Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Мехонцева Юлия Вадимовна

Урок обществознания в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие

Обществознание, 6

Дата:                

Планируемые результаты:

Предметные:    овладение терминологией, ключевыми понятиями; формирование знаний об обществе как системе, о сферах и областях общественной жизни, ознакомление учащихся со значениями понятия «сферы общественной жизни».

Метапредметные:

Коммуникативные – развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии

Регулятивные – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, цели урока; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные – анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, давать определение понятий.

Личностные:  развитие способности обучающихся к саморазвитию, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений.

Тип урока: комбинированный

 Оборудование: учебник, рабочие тетради

Ход урока

Организационный момент

Учитель здоровается с учащимися, отмечает отсутствующих.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа по материалу прошлой темы:

 Что такое общество?

Как общество связано с природой?

Какие экологические проблемы существуют в современной России? Какие варианты решения вы могли бы предложить?

Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, задач урока.

Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Общество – это система, то есть оно состоит из отдельных, но взаимосвязанных частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни (подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.

Вопрос: как вы считаете, из какие элементов состоит общество? (учащиеся называют элементы, учитель подводит учащихся к выводу о том, как эти элементы взаимодействуют друг с другом – технология проблемного обучения)

Общество является динамической системой, то есть оно постоянно развивается, совершенствуется. Такое развитие называется прогресс. Если  движется назад, от более совершенного к менее – это называется регрессом.

Если рассматривать общество как систему, которая состоит из взаимодействующих частей, то основными ее подсистемами являются сферы общественной жизни.

Попробуйте ответить на вопрос: какие главные цели ставят перед собой люди?

Например: людям необходимо создавать материальные блага (продукты питания, одежду, обувь, лекарства, строить жилища, создавать средства производства и т.д.)  и распределять их между собой  

Сфера общества – это подсистема, которая характеризуется определённой функцией и деятельностью людей по её выполнению. В каждой сфере складываются соответствующие общественные отношения и создаются особые институты.

Общество в этом значении слова включает в себя все способы взаимодействия людей в разных сферах общественной жизни: политической, экономической, правовой, духовной.

Обычно выделяют четыре  сферы: экономика, политика, социальная и духовная сфера.

Учащиеся пробуют объяснить, как они понимают ту или иную сферу жизни, приводят примеры того, что относится к этим сферам.

Далее, учитель предлагает зарисовать схему сфер жизни общества в тетрадях:

Экономическая: производство, обмен, распределение, потребление.

Учащиеся пробуют привести примеры той или иной экономической деятельности (из личного опыта)

Политическая: государство, политика, право, власть (также примеры учащихся).

Социальная сфера: нации, семья. Образовательные учреждения, медицинское обслуживание, органы соцзащиты и т.д.

Духовная: нравственность, мораль, религия, наука, искусство.

Вопрос: как связаны между собой эти сферы?

Как вы считаете, какая из этих сфер наиболее важная?

Учитель подводит итог обсуждения, напоминая, что все сферы важны и каждая, объединяя различные взаимоотношения и элементы жизни общества позволяет людям жить и развиваться в обществе.

Далее учитель предлагает краткую характеристику каждой сферы:

Экономическая – создание материальных благ, производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства (в неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение, экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты).

 Политическая – включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных, политических организация (включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп, политические институты, политические организации, политическую идеологию, политическую культуру).

Социальная – внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие (включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга, социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы).

Духовная – включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства (охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей, духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности).

Сферы общественной жизни

Все четыре сферы взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга.

Применение учащимися знаний с целью усвоения навыков

Тестирование:

1. К какой сфере жизни общества непосредственно относится деятельность научных учреждений, организаций культуры и образования?

1) социальной

2) правовой

3) политической

4) духовной

2. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

1) искусство, образование

2) демократия, референдум

3) семья, нация

4) издержки, рынок

3. Что относится к экономической сфере жизни общества?

1) производство материальных благ

2) проведение выборов в парламент

3) показ нового художественного фильма

4)заключение брака

4. Что относится к социальной сфере жизни общества?

1)проведение заседания парламента страны

2)открытие музыкального фестиваля.

3)проведение благотворительной акции для людей с ограниченными физическими возможностями.

4)заключение сделки между двумя фирмами.

5. Предприниматель оказывает финансовую помощь Дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер жизни общества проявляется в данном факте?

1)  политической и духовной

2)  экономической и политической

3)  социальной и политической

4)  экономической и социальной

6. Политическая организация критикует политику правительства в отношении пенсионеров. Какие сферы жизни общества непосредственно затрагивает эта деятельность?

1)  экономическую и социальную

2)  политическую и духовную

3)  экономическую и духовную

4)  политическую и социальную

7. В стране Z правительство проводит реформу здравоохранения. Взаимодействие каких сфер общественной жизни в первую очередь иллюстрирует этот пример?

1)  экономической и политической

2)  политической и социальной

3)  духовной и экономической

4)  экономической и социальной

8. Что относится к экономической сфере жизни общества?

1)  производство материальных благ

2)  организация государственной власти

3)  создание произведений искусства

4)  разработка и принятие законов

9. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ФАКТЫ

А)  принятие конституции государства

Б)  продажа товаров в магазине

В)  принятие присяги главой государства

Г)  предвыборная агитация избирателей

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1)  экономическая

2)  политическая

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

10. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ФАКТЫ

А)  производство товаров и услуг

Б)  отношения «отцов» и «детей»

В)  межнациональный конфликт

Г)  оказание банковских услуг

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1)  экономическая

2)  социальная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Заключение: на уроке используется технология проблемного обучения. Поскольку учащимся, изучающим новую тему, предлагается самостоятельно разобрать проблемную ситуацию, предложив варианты решения (технология частично используется в проверке домашнего задания, по вопросу взаимодействия природы и современного общества) и в процессе изучения новой темы, при формировании представления о сферах жизни общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема :"Общество", "Сферы жизни общества".

Определение понятия " общество", типология обществ, государство и его признаки, характеристика современного общества....

Подготовка к ЕГЭ по теме "Политическая сфера жизн общества" часть А

Данные тестовые задание составлены на основе типовых тестовых заданий  обществознание 2013 под редакцией А.Ю.Лазебниковой, Е.Л.Рутковской, Е.С.Корольковой....

Политическая сфера жизни общества

Обобщающий урок по обществознанию в 9 классе по теме "Политическая сфера" по учебнику Л.Боголюбова....

Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.

Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...

Тесты по обществознанию 10 класс по теме "Общество.Сферы жизни общества.Деятельность".

Данные тесты по обществознанию в 10 классе предназначены для подготовки обучающихся к ЕГЭ по темам об обществе, сферах жизни общества, о деятельности и ее структуре....

Материал для подготовки к ОГЭ по разделу: "Основные сферы жизни общества"

Материал для подготовки к ОГЭ по разделу: "Основные сферы жизни общества"...

Конспект урока обществознания 6 класс " Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие"

Конспект урока по обществознанию "" Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие" для 6 класс по ФРП...