Задания школьного этапа ВсОШ 6 класс по обществознанию
олимпиадные задания по обществознанию (6 класс)

Колесникова Светлана Анатольевна

Для подготовки  и проведения школьного этапа ВсОШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_obshchestvoznanie.docx67.78 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

2022-2023 учебный год

6 класс

1.Выберите правильный ответ:

1.1. Объединение кровных родственников или близких людей, у которых общий дом и хозяйство, называется:

  1. Группой;
  2. Коллективом;
  3. Семьей; 
  4. Командой.

1.2. В отличие от поведения животного деятельность человека определяется:

  1. Биологической программой; 
  2. Осознанной целью; 
  3. Инстинктами; 
  4. Зависимостью от природы. 

1.3. Ниже перечислены названия европейских государств. Только одно из них имеет монархическую форму правления. Укажите это государство.

  1. Франция;
  2. Великобритания; 
  3. Германия;
  4. Италия.

1.4. Укажите цивилизованный способ разрешения конфликтной ситуации:

  1. Скандал; 
  2. Ссора;
  3. Дискуссия; 
  4. Драка. 

1.5. Кем обеспечиваются права человека?

  1. Городом;
  2. Областью; 
  3. Правительством; 
  4. Государством.

1.6. Укажите возраст: во сколько лет человек получает право участвовать в политической жизни государства.

  1. 14;
  2. 16; 
  3. 20; 
  4. 18. 

1.7. Укажите, чей лик изображен на гербе РФ.

  1. Георгий Победоносец; 
  2. Андрей Первозванный; 
  3. Дмитрий Ратников; 
  4. Серафим Саровский. 

1.8. Назовите пропущенную обязанность гражданина РФ:

  1. Соблюдать Конституцию и другие законы РФ;
  2. Защита Отечества;
  3. Беречь памятники истории и культуры;
  4. Платить законно установленные налоги и сборы;
  5.  …
  1. Заботиться о людях преклонного возраста; 
  2. Содержать в чистоте двор, улицы, пришкольный участок; 
  3. Бережно относиться к природным богатствам; 
  4. Заниматься благотворительной деятельностью. 

2. Соотнесите названия наук об обществе и их определения:

  1. Наука, изучающая наиболее общие законы природы и общества.
  2. Наука о закономерностях развития всего человечества.
  3. Наука о строении общества и способах взаимодействия его частей.
  4. Наука о закономерностях и способах человеческой деятельности по обеспечению средств к существованию.
  5. Наука, изучающая особенности взаимодействия власти и общества.
  6. Наука о развитии в человеческом обществе понятий о добре и зле.
  1. Этика
  2. Философия
  3. Экономика
  4. Политология
  5. Социология
  6. История

1

2

3

4

5

6

3. Прочитайте отрывок из знаменитого произведения XVIII века «Юности честное зерцало» и дайте ответ на вопрос:

«Сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свинья, и не дуй в ушное блюдо, чтобы везде брызгало, не сопи, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом…»

Какие разновидности социальных норм  можно выделить в данном произведении:

  1. Религиозные нормы;
  2. Обычаи;
  3. Обряды;
  4. Нравы;
  5. Манеры;
  6. Законы.

4. Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»:

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

"Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?"

Поп ему в ответ: "Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.E:\images.jpgE:\загруженное.jpg

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?"

Балда говорит: "Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу".

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: "Ладно.

Не будет нам обоим накладно.

Поживи-ка на моем подворье,

Окажи свое усердие и проворье".

Найдите в данном отрывке:

Работодателя:                                                                 

Трудовой договор:                                                        

Работника:                                                

Заработную плату:                                                

5. Выберете понятия, отражающие систему органов законодательной государственной власти в РФ. Ответ отразите в виде схемы.

  1. Законодательное собрание;    8) Совет Федерации;
  2. Сенат;                                        9) Верховный совет;
  3. Палата представителей;         10) Палата общин;
  4. Федеральное собрание;          11) Собрание народных представителей;
  5. Палата лордов;                        12) Муниципалитет;
  6. Сейм;                                        13) Государственная дума.
  7. Конгресс; 

6. Соотнесите времена года с названиями возрастных периодов согласно классификации Пифагора.

А) Весна

1) «молодой человек» 20-40 лет

Б) Лето

2) «период становления» 0-20 лет

В) Осень

3) «старый и угасающий человек» 60-80 лет

Г) Зима

4) «человек в расцвете сил» 40-60 лет

А

Б

В

Г

7. Какое из предложенных ниже слов характеризуют понятие «конституция»? Отметьте нужные слова.

Лидер;                     Гражданин;               Декларация;

Кодекс;                    Государство;             Обязанности;

Права;                     Диктатура;                 Закон.

Используя выбранные слова, приведите свое определение понятия «конституция».

8. Какое слово объединяет представленные ниже рисунки? Дайте определение этому понятию.

E:\загруженное (1).jpg

 

9. Современное телевидение и сеть Интернет переполнены информацией. Как вы считаете, каких передач и сериалов не хватает сегодня на ТВ и в Интернете? Придумайте названия этим передачам и сериалам (2 сериала, 3 передачи).

10. Прочитайте текст. Укажите основную мысль прочитанного текста, запишите её. Какие вы видите преимущества у человека, получившего образование?

Люди живут группами с древнейших времен. Каждая группа, род, старалась держаться вместе и стремилась к сохранению этого сообщества даже после ухода из жизни его отдельных членов.

Чтобы сохранить род и его ценности, старшим следовало учить детей всему, что они знали сами, чтобы дети могли справляться с проблемами в будущем. Молодым людям приходилось учиться, чтобы сохранять традиции, знания и опыт группы. Таким образом, идея «образования» гораздо старше, чем сами школы.

Но с изобретением письменности школы стали насущной необходимостью. Требовалось особое обучение, чтобы овладеть письменностью.  Умение читать и писать сделали возможным накопление и передачу знаний на недосягаемом до той поры уровне.

Повседневная жизнь в семье не могла обеспечить такое образование, поэтому нужно было особое учреждение, которое бы этим занималось. Это была школа.

Никто не знает, когда появились первые школы. Мы знаем только, что уже пять или шесть тысяч лет тому назад школы существовали в Египте, возможно, в Китае и в некоторых других странах.

Но лишь в  XVIII веке стала распространяться идея о том, что образование способно улучшить человека и общество. И лишь около ста лет назад получение образования было признано правом каждого ребенка.

                                          Ответы и критерии оценок

1. За каждый правильный ответ – 1 б

1

2

3

4

5

6

7

8

в

б

б

в

г

г

а

в

Всего – 8 б.

2.

1

2

3

4

5

6

б

е

д

в

г

а

Максимально – 2 балла, 1-2 ошибки – 1 балл, иное – 0 баллов.

3.  б, д – 1 балл

4.

Работодатель:        поп                                 

Трудовой договор:        «усердная служба», «жизнь на подворье»                

Работник:                Балда                        

Заработная плата:        три щелка по лбу, вареная полба                        

Максимально – 2 бала

5. За каждую верную позицию – 1 балл

4) Федеральное собрание

8)  Совет Федерации

13)  Государственная дума

Всего – 3 балла

6.

А

Б

В

Г

2

1

4

3

Максимально – 2 балла

7. Права, государство, закон, обязанности.

Вариант определения – «высший закон государства».

Максимально – 3 балла.

8. Общество.

Дается развернутое определение.

Максимально – 3 балла.

9.Задание носит творческий характер.

Максимально – 3 балла (четко выражена собственная мысль, прослеживаются причинно-следственные связи, приведены примеры)

10. Главная мысль: по мере развития человеческого общества необходимым стало появление образования и школ. Это помогло не просто передавать знания и опыт подрастающему поколению, но и стало важным правом каждого ребенка.

Преимущества: обладает знаниями в различных областях, имеет широкий кругозор, воспитан, умеет находить различную информацию и воспринимать ее, умеет общаться с другими людьми.

Максимально – 10 баллов.

Общее количество баллов за работу – 37  баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по биологии 11 класс (школьный этап ВСОШ)

Олимпиадные задания по биологии 11 класс...

Задания для школьного этапа ВсОШ по химии 8 класс

Данный материал предназначен для проведения школьного этапа ВсОШ по химии с обучающимися 8 класса, содержит познавательные задания....

Задания школьного этапа ВсОШ по технологии

Задания школьного этапа ВсОШ по технологии 6 класс...

Комплект заданий для школьного этапа ВсОШ по искусству (МХК), 5-11 класс

Предлагаю задания и критерии оценивания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству. Все задания составлены в соответствии с Методическими рекомендациями и по количеству и по типам. Из-за не...