Рабочая программа "Индивидуальный проект" для учащихся 10 класса
проект по обществознанию (10 класс)
Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Весенненская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Приказ № 52 г. 24.04. 2024 г. . | Утверждено Приказом № 52 от 24.04. 2024 г. | |||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Индивидуальный проект»
10 класс
2024 – 2025 учебный год
Учитель: Толстобова Ольга Ивановна
с. Весеннее, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N613, Минпросвещения РФ от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712),
- Учебного плана МБОУ «Весенненская СОШ»,
- Допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Основы проектной деятельности. 5-9 классы», авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.
- Программы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы: Самара, 2010г.и программы «Основы проектирования. Для старшей школы» авторы Голуб Г.Б, Ерёмина А.П., Туркин А.К., Самара, 2010г.
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения.
Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности. Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Курс «Индивидуальный учебный проект» вводится для целенаправленной теоретической и практической подготовки учащихся 10 классов к освоению новых технологий. Программа проектной деятельности направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Цели курса:
- развитие навыков проектной деятельности;
- оказание методической поддержки обучающимся 10 класса при подготовке индивидуальных проектов
Задачи курса:
- познакомить с теоретическими основами научно- исследовательской деятельности;
- овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
- обучение целеполаганию, планированию и контролю;
- формирование потребности к целенаправленному самообразованию;
- углубление, расширение и систематизация знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся;
- формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
- обучение методам творческого решения проектных задач;
- формирование умений представления отчётности в вариативных формах;
- отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией;
- создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа курса «Индивидуальный учебный проект» в 10 классе рассчитана на 34 учебных недели по 0.5 учебных часа в неделю, всего 17 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое,социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные учебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково- символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты:
В результате обучения по программе курса «Индивидуальный учебный проект» обучающийся научится:
- формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;
- планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
- реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач;
- оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
- осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечным результатом;
В результате обучения по программе курса «Индивидуальный учебный проект» обучающийся получит возможность научиться:
- использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования;
- навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);
- осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс
Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности
- Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Информационный проект. Практический проект. Управление проектами.
- Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современный проект учащегося – дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно
формирования определенных личностных качеств. Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы проекта.
- Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления результата. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.
- Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования. Проектный подход при проведении исследования. Исследовательские проекты.
- Основные понятия учебно-исследовательской деятельности. Феномен исследовательского поведения. Исследовательские способности. Исследовательское поведение как творчество. Научные теории.
- Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования. Построение гипотезы. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация. Умозаключения и выводы.
- Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).
- Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования). Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Презентация и защита замыслов проектов и исследовательских работ. Структура проекта, исследовательской работы. Представление структуры индивидуального проекта (учебного исследования).
Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
- Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.
- Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
- Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
- Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет. Создание сайта проекта. Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом.
- Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.
- Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.
- Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с помощью интеллект-карты.
- Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы.
Модуль 3. Коммуникативные навыки
- Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы делового общения. Вербальное и невербальное общение.
- Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Анализ выступления.
- Практическое занятие. Публичное выступление. Публичная защита результатов проектной деятельности, исследований. Рефлексия проектной деятельности, исследований.
Модуль 4. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
- Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.
- Представление результатов учебного исследования. Анализ информации, выполнение учебного исследования, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.
- Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели.
Формы контроля:
- презентации проектов обучающихся;
- научно-практические конференции;
- выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе, ведение дневника наблюдений и пр.
- индивидуальные задания при работе над проектом;
- публичная защита.
Критерии оценивания учебных проектов.
Критерии | Содержание критерия оценки | Количество |
оценки проекта | баллов | |
Актуальность поставленной проблемы (до 5 баллов) | Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? | От 0 до 1 |
Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов? | От 0 до 1 | |
Верно ли определил автор актуальность работы? | От 0 до 1 | |
Верно ли определены цели, задачи работы? | От 0 до 2 | |
Теоретическая и/ или практическая ценность (до 5 баллов) | Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. | От 0 до 2 |
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области | От 0 до 2 | |
Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость | От 0 до 1 | |
Методы исследования (до 2 баллов) | Целесообразность применяемых методов | От 0 до 1 |
Соблюдение технологии использования методов | От 0 до 1 | |
Качество содержания проектной работы (до 8 баллов) | Выводы работы соответствуют поставленным целям | От 0 до 2 |
Оригинальность, неповторимость проекта | От 0 до 2 | |
В проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы | От 0 до 1 | |
Есть ли исследовательский аспект в работе | От 0 до 2 | |
Есть ли у работы перспектива развития | От 0 до 1 | |
Оформление работы (до 8 баллов) | Титульный лист | 0т 0 до 1 |
Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов | 0т 0 до 1 | |
Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений | 0т 0 до 2 | |
Информационные источники | 0т 0 до 2 | |
Форматирование текста, нумерация и параметры страниц | 0т 0 до 2 | |
Итого: | 28 |
Оценка учебного проекта.
Оценка “3” может быть поставлена за 16-19 баллов (57% -68% от максимального количества баллов).
Оценка “4” может быть поставлена за 20-24 баллов (69% - 85% от максимального количества баллов).
Оценка “5” может быть поставлена за 25-28 баллов (более 90% от максимального количества баллов).
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Наименования разделов и тем | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||||
Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности | |||||
1 | Что такое учебный проект. Теоретически е основы учебного проектирован ия | .0,5 0,5 | Знакомятся с понятием «учебный проект». Просматривают видеозаписи защиты проектов на школьных и городских научно-практических конференциях. Изучают теоретические основы учебного проектирования. Изучают типологию учебных проектов. Сравнивают различные типы проектов | 04.09 11.09 | |
2 | Требования к структуре и содержанию учебного проекта | 0,5 | Знакомятся со структурой учебного проекта. Обсуждают критерии выбора темы проекта. Учатся выбирать тему проекта. Формулируют цели и задачи проекта. | 18.09 | |
3 | Планирование учебного проекта | 0,5 0,5 0,5 | Учатся находить проблему исследования. Анализируют проблему. Определяют источники информации. Определяют способы сбора и анализа информации. Ставят задачи и осуществляют выбор критериев оценки результатов и процесса. Определяют способ представления результата. Собирают и уточняют информацию, обсуждают альтернативы (мозговой штурм), выбирают оптимальный вариант, уточняют планы деятельности. Изучают основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения. | 25.09 02.10 09.10 | |
4 | Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения | 0,5 0,5 | Изучают специфику проектной деятельности. Знакомятся с особенностями исследовательской деятельности. Выявляют сходства и отличия проекта и исследования. Узнают, в чём заключается сущность проектного подхода при проведении исследования. Характеризуют специфику исследовательских проектов. | 16.10 23.10 | |
5 | Основные понятия учебно- исследовательской деятельности | 0, 5 0,5 | Раскрывают смысл понятий: «феномен исследовательского поведения», «исследовательские способности». Обсуждают, является ли исследовательское поведение творчеством. Приводят примеры научных теорий. | 06.11 13.11 | |
6 | Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Методы эмпирического и теоретичес кого исследования | 0,5 0,5 | Объясняют значение понятия «гипотеза». Пытаются построить гипотезу исследования. Выделяют предмет и объект исследования. Формулируют проблему исследования. Формулируют цели и задачи исследования. Делают умозаключения и выводы, обобщения. Учатся классифицировать. Характеризуют методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент).Называют методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование). Характеризуют методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному). Приводят примеры различных методов исследования. | 20.11 27.11 | |
7 | Практическое занятие «Проектирование структуры индивидуального проекта (учебного исследования)» | 0,5 0,5 | Конструируют тему и проблему проекта, исследования. Делятся проектными замыслами. Готовят презентацию и защиту замыслов проектов и исследовательских работ. Работают над структурой проекта, исследовательской работы. Представляют структуру индивидуального проекта (учебного исследования). | 04.12 11.12 | |
Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности | |||||
8 | Работа с информационными источниками | 0,5 0,5 | Осуществляют поиск и отбор информации. Учатся систематизировать информацию. Знакомятся с нормами информационной культуры. Соблюдают нормы информационной культуры в работе над проектом, исследованием. Выделяют и используют разные виды информационных источников. Учатся пользоваться инструментарием работы с информацией – методами, приемами, технологиями. | 18.12 25.12 | |
9 | Информационные ресурсы на бумажных носителях | 0,5 0,5 | Рассматривают текст с точки зрения его структуры. Знакомятся с видами и способами переработки чужого текста. Раскрывают смысл понятий: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Учатся использовать различные способы переработки чужого текста. | 15.01 22.01 | |
10 | Информационные ресурсы на электронных носителях | 0,5 0,5 | информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Знакомятся со способами и формами представления данных. Осуществляют компьютерную обработку данных исследования. | 29.01 05.02 | |
11 | Сетевые носители – источник информационных ресурсов | 0,5 | Работают в сети Интернет. Используют дистанционную коммуникацию в работе над проектом. | 12.02 | |
12 | Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. | 0,5 0,5 0,5 | Учатся строить диаграммы и графики. Работают с графами. Составляют сравнительные таблицы, лучевые схемы-пауки и каузальные цепи, интеллект-карты. Создают скетчи (визуальные заметки).Пишут опорные конспекты. Знакомятся с формами систематизации информации (инфографика, скрайбинг). | 19.02 26.02 05.03 | |
13 | Требования к оформлению проектной и исследовательской работы | 0,5 0,5 | Учатся составлять библиографию. Знакомятся с правилами подбора справочной литературы, работают с каталогами. Оформляют таблицы, рисунки и иллюстрированные плакаты, ссылки, сноски, список литературы. Учатся обобщать и систематизировать собранный материал. | 12.03 19.03 | |
14 | Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации | 0,5 0,5 | Оформляют проектную (исследовательскую) работу. | 02.04 09.04 | |
Модуль 3. Коммуникативные навыки | |||||
15 | Коммуникативная деятельность | 0,5 0,5 | Объясняют, что такое коммуникация. Раскрывают значение таких форм коммуникации, как диалог, монолог. Выясняют роль коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом. Знакомятся с формами и принципами делового общения. Сравнивают вербальное и невербальное общение. Приводят примеры различных видов общения. | 16.04 23.04 | |
16 | Публичное выступление: от подготовки до реализации. | 0,5 0,5 | Отрабатывают на практике поэтапную подготовку публичного выступления. Изучают и используют способы привлечения внимания аудитории. Используют наглядные средства. Анализируют свои выступления. Участвуют в публичной защите результатов проектной деятельности, исследований. Осуществляют рефлексию проектной деятельности, исследований | 30.04 07.05 | |
Модуль 4. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности | |||||
17 | Представление результатов учебного проекта | 0,5 0,5 | Выбирают тему проекта. Обосновывают выбор темы. Анализируют отобранную информацию. Обдумывают возможные формы представления результатов. Обосновывают процесс проектирования. Формулируют гипотезу. Определяют цели и задачи исследования. Составляют план исследования. Выполняют исследование. | 14.05 | |
Оценка учебного проекта (учебного исследования) | Заполняют карту самооценки индивидуального проекта (учебного исследования). Анализируют выполнение проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Проводят анализ достижений поставленной цели. | 21.05 | |||
Итого | 17ч | ||||
Учебно-методическое обеспечение
УМК
- М.В.Половкова, А.В.Носов, Т.В.Половкова, М.В.Майсак,
«Индивидуальный проект: 10-11-й классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций (ФГОС)» М.; Просвещение.
Список литературы для учителя
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М., 1989.
- Битянова М.Р. Учимся решать проблемы: учебно-методическое пособие для психологов и педагогов / М.Р. Битянова, Т.В. Беглова. – М. : Генезис, 2005.
- Битянова М.Р. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика) / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова, А.Г. Теплицкая. – М. : Сентябрь, 2015. – 208 с.
- Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – N 10. – С. 130–139.
- Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара : Учебная литература, 2009. – 224 с.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2011.
- Касицина Н.В. Педагогическая поддержка в школе и система работы индивидуальных кураторов / Н.В. Касицина, Н.С. Крупская, Ю.Л. Минутина, М.М. Эпштейн и др. – СПб. : Школьная лига, 2015. – 128 с.
- Лебединцев В.Б. Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в общеобразовательной школе / В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец. – М. : Сентябрь, 2013. – 240 с.
- Логинов Д.А. Как построить систему тьюторского сопровождения обучающихся в школе / Д.А. Логинов. – М. : Сентябрь, 2014. – 160 с.
- Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – 3-е изд. – М. : 5 за знания, 2008. – 160 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
- Сизикова С.Ф. Основы делового общения. 10–11 кл. : методическое пособие / С.Ф. Сизикова. – М. : Дрофа, 2006.
- Соколова Н.В. Проблема освоения школьниками метода научного познания / Н.В. Соколова // Физика в школе. – 2007. – N 6. – С. 7–17.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практическое пособие / К. Фопель. – М. : Генезис, 1998.
Список литературы для учащихся
- Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – 3-е изд. – М. : 5 за знания, 2008. – 160 с.
- Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара : Учебная литература, 2009. – 224 с.
Электронные образовательные ресурсы
- Глобальная школьная лаборатория: https://globallab.org/ru/#. WaXDS61ePfY.
- Лицей НИУ ВШЭ: https://school.hse.ru/docum.
3.Научная школа человекосообразного образования: http://khutorskoy.ru/ science/.
4.Открытая школа: http://openschool.ru.
5.Портал метапредметных олимпиад: http://олимпиады.онлайн.
6.Шаг школы в смешанное обучение: http://openschool.ru/ru/content/ lesson/18852
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для учащихся 8 класса по английскому языку.
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе авторской программы М.З. Биболетовой....
Рабочая программа для учащихся 7 класса по английскому языку.
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе авторской программы М.З. Биболетовой...

Рабочие программы для учащихся специальных (коррекционных) классов 8 вида
Данные рабочие программы помогут учителю при работе с учащимися, обучающимися по 8 виду....
Рабочая программа для учащихся 5-11 классов по предмету "Физическая культура"
Проект авторской рабочей программы по "Физической культуре" для учащихся 5-11 классов. Авторская программа по физическому воспитанию «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 к...
Рабочая программа для учащихся 10-11 классов (Экономика - профильный уровень)
Программа общеобразовательного предмета «Экономика. Углубленный уровень» строится на основе требований к результатам освоения образовательной программы, заложенных в Федеральном государственном образо...

Музыкальный инструмент. Фортепиано. Образовательная (рабочая) программа для учащихся 1-7 классов отделения специального фортепиано
Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры.В последнее время объем музыкальной информации необычайно возрос.Несомненно, музыкальный поток оказывает значительное влиян...
Технология. Рабочая программа для учащихся 5-8 класса основного общего образования.
Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного о...


