Проблемы спортивного травматизма и меры профилактики.
статья (основы безопасности жизнедеятельности) по теме

Ивонинская Наталия Николаевна

 

Одной из основных задач тренера  и преподавателя  спортивных дисциплин в учебных заведениях является забота о здоровье  воспитанников и студентов. Хронические перегрузки, перенапряжения при занятиях спортом повышают угрозу травмирования и возникновения посттравматических заболеваний у спортсменов. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять причины, которые могут вызвать то или иное патологическое состояние у спортсме­на. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_sportivnom_travmatizme.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы  спортивного травматизма и меры профилактики.

Н.Н. Ивонинская,

Тольяттинский социально-педагогический колледж.

Одной из основных задач тренера  и преподавателя  спортивных дисциплин в учебных заведениях является забота о здоровье  воспитанников и студентов.

Хронические перегрузки, перенапряжения при занятиях спортом повышают угрозу травмирования и возникновения посттравматических заболеваний у спортсменов. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять причины, которые могут вызвать то или иное патологическое состояние у спортсмена. Конкретный разбор каждого случая спортивной травмы и ее анализ позволяют выработать профилактические мероприятия, направленные на предотвращение повторных травм.

Одни и те же причины могут вызвать сегодня легкую, а завтра тяжелую травму. Кроме того, даже самые легкие травмы порой приводят к осложнениям и посттравматическим заболеваниям  и, естественно,  влияют на  спортивную работоспособность. К сожалению, официальная статистика не охватывает все 100% спортивных повреждений. На стадионах, в медико-санитарных частях часто не учитываются те мелкие повреждения,   после которых   спортсмены   продолжают обычные занятия. По данным  А.И. Королёва и З.С. Миронова у юношей травмы возникают значительно чаще  (в 67,3—81,0%  случаев всех спортивных травм), чем у девушек (19,0—24,6%). Деление травм по локализации и по характеру колеблется в значительных пределах и в разных видах спорта неодинаково. В большинстве своем спортивные травмы по характеру и по исходам лечения — легкие. После соответствующего лечения пострадавшие полностью восстанавливают   свою   спортивную   работоспособность.

Характер травм находится в прямой зависимости от уровня квалификации спортсмена (может быть причиной больших и форсированных нагрузок) и частоты ответственных соревнований.

Причины травм, обстоятельства и условия, в которых они возникают, весьма разнообразны и зависят от различных факторов, как внешних, так и внутренних. Нередко внешние причины, вызывая определенные изменения в организме, создают внутреннюю причину, которая приводит к травме.

К внешним факторам спортивного травматизма следует отнести:

  1. Неправильную    организацию   учебно-тренировочных занятий и соревнований.
  2. Неправильную методику проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований.
  3. Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, спортивного инвентаря, одежды и обуви спортсмена.
  4. Неблагоприятные    санитарно-гигиенические и метеорологические условия при проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.
  5. Нарушение правил врачебного контроля.
  6. Нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований.

По данным Московского городского врачебно-физкультурного диспансера, причины спортивных травм в разных видах спорта возникают на тренировках и соревнованиях с различной частотой:

- недочёты и ошибки в методике занятий 37,1- 42,9% ;

- неполноценное материально-техническое обеспечение занятий 26,7-37,5%;

- поведение занимающихся 17,8-35,2%;

- состояние занимающихся 16,5- 30,5%;

- прочее 7,8-26,9% .

К неправильной организации учебно-тренировочных занятий можно отнести: проведение тренировок с большим числом спортсменов под руководством одного тренера или педагога; проведение занятий без тренера или педагога; проведение занятий с большим числом групп в зале, на спортивной площадке, в водном бассейне, на катке, нарушение потоков движения спортсменов на катке, неправильный обгон автомобиля велосипедистом на тренировках на шоссе и др.

Отсутствие страховки, самостраховки или неопытность страхующего, также могут привести к тяжелым травмам, особенно в сочетании с другими причинами и обстоятельствами, например когда нет на занятиях педагога или тренера.

К неправильной методике учебно-тренировочных занятий следует отнести проведение их по одной программе со спортсменами, имеющими разную степень технической подготовленности. Поскольку очень многие спортивные травмы возникают вследствие методических ошибок, необходимо строго контролировать правильность составления программ тренировок и соревнований.

Для снижения роста спортивного травматизма надо решительно пресекать порочную практику некоторых тренеров и преподавателей «натаскивать» молодых спортсменов на сдачу разрядных нормативов. Погоня за рекордными показателями приводит к переоценке физической и технической подготовленности спортсмена. В таких условиях тренер слишком рано допускает новичка к выполнению разрядных норм, что приводит к перенапряжению, нарушению координации движений и неправильному выполнению упражнений. Не следует, чтобы спортсмены выполняли те упражнения, техникой которых они еще не овладели (например, при занятиях вспомогательными видами спорта в ходе общей физической подготовки).

Причинами спортивных травм могут быть: пренебрежение разминкой;. построение занятий без соблюдения принципа постепенности и последовательности в овладении двигательными навыками; чрезмерное увлечение нагрузками; отсутствие индивидуального подхода к занимающимся.

Из-за спортивно-технической неподготовленности особенно часты травмы среди подростков и молодых спортсменов.

К группе травм, связанных с неудовлетворительным состоянием мест занятий, оборудования, спортивного инвентаря, одежды и обуви спортсменов, можно отнести повреждения, полученные вследствие различных дефектов: материально-технической базы: несоответствия спортивных сооружений занятиям данным видом спорта; отсутствия или неисправного состояния матов, снарядов и другого оборудования; несоответствия возможностей спортсмена весу мячей, булав и других снарядов. К неблагоприятным санитарно-гигиеническим и метеорологическим условиям при проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований относятся: жара, холод, ветер, пыльные бури, перепады атмосферного давления, метеорологические осадки и др.

При прямом воздействии температурных факторов — солнца — возможны ожоги, холода — отморожения и т. д.

Помимо внешних факторов в спортивном травматизме играют роль и внутренние. К таким факторам относятся:

  1. Состояние утомления и переутомления.
  2. Изменение функционального состояния отдельных систем организма спортсмена, вызванное перерывом в за занятиях в связи с каким-либо заболеванием или другими причинами.
  3. Нарушение биомеханической структуры движения.
  4. Наклонность к спазмам мышц и сосудов.
  5. Недостаточная физическая подготовленность спортсмена к выполнению напряженных    или сложно координированных упражнений.

Нарушение правил врачебного контроля приводит к спортивным травмам почти в 10% случаев. Допуск детей к занятиям физической культурой в школах, возврат спортсменов к тренировкам без предварительного медицинского осмотра после перерывов, перенесенных  болезней или другой причиной, наращивание физических нагрузок по инициативе самого спортсмена или его тренера без согласования с врачом, а также различные нарушения личного режима (сна, питания), игнорирование спортсменом возможности получения повторной микротравмы могут привести обычно к еще более тяжелой травме.

Нарушения спортсменами дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований обусловливают примерно 5% травм.

В процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований  и сборов должны проводиться врачебно-педагогические наблюдения. Ответственность за это возлагается на тренеров и руководителей спортивных и образовательных учреждений. После болезни спортсмену необходимо пройти тщательное врачебное обследование и получить разрешение врача на допуск к   тренировкам и соревнованиям.

Учащимся школ, вузов, специальных учебных заведений, занимающимся физической культурой и спортом, необходимо  проходить углубленные осмотры во врачебных кабинетах данных   заведений в соответствии с установленным порядком.

В таких условиях легче вести борьбу с травматизмом. Предупреждение травм вследствие нарушений спортсменами дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований заключается в проведении воспитательной работы и поднятии общего культурного уровня спортсменов.

Предупреждение спортивного травматизма основано на принципах профилактики повреждений с учетом особенностей отдельных видов спорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн...

ВИЧ и СПИД: пути передачи, теории происхождения и меры профилактики

ВИЧ и СПИД: пути передачи, теории происхождения  и меры профилактики...

«Меры профилактики простудных заболеваний и гриппа»

                                                   Цель собрани...

Школьный травматизм и его профилактика

Материал подготовлен для родителей учащихся...

Родительское собрание "Детский травматизм и его профилактика"

Травматизм представляет серьёзную угрозу для здоровья и жизни взрослых и детей. Ежегодно миллионы людей на планете получают травмы, становятся инвалидами, лишаются жизни.Особую тревогу вызывает детски...