Конспект урока "Конституция Российской Федерации"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.
Принята народом России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года.
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: Обществоведение
Класс: 10
ФИО учителя: Боднар Н.А.
Тема урока: Конституция РФ
Цели урока:
- сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа.
- объяснить новые понятия: Конституция, преамбула, референдум, права и обязанности.
- воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к Основному закону страны.
- развитие навыков и умений работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.
Принята народом России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года.
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов.
Глоссарий по теме: Конституция, Преамбула, референдум
Цифровой образовательный контент:
РЭШ
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5734/main/160166/
https://lesson.edu.ru/lesson/ea88f9e7-1eb6-4315-a0eb-1d9e0939aef6
Учи.ру
https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/environment/4-klass/division-888_okruzhayushchiy-mir/lesson-3007_grazhdane-rossii/card-33159
Инфоурок
https://school.infourok.ru/videouroki/6b75e069-9c8a-45a0-8c20-2102af83eda5
Оборудование: мультимедийный комплекс, текст.
Ход урока:
Этап урока | Содержание урока. | Деятельность обучающихся |
1.Орг. момент | Эмоциональный настрой. - желаю всем на уроке быть внимательными, отвечать на вопросы и правильно выполнять все задания. | - Отвечать полными ответами, рассуждать, быть активным |
2. Повторение и проверка знаний | Повторим: как государство регулирует жизнь граждан https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/environment/4-klass/division-888_okruzhayushchiy-mir/lesson-3007_grazhdane-rossii/card-33159 Рефлексия: что вы повторили? Оценивание | -выполняют задание на интерактивных карточках; - делают вывод, высказывают свое мнение. |
3. Изучение новой темы | Офтальмопауза Ребята, скажите пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность? Какую информацию можно извлечь из паспорта. Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика? Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ? а как он называется, вы узнаете из текста. У вас на столах лежит текст. Внимательно прочитайте текст, и ответьте на вопросы (самостоятельное чтение текста с нахождением конкретной, нужной информации, берем карандаш). О чем говорится в тексте? - может кто-нибудь догадался, какая тема нашего урока? Назовите слайд 1 Тема нашего урока «Конституция РФ- основной закон страны» (пишу на доске, дети в тетради) https://school.infourok.ru/videouroki/6b75e069-9c8a-45a0-8c20-2102af83eda5 - А что такое Конституция, что прописано в ней? Слайд 2 -3 -как она должна соблюдаться? Чем ценна Конституция, что в ней закреплено? Слайд 4 -5 Слайд 6 - с этих слов, начинается текст рассматриваемого нами сегодня документа, Преамбула. - что такое преамбула? Слайд 7 (словарная работа) - На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Что такое гимн? Сегодня мы с вами составим схему, которая раскроет понятие, что такое Конституция?Отвечая на вопросы к тексту, начинают составлять схему на слайде. - как должна соблюдаться Конституция? Слайд 8 - какая основная цель Конституции? Слайд 9 -когда была принята Конституция? - кем она была принята ? Слайд 10 (словарная работа) Референдум РФ - всенародное голосование граждан России. Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…» Слайд 11 - что содержится в Конституции: Из чего состоит? Сколько статей включает в себя Конституция? Слайд 12 -Что определяет Конституция? - В Конституции правам человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Скажите, а человек только правами обладает? - Человек живет в обществе и должен соблюдать не только свои права, но и обязанности. - Какая главная обязанность гражданина? - У всех граждан Росийской Федерации права и обязанности по Конституции одинаковые. - Как принимаются законы в нашем государстве? - Правильно. Для этого и существует Конституция. | - паспорт, свидетельство о рождении - ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение - дневник Работа с текстом Чтение текста (3 - 5 мин) -в тексте говорится о Конституции - Конституция -основной закон страны, в котором прописаны правила. - Она должна соблюдаться в обязательном порядке. (читают на слайде, запись в тетрадь) - вводная или вступительная часть законодательного или правового акта - гимн – это главная торжественная песня страны, которая звучит на всех главных событиях. Сегодня он звучал на нашей линейке. - она должна соблюдаться в обязательном порядке - основная цель Конституции – обеспечить защиту прав и интересов граждан и государства, т. к. человек, его права свободы являются высшей ценностью; - конституция была принята 12 декабря 1993 года. - конституция принята народом Российской Федерации, референдумом. (запись в тетрадь) - Конституция состоит из преамбулы и двух разделов. Основная часть составляет текст Конституции, включает в себя 9 глав, 137 статей. - определяет основы общественного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан - нет, у каждого человека есть еще обязанности; - главная обязанность соблюдать законы - все законы, принимаются на основе Конституции. |
Физ.минутка | Исходное положение – сидя, правую руку вперед, левую вверх. Поменять положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. | |
4.Закрепление темы урока | Слайд 13 - Работая с текстом, мы составили схему «Конституция», о чем узнали? - Можете назвать законы, принятые на основе Конституции? Рассмотрим две статьи, которыми вы, пользуетесь постоянно. - у каждой группы в тексте приведена статья Конституции. - Назовите, какое право приведено в тексте? Слайд 15 статья 41 Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. - Как вы пользуетесь этим правом? - Опираясь на эту статью, чем вы можете воспользоваться? - Каждый год уч-ся нашей школы посещают мед центр «Ювентус», для чего? Слайд 16 - Статья 43 Право на получение образования. - Как вы пользуетесь этим правом? - Почему образование так важно для всех и каждого? Что можно добиться в жизни получив образование? - Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? Пока вы учитесь в школе, ваши права отстаивают родители. А в 18 лет вы будете обладать всеми правами, которые написаны в Конституции | - узнали, что такое Конституция, кем принята, что содержит, что обеспечивает, что определяет. - все законы РФ приняты на основе Конституции РФ. находят в тексте и проговаривают - статья 41 право на охрану здоровья и мед. обслуживание, статья 43 право на образование - сохранения и укрепления здоровья, предоставление человеку медицинской помощи, потому, что здоровье – главная ценность человеческой жизни ответ уч-ся: можем воспользоваться: - получить первую мед помощь; - вызвать врача на дом, вызов скорой помощи, лечение; - профилактические медосмотры: выявить заболевания, предупредить осложнения - вакцинирование, чтобы организм был защищен - Охрана собственного здоровья - это обязанность каждого человека. - С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены. - Образование помогает приобретению знаний, о правах и обязанностях человека, подготавливает ребенка к жизни в обществе, выбору профессии - работа, заработок денег, самостоятельность, уверенность, готовыми к жизни в обществе - правом на образование - выбрать профессию, трудоустроиться. |
Закрепление | Разбор предложенных ситуаций (2 мин.) Завершение схемы. Учащимся предлагается назвать законы РФ, принятые на основе Конституции. Можете назвать? завершение схемы. Предлагается сильному учащемуся обобщение темы по составленной схеме (ответ по желанию). -Кто сможет по составленной схеме рассказать, что же такое Конституция? -Назовите права, которые мы сегодня изучили? - Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? - Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с основным законом страны. - Реализованы ли все названные вами права? | - Уголовный кодекс, Семейный кодекс, закон об Образовании и т.д. (ответ уч-ся). называют два права - правом на образование (ответ детей) –да |
5. Итог урока | - Наш урок заканчивается. О чем вы узнали сегодня? - Что закреплено в Конституции? - Какая ваша главная обязанность? Рефлексия (Для чего изучаем права, пригодиться ли это в будущем?) -будете ли вы ими пользоваться в жизни? Оценивание Спасибо за работу на уроке. | О главном законе нашей страны, о Конституции - закреплены охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. -добросовестно учиться, выполнять требования учителей; уважать честь и достоинство других учеников и педагогов. выполнять требования школьного устава; ответы уч-ся - эти новые знания нужны для взрослой жизни в обществе |
6. Домашнее задание | Статьи Конституции: ст.25 Право на неприкосновенность жилища, ст. 37 Право на отдых и досуг, ознакомиться, привести примеры нарушения прав героев из литературных произведений, фильмов, сказок. |
Сегодня мы только начали изучение Конституции РФ, на следующем уроке мы приступим к изучению главы 2 «Права и свободы человека и гражданина, которая играет важное значение в жизни каждого человека.. И запомните, человек прав тогда, когда он знает свои права.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие...

«Всероссийский урок Конституции Российской Федерации» «Мы - граждане Российской Федерации».
Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России. Задачи Всероссийского урока:- формировать пра...
Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государственного гимна Российской Федерации и Гимна Республики Тыва накануне Дня Космонавтики
Уважаемые Коллеги, Вашему Вниманию предлагается сценарий торжественной церемонии накануне Дня Космонавтики....
Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государственного гимна Российской Федерации и Гимна Республики Тыва, прохождения военным маршем и шествия Бессмертного полка школы №
Уважаемые коллеги, Вашему Вниманию предлагается уникальный сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государств...

Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций"
Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от оп...

ОБЗР 8 класс Урок 6 - Тест "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинские символы Вооруженных Сил Российской Федерации"
ОБЗР 8 класс Урок 6 - Тест "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинские символы Вооруженных Сил Российской Федерации"...
