Конспект урока "Основы конституционного строя Российской Федерации"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)
Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС по обновленной ФОП
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.87 КБ | |
| 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы конституционного строя Российской Федерации | Обществознание 11 класс
Содержание темы:
- Понятие конституционного строя РФ
- Основы конституционного строя РФ
Цель урока:
- формирование целостного представления об основах конституционного строя Российской Федерации, как фундаментальной ценности, определяющей государственное, политическое и общественное устройство страны.
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
|
|
|
Основные понятия: конституционный строй, основы конституционного строя, народовластие, федерализм, республиканская форма правления, социальное государство, светское государство.
Учебно-методический комплект: план-конспект урока, презентация, рабочая тетрадь
ХОД УРОКА
- Организационный момент (2 мин)
- Эмоциональный настрой – 3 мин
Как вы думаете о чем сегодня на уроке пойдет речь? о Конституции
Что такое Конституция? Как вы считаете знакомы ли вы с содержанием Конституции? (посмотрите на стр. 8, изучите данные, сделайте выводы)
Почему нам важно ее знать?
Знать каждому необходимо, потому что это тот фундамент, на котором стоит наше демократичное общество. Ссылаясь на неё, мы можем идти дальше в светлое будущее, защищать свои права и свободы, надеяться на справедливость и закон. Конституция РФ есть та твердыня, что поддерживает нас и делает нашу страну сильной.
III. Мотивация и постановка цели (5 мин)
Метод «Ассоциативный ряд»
Учитель записывает на доске слово «КОНСТИТУЦИЯ»
(ассоциативный ряд)
Ученики называют ассоциации (права, свободы, президент, демократия, федерация, суд и т.д.).
Посмотрите, сколько глав в Конституции? (9)
Как вы думаете какая глава является фундаментальной для нашего государства?
Глава 1 - Основы конституционного строя.
тема сегодняшнего урока будет звучать как «Основы конституционного строя Российской Федерации»
Формулировка цели:
«Формирование целостного представления об основах конституционного строя Российской Федерации»
Слайд 1. Формулировка темы урока.
Слайд 2. Формулировка цели урока. Ознакомление с планом урока (понятие конституционный строй, основы конституционного строя)
Слайд 3. Проблемный вопрос урока:
«Что произойдет, если изменить фундаментальные принципы конституционного строя?»
Чтобы дать полный ответ на этот вопрос, нам нужно познакомиться с самими основами
IV. Изучение нового материала (20 мин)
- Понятие конституционного строя РФ
Слайды 4,5,6. Учитель объясняет понятия. Учащиеся делают записи в рабочих тетрадях.
Конституционный строй – это это устройство государства и общества, закрепленное в Конституции, организация государственной и общественной жизни
Основы конституционного строя – это главные, фундаментальные принципы, определяющие характер государства и общества.
- Основы конституционного строя РФ
МЕТОД: Работа с Конституцией, работа в парах, составление схемы «Основы конституционного строя РФ»
Основы конституционного строя Российской Федерации содержатся в общей форме в первой главе Конституции. В последующих главах они развиваются и конкретизируются.
Слайд 8. Начнём со статьи 1 Конституции, которая провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Слайд 9. Задание.
Из статьи 1 Конституции России выпишите информацию о форме российского государства и заполните схему.
Слайд 10. Решение для сравнения с ответами учеников.
Слайд 11. Рассмотрим подробно основы конституционного строя. Основа 1 - НАРОДОВЛАСТИЕ
Этот принцип закреплён в статье 3 Конституции России указано. В пункте 1 данной статьи говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
Суверенитет народа означает , что верховная власть в государстве принадлежит народу. Народ имеет право самостоятельно определять свою судьбу, устанавливать свои законы и выбирать своих представителей. А государственные органы должны действовать в интересах народа и защищать его права и свободы.
Слайд 12. 13. Каким образом народ реализует свою власть? В пункте 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации записано: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Слайд 14. Задание. На какие две формы народовластия указывает Конституция России в пункте 2 статьи 3? Заполните схему.
Слайд 15. Решение для сравнения с ответами учеников.
Пояснение к слайду 14. Прямое народовластие в России осуществляется путём голосования на выборах, референдумах, обращения в органы государственной власти,участия в митингах, собраниях, демонстрациях. Представительное народовластие осуществляют:
- на федеральном уровне всенародно избранные Государственная Дума (законодательный орган) и Президент — высшее должностное лицо — глава государства;
- на региональном уровне интересы народа каждого субъекта страны представляют законодательные собрания и должностные лица — главы республик, губернаторы краёв, областей, автономий, мэры городов федерального значения;
- на уровне местного самоуправления интересы жителей обеспечивают представительные органы и главы муниципалитетов.
Слайд 16. Основа 2. ФЕДЕРАЛИЗМ (самостоятельно в парах)
Слайд 17. Вновь обратимся к пункту 1 статьи 1 Конституции, согласно которой Россия провозглашена федеративным государством.
Слайд 18,19,20. Статья 5.
Демократизм российского государства проявляется не только в народовластии, но и в его государственно-территориальном устройстве, основанном на принципе федерализма. Согласно статье 5 Конституции ФЕДЕРАТИВНОЕ устройство предполагает наличие в составе России равноправных субъектов (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов), обладающих частичной политической самостоятельностью (субъекты имеют свои органы власти и могут принимать свои региональные законы) при сохранении единства и целостности государства.
Слайд 21. Основа 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Вновь обратимся к пункту 1 статьи 1 Конституции, согласно которой Россия провозглашена демократическим ПРАВОВЫМ государством.
Слайд 22. Задание. Рассмотрите изображения. Какие органы государственной власти вы узнали? Какой признак правового государства иллюстрируют все три изображения?
Слайд 23. Решение для сравнения с ответами учеников.
Пояснение к решению: в соответствии со статьёй 10 Конституции, власть в России делится на три основные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть в России представлена Федеральным Собранием, которое состоит из 2 палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ. Судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Они не должны вмешиваться в полномочия друг друга. Но при этом каждая ветвь власти имеет механизмы контроля действий других ветвей, что предотвращает злоупотребление властью (система сдержек и противовесов). Например, Правительство РФ каждый год отчитывается перед Государственной Думой о выполненной работе. И если оно плохо справляется со своими полномочиями, Государственная дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы.
Слайд 24. Задание. Рассмотрите изображения. Какие признаки правового государства они иллюстрируют?
Слайд 25. Решение для сравнения с ответами учеников.
Пояснение к решению: правовое государство характеризуется верховенством права и закона в государственной и общественной жизни. В правовой системе РФ верховным правовым актом является Конституция, обладающая высшей юридической силой и прямым действием. Для защиты прав и свобод человека и гражданина функционируют правоохранительные органы (полиция, прокуратура, адвокатура, нотариат и другие).
Слайд 26. Основа 4. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ форма правления означает, что высшая государственная власть в стране принадлежит выборным органам, которые избираются на конкретный срок и несут перед своими избирателями определённые обязательства.
Слайды 27, 28. Так, народом России избираются президент РФ сроком на 6 лет, депутаты Государственной Думы РФ сроком на 5 лет.
Слайд 29. Основа 5. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (самостоятельно в парах)
Конституция устанавливает, что Российская Федерация — социальное государство. Социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Этим определяются и другие направления социальной политики: обеспечение роста реальных доходов граждан и борьба с бедностью, обеспечение доступной и качественной медицины, развитие жилищного строительства, школ, яслей, детских садов, учреждений культуры и спорта, создание благоприятных условий для жизнедеятельности студенческой молодёжи, ведения здорового образа жизни.
Слайд 31. Основа 6. СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО (самостоятельно в парах)
Согласно статье 14 Конституции Россия — светское государство. Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной,потому что в сфере духовной культуры Конституция закрепляет принцип свободы совести и вероисповедания. Светский характер государства проявляется также в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Многочисленные религиозные объединения могут участвовать в социально-культурной жизни общества, но не вправе вмешиваться в дела государства (не участвуют в выборах органов власти, в деятельности политических партий и пр.). Государство также не вмешивается в дела религиозных объединений.
Слайд 32. Основа 7. СУВЕРЕНИТЕТ (самостоятельно в парах)
Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории
Слайд 33. Основа 8. Экономическое многообразие. (самостоятельно в парах)
1.В Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности. 2. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности
Слайд 34-35. Ответим на проблемный вопрос урока
Изменение принципов конституционного строя может привести к различным последствиям, в том числе:
1. Нарушение закреплённых в Конституции положений.
2. Изменение системы сдержек и противовесов
3. Нарушение принципа разделения властей и пр.
4. Нарушение прав и свобод человека
5. Изменение политического режима, формы правления и пр.
V. Первичное закрепление (5 мин)
Задание 1: (ПУ) «Заполните таблицу «Реализация основ конституционного строя»»:
Задание 2. (БУ) Выполните тестовые задания
VI. Домашнее задание (2 мин)
VII. Рефлексия. (2 мин)
Метод Шкала успеха
Поставьте плюсы напротив наиболее понятных принципов конституционного строя и минусы напротив тех, которые требуют дополнительного изучения
Учитель оценивает работу класса и каждого ученика.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист ________________________________________________________
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ
Конституционный строй –
Основы конституционного строя –
Задание 1. Впишите формы государства РФ из статьи 1.
Форма правления:
Форма государственно-территориального устройства:
Политический режим:
Задание 2. Заполните схему «Формы народовластия»
Народовластие (ст. 1, 3)
Федерализм (самостоятельно в парах) (ст. 1, 5)
Правовое государство (ст. 1)
Республиканская форма правления (ст. 1)
Что означает республика? ________________________________________________________
Президент:
Депутаты:
Социальное государство (ст. 7)
Светское государство (ст. 14)
Рабочий лист ________________________________________________________
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ
Конституционный строй –
Основы конституционного строя –
Задание 1. Впишите формы государства РФ из статьи 1.
Форма правления:
Форма государственно-территориального устройства:
Политический режим:
Задание 2. Заполните схему «Формы народовластия»
Народовластие (ст. 1, 3)
Федерализм (самостоятельно в парах) (ст. 1, 5)
Правовое государство (ст. 1)
Республиканская форма правления (ст. 1)
Что означает республика? ________________________________________________________
Президент:
Депутаты:
Социальное государство (ст. 7)
Светское государство (ст. 14)
Суверенитет (ст. 4)
Экономическое многообразие (ст. 8)
Задание (повышенный уровень сложности). Заполните таблицу «Реализация основ конституционного строя»»:
Основы конституционного строя | Пример реализации в современной России |
Народовластие | |
Федерализм | |
Правовое государство | |
Социальное государство |
Задание (базовый уровень)
- Согласно Конституции РФ, наша страна является социальным государством. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие социальное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Установление гарантированного минимального размера оплаты труда
2) Государственная поддержка материнства, отцовства и детства
3) Отсутствие государственной обязательной религии
4) Создание условий, обеспечивающих всем гражданам России достойную жизнь
5) Курс на постепенное укрепление национальной валюты
- Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя Российской Федерации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.
2) Преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом.
3) Гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.
4) Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
5) Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
- Какие из приведённых ниже положений относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) республиканская форма правления
2) многообразие форм собственности
3) плановая экономическая система
4) доминирование судебной власти над законодательной и исполнительной
5) установление государственной религии
Суверенитет (ст. 4)
Экономическое многообразие (ст. 8)
Задание (повышенный уровень сложности). Заполните таблицу «Реализация основ конституционного строя»»:
Основы конституционного строя | Пример реализации в современной России |
Народовластие | |
Федерализм | |
Правовое государство | |
Социальное государство |
Задание (базовый уровень)
- Согласно Конституции РФ, наша страна является социальным государством. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие социальное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Установление гарантированного минимального размера оплаты труда
2) Государственная поддержка материнства, отцовства и детства
3) Отсутствие государственной обязательной религии
4) Создание условий, обеспечивающих всем гражданам России достойную жизнь
5) Курс на постепенное укрепление национальной валюты
- Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя Российской Федерации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.
2) Преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом.
3) Гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.
4) Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
5) Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
- Какие из приведённых ниже положений относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) республиканская форма правления
2) многообразие форм собственности
3) плановая экономическая система
4) доминирование судебной власти над законодательной и исполнительной
5) установление государственной религии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конституционный Суд Российской Федерации – основной орган правовой охраны Конституции
Формирование правовой культуры, правосознания обучающихся,их уважение к Основному Закону нашей жизни,через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности,общества...
Конституционный Суд Российской Федерации – основной орган правовой охраны Конституции
Формирование правовой культуры, правосознания обучающихся,их уважение к Основному Закону нашей жизни,через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности,общества...

Разработка урока по обществознанию для 11 класса (профильный уровень) По теме «Основы конституционного строя Российской Федерации»
ТИП УРОКА: Семинар. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Способствовать осознанию учащимися того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закре...

Разработка урока по обществознанию для 11 класса (профильный уровень) По теме «Основы конституционного строя Российской Федерации»
ТИП УРОКА: Семинар. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Способствовать осознанию учащимися того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закре...

Конспект урока «Основы конституционного строя Российской Федерации».
Данный урок целесообразно проводить после прохождения раздела "Политика" в 9 классах по учебному предмету "Обществознание", в качестве занятия закрепляющего полученные знания и уме...
Сценарий традиционного турнира памяти павших при защите конституционного строя Российской Федерации
Турнир проводится 18 лет.Имеет огромное воспитательное значени .В организации турнира принимают участие родственники павших,ветеранские организации....

Презентация к уроку обществознания в 9 классе по теме: "Основы конституционного строя Российской Федерации"
Презентация к уроку обществознания в 9 классе по теме: "Основы конституционного строя Российской Федерации"...