своему обыкновению был погружен в печальные размышления. Он думал о проливном дожде, который, за неделю тому назад, встретил у самой заставы похороны отставного бригадира. Многие мантии от того сузились, многие шляпы покоробились. Он предвидел неминуемые расходы, ибо давний запас гробовых нарядов приходил у него в жалкое состояние. Он надеялся выместить убыток на старой купчихе Трюхиной, которая уже около года находилась при смерти. Но Трюхина умирала на Разгуляе, и Прохоров боялся, чтоб ее наследники, несмотря на свое обещание, не поленились послать за ним в такую даль и не сторговались бы с ближайшим подрядчиком.

Какое отношение имеет данный отрывок к теме нашего урока? О чем идет речь? ( об инфляции издержек). что явилось причиной издержек? (дождь)А как он собирался компенсировать свои убытки (повысить цены)

Виды инфляции ( на слайде3) ползучая, галопирующая и гиперинфляция

Работа с таблицей(информационный лист №3)  Определить, в какие годы какая была инфляция

таблица «Инфляции»

Ниже представлена таблица месячной и годовой инфляции России с 1991 года по настоящее время, выраженной в % относительно предыдущего периода. Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Год

2016

0,96

0,63

0,46

0,44

0,41

0,36

0,54

0,01

0,17

0,43

4,50

2015

3,85

2,22

1,21

0,46

0,35

0,19

0,80

0,35

0,57

0,74

0,75

0,77

12,91

2014

0,59

0,70

1,02

0,90

0,90

0,62

0,49

0,24

0,65

0,82

1,28

2,62

11,36

2013

0,97

0,56

0,34

0,51

0,66

0,42

0,82

0,14

0,21

0,57

0,56

0,51

6,45

2012

0,50

0,37

0,58

0,31

0,52

0,89

1,23

0,10

0,55

0,46

0,34

0,54

6,58

2011

2,37

0,78

0,62

0,43

0,48

0,23

-0,01

-0,24

-0,04

0,48

0,42

0,44

6,10

2010

1,64

0,86

0,63

0,29

0,50

0,39

0,36

0,55

0,84

0,50

0,81

1,08

8,78

2009

2,37

1,65

1,31

0,69

0,57

0,60

0,63

0,00

-0,03

0,00

0,29

0,41

8,80

2008

2,31

1,20

1,20

1,42

1,35

0,97

0,51

0,36

0,80

0,91

0,83

0,69

13,28

2007

1,68

1,11

0,59

0,57

0,63

0,95

0,87

0,09

0,79

1,64

1,23

1,13

11,87

2006

2,43

1,66

0,82

0,35

0,48

0,28

0,67

0,19

0,09

0,28

0,63

0,79

9,00

2005

2,62

1,23

1,34

1,12

0,80

0,64

0,46

-0,14

0,25

0,55

0,74

0,82

10,91

2004

1,75

0,99

0,75

0,99

0,74

0,78

0,92

0,42

0,43

1,14

1,11

1,14

11,74

2003

2,40

1,63

1,05

1,02

0,80

0,80

0,71

-0,41

0,34

1,00

0,96

1,10

11,99

2002

3,09

1,16

1,08

1,16

1,69

0,53

0,72

0,09

0,40

1,07

1,61

1,54

15,06

2001

2,8

2,3

1,9

1,8

1,8

1,6

0,5

0,0

0,6

1,1

1,4

1,6

18,8

2000

2,3

1,0

0,6

0,9

1,8

2,6

1,8

1,0

1,3

2,1

1,5

1,6

20,1

1999

8,4

4,1

2,8

3,0

2,2

1,9

2,8

1,2

1,5

1,4

1,2

1,3

36,6

1998

1,5

0,9

0,6

0,4

0,5

0,1

0,2

3,7

38,4

4,5

5,7

11,6

84,5

1997

2,3

1,5

1,4

1,0

0,9

1,1

0,9

-0,1

-0,3

0,2

0,6

1,0

11,0

1996

4,1

2,8

2,8

2,2

1,6

1,2

0,7

-0,2

0,3

1,2

1,9

1,4

21,8

1995

17,8

11,0

8,9

8,5

7,9

6,7

5,4

4,6

4,5

4,7

4,6

3,2

131,6

1994

17,9

10,8

7,4

8,5

6,9

6,0

5,3

4,6

8,0

15,0

14,6

16,4

214,8

1993

25,8

24,7

20,1

18,7

18,1

19,9

22,4

26,0

23,0

19,5

16,4

12,5

840,0

1992

245,3

38,0

29,9

21,7

11,9

19,1

10,6

8,6

11,5

22,9

26,1

25,2

2508,8

1991

6,2

4,8

6,3

63,5

3,0

1,2

0,6

0,5

1,1

3,5

8,9

12,1

160,4

Примечание:
* Данные до 2002 года округлены до одного десятичного знак

Я прошу вас вернуться к информационному листку №1.

1)назовите  исторический период, о котором идет речь в информационном листке?

 ( период « военного коммунизма)

2)что вы можете сказать о сложившейся  экономической ситуацию ( речь идет о гиперинфляции)

3)назовите причины инфляции

  ( упадок производства, трудности с  транспортом, государственной монополией, не оставлявшей ресурсов для свободного  рынка)

Из того, что сказано, давайте сформулируем все причины инфляции (слайд)

  1. Чрезмерный выпуск бумажных денег государством с целью покрытия дефицита своего бюджета.
  2. Сокращение объемов производства.
  3. Превышение спроса над предложением при избытке денежных средств.
  4. Рост издержек производства, т.е. расходов на сырье, материалы, заработную плату и выплату налогов.
  5. Внешние причины

Как вы думаете уменьшает ли инфляция мои доходы?( да)Почему?

Учитель: Для осмысления механизма инфляции решим задачу.

Задача 1. Учитель получил в сентябре 1500 УДЕ. Темп инфляции в октябре составил 5%. Сколько он должен получать за октябрь, чтобы уровень его доходов  не изменился

Краткая запись условий задачи:

 Зс = 1500 УДЕ

 Т = 5%

Зо = ?

Решение:

  • 0 = Зс · Lcp,           где Lpc = 1+ T, где;

Lсp – индекс потребительских цен в сентябре; Т – темп инфляции в десятичном выражении; Зо = 1500 УДЕ (1+0,05) = 1575 УДЕ.

Ответ: доходы учителя не изменятся, если он получит за октябрь 1575 УДЕ.

Ну и небольшая  историческая справка

Инфляции имеет богатую историю. Так в России

  •  В 1662году был Медный бунт – первая крупная инфляция. Пытаясь профинсировать русско-польскую войну, двор Алексея Михайловича стал выпускать дополнительные монеты с понижением содержания серебра, а затем перешли на медные. Результатом стало повышение цен, падение уровня жизни и бунт в Москве. (слайд5)
  • во времена Екатерины Великой более активно прошел процесс инфляции, которая инициировала выпуск бумажных денег в России.
  • В Х1Х веке Россия дважды принимала кардинальные меры к сокращению инфляции: в 1839 году в результате которой был выпущен “серебряный рубль»; в 1897году, давшая государству “золотой червонец”.
  •     Первый же пример гиперинфляции можно отнести к периоду раннего средневековья в Китае, когда наблюдался процесс вытеснения бронзовых денег более дешевыми в производстве - железными, однако номинал сохранялся прежний, Как свидетельствуют исторические хроники, дошло даже до того, что в годы правления Путун (520-527гг.) решено было полностью прекратить хождение медной монеты и отливать только железную монету. Ко времени правления Датун (535-545гг) и позднее повсюду громоздились горы железных монет, а цены товаров резко подскочили. Торговцы возили монеты, грузя их на телеги, и, не будучи в состоянии сосчитать их, вели счет лишь на связки монет (слайд 6)

 Прошлый век не стал исключением (слайд 7)

1.1944 год неутешительным стал для Греции. Там каждые 28 часов  происходило удвоение цен.

2. С октября 1993 года по январь 1994 года Югославия пережила гиперинфляцию – цены удваивались каждые 16 часов. Инфляция тогда составила 5075% в год.

4. Турция тоже отличилась в 2001 году. Так за 1 доллар США давали 1 650 000 турецких лир

Итоги урока.

1. Беседа (обобщение)

Каковы социальные последствия инфляции?

        А) Для потребителей ?:

  • Падает реальная ценность личных сбережений
  • Снижаются текущие реальные доходы
  • Происходит социальное расслоение

Б)Для производителей? :

  • Ослабевают стимулы к труду (админ. контроль цен)
  • Тормозится освоение новых технологий (инфляция издержек)
  •  Общее замедление экономического развития

Рефлексия: Какие новые экономические знания об инфляции получили? Полезны ли они для вас?

Д/З. § 8.Найти ответ на вопросы :Какое влияние оказывает инфляция на экономику в целом и  как государство борется с инфляцией?(слайд 8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инфляция: виды, причины, последствия" (обществознание,11 класс)

Презентация "Инфляция: виды, причины, последствия" предназначена для проведения урока обществознания в 11 классе в качестве сопровождения при объяснении учителя....

Технологическая карта урока Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).

Тема урока:  Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).Цели для уч...

Единый родительский урок "Конфликты и агрессия. Причины и последствия"

Протокол  общешкольного родительского собраниядля родителей – представителей родительских комитетовс 1- по 11 класс, педагогов    ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат ...

Презентация к уроку обществознания "Безработица, ее причины и последствия" 8 класс

Презентация может быть использована при подготовке к уроку "Безработица" в 8 классе. В ней использованы актуальные данные на 2019 год....

Виды, причины и последствия инфляции

Денежная масса. Факторы формирования денежной массы. Закон Фишера. Инфляция, ее виды. Антиинфляционные меры...

Методическая разработка кейс-урока по обществознанию "Безработица: причины, виды последствия"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ФИО преподавателя: Суворова Ирина НиколаевнаТема учебного занятия: Безработица: причины, виды, последствияЦели учебного занятия:1. Обучающая:...