Психологический тренинг "Если ты стал заложником у террористов"
методическая разработка (основы безопасности жизнедеятельности) на тему

Муниципальная общеобразовательная школа- интернат

«Ляминская средняя общеобразовательная школа- интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ролевая игра с элементами психологического тренинга

««Если ты стал заложником у террористов»

 

 

 

                                                 Преподаватель- организатор ОБЖ

                                                                               Ермолаев А.В.      

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 г

Форма проведения: КТД «Ролевая игра- инструктаж с элементами психологического тренинга»

 

Место проведения: актовый зал школы- интерната

 

Состав участников: учащиеся 6-11 класс, педагоги школы- интерната

 

Цели мероприятия:

 

1.     Обучающая: формирование у учащихся и педагогов знаний и умений, необходимых в экстремальной ситуации

2.     Воспитывающая: содействие в формировании у учащихся личностных качеств, необходимых в экстремальных ситуациях  уравновешенности, умения быстро анализировать ситуацию, контролировать свои желания и поступки, формирование правовой культуры

3.     Развивающая: развитие организаторских , сценических способностей, навыков совместной деятельности, кругозора

 

Этапы подготовки и проведения мероприятия:

 

1.Создание Совета дела

2. Разработка сценария дела

3. Составление списка дел и распределение поручений участникам мероприятия

4. Рабочая подготовка  дела и непосредственное проведение самого дела

5. Заключительное заседание Совета дела

 

 

План подготовки:

 

1.     Формирование группы «террористов» и «группы захвата», их оснащение

2.     Отработка группой «террористов» и группой «захвата» действий во время игры

3.     Обсуждение возможных действий  заложников группой учащихся при захвате террористами и их предварительное проигрывание

4.     Изготовление «ШАНСов» (талонов за правильный ответ)

5.Изготовление удостоверения «Лучшего знатока Ляминской школы- интерната по безопасности во время террористического акта»

5.     Подготовка видеоаппаратуры для демонстрации на мониторе правильных ответов.

 

6.     Ход игры:

 

-         Вступительное слово ведущего:

-         Ребята и уважаемые педагоги!

     Достаточно часто на экранах телевизоров во время новостей, в художественных фильмах мы видим, как террористы захватывают заложников, чтобы, прикрываясь ими, предъявить власти свои политические, религиозные требования и добиться их исполнения.

Современный терроризм наиболее часто проявляется в двух видах: захват заложников в здании или на транспорте и теракты (взрывы, стрельба в местах массового скопления людей.

Мы узнаем о том, как должен вести себя человек, невольно ставший заложником в руках террористов.

Сегодня в этом зале мы будем играть, но игра это не в крестики- нолики, в прятки- догонялки, а игра, которая может в определенной ситуации спасти вам жизнь. Но это при условии, если вы усвоите главные правила, о которых узнаете в ходе игры. В каждой игре должны быть победители. Мои помощники будут выдавать правильно ответившему на мой вопрос один « ШАНС» (талон). Затем набравший наибольшее количество ШАНСОВ участник игры получит удостоверение «Лучшего знатока Ляминской школы- интерната по безопасности во время террористического акта»

 

  Игра называется «Если ты стал заложником у террористов»

Так что будьте готовы…

 

Часть 1 «Действия заложников при захвате их террористами»

 

-         Звуковые эффекты (звук хлопающих дверей, взрывов, криков, автоматных очередей)

 

-         В зал врывается группа террористов в масках, с автоматами наперевес.

 

-         Крики террористов: Всем сидеть! Молчать! Вы захвачены террористами и мы вас отпустим, когда выполнят наши требования!

 

Действие 1.Один из группы заложников начинает громко рыдать и причитать

 

-         Ведущий: Ребята! Правильно ли делает заложник, пытаясь разжалобить террористов?

 

Правильный ответ: не стоит громко рыдать и причитать, так как террористы сами бывают на грани нервного срыва и этим вы можете спровоцировать их на грубые действия

 

Действие 2. Один из заложников бросается с кулаками на террориста

 

-         Ведущий: проанализируйте это действие

 

Правильный ответ: не провоцируйте террористов на активные Правильный ответ: прежде всего сообщите группе по борьбе с действия, можете пострадать и вы, и окружающие. Нужно вести себя естественно, не враждебно, даже дружески по отношению с террористам. Ни в коем случае не пытайтесь проявить героизм, пока это возможно. Вы имеете дело с преступниками, которые уже перешагнули запредельную границу, и страх еще одного преступления его не остановит.

 

Действие 3. Террористы отвлеклись. Одна из девочек незаметно достала мобильный телефон и позвонила.

 

-         Ведущий: о чем она должна быстро сообщить?

 

Правильный ответ: она должна сообщить о примерной численности заложников, террористов, где находятся заложники

 

Действие 4. Говорит педагог из группы «заложников»: Извините, пожалуйста! У девочки высокая температура, не могли бы вы разрешить мне взять таблетки в медблоке?

 

-         Ведущий: проанализируйте это действие

 

Правильный ответ: нужно попытаться установить с террористами эмоциональный контакт. Это иногда удается женщинам. Попросите лекарства, воду или еще что- нибудь. Они наверняка откажут, но говорить с ними нужно.

 

Действие 5. Террористы разрешили девочке воспользоваться мобильным телефоном. Она по телефону начинает плакать и жаловаться.

 

-         Ведущий: Правильно ли она делает?

-          

Правильный ответ: нет, нужно кратко сообщить по телефону обстановку и сообщить о требованиях террористов

 

Действие 6. Мальчика оскорбляют. Он ведет себя вызывающе, гордо смотрит в глаза террористу.

 

-         Ведущий: правильно ли он действует?

Правильный ответ: нет, нужно перенести оскорбления, унижения, лишения, не смотреть в глаза террористам.

 

Действие 7. Оскорбляют учителя. Ученик начинает заступаться за него.

 

Ведущий: Правильно или нет действует мальчик?

 

Правильный ответ: нет, нужно набраться терпения, как бы это не противоречило вашим жизненным принципам. «Выскочку» ждет верная смерть и опять- таки взрыв эмоциональной обстановки.

 

Действие 8. Ученик внимательно наблюдает за террористами, незаметно осматривается.

 

Ведущий: За чем он наблюдает, что он пытается запомнить?

 

Правильный ответ: нужно попытаться запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные раны и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров. Так же нужно осмотреть внимательно место, где вы находитесь, определить укрытия, за которыми можно спрятаться в случае возникновения перестрелки, отметить пути возможного отступления. Нужно незаметно присмотреться к людям, захватившим вас, оценить их психическое состояние.

 

Действие 9. Ученик, воспользовавшись невниманием террористов, незаметно пробрался в коридор.

 

Ведущий: правильно ли он сделал?

 

Правильный ответ: да

 

Действие 10. Ученик, воспользовавшись невниманием террористов, пытается уговорить других быстрее убежать

 

Ведущий: Правильны ли действия заложника?

 

Правильный ответ: нет, если появилась возможность спастись бегством, никого не берите с собой, так как бегство группы лиц наверняка привлечет внимание террористов.

 

Действие 11. Ученик, воспользовавшись невниманием террористов, начинает собирать сумку, пакет, другие вещи, чтобы незаметно скрыться.

 

Ведущий: Правильны ли действия ученика?

 

Правильный ответ: нет, вещи любой ценности оставляйте на месте. Ваша жизнь дороже любых ценностей. «Копание с вещами влечет задержку во времени, обращает на себя внимание. Эти секунды стоили многим жизни.

 

Действие 12. Заложник употребляет алкоголь.

 

Ведущий: Нужно ли это делать?

 

Правильный ответ: нет, алкоголь усиливает эмоциональность, повышая общее возбуждение и возможность срыва, не позволяет адекватно действовать во время опасности.

 

Действие 13. Заложник незаметно разминает мышцы рук и ног, напрягает различные участки мышц.

 

Ведущий: зачем он это делает?

 

Правильный ответ: многие не смогли воспользоваться возможностью побега только потому, что не были готовы к нему чисто физически. Затекшее состояние тела от долгого пребывания в одном положении плохо сказывается на общей подвижности человека.

 

Действие 14. Террористы отвлеклись, один из заложников незаметно пробирается к выходу, а другой заложник толкает в бок соседей, кивает в сторону скрывающегося головой.

 

Ведущий: оцените его действия

 

Правильный ответ: Если вы видите, что кто-то убегает, не привлекайте к этому внимания- может начаться стрельба.

 

Действие 15. Заложник встал и пошел, говоря террористам, что ему надо в туалет.

 

Ведущий: так и надо делать?

 

Правильный ответ: на любое действие - причесаться, достать какую- либо вещь и т.д. - вы должны попросить разрешения  у охраны. Каждое ваше телодвижение может быть воспринято как агрессивное

 

Действие 16. Вы ранены.

 

Ведущий: что нужно прежде всего делать?

 

Правильный ответ: постарайтесь не двигаться. Этим вы сократите потерю крови.

 

Действие17. Заложник неподвижно сидит, смотрит в одну точку, ни на что не реагирует

 

Ведущий: как вы думаете, что с ним?

 

Правильный ответ: зачастую во время подобных происшествий у людей не выдерживает психика. Стресс вызывает помутнение  и ослабление сознания вплоть до полной прострации.

 

Ведущий: что нужно делать, чтобы не впасть в стрессовое состояние?

 

Правильный ответ: нужно контролировать себя: отмечать день недели, время, тренировать мозг и память, вспоминать даты, фамилии, телефоны, читать, писать, играть или негромко разговаривать с соседями.

 

Действие 18. Часто в ходе переговоров захватчики освобождают детей, женщин, больных.

 

Ведущий: Если вы попали в это число, что вы должны делать после освобождения?

 

Правильный ответ : Сообщить группе захвата террористов тер о том, что происходит в захваченном здании.  Вот главная информация:

-         число захватчиков;

-         какое вооружение они имеют;

-         в какой части помещения они находятся;

-         особенности их поведения (агрессия, воздействие наркотиков или алкоголя);

-         моральное и физическое состояние террористов;

-         кто главный в их группе;

-         не было ли замечено минирования помещения;

-         время кормления террористов и отхода ко сну.

 

Часть 2. «Действия заложников во время работы группы захвата террористов»

 

Действие 1. При освобождении заложников спецназовцы применили внутри помещения шашки со слезоточивым газом.

 

Ведущий: что нужно в данном случае делать заложникам?

 

Правильный ответ: вы должны закрыть глаза, задержать дыхание, наклониться как можно ниже или лечь на пол

 

Действие 2. В помещение врывается группа спецназа. Группа мальчиков пытается прорваться к освободителям.

 

Ведущий: правильно ли они действуют?

 

Правильный ответ: нет, бежать нельзя, так как заложники и террористы зачастую не отличаются одеждой друг от друга и бойцы спецподразделения могут принять вас за террориста и вы можете стать случайной жертвой при штурме. Необходимо падать ничком, спрятаться за каким-нибудь препятствием или закрыть голову руками.

 

Действие 3. Штурм закончился, вас освободили. Все бывшие заложники начинают собирать вещи, пакеты и др.

 

Ведущий: им ничего уже не угрожает?

 

Правильный ответ: при освобождении выходите как можно быстрее, не тратьте время на поиски вещей- может произойти взрыв или пожар.

 

Ведущий: помните, захват объекта происходит дважды: первый раз террористами, второй раз спецподразделением. Эти действия одинаково опасны, и перевести дух можно, только оказавшись в прихожей своей квартиры.

 А теперь, ребята, мы выявим победителя и вручим ему удостоверение лучшего знатока Ляминской школы- интерната по безопасности во время террористического акта»

 

Вручение удостоверения.

 

Заключительное слово ведущего : Очень хочется верить, что все, что в зале происходило, никогда с вами не случиться. Ну а если произойдет…  Самое главное, ребята, чтобы в трудной ситуации вы не растерялись и вспомнили и применили те правила, о которых сегодня вы узнали. Тогда все вы будете победителями в столкновении с преступниками.

Но я с вами не прощаюсь, потому что мы еще встретимся на игре, которая будет называться « Как не стать жертвой теракта».

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Подростковый возраст в планах террористов"

Наше государство делает многое для того, чтобы защитить своих граждан от террористов. Но государство одно не в силах одолеть терроризм. Для этого нужны усилия всех граждан России.  Независи...

Тест на тему: классификация сталей. Термическая обработка сталей. Чертежи деталей, изготовленных на токарных и фрезерных станках.

Тест на тему: классификация сталей. Термическая обработка сталей. Чертежи деталей, изготовленных на токарных и фрезерных станках....

Стали. Виды и свойства стали

Презентация "Стали. Виды и свойства стали" предназначена для проведения урока в 7 классе....

План конспект урока: Классификация сталей. Термическая обработка сталей.

План-конспект урока по технологии (Технический труд) на тему: Классификация сталей. Термическая об­работка сталей....

Час памяти павшим от рук террориста "ГОРОД АНГЕЛОВ"

Мероприятие приуроченно к трагедии в г. Беслане 01.09.2004 года....

Методическая разработка "Стали. Виды и свойства стали".

Методическая разработка "Стали. Виды и свойства стали" предназначена в помощь учителям при ведении уроков в 7 классах....

Конспект урока по технологии в 7 классе (мальчики) по теме: "Сталь. Виды стали".

Конспект урока технологии (мальчики) в 7 классе по теме: «Сталь, её виды и свойства».Цель: познакомить с понятием сталь, ее свойствами, развивать речь, воспитывать трудолюбие.Задачи урока:...