Семейное хозяйство
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)
Урок по обществознанию в 5 классе по теме "Семейное хозяйство"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 336.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по курсу «Человек и общество» в 5 классе по теме «Семейное хозяйство», учитель истории и обществознания МБОУ «ЦО «ППК» - Кумарева Т.П.
Цель урока | Создать условия для формирования представлений о значении труда в семье и о важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации | ||
Задачи урока | 1. Раскрыть особенности семейного хозяйства как особой сферы совместной деятельности членов семьи. 2. Благоприятствовать воспитанию уважения к домашнему труду как необходимому элементу организации семейного быта, пониманию значению рационального ведения домашнего хозяйства, совместного труда членов семьи для укрепления семейных отношений. 3. Создать условия для совершенствования активной познавательной деятельности. 4. Содействовать формированию следующих универсальных учебных действий познавательного характера: умение использовать такие логические операции, как анализ объектов с целью выделения их признаков и синтез, как составление целого из частей; умение определять критерии для сравнения, классификации объектов. | ||
Технологии |
| ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Научатся характеризовать семейно-правовые отношения, анализировать важные признаки семьи такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные. Овладение умениями работать с информацией (анализировать, обобщать факты, сравнивать, группировать, структурировать в схемы или таблицы). Давать определение понятий. Коммуникативные. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с учителем. Формулировать свою точку зрения. Строить монологическое контекстное высказывание. Регулятивные. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач. Оценивать свою деятельность на всех ее этапах. | Формирование ответственного отношения к учению. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношения к членам семьи. Принятие ценности семейной жизни. | |
Условия реализации урока | |||
Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии) | Оборудование | |
1. Обществознание: Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. Под. Ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой –М.: Просвещение, 2013 2. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь по обществознанию. — М.: Просвещение, 2015. | #1051;. Ф. Иванова. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. Ф. Иванова. – 3-е изд. — М.: Просвещение, 2017. – 112 с. | Словарь, ноутбук, иллюстративные материалы. | |
Основные понятия | Семейное хозяйство, потребность, ресурсы семьи, экономика, рачительный хозяин. | ||
Тип урока | Открытия нового знания | ||
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности 1 мин | Здравствуйте, ребята! Все подготовились к уроку? Замечательно, тогда приступим к уроку. | Проверяют наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний 5 мин. | А теперь давайте вспомним предыдущую тему урока и решим небольшой тест: Тест «Семья и семейные отношения» Вариант 1 #1063;лены семьи, в отличие от ученического коллектива: 1) общаются друг с другом 2) связаны родственными узами 3) заняты совместной деятельностью 4) имеют одинаковые интересы и потребности 2. В высказывании: «Семья –это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро», - говорится о том, что главная обязанность семьи: 1) рождение семьи 2) воспитание детей 3) увеличение благосостояния семьи 4) обучение ребёнка чтению и письму #1057;емья, состоявшие из детей, родителей, бабушек, дедушек, живущих либо в одном и том же помещения, либо очень близко друг от друга: 1) полная 2) родственная 3) двухпоколенная 4) трёхпоколенная 4. Цель государственной программы «Дети России»: 1) издание новых учебников и рабочих тетрадей 2) создание новых заповедников для прогулок детей 3) помощь детям, оказавшихся в трудовой жизненной ситуации 4) развитие сотрудничества с молодёжными организациями в зарубежных странах 5. На уроке обществознания в 5 классе зашёл спор о том, что такое конституция страны А. Сергей сказал, что конституция – это основной закон государства Б. Юлия считает, что конституция – это сборник всех законов страны 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Тест «Семья и семейные отношения» Вариант 2 #1063;лены семьи, так же, как и члены спортивной команды: 1) общаются друг с другом 2) ведут совместное хозяйство 3) владеют общим имуществом 4) объединены родственными узами 2. В высказывании: «От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их», - говорится о том, что одна из обязанностей членов семьи: 1) рождение детей 2) воспитание детей 3) забота о членах семьи 4) увеличение благосостояния семьи 3. Семья, состоящая из двух родителей и детей: 1) полная 2) родственная 3) двухпоколенная 4) трёхпоколенная #1047;абота государства о благополучии семьи проявляется в: 1) строительстве заводов и фабрик 2) выплате пособий, материнского капитала 3) издании новых учебников и рабочих тетрадей 4) укреплении сотрудничества с другими странами 5. На уроке обществознания в 5 классе зашёл спор о том, что такое кодекс: А. Саша сказал, что кодекс – это основной закон государства. Б. Катя считает, что кодекс – это сборник законов, которые регулируют сходные между собой общественные отношения. Верны ли эти суждения?
Учитель зачитывает правильные ответы. Ответы:
Ребята меняются тетрадями для взаимопроверки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявление затруднения 1 мин. | Вопрос, который является самым спорным и дискуссионным, как всё-таки распределить обязанности в семье? Ребята, расскажите, а как этот вопрос разрешили в вашей семье? Можем ли мы назвать какой-либо из вариантов единственно правильным? Почему? | Называют различные варианты. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка темы и цели урока. 1 мин |
Наш строительный материал - кирпич. Каждый кирпич элемент счастья.
ПЛАН: 2. Рачительный хозяин. 3. Экономика семьи. Тему урока записываем в рабочий лист (приложение 3) Проблемные вопросы: Почему необходимо справедливо распределять домашние обязанности? Каким должен быть хозяин дома? Как хозяйствовать по правилам? Итак, мы определили тему урока, теперь нужно выяснить её цель. | Предлагают свои варианты. «Семейное хозяйство». Предлагают свои варианты Познакомиться с основами ведения семейного хозяйства. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Совместный труд нужен для удовлетворения жизненных потребностей. Из словаря в рабочий лист записываем: Надобность, нужда в чём-н., требующая удовлетворения – это потребности. Семьи – это, где все заняты своими делами. Выполнение задания и проверка. Выполняют задания и определяют «мужские обязанности» и «женские обязанности» рачительный, -ая, -ое; -лен, -льна. старательный, усердный в исполнении, разумно бережливый. р. хозяин. ii сущ. рачительность, -и, ж. – (Толковый словарь Ожегова.) В центре доски табличка «Рачительный хозяин», ребята, каждый по одному, выписывают качества, присущие рачительному хозяину В рабочем листе выполняют задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по теме урока. 20 мин. | Как вы думаете, для чего нужен совместный труд? Приём «Инсерт» по пункту «Семейные заботы» Инсерт - это маркировка текста значками по мере его чтения, интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления. Во время чтения учащиеся карандашом делают пометки на полях текста. “V” (осознать новые знания) — я это знал; «+» (исправить неверные предположения) — это для меня абсолютно новое; «-» (исправить неверные предположения) — это противоречит тому, что я знал; «?» (побудить дальнейший интерес к теме) — я хочу знать об этом больше. Семейные заботы
На с. 34 поработаем с иллюстрациями. Рассмотрите их. Что вы видите? Видно ли на этих иллюстрациях четкое распределение семейных обязанностей между домочадцами? Ребята, прошу вас обратить внимание, что в современном обществе заметно меняется отношение к выполнению домашних дел и делению их по половому признаку. Теперь мы должны ответить на вопросы: «Каким должен быть хозяин дома?» и «Какого хозяина называют рачительным?». Послушаем сообщение по пункту «Каким должен быть хозяин дома? Давайте обратимся к словарю и найдем определение слову «рачительный». Ребята, теперь вам нужно попробовать назвать качества, присущие именно рачительному хозяину. Знакомятся с определениями экономика и ресурсы; составление схемы. ЭКОНОМИКА – это искусство ведения домашнего хозяйства. Ресурсы семьи –это запасы средств, используемые для ведения хозяйства | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка 5 минуты | Игра-разминка «Австралийский дождь» Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников. Время проведения: 5 мин. Ход упражненияУчастники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно! | Повторяют за учителем движения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопросы для обсуждения:
Ваши впечатления по проведенному упражнению? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение изученного материала 3 мин. | Выполним задания: Задание 1. Правильно произнесите слова, расставляя ударение. Рачительный хозяин, экономика, доходы, расходы, семейный бюджет. Задание 2. В предложенном перечне выдели предметы первой необходимости и предметы роскоши. Обоснуй свой выбор. Газовая плита, телевизор, джинсы, продукты питания, настенные часы, холодильник, видеомагнитофон, книги, посудомоечная машина, хрустальная люстра, комнатные цветы, кровать, ванная. Задание 3 Закончите предложения. Человек хозяйственный, бережливый, запасливый, трудолюбивый…… Искусство ведения домашнего хозяйства… Ресурсы семьи включают в себя... (деньги (финансовые ресурсы), предметы быта (материальные ресурсы), труд членов семьи (трудовые ресурсы) Надобность, нужда в чём-н., требующая удовлетворения… Настоящая забота в семье — это мудрое наставничество взрослых над детьми с целью…. Беспокойная мысль о чем-л.; сосредоточенность мыслей на исполнении чего-л., на удовлетворении какой-л. потребности…. | Произносят слова, расставляя ударение. Выделяют предметы первой необходимости и предметы роскоши Ответы: #1056;ачительный #1069;кономика 3. (финансовые ресурсы, материальные ресурсы), трудовые ресурс #1087;отребности 5.помочь овладеть навыками самостоятельной жизни, без понуканий и диктата #1079;абота | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия 3 мин | Заполняют лист самооценки Мы подходим к окончанию нашего урока Сегодня у нас был урок по теме «Семейное хозяйство». Что вы узнали и какие выводы сделали? Но как правильно распределить семейные обязанности точного ответа нет. Все зависит от конкретной семьи, ее способностей и возможностей | Домашнее хозяйство основа семейного благополучия.. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание 1 мин | На дом – выучить основные определения по п.4 и составить памятку «Правила ведения домашнего хозяйства» | Записывают домашнее задание в дневник, задают интересующие вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоанализ урока по истории в 5 классе Кумаревой Т.П.
Хороший урок – это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему, и урок не получится.
Этими словами я бы хотела начать самоанализ урока по теме «Семейное хозяйство».
Цель урока:
Создать условия для формирования представлений о значении труда в семье и о важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации
Задачи урока:
1. Раскрыть особенности семейного хозяйства как особой сферы совместной деятельности членов семьи.
2. Благоприятствовать воспитанию уважения к домашнему труду как необходимому элементу организации семейного быта, пониманию значению рационального ведения домашнего хозяйства, совместного труда членов семьи для укрепления семейных отношений.
3. Создать условия для совершенствования активной познавательной деятельности.
4. Содействовать формированию следующих универсальных учебных действий познавательного характера: умение использовать такие логические операции, как анализ объектов с целью выделения их признаков и синтез, как составление целого из частей; умение определять критерии для сравнения, классификации объектов.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся характеризовать семейно-правовые отношения, анализировать важные признаки семьи такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Метапредметные: Познавательные. Овладение умениями работать с информацией (анализировать, обобщать факты, сравнивать, группировать, структурировать в схемы или таблицы). Давать определение понятий.
Коммуникативные. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с учителем. Формулировать свою точку зрения. Строить монологическое контекстное высказывание
Личностные Формирование ответственного отношения к учению.
Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношения к членам семьи. Принятие ценности семейной жизни.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; таблички со словами, рабочий лист (приложение 3). Основные понятия: рачительный хозяин, экономика, семейное хозяйство, потребности, ресурсы семьи. К достижению главной цели мы шли через формирование УУД и реализацию поставленных задач.
На уроке использовались различные методы и технологии обучения:
#1063;астично-поисковый - знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный и творческий характер познавательной деятельности.
#1052;етод генерации идей – обучающиеся высказывали свои идеи, своё мнение.
Технологии обучения, используемые на уроке:
1. ИКТ – презентация
2. Проблемного диалога – работа в парах
3. Игровая технология – игра «Перевоплощение», ролевая игра «Источники доходов семьи»
4. Здоровьесберегающая технология – создание комфортной обстановки, использование физминутки.
На данном уроке реализовывались следующие приемы воспитания и обучения: наглядный, практический, словесный и различные формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
В структуру данного урока входили следующие этапы:
1. Организационный этап. Для установления контакта с классом и создания доброжелательной атмосферы, создала с ребятами дружескую сеть и настроила ребят на продуктивную работу.
2. Следующий этап – Мотивационно-целевой этап. Формулируют тему урока. На какие вопросы предстоит ответить.
3. Этап усвоения новых знаний. Стремление правильно ответить на проблемные вопросы, вовлекло всех учащихся в активную работу. Игра «Перевоплощение», в ходе которой дети, работая в группах, определяли и рассказывали, зачем нужна семья от имени детей, родителей, пожилых людей.
Ролевая игра «Источники доходов семьи», в ходе которой происходит объяснение источников доходов семьи. Работа с учебником,
Работа в парах. Из лежащих на столе слов подобрать те, которые относятся к благополучной и неблагополучной.
Заполнение схем «Рачительный хозяин», «Ресурсы семьи», работая с учебником.
4. На этапе закрепления новых знаний учащимся были предложены задания
5. Этап подведения итогов. Учащиеся имели возможность оценить свою работу самостоятельно и выставить оценки.
Учащиеся были проинформированы о домашнем задании, состоящем из обязательной части и творческой.
6. Этап Рефлексия (подведение итогов работы класса).
Дети заполняли листы самооценки
Финал урока показал, что психологическая атмосфера была достаточно доброжелательной, дети были раскованы и уверены в себе. В течение всего урока ученики активно изучали, обсуждали, экспериментировали. Заметно было, что дети сосредоточены и внимательны на разных этапах урока. На мой взгляд, время, отведенное на все этапы, было распределено рационально, темп сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы были связаны между собой и работали на главную цель, отступления от плана не было.
Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным, интересным.
Использованные методы и приёмы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся.
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу, решение задач занятия. План урока выполнен, задачи, и цели урока реализованы полностью.
Урок достиг поставленной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания "Семейное хозяйство"
Данный урок продолжает тему «Семья» в цикле уроков. Целевая установка: сформировать представления об особенностях организации и ведения домашнего хозяйства. Тема и цель урока обозначены, указаны об...
урок обществознания "Семейное хозяйство"
формирование представления о ведении домашнего хозяйства; обязанностях членов семьи; семейном благополучии...

Урок обществознания в 5 классе по теме: "Семейное хозяйство" (рассчитан на 2 часа) - УМК Боголюбова Л.Н.
Презентация к уроку № 2. Презентацию к первому уроку по теме можно найти по ссылке http://yadi.sk/d/tVcq6rpeCoDP...

Урок по обществознанию "Семейное хозяйство" с использованием ИКТ.
Урок изучения нового материала с использованием ИКТ. Материал направлен на формирование азов семейного воспитания, активных жизненных позиций, уважения к труду членов семьи....
Проверочная работа по обществознанию 6 класса по теме "Семья.Семейное хозяйство"
Работа проводится после изучения темы "Семья.Семейное хозяйство".Работа составлена на основе учебника Л.Н. Боголюбова...

Семейное хозяйство
В презентации отражены вопросы: 1. Семейные заботы. 2. Каким должен быть хозяин дома. 3. Как хозяйствовать по правилам.Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся,...

