Урок ОБЖ в 11 классе Экстренная реанимационная помощь. Непрямой массаж сердца и ИВЛ
методическая разработка по обж (11 класс) по теме

Открытый урок ОБЖ в 11 классе по теме "Экстренная реанимационная помощь. Непрямой массаж сердца и ИВЛ" содержит разработку урока, презентацию и тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokivl.rar673.6 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с.Раскатово

План – конспект урока

по основам безопасности жизнедеятельности

на тему:

«Экстренная реанимационная помощь.

Непрямой массаж сердца и ИВЛ».

Учитель ОБЖ

Зайцев Ю.С.

2012 г.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид урока:  комбинированный.

Тема: Экстренная реанимационная помощь.

Непрямой массаж сердца и ИВЛ.

Цели урока:

  1. Проверить усвоение знаний по теме «Сердечно-сосудистая система»; познакомить учащихся с причинами внезапной остановки сердца; с признаками клинической смерти, а также обучить навыкам первой медицинской помощи при остановке сердечной деятельности.
  2. Создание обстановки на уроке для осознания и понимания учащимися идеи и практической значимости изучаемого материала.

  1. Усвоение материала путём воспроизведения получаемых знаний и их использования на практике.

Задачи урока:

  1. Обучающая: показать возможность и необходимость экстренной реанимации.

  1. Развивающая: обучить технике непрямого массажа сердца, закрепить навыки искусственной вентиляции лёгких ( ИВЛ ).

  1. Воспитательная: воздействовать на личность учащихся с целью формирования у них чувства ответственности за безопасность жизни не только своей, но и окружающих их граждан, готовность оказать ПМП.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока:

Вводная часть – организация урока, повторение изученного, проверка домашнего задания, актуализация новой темы, постановка целей, учебной и развивающей задач урока.

1. Проверка домашнего задания:

2. Актуализация темы урока.

Перед изучением темы учащимся предлагается обсудить следующую ситуацию (слайд 5).

В результате острой сердечной недостаточности человек упал. Оказавшийся поблизости прохожий приложил палец к сонной артерии пострадавшего, затем вздохнул огорчённо и пошёл дальше.

Почему пострадавшему не была оказана медицинская помощь? (Ответы учеников).

Свои выводы:

  1. Возможно, прохожий знал об одной важной особенности клинической смерти, но не умел оказывать экстренную реанимационную помощь.

  1. Он знал признаки смерти, но не знал особенности клинической смерти. Эта особенность даёт надежду на оживление, т.е. на реанимацию.

  1. Возможно, он всё знал и умел, но не захотел помочь.

У человека чувство ответственности за безопасность своей жизни сочетается с чувством ответственности за жизнь окружающих его людей, готовность прийти на помощь. (Слайд 6) По нормам Международного гуманитарного права солдат обязан оказать помощь  даже противнику, если он нуждается в ней, не смотря на то, что противник, возможно, несколько минут назад пытался этого солдата убить.

«Помоги ближнему, и когда – нибудь тебе тоже помогут».

3. Изучение нового материала. (записывается тема урока в тетради) (Слайд 7)

План

  1. Понятие клинической смерти, её отличие от биологической.
  2. Причины клинической смерти.
  3. Признаки клинической смерти.
  4. Восстановление деятельности сердца и лёгких:

              а) на чём основана техника непрямого массажа сердца;

              б) сердечно-лёгочная реанимация: техника непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких, их сочетание.

5. Признаки восстановления сердечной деятельности.

(Слайд 8) Клиническая смерть – пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти.

Характеризуется полным прекращением всех внешних проявлений жизни. Однако  в  течении 5-7 минут возможны обратимые процессы, восстановление функций центральной нервной системы, оживление – реанимация. Значит, необходимо приступить к оживлению немедленно.

(Слайд 9) Затем обсуждаются причины клинической смерти, которые записываются в тетради.

Признаки клинической смерти обсуждаются в ходе коллективной мыслительной деятельности.(Слайд 10)

Сердечно-лёгочная реанимация. (Слайд 11)

При изучении этого вопроса необходимо объяснить физиологию непрямого массажа сердца.

У пострадавших, находящихся в состоянии клинической смерти, в результате резкого снижения мышечного тонуса грудная клетка приобретает повышенную подвижность. Поскольку сердце располагается в грудной клетке, то при нажатии на её передние отделы оно может быть сдавлено настолько, что кровь из полости сердца будет поступать в кровеносные сосуды. При прекращении сжатия сердце расправляется и в его полость насасывается новая порция крови. Неоднократно повторяя такую манипуляцию можно искусственно поддерживать кровообращение.

Затем показывается техника непрямого массажа сердца. (Слайд 12)

Вызывается ученик, который повторяет манипуляции. Обсуждаются допущенные ошибки. В тетрадь записываем правильные действия.

Затем обсуждается техника ИВЛ. (Слайд 13)

Переходим к заключительной части урока:

Признаки восстановления сердечной деятельности. (Слайд 14)

4. Закрепление  изученного материала.

Отработка практических действий непрямого массажа сердца и ИВЛ. (Слайд 15)

5. Домашнее задание: (слайд 16 )  страница 107-110 учебника.

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экстренная реанимационная помощь

Данная работа предназначена для проведения уроков биологии в 8 классе и ОБЖ ....

План конспект урока : "Непрямой массаж сердца и исскуственное дыхание"

ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКАТЕМА: «Первая помощь при остановке сердца и дыхания»КЛАСС: 11Тип урока: Урок-практикумВопросы урока: 1.Понятие реанимация. Опасность остановки сердца идыхания. 2.Правила выпол...

Правила проведения непрямого массажа сердца

Правила проведения непрямого массажа сердца...

10 класс, Экстренная реанимационная помощь

Презентация "Экстренная реанимационная помощь"...