Главные вкладки

    Психологический тренинг "Если ты стал заложником у террористов"
    методическая разработка (основы безопасности жизнедеятельности) на тему

    Муниципальная общеобразовательная школа- интернат

    «Ляминская средняя общеобразовательная школа- интернат»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ролевая игра с элементами психологического тренинга

    ««Если ты стал заложником у террористов»

     

     

     

                                                     Преподаватель- организатор ОБЖ

                                                                                   Ермолаев А.В.      

     

     

     

     

     

     

     

     

    2010 г

    Форма проведения: КТД «Ролевая игра- инструктаж с элементами психологического тренинга»

     

    Место проведения: актовый зал школы- интерната

     

    Состав участников: учащиеся 6-11 класс, педагоги школы- интерната

     

    Цели мероприятия:

     

    1.     Обучающая: формирование у учащихся и педагогов знаний и умений, необходимых в экстремальной ситуации

    2.     Воспитывающая: содействие в формировании у учащихся личностных качеств, необходимых в экстремальных ситуациях  уравновешенности, умения быстро анализировать ситуацию, контролировать свои желания и поступки, формирование правовой культуры

    3.     Развивающая: развитие организаторских , сценических способностей, навыков совместной деятельности, кругозора

     

    Этапы подготовки и проведения мероприятия:

     

    1.Создание Совета дела

    2. Разработка сценария дела

    3. Составление списка дел и распределение поручений участникам мероприятия

    4. Рабочая подготовка  дела и непосредственное проведение самого дела

    5. Заключительное заседание Совета дела

     

     

    План подготовки:

     

    1.     Формирование группы «террористов» и «группы захвата», их оснащение

    2.     Отработка группой «террористов» и группой «захвата» действий во время игры

    3.     Обсуждение возможных действий  заложников группой учащихся при захвате террористами и их предварительное проигрывание

    4.     Изготовление «ШАНСов» (талонов за правильный ответ)

    5.Изготовление удостоверения «Лучшего знатока Ляминской школы- интерната по безопасности во время террористического акта»

    5.     Подготовка видеоаппаратуры для демонстрации на мониторе правильных ответов.

     

    6.     Ход игры:

     

    -         Вступительное слово ведущего:

    -         Ребята и уважаемые педагоги!

         Достаточно часто на экранах телевизоров во время новостей, в художественных фильмах мы видим, как террористы захватывают заложников, чтобы, прикрываясь ими, предъявить власти свои политические, религиозные требования и добиться их исполнения.

    Современный терроризм наиболее часто проявляется в двух видах: захват заложников в здании или на транспорте и теракты (взрывы, стрельба в местах массового скопления людей.

    Мы узнаем о том, как должен вести себя человек, невольно ставший заложником в руках террористов.

    Сегодня в этом зале мы будем играть, но игра это не в крестики- нолики, в прятки- догонялки, а игра, которая может в определенной ситуации спасти вам жизнь. Но это при условии, если вы усвоите главные правила, о которых узнаете в ходе игры. В каждой игре должны быть победители. Мои помощники будут выдавать правильно ответившему на мой вопрос один « ШАНС» (талон). Затем набравший наибольшее количество ШАНСОВ участник игры получит удостоверение «Лучшего знатока Ляминской школы- интерната по безопасности во время террористического акта»

     

      Игра называется «Если ты стал заложником у террористов»

    Так что будьте готовы…

     

    Часть 1 «Действия заложников при захвате их террористами»

     

    -         Звуковые эффекты (звук хлопающих дверей, взрывов, криков, автоматных очередей)

     

    -         В зал врывается группа террористов в масках, с автоматами наперевес.

     

    -         Крики террористов: Всем сидеть! Молчать! Вы захвачены террористами и мы вас отпустим, когда выполнят наши требования!

     

    Действие 1.Один из группы заложников начинает громко рыдать и причитать

     

    -         Ведущий: Ребята! Правильно ли делает заложник, пытаясь разжалобить террористов?

     

    Правильный ответ: не стоит громко рыдать и причитать, так как террористы сами бывают на грани нервного срыва и этим вы можете спровоцировать их на грубые действия

     

    Действие 2. Один из заложников бросается с кулаками на террориста

     

    -         Ведущий: проанализируйте это действие

     

    Правильный ответ: не провоцируйте террористов на активные Правильный ответ: прежде всего сообщите группе по борьбе с действия, можете пострадать и вы, и окружающие. Нужно вести себя естественно, не враждебно, даже дружески по отношению с террористам. Ни в коем случае не пытайтесь проявить героизм, пока это возможно. Вы имеете дело с преступниками, которые уже перешагнули запредельную границу, и страх еще одного преступления его не остановит.

     

    Действие 3. Террористы отвлеклись. Одна из девочек незаметно достала мобильный телефон и позвонила.

     

    -         Ведущий: о чем она должна быстро сообщить?

     

    Правильный ответ: она должна сообщить о примерной численности заложников, террористов, где находятся заложники

     

    Действие 4. Говорит педагог из группы «заложников»: Извините, пожалуйста! У девочки высокая температура, не могли бы вы разрешить мне взять таблетки в медблоке?

     

    -         Ведущий: проанализируйте это действие

     

    Правильный ответ: нужно попытаться установить с террористами эмоциональный контакт. Это иногда удается женщинам. Попросите лекарства, воду или еще что- нибудь. Они наверняка откажут, но говорить с ними нужно.

     

    Действие 5. Террористы разрешили девочке воспользоваться мобильным телефоном. Она по телефону начинает плакать и жаловаться.

     

    -         Ведущий: Правильно ли она делает?

    -          

    Правильный ответ: нет, нужно кратко сообщить по телефону обстановку и сообщить о требованиях террористов

     

    Действие 6. Мальчика оскорбляют. Он ведет себя вызывающе, гордо смотрит в глаза террористу.

     

    -         Ведущий: правильно ли он действует?

    Правильный ответ: нет, нужно перенести оскорбления, унижения, лишения, не смотреть в глаза террористам.

     

    Действие 7. Оскорбляют учителя. Ученик начинает заступаться за него.

     

    Ведущий: Правильно или нет действует мальчик?

     

    Правильный ответ: нет, нужно набраться терпения, как бы это не противоречило вашим жизненным принципам. «Выскочку» ждет верная смерть и опять- таки взрыв эмоциональной обстановки.

     

    Действие 8. Ученик внимательно наблюдает за террористами, незаметно осматривается.

     

    Ведущий: За чем он наблюдает, что он пытается запомнить?

     

    Правильный ответ: нужно попытаться запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные раны и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров. Так же нужно осмотреть внимательно место, где вы находитесь, определить укрытия, за которыми можно спрятаться в случае возникновения перестрелки, отметить пути возможного отступления. Нужно незаметно присмотреться к людям, захватившим вас, оценить их психическое состояние.

     

    Действие 9. Ученик, воспользовавшись невниманием террористов, незаметно пробрался в коридор.

     

    Ведущий: правильно ли он сделал?

     

    Правильный ответ: да

     

    Действие 10. Ученик, воспользовавшись невниманием террористов, пытается уговорить других быстрее убежать

     

    Ведущий: Правильны ли действия заложника?

     

    Правильный ответ: нет, если появилась возможность спастись бегством, никого не берите с собой, так как бегство группы лиц наверняка привлечет внимание террористов.

     

    Действие 11. Ученик, воспользовавшись невниманием террористов, начинает собирать сумку, пакет, другие вещи, чтобы незаметно скрыться.

     

    Ведущий: Правильны ли действия ученика?

     

    Правильный ответ: нет, вещи любой ценности оставляйте на месте. Ваша жизнь дороже любых ценностей. «Копание с вещами влечет задержку во времени, обращает на себя внимание. Эти секунды стоили многим жизни.

     

    Действие 12. Заложник употребляет алкоголь.

     

    Ведущий: Нужно ли это делать?

     

    Правильный ответ: нет, алкоголь усиливает эмоциональность, повышая общее возбуждение и возможность срыва, не позволяет адекватно действовать во время опасности.

     

    Действие 13. Заложник незаметно разминает мышцы рук и ног, напрягает различные участки мышц.

     

    Ведущий: зачем он это делает?

     

    Правильный ответ: многие не смогли воспользоваться возможностью побега только потому, что не были готовы к нему чисто физически. Затекшее состояние тела от долгого пребывания в одном положении плохо сказывается на общей подвижности человека.

     

    Действие 14. Террористы отвлеклись, один из заложников незаметно пробирается к выходу, а другой заложник толкает в бок соседей, кивает в сторону скрывающегося головой.

     

    Ведущий: оцените его действия

     

    Правильный ответ: Если вы видите, что кто-то убегает, не привлекайте к этому внимания- может начаться стрельба.

     

    Действие 15. Заложник встал и пошел, говоря террористам, что ему надо в туалет.

     

    Ведущий: так и надо делать?

     

    Правильный ответ: на любое действие - причесаться, достать какую- либо вещь и т.д. - вы должны попросить разрешения  у охраны. Каждое ваше телодвижение может быть воспринято как агрессивное

     

    Действие 16. Вы ранены.

     

    Ведущий: что нужно прежде всего делать?

     

    Правильный ответ: постарайтесь не двигаться. Этим вы сократите потерю крови.

     

    Действие17. Заложник неподвижно сидит, смотрит в одну точку, ни на что не реагирует

     

    Ведущий: как вы думаете, что с ним?

     

    Правильный ответ: зачастую во время подобных происшествий у людей не выдерживает психика. Стресс вызывает помутнение  и ослабление сознания вплоть до полной прострации.

     

    Ведущий: что нужно делать, чтобы не впасть в стрессовое состояние?

     

    Правильный ответ: нужно контролировать себя: отмечать день недели, время, тренировать мозг и память, вспоминать даты, фамилии, телефоны, читать, писать, играть или негромко разговаривать с соседями.

     

    Действие 18. Часто в ходе переговоров захватчики освобождают детей, женщин, больных.

     

    Ведущий: Если вы попали в это число, что вы должны делать после освобождения?

     

    Правильный ответ : Сообщить группе захвата террористов тер о том, что происходит в захваченном здании.  Вот главная информация:

    -         число захватчиков;

    -         какое вооружение они имеют;

    -         в какой части помещения они находятся;

    -         особенности их поведения (агрессия, воздействие наркотиков или алкоголя);

    -         моральное и физическое состояние террористов;

    -         кто главный в их группе;

    -         не было ли замечено минирования помещения;

    -         время кормления террористов и отхода ко сну.

     

    Часть 2. «Действия заложников во время работы группы захвата террористов»

     

    Действие 1. При освобождении заложников спецназовцы применили внутри помещения шашки со слезоточивым газом.

     

    Ведущий: что нужно в данном случае делать заложникам?

     

    Правильный ответ: вы должны закрыть глаза, задержать дыхание, наклониться как можно ниже или лечь на пол

     

    Действие 2. В помещение врывается группа спецназа. Группа мальчиков пытается прорваться к освободителям.

     

    Ведущий: правильно ли они действуют?

     

    Правильный ответ: нет, бежать нельзя, так как заложники и террористы зачастую не отличаются одеждой друг от друга и бойцы спецподразделения могут принять вас за террориста и вы можете стать случайной жертвой при штурме. Необходимо падать ничком, спрятаться за каким-нибудь препятствием или закрыть голову руками.

     

    Действие 3. Штурм закончился, вас освободили. Все бывшие заложники начинают собирать вещи, пакеты и др.

     

    Ведущий: им ничего уже не угрожает?

     

    Правильный ответ: при освобождении выходите как можно быстрее, не тратьте время на поиски вещей- может произойти взрыв или пожар.

     

    Ведущий: помните, захват объекта происходит дважды: первый раз террористами, второй раз спецподразделением. Эти действия одинаково опасны, и перевести дух можно, только оказавшись в прихожей своей квартиры.

     А теперь, ребята, мы выявим победителя и вручим ему удостоверение лучшего знатока Ляминской школы- интерната по безопасности во время террористического акта»

     

    Вручение удостоверения.

     

    Заключительное слово ведущего : Очень хочется верить, что все, что в зале происходило, никогда с вами не случиться. Ну а если произойдет…  Самое главное, ребята, чтобы в трудной ситуации вы не растерялись и вспомнили и применили те правила, о которых сегодня вы узнали. Тогда все вы будете победителями в столкновении с преступниками.

    Но я с вами не прощаюсь, потому что мы еще встретимся на игре, которая будет называться « Как не стать жертвой теракта».

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Беседа с трудными детьми на тему: « Как не стать заложником проступков».

    Всё, что побуждает человека к деятельности, должно проходить через его голову...В процессе обдумывания человек «пытается… предварительно мысленно «проиграть» различные варианты действий и прочувствова...

    Презентация: "Подростковый возраст в планах террористов"

    Наше государство делает многое для того, чтобы защитить своих граждан от террористов. Но государство одно не в силах одолеть терроризм. Для этого нужны усилия всех граждан России.  Независи...

    Тест на тему: классификация сталей. Термическая обработка сталей. Чертежи деталей, изготовленных на токарных и фрезерных станках.

    Тест на тему: классификация сталей. Термическая обработка сталей. Чертежи деталей, изготовленных на токарных и фрезерных станках....

    меры при захвате в заложники

    Особенности состояния и поведения при захвате в заложники. Синдром заложника — серьезное шоковое состояние изменения сознания человека. Особенности и психология поведения преступника-захватчика. Основ...

    Стали. Виды и свойства стали

    Презентация "Стали. Виды и свойства стали" предназначена для проведения урока в 7 классе....

    План конспект урока: Классификация сталей. Термическая обработка сталей.

    План-конспект урока по технологии (Технический труд) на тему: Классификация сталей. Термическая об­работка сталей....

    Час памяти павшим от рук террориста "ГОРОД АНГЕЛОВ"

    Мероприятие приуроченно к трагедии в г. Беслане 01.09.2004 года....