Мастер-класс на тему: «Строевая подготовка»
методическая разработка по обж по теме

Валеев Ильхам Ахтямович

Строевое обучение, будучи составной частью начального военного обучения, оказывает влияние на все стороны учебно-воспитательного процесса. Строевая подготовка – дело сугубо практическое. Каждый приём или действие нужно отрабатывать многократным повторением, придерживаясь такой определённой последовательности. причём преподаватель должен сам правильно и чётко показать изучаемый приём. Методика обучения примеялась в Кадетской школе № 82 города Набережные Челны при обучении офицеров-воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_valeeva_i.a..docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Управление образования Исполнительного комитета

города Набережные Челны Республики Татарстан

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детский морской центр № 9»

МАСТЕР КЛАСС

 На тему

 «Строевая подготовка»

Целевая группа слушателей:  преподаватели ОВС, физкультуры

Ф.И.О.:  Валеев Ильхам Ахтямович

Категория: педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории

Место работы:  МАОУ ДОД «Детский морской центр № 9»

Набережные Челны, 2012 год  


Пояснительная записка

          Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций, силовых структур, средств массовой информации.

        Вопросы патриотического воспитания и гражданского становления детей и молодёжи нашли свое отражение в одном из основополагающих документов – Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в которой объединены цели воспитания и обучения как единого процесса, пути их достижения посредством государственной политики в области образования.

        В этой связи значительно возрастает роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в которых происходит духовно-нравственное становление и патриотическое воспитание детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни.

       Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, психику и физическое развитие кадет с целью формирования у них высоконравственных принципов, выработки определенных норм поведения. Должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы, в том числе и военной, выполнению священного долга по укреплению и вооруженной защите нашей Родины.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 422 от 11 июля 2005 года, ставит основной целью совершенствование системы патриотического воспитания граждан, формирование у них высокого патриотического сознания, верности Отечеству и готовности к выполнению конституционных обязанностей.

      Основой программы «Строевая подготовка» послужили: «Типовое поло- жение» о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах», утвержденного постановлением Правительства российской Федерации от 30 апреля 2008 года № 338; Положение о Кадетской школе № 82; Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации (введён в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2006 года, № 111).

      Военно-патриотическое воспитание является одной из составляющих патриотического воспитания и строится на следующих принципах:

  1. воспитания в процессе общественной деятельности, связи жизни с трудом;
  2. использования исторического опыта защиты Отечества;
  3. соответствия воспитательного процесса возрастным особенностям учащегося;
  4. воспитания личности в коллективе через коллектив;
  5. уважения к личности учащегося в соответствии в соответствии с разумной требовательностью и индивидуального подхода к ней;
  6. единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий;
  7. соответствия воспитания условиям военной службы.

       В военно-патриотическом воспитании учащихся используются методы убеждения, личный пример, а также упражнения и поощрения. Личный пример военного руководителя в сочетании с высокой методической подготовкой, постоянная требовательность к обучаемым в точном выполнении строевых приёмов – вот путь успешной строевой подготовки.

Цель и задачи программы:

Строевая подготовка является одним из важнейших предметов обучения и воспитания. Она дисциплинирует обучаемых, вырабатывает у них отличную строевую выучку, умение быстро и четко выполнять строевые приёмы, прививает аккуратность, ловкость и выносливость.

 Строевая подготовка совершенствуется на занятиях по тактической подготовке, огневой, физической подготовке и на других занятиях, при построениях, передвижениях, повседневной жизни, а также при проведении строевых смотров (смотров строя и песни).

      Цель программы: овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в применении положений Строевого устава.

Образовательные задачи: 

  1. знать основные положения Строевого устава;
  2. уметь грамотно и профессионально проводить занятия по строевой подготовке, вырабатывать у обучаемых умение выполнять как одиночные строевые приёмы, так и действовать в составе подразделения (класса).

           Воспитательные задачи.

  1. Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.
  2. Воспитание аккуратности и дисциплинированности.
  3. Воспитание гордости за свой коллектив, свой город, за свою Родину.

         Развивающие задачи.

  1. Развитие специальной статической выносливости, волевых качеств,  

стрессовой устойчивости.

  1. Развитие координации.
  2. Развитие мышечной памяти.
  3. Развитие тактического мышления.

Содержание мастер-класса

Введение. Цели из задачи изучения предмета «Строевая подготовка». Строевая подготовка один из важнейших предметов военного обучения и воспитания. Строи и управление ими. Элементы строя. Предварительная команда. Исполнительная команда. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Вход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи взвода. Развернутый строй. Смыкание и размыкание. Походный строй. Выполнение воинского приветствия взводом в строю на месте и в движении. Строевой смотр роты. Строевой смотр в пешем порядке. Положение  Государственного флага Российской Федерации и боевого знамени в строю. Порядок выноса и относа Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени. Проведение строевого смотра в составе взвода.

Методические рекомендации по реализации программы

     Основными принципами используемыми в реализации настоящей программы являются:

  1. принцип гуманизации – соблюдение прав учителя  и ребенка, закрепленных законом РФ и РТ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и др. нормативными документами.
  2. принцип сознательности и активности, осознано. Осмысленно выполняют поставленные задачи, активно изучают новые строевые приёмы.
  3. принцип наглядности – фактора адекватного разучивания двигательных  действий. Применение наглядных пособий в сочетании с имитационными упражнениями.
  4. принцип сотрудничества - посторенние взаимоотношений на основе компетентности, авторитетности.

Строевое обучение, будучи составной частью начального военного обучения, оказывает влияние на все стороны учебно-воспитательного процесса. Строевая подготовка – дело сугубо практическое. Каждый приём или действие нужно отрабатывать многократным повторением, придерживаясь такой последовательности:

  1. назвать приём (действие) и подать команду, по которой он выполняется;
  2. показать образцовое выполнение приёма (действия) в целом, затем по разделениям с одновременным кратким объяснением правил и порядка его выполнения;
  3. научить обучаемых технике выполнения приёма (действия), сначала по разделениям, затем в целом;
  4. тренировать учащихся в выполнении приёма (действия), добиваясь ловкости, быстроты и чёткости действия.

              Занятия по строевой подготовке проводятся на строевом плацу или на специально оборудованной площадке. Накануне занятий военному руководителю следует подготовить заместителя командира взвода, в качестве помощника.

              Занятия рекомендуется проводить в такой последовательности: построить взвод, проверить наличие обучаемых и их внешний вид, при необходимости сделать замечания и предложить устранить недостатки. Взвод  строится в двухшереножный развернутый строй, где каждый обучаемый должен знать свое место. Затем объявить тему, цель занятий и учебные вопросы. После этого следует проверить выполнение некоторых строевых приёмов, изученных ранее.

               В основной части урока руководитель занятия показывает технику выполнения изучаемого строевого приема (действия) в целом и по элементам, затем по его команде показанный приём (действие) выполняют обучаемые. Тренировку можно проводить попарно: в каждой паре  обучаемые подают команды друг другу. Руководитель занятий следит за действиями обучаемых и исправляет ошибки, обращая особое внимание на правильность выполнения строевых приёмов. Каждое занятие должно заканчиваться кратким разбором действий и выполнения приёмов обучаемыми.

          Совершенствование навыков обучаемых в выполнении одиночных строевых приёмов осуществляется как на специальных занятиях, так и на занятиях по физической, тактической и огневой подготовке, по уставам Вооруженных Сил, а также при всех построениях, передвижениях, проведении оборонно-массовых мероприятий.

Учебно-тематический план

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

      Цель: Создать систему дифференцированного воспитания и обучения  строевой выучке, желанию как можно лучше овладеть строевыми приёмами для дальнейшей передачи знаний и опыта своим воспитанникам.

Категория слушателей:__учителя ОВС, воспитатели кадетских школ 

Срок обучения: 21 час.   

Форма обучения: лекции и практические занятия

Режим занятий: 2 часа в день

п/п

Наименование разделов, тем

Всего, час.

В том числе

Форма контроля

лекции

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практ., лаб., семинарские занятия

Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации

1.

2.

3.

4

5.

5.1

5.2

5.3

5.4

6.

7.

7.

7.1

7.2

8.

8.1

9.

9.1

Введение. Цели из задачи изучения предмета «Строевая подготовка»

Строевая подготовка один из важнейших предметов военного обучения и воспитания

Строи и управление ими

Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю

Строевые приемы и движение без оружия

Строевая стойка

Повороты на месте

Движение

Повороты в движении

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении

Вход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Строи взвода.

Развернутый строй

Походный строй.

Выполнение воинского приветствия взводом в строю на месте и в движении

Строевой смотр роты Общие положения

Строевой смотр в пешем порядке

Положение Государственного флага Российской Федерации и боевого знамени в строю. Общие положения

Порядок выноса и относа Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

Итоговый контроль

Проведение строевого смотра в составе взвода

2

2

экзамен

итого

21

3

18

Критерии оценки

      Оценка за выполнение приёмов должна выставлена только за практические действия. При этом каждый приём должен выполняться в строгом соответствии с требованиями Строевого устава.

      Индивидуальная оценка строевой подготовки обучаемых слагается из оценок, полученных за выполнение каждого из проверенных строевых приёмов и определяется:

  1. «отлично», если 50% проверенных строевых приёмов выполнено на «отлично», а 50% - на «хорошо»; при этом внешний вид, строевая стойка и строевой шаг должны иметь оценку «отлично»;
  2. «хорошо», если 50% проверенных строевых приёмов выполнено на «отлично» и «хорошо», а 50% - на «удовлетворительно»; при этом внешний вид. Строевая стойка и строевой шаг должны иметь оценку не ниже «хорошо»;
  3. «удовлетворительно», если по одному из строевых приёмов получена оценка «неудовлетворительно» при положительной оценке внешнего вида, строевой стойки и строевого шага;
  4. «неудовлетворительно» - при наличии двух и более неудовлетворительных оценок, а также при неудовлетворительной оценке по внешнему виду, или строевой стойке, или строевому шагу.

Планируемые результаты

      По строевой подготовке обучаемые знают:

  1. элементы строя;
  2. текст воинской Присяги;
  3. обязанности командира и военнослужащего перед построением и в строю;
  4. порядок подачи команд;
  5. порядок выполнения воинского приветствия без оружия;
  6. порядок проведения утреннего осмотра;
  7. порядок выполнения воинского приветствия;
  8. порядок проведения строевого смотра;
  9. порядок выноса и относа Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени.

      Обучаемые умеют:

  1. точно выполнять строевые приёмы (действия) по разделениям;
  2. точно выполнять строевые приёмы (действия) в целом;
  3. четко подавать команды;
  4. двигаться строевым шагом;
  5. двигаться в полшага;
  6. выполнять строевую стойку и повороты на месте:
  7. выполнять повороты в движении.

Материально-техническое обеспечение

      Учебный класс с наглядными пособиями.

      Строевой плац.

     

     

     

Список литературы

-        Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации 2009. – М.: Эксмо, 2009;

-  Зиновьев А.С. Учебное пособие по изучению и практическому применению общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. – Ростов н/д: Феникс, 2008.

-        Аверин А.И. «Начальная военная подготовка» ДОСААФ СССР, 1997 г.

Наглядные пособия:

-         комплект «Строевая подготовка»;

-        комплект «Вооруженные Силы на страже Родины».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для учащихся 3-4 классов по теме "Строевая подготовка"

В презентации содержатся необходимые знания в области строевой подготовки для учащихся младшего школьного возраста....

Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике».

Материал подготовлен к семинару   «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»...

Презентация на тему " Строевая подготовка"

Презентация на тему строевая подготовка для 3-4 классов....

Методическая разработка по теме строевая подготовка

В данной собственной методической разработке, представлен порядок проведения занятия по строевой подготовке, а так же об основных ее понятиях....

Мастер - класс "Нестандартные задания, приёмы при подготовке к ГИА по русскому языку, литературе", или "Может ли подготовка к ГИА одновременно развивать творческие способности?"

Лекция-беседа с использованием компьютерной презентации, практическое занятие. технология модульного и блочно-модульного обучения...

«Основы безопасности жизнедеятельности» на тему: «Строевая подготовка. Движение строевым и походным шагом».

Цели урока:- образовательная: закрепить знания учащихся выполнению команд: «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ВОЛЬНО, ЗАПРАВИТЬСЯ...