методическая разработка "Не шути с огнём"
методическая разработка (основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс) по теме

Фёдорова Татьяна Викторовна

 

Интеллектуально - познавательная игра по ОЗОЖ, посвящённая правилам противопожарной безопасности (для 5 - 6- х классов) «Не шути с огнём!».

Цель:

Сформировать умение по обеспечению личной безопасности при пожаре в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_shuti_s_ognyom.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Фёдорова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы, МКОУ СОШ п. Прудовой, Екатериновский район, Саратовская область.

Интеллектуально - познавательная игра по ОЗОЖ, посвящённая правилам противопожарной безопасности (для 5 - 6- х классов) «Не шути с огнём!».

Цель:

Сформировать умение по обеспечению личной безопасности при пожаре в различных ситуациях.

Оборудование: плакаты по противопожарной безопасности; памятки для учащихся.

Подготовка.

В игре принимают участие 2 команды. Они заранее придумывают для себя название, девиз и эмблему.

Действующие лица: ведущие (1) и (2).

Ведущий (1):

Подарил бог Прометей

Красный факел для людей.

Он теплом людей согрел,

Он в светильниках горел,

Мясо жарил и варил,

На зверей страх наводил.

Ведущий (2):

Обжигал горшки, игрушки,

Плавил бронзовые пушки.

Но, к несчастью, этот дар

Вызывал не раз пожар.

Ведущий (1):

Сегодня здесь собрались отважные пожарные. Ваша задача, уважаемые участники, справиться с возникшим пожаром. Огонь потушат волшебные капельки, которые вы соберёте во время игры. Команда, победившая в конкурсе, получает 6 волшебных капелек.

Ведущий (2):

Представляем судей, которые будут оценивать действия команд.

Ведущие представляют жюри.

Ведущий (1):

А теперь представятся команды.

(Команды по очереди представляют свои название, девиз и эмблему)

Ведущий (1):

Хороший пожарный должен быть не только сильным и ловким, но и хорошо образованным человеком.

Ведущий (2):

Итак, в 1 конкурсе вас ждёт проверка знаний и сообразительности. На размышление даётся 15 секунд. В случае неправильного ответа другая команда и болельщики могут дать свой вариант ответа.

Вопросы  викторины.

  1. В.А.Гиляровский в книге «Москва и москвичи» писал, что пожарные очень обижаются, когда их называют пожарниками. Как это объясняется? (Пожарные тушат огонь, спасая людей, их жильё и имущество; пожарниками же в Москве с давних пор называли нищих, которые под видом погорельцев ездили в столицу для сбора денег.)
  2. Это слово имеет много значений, его часто употребляют люди разных профессий: пожарные, портные и географы. Назовите это слово. (Рукав-труба или кишка для транспортирования огнетушащих веществ под давлением.)
  3. Почему пожарная машина может проезжать на красный свет? (Любое промедление в тушении пожара грозит большими потерями).
  4. Благодаря какому древнегреческому мифу связаны образ огня и традиция ношения перстней? (Мифу о наказании Прометея. Зевс приказал навечно приковать к горе Прометея, давшего людям небесный огонь. Спустя много лет Зевс простил Прометея, решил освободить его, но не мог нарушить своего же данного когда-то слова: Прометея нужно было освободить так, чтобы он одновременно оставался навечно прикованным к скале. Как же это сделать? Решили сделать для Прометея перстень из цепи, которой он был прикован, а в перстень вдели обломок скалы, к которой был прикован титан. Так сохранилась вечная связь Прометея с цепью и скалой.)
  5. Как раньше оповещали людей о пожаре? (Колокольным звоном – набатом, позже пускали воздушные шары).
  6. Какое событие 1812 года вошло в историю пожарного дела? (Пожар в Москве.)

Игра со зрителями.

Ведущий (1):

Назовите пословицы и поговорки об огне. Каждый раз, называя пословицу, вы получаете одну волшебную капельку. Потом вы отдадите свои капельки команде, за которую болеете.

Пословицы и поговорки об огне.

  1. Человек без огня не живёт ни единого дня.
  2. Маленькая спичка сжигает большой лес.
  3. Спичка – невеличка, огонь – великан.
  4. Огонь - наш друг, но не всегда, бывает от него беда.
  5. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
  6. Нет дыма без огня.
  7. Вор придёт, хоть стены оставит, огонь придёт – всё унесёт.
  8. Спички – не игрушка, огонь – не забава.
  9. Искра мала, да велик родит пламень.
  10. Пусть огонь не велик, а беды натворит.

Конкурс №2.

 «Противопожарная безопасность»

Ведущий (1):

А теперь проверим ваши знания по правилам противопожарной безопасности. Каждой команде раздаются карточки в виде капелек воды с буквами «А», «Б», «В». Вы совещаетесь в течение 30 секунд и поднимаете соответствующую карточку.

Вопросы ( в форме теста).

1.По какому номеру нужно звонить при пожаре?

А) 01        Б) 02     В) 03

2.Почему нельзя тушить электроприборы и провода водой?

А) Расплавится изоляция проводов.

Б) Загрязнятся обои.

В) Может поразить током.

3. Что вы будете делать, если на вас загорелась одежда?

А) Со всех сил быстро побежите.

Б) остановитесь, упадёте на землю, покатитесь, сбивая пламя.

В) Найдёте ветку и начнёте сбивать с себя пламя.

4. главной причиной гибели людей на пожаре являются…

А) Ожоги.

Б) Дым.

В) Воздействие токсичных продуктов.

5. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо…

А) Оставаться на месте до приезда пожарных.

Б) Определить направление ветра и распространение огня и быстро выходить из леса в наветренную сторону.

Игра со зрителями.

Ведущий (1):

Мы предлагаем болельщикам помочь заработать волшебные капельки.

 Отгадайте загадки.

  1. Ем – живу, пью – умираю. (Огонь)
  2. Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)
  3. Раскалённая стрела дуб свалила у села. (Молния).
  4. Сестра сильнее брата. (Огонь и вода)
  5. Голова огнём пылает, тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу, лампы нет – я посвечу. (Свечка).

  1. В деревянном домике проживают гномики,

Уж такие добряки, раздают всем огоньки. (Спички).

Конкурс № 3.

«Что неверно сделал я!»

Ведущий (1):

Я предлагаю вам 2 различные ситуации, связанные с огнём, в которых персонажи повели себя неправильно. Вам надо рассказать, как поступили бы вы, вспоминая правила поведения при пожаре.

Задания для команды 1.

1)  Был такой со мною случай:

Как-то стало очень скучно.

Я решил повеселиться,

До пожарных дозвониться.

Набираю «01» и кричу: «Пожар! Горим!»

Адрес чей-то я назвал  и рычаг скорей нажал.

Даже с ними не простился…

Вот как я повеселился!

Подскажите-ка , друзья, что неверно сделал я?

2) Как-то  раз какой-то дядя кинул в урну сигарету.

Мусор загорелся сразу под большим порывом ветра.

Я стоял и любовался этой красочной картиной!

Вой машины вдруг раздался, испугался тут я сильно,

Руки в ноги и бежать, что б пожарным не догнать!

Подскажите-ка , друзья, что неверно сделал я?

Ведущий (2):

Задания для команды 2.

  1. А ещё такой был случай: я открыл на кухне газ.

На огонь подул я сильно, он сейчас же и погас.

Чтобы не было мне скучно, долго так я веселился!

Только папа рассердился…

Подскажите-ка , друзья, что неверно сделал я?

  1. А однажды в нашей школе загорелись провода.

Все собрались быстро в холле: дети и учителя.

Только я залез под парту, тихо ждал, когда найдут.

Натерпелся же я страху, ожидая, что спасут.

Подскажите-ка , друзья, что неверно сделал я?

Конкурс № 4.

«Лучший противопожарный плакат».

Ведущий (1):

За 5 минут команды должны создать эскиз плаката, в котором будет содержаться необходимая информация о том, как возникают пожары и какие правила нужно соблюдать, чтобы не стать виновниками возгораний.

Задания для болельщиков.

Ведущий (2):

Пока команды «творят», вы продолжаете зарабатывать им «волшебные капельки».

«Ситуация»  для болельщиков команды № 1.

Вам на Новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы их будете зажигать? (Только на улице, вместе со взрослыми, подальше от легковоспламеняющихся предметов.)

«Ситуация» для команды № 2.

На кухне загорелась электрическая проводка. Бабушка принялась тушить её водой. Внук закричал: «Так нельзя делать!»

Кто прав? (Внук. Вода – очень хороший проводник электрического тока)

Жюри подводит итоги конкуров.

Награждаются победители.

Ведущие (поочерёдно):

*Когда из дома ты выходишь,

Не забудь проверить вновь,

Все ли выключил приборы, не возникнет ли огонь.

* Спички детям не давайте,

 Спать ложитесь – проверяйте,

Выключен ли в кухне газ, нет проблем тогда у вас.

*Ну а если что случится, «01» на помощь мчится!

* Но запомните, друзья:

Легче, чем пожар тушить, нам его предупредить.

Все поют  на мотив песни Б.Окуджавы « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…»

Сегодня в этом  зале мы многое узнали

О том, что не бывает и дыма без огня,

Который светит, варит и нас оберегает.

Как здорово, что можно всем погреться у огня.

Знать правила нам надо, чтобы огонь из ада

Не вырвался случайно, ведь это же – беда!

Но помощь всё же будет! Давайте скажем, люди:

«Как хорошо, что на посту пожарные всегда!»

Огонь – такое чудо, когда на сердце худо.

Вы вспомните, что сделал однажды Прометей!

И искорки с любовью дарите на здоровье,

Что б пламя возгоралось, но лишь в сердцах людей.

Как здорово – огонь души всегда есть у людей!

Литература.

Алендеева Н.Е. Суд над огнём. //Читаем, учимся, играем. – 2007 -№  9.

 КлепининаТ. Пожар в школе //ОБЖ.-1999.№ 3.

Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник. – М.:Слово, 1997.

Черноусова Е.Г. Спасатели. // Читаем, учимся, играем.- 2006 - № 8.