К роли избирателя готов! (урок с элементами ролевой игры)
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «К роли избирателя готов!»
Презентация и материалы к уроку (приложения) https://disk.yandex.ru/d/I1Ft8l9F1lCgXg
Сценарий урока
1. Организационный момент.
(слайд № 1 презентации)
Учитель:
- Здравствуйте, ребята. У каждого из вас много социальных ролей. Есть те, которыми вы наделены с рождения, другие роли вы приобретаете постепенно в течение жизни. Сегодня мы поговорим с вами о социальной роли, которой каждый гражданин наделяется, когда он достигает своего совершеннолетия. Определиться с названием этой роли нам поможет ребус.
Задание «Разгадайте ребус»
Ответ учащихся: избиратель
Учитель:
- Ребята, а как вы думаете, нужно ли заранее готовить себя к роли избирателя? (ответы учащихся - «да», «нет»)
(слайд № 2 презентации)
- Одному из известных политиков, занимавшему пост Генерального секретаря ООН, Кофи Аннану принадлежат слова: «Ни один человек не рождается хорошим гражданином, ни одна страна не рождается демократической. Скорее, и тот, и другой случаи представляют собой процесс развития, длящийся в течение всей жизни. Молодые люди должны быть включены в этот процесс с момента рождения».
- Ребята, а как роль гражданина связана с ролью избирателя? (примерные ответы учащихся - «гражданин как избиратель участвует в политической жизни государства», «гражданин получает политические права, в том числе избирательные права», «гражданин имеет право голоса, который может повлиять на политику государства»)
- Каждый из вас должен уже сейчас готовить себя к роли избирателя. Ребята, а что для вас означает быть готовым к роли избирателя? (примерные ответы учащихся – «знать права и обязанности избирателя», «знать способы участия избирателя в политической жизни», «знать правила поведения избирателя при голосовании»).
- Сегодня мы с вами проведем турнир знатоков избирательного права, который называется … (учащиеся предлагают формулировки) … «К роли избирателя готов!» (слайд № 3 презентации)
- В этом состязании командам предстоит пройти несколько туров и продемонстрировать свои знания в роли будущих избирателей.
(Класс заранее делится на 2 команды, определяются их названия)
2. Основной этап.
1 тур «Эрудиты» (слайд № 4 презентации)
Учитель:
- Ребята, в качестве разминки предлагаю вам решить кроссворд и продемонстрировать знания понятийного аппарата избирательного права.
Командам предлагается решить кроссворд за 10 минут (приложение № 1). За каждое правильно угаданное слово ставится 1 балл (максимально за задание 14 баллов)
2 тур «Фоторепортеры» (слайд № 5 презентации)
Учитель:
- Ребята, представьте, что редактор политического журнала поручил вам сделать фоторепортаж о партиях, которые будут принимать участие на выборах в Государственную Думу. Но вот незадача – фотографии и пометки в записной книжке рассыпались. Нужно как можно быстрее восстановить порядок. От вас потребуется внимательность, быстрота и слаженность действий вашей команды.
Каждой команде раздается конверт с фотографиями и текстовыми пометками (приложение № 2), лист А3, клей, фломастер/ручка.
На задание отводится 15 минут. За каждую правильно соотнесенную позицию ставится 1 балл (максимально за задание можно получить 32 балла).
Учитель:
- Ребята, за какие партии вы бы проголосовали? (ответы учащихся) Почему вы сделали такой выбор? (примерные ответы учащихся – «мне нравится…», «это важно для меня», «давно пора изменить это...» «другим нравится, а я как все за…» и др.).
- Вероятно, ваш выбор основывается на сиюминутных впечатлениях, привлекательных лично для вас словах в программных тезисах и слоганах партии или симпатии к партийному лидеру. Однако, это не главное для правильного выбора! Важно внимательно ознакомиться с полным текстом партийной программы разных партий, оценить, насколько заявленные тезисы могут быть реализованы или уже реализуются, насколько они перспективны и значимы не только для вас, но и для других людей, для общества в целом!
(слайд № 6 презентации)
- Ребята, посмотрите, перед вами золотые правила избирателя (зачитываются учителем). Следуя им, вы сможете сделать правильный выбор.
3 тур «Наблюдатели» (слайд № 7 презентации)
Учитель:
- Ребята, Кто из вас уже бывал вместе с родителями или бабушками и дедушками на избирательном участке? (ответы учащихся) Что вам запомнилось? (примерные ответы учащихся – «урна, в которую бросают бюллетени», «кабинки с ширмами, в которых голосуют», «длинные бюллетени», «цветные шарики» и др.)
- Ребята, каждому избирателю нужно соблюдать правила при голосовании на избирательном участке. От этого зависит, будет ли учтен его голос или нет.
- Давайте представим, что мы находимся на избирательном участке в качестве наблюдателей, которые строго следят за нарушениями. Представителям одной команды предстоит проиграть ситуацию, а другой определить нарушение со стороны избирателя или членов избирательной комиссии.
Каждой команде дается по 3 ситуации (приложение № 3), которые они должны будут, по очереди, проиграть. Необходимо выбрать 3 человека из команды (избиратель, член избирательной комиссии, знакомый).
На подготовку каждого номера дается 1 минута. В этот момент оформляется до конца импровизированная «сцена».
За правильный ответ ставится 1 балл (максимально за 3 задания можно получить 3 балла).
Для первой команды:
Задача № 1.
Гражданин Никонов пришел в день голосования на избирательный участок.
- Здравствуйте, меня зовут Никонов Иван Кузьмич.
Представитель избирательной комиссии:
- Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.
Никонов, протягивая паспорт представителю избирательной комиссии:
- Наконец-то, я смогу проголосовать на выборах, мне же завтра исполнится 18 лет.
Представитель избирательной комиссии сверяет данные и выдает бюллетень.
Никонов делает свой выбор в кабинке для голосования, опускает бюллетень в урну для голосования и уходит.
Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?
Ответ: Представитель избирательной комиссии не должен был выдавать Никонову бюллетень, так как он не обладает избирательным правом - в день голосования ему не исполнилось 18 лет, а значит, он не может принять участие в голосовании.
Задача № 2. (действующие лица те же)
Гражданин Никонов пришел в день голосования на избирательный участок.
- Здравствуйте, меня зовут Никонов Иван Кузьмич.
Представитель избирательной комиссии:
- Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.
Никонов протягивает паспорт, представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень.
Никонов идет к кабинке для голосования, а рядом на стене висит плакат «Голосуйте за Петрова и его партию!».
Никонов приостанавливается и смотрит на плакат. Затем делает свой выбор в кабинке для голосования, опускает бюллетень в урну для голосования и уходит.
Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?
Ответ: нарушение заключается в том, что плакат Петрова в помещении избирательного участка – это прямая агитация, которая запрещена законодательством. Любая форма агитации прекращается за день до дня голосования.
Задача № 3. (действующие лица те же)
Гражданин Никонов пришел в день голосования на избирательный участок.
- Здравствуйте, меня зовут Никонов Иван Кузьмич.
Представитель избирательной комиссии:
- Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.
Никонов протягивает паспорт, представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень.
Вдруг Никонова останавливает его хороший знакомый фотограф Семенов:
- Привет! Можно я сфотографирую, как ты голосуешь в кабине, выложу на свою страничку ВКонтакте?
Никонов:
- Конечно, я не против.
Никонов идет к кабинке для голосования, а вместе с ним в кабинку заходит Семенов и фотографирует Никонова, когда тот заполняет бюллетень. Никонов опускает бюллетень в урну для голосования и уходит.
Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?
Ответ: Несмотря на согласие избирателя, фотокорреспондент не вправе осуществлять фотосъемку в кабине для голосования, так как это может повлечь за собой нарушение тайны голосования, что является недопустимым, даже с согласия снимаемого лица.
Для второй команды:
Задача № 1.
Гражданин Серов пришел в день голосования на избирательный участок.
- Здравствуйте, меня зовут Серов Сергей Иванович.
Представитель избирательной комиссии:
- Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.
Серов протягивает паспорт, представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень.
Серов протягивает второй паспорт:
- Моя жена заболела вот ее паспорт, выдайте мне бюллетень, я проголосую за нее.
Представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает второй бюллетень.
Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?
Ответ: Представитель избирательной комиссии не должен был выдавать Серову второй бюллетень, так как каждый избиратель может подать лишь один голос и только за себя. В этом проявляется принцип прямого тайного голосования.
Задача № 2. (действующие лица те же)
Гражданин Серов пришел в день голосования на избирательный участок.
- Здравствуйте, меня зовут Серов Сергей Иванович.
Представитель избирательной комиссии:
- Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.
Серов протягивает паспорт, представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень.
Серов внимательно просматривает бюллетень и спрашивает:
- За кого все голосуют?
Представитель избирательной комиссии отвечает:
- Я советую вам голосовать за Горелкина, у него наиболее реальная предвыборная программа.
Серов:
- Ну, здесь же у вас на плакате написано, что надо голосовать за Петрова. Ладно, вот вам мой бюллетень проголосуйте сами.
Представитель избирательной комиссии берет бюллетень обратно, а Серов уходит.
Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?
Ответ: Нарушением был факт агитации со стороны члена избирательной комиссии (совет голосовать за Горелкина и наличие плаката Петрова в помещении избирательного участка), а Серов не должен никому передавать свой бюллетень – сам должен заполнить его и сам же опустить в урну. Он нарушил принципы избирательного права – прямое, тайное голосование.
Задача № 3. (действующие лица те же)
Гражданин Серов пришел в день голосования на избирательный участок.
- Здравствуйте, меня зовут Серов Сергей Иванович.
Представитель избирательной комиссии:
- Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.
Серов протягивает паспорт, представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень.
Серов идет к кабинке для голосования, но вдруг вспоминает, что забыл дома очки:
- Вот досада, очки дома забыл. Ну, ладно. Кажется, за Снегирева вот здесь галочку надо поставить. Серов ставит галочку в бюллетене.
-Ой, нет, он вот здесь. А, ладно, зачеркну и поставлю еще раз.
Серов зачеркивает предыдущую галочку и ставит новую в нужном месте, опускает бюллетень в урну для голосования и уходит.
Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?
Ответ: Такой бюллетень считается недействительным. Недействительными считаются также избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах или в которых число отметок проставлено более чем в одном квадрате.
Учитель:
- Ребята, вы видите, со сколькими правовыми нюансами может столкнуться любой избиратель при голосовании. Важно не только быть проинформированным относительно кандидатов, чтобы осознанно сделать свой выбор, но также и следовать определенным правилам поведения на избирательном участке в момент голосования, чтобы не нарушить букву закона и не перечеркнуть результаты своего голосования.
3. Подведение итогов (слайд № 8 презентации)
Победившая команда награждается грамотой. Каждый учащийся получает Памятку избирателя.
Заключительное слово учителя:
- Ребята, сегодня вы определенно повысили свою правовую культуру и уходите с важным багажом знаний по избирательному процессу. Я надеюсь, что наш урок был для вас интересным и полезным. Помните, что роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не надо следовать первым впечатлениям от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий и их лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть. Не случайно, есть выражение: «У каждого народа те правители, каких он заслуживает», то есть каких он сам выбирает. Ваш выбор – будущее России!
Рефлексия.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Закончим мы нашу встречу древним способом голосования, которым пользовались греки двадцать пять веков назад при решении государственных вопросов на Народном собрании. Если вам понравился урок, положите белые камешки в сосуд. Если вам было не интересно – положите в сосуд черные камешки. Они лежат у вас на столах.
Благодарю вас за урок и вашу активную плодотворную работу!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование элементов ролевой игры на уроках биологии"
Методическая разработка "Давление крови в сосудах. Пульс"...
Конспект открытого урока систематизации и обобщения знаний с элементами ролевой игры.
Конспект открытого урока систематизации и обобщения знаний с элементами ролевой игры. «Их имена в истории Тавриды».(Русско-турецкие войны 18 века)...

Урок с элементами ролевой игры по УМК "Spotlight 11" по теме:"Опасность"
Урок повторения и закрепления изученного по теме лексико-грамматического материала. Традиционный урок с элементами ролевой игры.Урок нацелен на совершенствование у суворовцев умения вести дискуссию с ...

Разработка классного часа с элементами ролевой игры "За здоровый образ жизни".
Классный час расчитан на проведение в среднем звене. Заставляет задуматься какую роль в жизни может сыграть отношение к своему здоровью....

Проект урока с использованием ролевой игры «Кулинарный поединок»
Цель урока: закрепить, совершенствовать и применять знания по разделу «Кулинария».Задачи урока:способствовать обобщению и систематизации знаний и умений учащихся по технологии обработки пи...

«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры
Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....

Урок - путешествие с элементами ролевой игры по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание чередующихся гласных о-a в корнях -раст-,-рос-, -ращ-».
Исходя из требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя и заложенных в ФГОС, основанных на деятельностном подходе к образовательному процессу, предлагаю проект урока по предмету &l...

