Рабочая программа по обществознанию для 8-9 классов (базовый уровень)
рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 8-9 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
- воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
- развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
- развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
- формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства);
- создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 8 по 9 класс. Общее количество времени на два года обучения составляет 68 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
- осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
- характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
- приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления основных функций различных финансовых посредников; использования способов повышения эффективности производства;
- классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного регулирования экономики;
- сравнивать различные способы хозяйствования;
- устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
- использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;
- определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
- решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
- овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безработицы;
- извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества;
- анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
- оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
- приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
- приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме);
- осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
- осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
- характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;
- приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния образования на социализацию личности; правил информационной безопасности;
- классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
- сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
- устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
- использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
- определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
- решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры;
- овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
- осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
- анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
- оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
- использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
- приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении
- осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях;
- характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое государство;
- приводить примеры государств с различными формами правления, государственно-территориального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;
- классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций;
- сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное устройство, монархию и республику, политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум;
- устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и государством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
- использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти, значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и государстве;
- определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения;
- овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике;
- искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
- анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме;
- оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
- использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
- осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты.
Гражданин и государство
- осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации;
- характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как социальное государство, как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации;
- приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
- классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации;
- сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации;
- устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан;
- использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции;
- с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране политике «сдерживания»;
- решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях;
- систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом;
- овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
- искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
- анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
- оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
- использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
- самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при использовании портала государственных услуг;
- осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
- осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
- характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского государства;
- приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российского государства;
- классифицировать социальные общности и группы;
- сравнивать виды социальной мобильности;
- устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий и конфликтов;
- использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;
- определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам;
- решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов;
- осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том числе отражающий изученный материал о социализации личности);
- извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст;
- анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию;
- оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
- использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
- осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
- осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных проблемах;
- характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;
- приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста;
- сравнивать требования к современным профессиям;
- устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
- использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека;
- определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве;
- осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования; выбора профессии;
- осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Раздел 1. Человек в экономических отношениях | |||||
Экономика — основа жизнедеятельности человека | 5 | ||||
Рыночные отношения в экономике | 5 | ||||
Финансовые отношения в экономике | 5 | ||||
Домашнее хозяйство | 1 | ||||
Экономические цели и функции государства | 4 | ||||
Итого по разделу | 20 | ||||
Раздел 2. Человек в мире культуры | |||||
Культура, её многообразие и формы | 1 | ||||
Наука и образование в Российской Федерации | 4 | ||||
Роль религии в жизни общества | 2 | ||||
Роль искусства в жизни человека | 2 | ||||
Роль информации в современном мире | 2 | 1 | |||
Итого по разделу | 11 | ||||
Защита проектов, итоговое повторение | 3 | 1 | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 0 | ||
9 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Раздел 1. Человек в политическом измерении | |||||
Политика и политическая власть | 3 | ||||
Участие граждан в политике | 3 | ||||
Итого по разделу | 6 | ||||
Раздел 2. Гражданин и государство | |||||
Основы конституционного строя Российской Федерации | 2 | ||||
Высшие органы публичной власти в Российской Федерации | 2 | ||||
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации | 2 | ||||
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина | 2 | 1 | |||
Итого по разделу | 8 | ||||
Раздел 3. Человек в системе социальных отношений | |||||
Социальные общности и группы | 2 | ||||
Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции | 4 | ||||
Этносы и нации в современном обществе. Социальная политика Российского государства | 3 | ||||
Отклоняющееся поведение и здоровый образ жизни | 2 | ||||
Итого по разделу | 11 | ||||
Раздел 4. Человек в современном изменяющемся мире | 5 | ||||
Защита проектов, итоговое повторение | 4 | 1 | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 0 | ||
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Экономическая жизнь общества | 1 | ||||
2 | Экономическая система и её функции. Собственность | 1 | ||||
3 | Производство — источник экономических благ | 1 | ||||
4 | Предпринимательство | 1 | ||||
5 | Деньги, обмен, торговля | 1 | ||||
6 | Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие рынков | 1 | ||||
7 | Спрос и предложение. Рыночное равновесие | 1 | ||||
8 | Предприятие в экономике | 1 | ||||
9 | Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица | 1 | ||||
10 | Финансовый рынок и финансовые посредники | 1 | ||||
11 | Банковские услуги | 1 | ||||
12 | Страховые услуги | 1 | ||||
13 | Финансовая безопасность | 1 | ||||
14 | Экономические функции домохозяйств | 1 | ||||
15 | Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования | 1 | ||||
16 | Семейный бюджет и финансовое планирование | 1 | ||||
17 | Экономические цели и функции государства | 1 | ||||
18 | Налоги. Государственный бюджет. Государственная политика по развитию конкуренции | 1 | ||||
19 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в экономических отношениях» | 1 | ||||
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в экономических отношениях». Контрольная работа | 1 | 1 | |||
21 | Культура, её многообразие и формы | 1 | ||||
22 | Наука. Роль науки в развитии общества | 1 | ||||
23 | Образование в современном обществе | 1 | ||||
24 | Образование в Российской Федерации. Самообразование | 1 | ||||
25 | Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации | 1 | ||||
26 | Роль религии в жизни человека и общества | 1 | ||||
27 | Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации | 1 | ||||
28 | Что такое искусство. Виды искусств | 1 | ||||
29 | Роль искусства в жизни человека и общества | 1 | ||||
30 | Общество и его развитие. Информация и современный мир | 1 | ||||
31 | Роль информации и информационных технологий в современном мире | 1 | ||||
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в мире культуры» / Всероссийская проверочная работа | 1 | 1 | |||
33 | Защита проектов по теме по теме «Финансовая грамотность» | 1 | ||||
34 | Итоговое повторение по темам «Человек в экономике», «Человек в мире культуры» | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 0 | |||
9 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Политика и политическая власть | 1 | ||||
2 | Государство — политическая организация общества | 1 | ||||
3 | Политические режимы | 1 | ||||
4 | Формы политического участия. Выборы, референдум | 1 | ||||
5 | Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно- политические организации | 1 | ||||
6 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в политическом измерении» | 1 | ||||
7 | Основы конституционного строя Российской Федерации | 1 | ||||
8 | Основы конституционного строя Российской Федерации | 1 | ||||
9 | Высшие органы публичной власти в Российской Федерации | 1 | ||||
10 | Государственное управление и противодействие коррупции | 1 | ||||
11 | Государственно- территориальное устройство Российской Федерации | 1 | ||||
12 | Местное самоуправление | 1 | ||||
13 | Конституционный статус гражданина Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации | 1 | ||||
14 | Повторительно-обощающий урок по теме «Гражданин и государство». Контрольная работа | 1 | 1 | |||
15 | Социальная структура общества | 1 | ||||
16 | Социальная мобильность | 1 | ||||
17 | Социальный статус человека в обществе | 1 | ||||
18 | Социальные роли. Ролевой набор подростка | 1 | ||||
19 | Социализация личности | 1 | ||||
20 | Семья и ее функции | 1 | ||||
21 | Этнос и нация. Россия- многонациональное государство | 1 | ||||
22 | Этнос и нация. Россия- многонациональное государство | 1 | ||||
23 | Социальная политика Российского государства | 1 | ||||
24 | Отклоняющееся поведение | 1 | ||||
25 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в системе социальных отношений» | 1 | ||||
26 | Информационное общество | 1 | ||||
27 | Сущность глобализации | 1 | ||||
28 | Молодёжь — активный участник общественной жизни | 1 | ||||
29 | Профессиии настоящего и будущего | 1 | ||||
30 | Здоровый образ жизни. Мода и спорт | 1 | ||||
31 | Защита проектов, итоговое повторение по теме «Человек в политическом измерении» | 1 | 1 | |||
32 | Защита проектов, итоговое повторение по теме «Гражданин и государство» | 1 | ||||
33 | Защита проектов, итоговое повторение по теме «Человек в системе социальных отношений» | 1 | ||||
34 | Защита проектов, итоговое повторение по теме «Человек в современном изменющемся мире» | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 0 | |||
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8 КЛАСС
Код проверяемого результата | Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования |
1 | По теме «Человек в экономических отношениях» |
Осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежнокредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции | |
Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах, объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег | |
Приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления основных функций различных финансовых посредников; использования способов повышения эффективности производства | |
Классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного регулирования экономики | |
Сравнивать различные способы хозяйствования | |
Устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве | |
Использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения | |
Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса | |
Решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов, с использованием различных способов повышения эффективности производства, отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы | |
Овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и другое), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безработицы | |
Извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и сети Интернет о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества | |
Анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами | |
Оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов; для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик) | |
Приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета, составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере | |
Приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме) | |
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур | |
2 | По теме «Человек в мире культуры» |
Осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества | |
Характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность | |
Приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния образования на социализацию личности; правил информационной безопасности | |
Классифицировать по разным признакам формы и виды культуры | |
Сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств | |
Устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования | |
Использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования | |
Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в сети Интернет | |
Решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры | |
Овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст | |
Осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в сети Интернет в разных источниках информации | |
Анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования | |
Оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества | |
Использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и регламентом | |
Приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей |
9 КЛАСС
Код проверяемого результата | Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования |
1 | По теме «Человек в политическом измерении» |
Осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях | |
Характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое государство | |
Приводить примеры государств с различными формами правления, государственно-территориального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве | |
Классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций | |
Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видами власти в обществе, демократические и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное устройство, монархию и республику, политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум | |
Устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и государством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве | |
Использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти, значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и государстве | |
Определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм | |
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения | |
Овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики; преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике | |
Искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет | |
Анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме | |
Оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии | |
Использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере, а также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом | |
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты | |
2 | По теме «Гражданин и государство» |
Осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации | |
Характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как социальное государство, как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации | |
Приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма | |
Классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации | |
Сравнивать с использованием Конституции Российской Федерации полномочия центральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации | |
Устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан | |
Использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции | |
С опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране политике «сдерживания» | |
Решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях | |
Систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом | |
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему | |
Искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет | |
Анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами | |
Оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии | |
Использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом | |
Самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при использовании портала государственных услуг | |
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | |
3 | По теме «Человек в системе социальных отношений» |
Осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни | |
Характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского государства | |
Приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российского государства | |
Классифицировать социальные общности и группы | |
Сравнивать виды социальной мобильности | |
Устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий и конфликтов | |
Использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества | |
Определять и аргументировать с использованием обществоведческих знаний, фактов общественной жизни и личного социального опыта своё отношение к разным этносам | |
Решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов | |
Осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том числе отражающий изученный материал о социализации личности) | |
Извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и сети Интернет о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст | |
Анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию | |
Оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения | |
Использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни | |
Осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур | |
4 | По теме «Человек в современном изменяющемся мире» |
Осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных проблемах | |
Характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс | |
Приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста | |
Сравнивать требования к современным профессиям | |
Устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации | |
Использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека | |
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни | |
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве | |
Осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и других) по проблемам современного общества, глобализации, непрерывного образования, выбора профессии | |
Осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе |
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
8 КЛАСС
Код | Проверяемый элемент содержания |
1 | Человек в экономических отношениях |
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор | |
Производство ‒ источник экономических благ. Факторы производства | |
Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда. Заработная плата и стимулирование труда | |
Занятость и безработица | |
Экономическая система и её функции. Собственность | |
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение | |
Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков | |
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности | |
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства | |
Обмен. Торговля и её формы | |
Деньги и их функции | |
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников | |
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации | |
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание | |
Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг | |
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования | |
Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений | |
Экономические цели и функции государства | |
Налоги | |
Доходы и расходы государства. Государственный бюджет | |
Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции | |
2 | Человек в мире культуры |
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура | |
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества | |
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации | |
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации | |
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества | |
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в сети Интернет |
9 КЛАСС
Код | Проверяемый элемент содержания |
1 | Человек в политическом измерении |
Политика и политическая власть | |
Государство ‒ политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика | |
Форма государства | |
Монархия и республика ‒ основные формы правления | |
Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство | |
Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество | |
Участие граждан в политике. Выборы, референдум | |
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации | |
2 | Гражданин и государство |
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия ‒ демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия ‒ социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия ‒ светское государство | |
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации | |
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации | |
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент ‒ глава государства Российская Федерация | |
Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации | |
Правительство Российской Федерации | |
Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации | |
Местное самоуправление | |
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации | |
3. | Человек в системе социальных отношений |
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп | |
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка | |
Социальная мобильность | |
Социализация личности | |
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи | |
Этнос и нация. Россия ‒ многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур | |
Социальная политика Российского государства | |
Социальные конфликты и пути их разрешения | |
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения | |
4 | Человек в современном изменяющемся мире |
Информационное общество | |
Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия | |
Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения | |
Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение | |
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера | |
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт | |
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества |
ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код проверяемого требования | Проверяемые требования к предметным результатам базового уровня освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС |
1 | Освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической (в области макро- и микроэкономики), социальной, духовной и политической сферах жизни общества; основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); системе образования в Российской Федерации; основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма |
2 | Умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защиту человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный институт |
3 | Умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве |
4 | Умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции |
5 | Умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции |
6 | Умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве |
7 | Умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в современном мире; социальной и личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей |
8 | Умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности |
9 | Умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений |
10 | Овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; умение составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст |
11 | Овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет |
12 | Умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами |
13 | Умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения |
14 | Приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом |
15 | Приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России |
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Код | Проверяемый элемент содержания |
1 | Человек и его социальное окружение |
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного | |
Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека | |
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция | |
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение) | |
Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности | |
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося | |
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Особенности общения в виртуальном пространстве | |
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях | |
2 | Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся мире |
Что такое общество. Связь общества и природы | |
Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие | |
Развитие общества. Современные формы связи и коммуникации:как они изменили мир. Информационное общество. Роль информации и информационных технологий в современном мире. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера | |
Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в сети Интернет | |
Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения | |
3 | Человек в мире культуры |
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности | |
Духовные ценности, традиционные ценности российского народа. Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм | |
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд. Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека. Волонтёрское движение | |
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества | |
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации | |
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации | |
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества | |
4 | Человек в экономических отношениях |
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Ресурсы и возможности экономики нашей страны | |
Экономическая система и её функции. Собственность | |
Виды экономической деятельности. Производство ‒ источник экономических благ. Факторы производства. Обмен. Торговля и её формы | |
Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда. Заработная плата и стимулирование труда | |
Занятость и безработица | |
Рыночная экономика. Конкуренция. Государственная политика по развитию конкуренции. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков | |
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства | |
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности | |
Деньги и их функции | |
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации | |
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание | |
Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг | |
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений | |
Экономические цели и функции государства | |
Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. | |
5 | Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы |
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп | |
Этнос и нация. Россия ‒ многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур | |
Положение человека в обществе. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социальная мобильность | |
Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Современная молодёжная культура | |
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи. Право и его роль в жизни общества. Право и мораль | |
Социализация личности | |
Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Функции семьи. Семейные ценности. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка. Основные роли членов семьи | |
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения | |
Социальные конфликты и пути их разрешения | |
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. | |
Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства | |
6 | Человек в политическом измерении |
Политическая жизнь общества. Политика и политическая власть | |
Государство ‒ политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика | |
Форма государства. Монархия и республика ‒ основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство | |
Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество | |
Участие граждан в политике. Выборы, референдум | |
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации | |
7 | Гражданин и государство |
Наша страна в начале XXI в. Место нашей Родины среди современных государств. Государственная власть в нашей стране. Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн Российской Федерации | |
Конституция Российской Федерации ‒ основной закон | |
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации | |
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия ‒ демократическое федеративное правовое государство с респубиканской формой правления. Россия ‒ социальное государство. Россия ‒ светское государство | |
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации | |
Президент ‒ Глава государства Российская Федерация | |
Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации | |
Правительство Российской Федерации | |
Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации | |
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации | |
Местное самоуправление | |
8 | Человек как участник правовых отношений. Основы российского права |
Правовая норма. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности | |
Законы и подзаконные акты. Отрасли права | |
Правоотношения и их особенности. Участники правоотношений. Физические и юридические лица в гражданском праве. Правоспообность и дееспособность | |
Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений | |
Право собственности, защита прав собственности | |
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи | |
Права потребителей и возможности их защиты | |
Условия заключения брака в Российской Федерации | |
Права ребёнка и возможности их защиты. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей | |
Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Рабочее время и время отдыха | |
Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности | |
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних | |
Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность | |
Административные проступки и административная ответственность | |
Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность | |
Преступления и уголовная ответственность | |
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание : 9-й класс : учебник, 9 класс/ Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Лобанов И. А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Обществознание, 8 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Баранов П.А. ОГЭ. Обществознание. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену / П.А. Баранов. - М.: АСТ, 2018. - 120 c.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; Под ред. П.А. Баранов. - М.: Астрель, 2013. - 478 c. Боголюбов Л. Н. «Общая методика преподавания обществознания в школе» – М.: Дрофа, 2018 Исаев Б. А. «Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие» – М.: Юрайт, 2017 Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание. 6-9 классы» – М.: Просвещение, 2018
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Русский язык" 6 класс, базовый уровень по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской
Рабочая программа составлена на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 класс". Авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Программа рассчитана на 6 часов в неделю...

Рабочая программа по обществознанию в 6-9 классах, базовый уровень
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации по программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)...
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)...

Рабочая программа учебного предмета «Право» для 10 класса. Базовый уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Право» для 10 класса. Базовый уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания...

Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса базовый уровень 2018-2019 год.
программа по обществознанию для 10-11 класса базовый уровень...

