Опыт работы Бикбулатовой Елены Сергеевны учителя ОБЖ МКОУ СОШ сельского поселения «Село Новый Мир»
статья по обж по теме

Бикбулатова Елена Сергеевна

Описание опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc285 КБ

Предварительный просмотр:

Бикбулатова Елена Сергеевна

Учитель ОБЖ

МКОУ СОШ с.п. «Село Новый Мир»

Опыт работы

Бикбулатовой Елены Сергеевны

учителя ОБЖ

  МКОУ СОШ

сельского поселения «Село Новый Мир»

 Мой небольшой опыт работы учителем ОБЖ подтверждает, что на сегодня, пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета в отечественной системе образования каким является курс ОБЖ. Каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, и тогда от грамотных действий может зависеть наша жизнь и здоровье. Поэтому, на первый план выходит качество преподавания курса ОБЖ в школе. А качество преподавания, на мой взгляд, зависит не только от профессиональной подготовки учителя, но и умения организовать внеурочную деятельность учащихся, умения налаживать социальное партнерство.  

Учебно–познавательная деятельность.

На данном этапе работы считаю необходимым акцентировать внимание

на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ.

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю,  тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать  на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».

                                                                                  Л. Н. Толстой

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.

В деле защиты населения в опасных чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

Исходя из современных требований, основными целями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются: формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие.

Поэтому одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Одной из главных задач курса является воспитание «личности безопасного типа», хорошо знакомой с различными видами экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Изучение курса позволяет учащимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании и поведении в чрезвычайных и опасных ситуациях, оценить влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей и выработать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей.

За время моей  работы учителем ОБЖ я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений.

В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому  что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь».

Поэтому в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. На протяжении многих лет эти проблемы требовали рассмотрения, изучения и творческого поиска путей их положительного разрешения.

Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, необходимо использовать различные педагогические технологии.

Всё это позволило определить выбор темы моей исследовательской работы: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ»,  над которой я планирую работать в дальнейшем.

В системе общего образования работаю второй год. В своей педагогической деятельности я опираюсь на основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с законом РФ «Об Образовании», с государственными стандартами изучения основ безопасности жизнедеятельности, с нормативными документами управления образования, с уставом школы.

Объектом исследования является процесс обучения, а предметом - формы его организации.

Для себя я определила цель: изучить особенности использования технологий, способствующих активизации деятельности учащихся в процессе обучения ОБЖ.

Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что, если в своей деятельности учитель применяет технологии, способствующие активизации деятельности учащихся, то процесс обучения должен стать более результативным, повысится заинтересованность и качество знаний учащихся.

Задачи исследования:

-изучить и проанализировать педагогическую литературу по проблеме исследования;

-рассмотреть технологии, способствующие активизации учебной деятельности учащихся на уроке;

-дать оценку эффективности применения данных технологий в процессе обучения.

Зная общую структуру процесса обучения, его методы, опираясь на опыт психологов и педагогов, продумываю, конструирую каждый урок. В своей практике стараюсь сделать оптимальный выбор форм, методов и средств обучения в зависимости от содержания  материала, подготовленности и интересов учащихся.

Стараюсь оптимально сочетать традиционные и инновационные образовательные технологии. Считаю, что внедрение инновационных технологий, оказывающих эффективное влияние на воспитание, развитие, социальную адаптацию, защиту прав и законных интересов учащихся школы, является важным в педагогической деятельности современного учителя.

В своей работе я применяю элементы следующих образовательных технологий: 

-Интерактивные технологии – я использую для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.

(Приложение 1)

-Проектная технология помогает активизации познавательной деятельности, развитию личности способностей учащихся в процессе обучения, побуждает проявлять способности к:

- осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода;

- целеполаганию;

- самообразованию и самоорганизации;

- синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников.

Учитывая актуальность технологии проектного обучения, она активно применяется мною в своей педагогической деятельности.

(Приложение 2)

-Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.

(Приложение 3)

Немаловажную роль, на мой взгляд, в получении учащимися глубоких и прочных знаний и выработке навыков адекватного поведения при попадании в опасные ситуации играет ситуационное обучение. Данный метод призван воспитывать у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, научить правильно, анализировать сложившуюся ситуацию и при этом грамотно действовать для сохранения жизни и здоровья. Положительным моментом данного метода является и то, что решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль «Это может случиться со мной!» Таким образом, у учащихся появляется в том числе и положительные мотивы к изучению курса  ОБЖ.

При составлении ситуационных заданий я придерживаюсь следующих принципов:

- моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;

- постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;

- создание ситуации с элементами риска и опасности.

(Приложение 4)

 В старших классах новый материал  излагаю в виде лекций, в форме групповой работы, когда перед каждой группой ставятся определенные задачи, в ходе решения которых не только находятся правильные ответы, но и формируется коммуникативная культура.

Во всех классах уроки проводятся с применением мультимедийных и интерактивных средств обучения, позволяющие в действии показать ту или иную ситуацию, найти из неё выход. Ситуационные задачи  и алгоритмы оформляю в виде презентаций.

В системе использую материалы Интернет сайтов,  порталов учителей, методических разработок, что позволяет активизировать деятельность учащихся на каждом этапе урока и повысить качество обучения.

Готовлю группу учащихся – ассистентов, которые помогают в проведении практических занятий и внеклассных мероприятий.

Широко использую на занятиях по ОБЖ метод проектов. Работая в учебных проектах, школьники учатся проводить исследования, а действуя за компьютером, формируют навык четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать её и представлять новые идеи.

(Приложение 5)

Итоговую проверку знаний осуществляю в традиционных формах и  с помощью электронных тестов.

(Приложение 6)

Кабинет ОБЖ - мастерская учителя, есть компьютер, учебные диски для 1-11 классов, таблицы «Правила поведения на дороге» «Противопожарная безопасность», «Безопасность на воде», «Безопасность в общественных местах», «Структура РСЧС», «Безопасность при террористических актах» и «Основы военной службы» и др.  Для проведения практических занятий в наличии имеются средства оказания первой медицинской помощи. Для практических занятий, тренировочных эвакуаций имеются противогазы, автомат Калашникова, костюм ОЗК. Собрала музейный уголок где выставлены макеты и муляжи гранат, дозиметры и др.

 При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:

- создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной нагрузки возрастным возможностям ученика;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;

-   принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Хочу отметить совсем понятные вещи: здоровье и безопасность человека - одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни.

В своей деятельности стремлюсь максимально развить потенциальные возможности своих учеников, привить им устойчивый интерес к предмету «ОБЖ». Систематически занимаюсь совершенствованием своего профессионального уровня, в целях обогащения своего педагогического опыта и повышения педагогического мастерства, изучаю методическую литературу по предмету, периодическую печать, научно-популярную литературу, постановления и рекомендации Министерства образования РФ.

Планирую и прогнозирую свою педагогическую деятельность. На основе этого виду отбор средств форм и методов обучения позволяющих добиваться повышения качества.

В результате использования перечисленных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:

-Учащиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах.

-Как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах.

-Растет качество знаний.

-Возрос рейтинг предмета.

-Реализуются творческие способности учеников через участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах.

Таким образом, формируя осознанность, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ» я наблюдаю положительные результаты.

Достижения в урочной деятельности по предмету ОБЖ

2010-2011 г

2011-2012г.

 – школьный тур олимпиады по ОБЖ;

- районные олимпиады: 2011-2012  участие;

-  Всероссийская дистанционная викторина «Космоведы»;

- Районная дистанционная  викторина «85 лет району».

Внеурочной деятельности по предмету ОБЖ

Обучение школьников безопасности жизнедеятельности неразрывно связано с формированием нравственных ценностей, патриотического сознания.  

Гражданско - патриотическое воспитание в нашей школе является одной из главных и реализуемых задач. Реализация гражданско - патриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия.  

Свою работу я начала с создания  агитбригады.    Агитбригада –  это не разовое эпизодическое мероприятие, а творческий коллектив детей, вот уже в течение двух лет пропагандирующий здоровый образ жизни, занимающийся популяризацией проблем экологического состояния окружающей среды, как нашего поселка, так и района, края, страны.

В период проведения мирно – патриотического месячника, активизирую работу Почетно – караульной группы. Провожу встречи с участниками локальных войн, ветеранами Великой Отечественной войны, проживающими в нашем селе, которые  рассказывают ребятам о службе в армии, военном времени, о тягостях и горестях солдатской жизни. В течение года обучаю строевой подготовке.

 В рамках месячника традиционно проводится военно-патриотическая игра «Зарница», в которой участвуют учащиеся 1-11 классов, педагогический коллектив.

В  течение всего года провожу учебно – тренировочные эвакуации.  «Эвакуации при пожаре», «Нас захватили террористы», «В школе заложена бомба!» тренирую весь коллектив школы действовать, правильно, четко, быстро, слаженно. В конце учебного года, как результат моей работы является проведение игры «Безопасное колесо», планирование игры осуществляю согласно разработанному положению образовательного учреждения. Разработала программу по противодействию терроризму и экстремизму.

Всегда удается легко организовать школьников на участие в   социально-значимых акциях  «Нет забытым могилам», «Ветеран живет рядом», «Милосердие», «Георгиевская ленточка», «Неравнодушные сердца», операция «Обелиск». Помогая ветеранам и пенсионерам, одиноким людям, людям с ограниченными физическими возможностями, ребята становятся добрее, милосерднее, терпимее, а это и есть нравственное развитие школьников.

В этом году приобретаю опыт работы с учащимися 1 класса. Разработала программу с учетом введения ФГОС второго поколения «Безопасность школьников». Реализую  ее на внеклассных мероприятиях во второй половине дня.  

Активно веду работу с допризывной молодежью. Привлекаю к участию в спортивных соревнованиях, военно-спортивных конкурсах, провожу анкетирование и тестирование юных защитников Отечества. Постоянно действующие секции по стрельбе, сборке – разборке АК, подготовка к туристическим слетам всегда привлекают внимание молодых людей, а так же девушек.

         Достижения во внеурочной деятельности по предмету ОБЖ

2010-2011 г.

  1. Участие в районных конкурсах агитбригад:

- «Живи века, Амур река»-3 место

-«Здоровому - все здорово» - участие

      2.  Районная экологическая акция «Весенняя неделя добра!» -2 место

      3.  Участие в районном смотре – конкурсе «Статен и  строен»

      4. Участие в краевом конкурсе «Ветеран живет рядом»

        5. Районный конкурс «Вектор 27»

    Этап «Патриотический» - 2 место

        6. Участие в конкурсе « Имя на Обелиске»

         7. Участие в социально - значимых акциях: «Нет забытым могилам», «Ветеран живет рядом», «Милосердие», «Георгиевская ленточка».

2011-2012 г.

       1.Районный конкурс « Вектор 27»  -3 место

       2. Краевой конкурс  «Идея» - 1 место

       3. Заявка на участие в Фестивале допризывной молодежи.

        4. Участие в социально - значимых акциях: «Нет забытым могилам», «Ветеран живет рядом», «Милосердие», «Неравнодушные сердца».

Социальное партнерство

С выше указанными организациями установлено тесное сотрудничество.

 С Советом ветеранов планирую и провожу праздничные концерты, митинги, вахты памяти, привлекаю к работе в школьном историко–краеведческом музее «Память».

 Ребята детского сада всегда рады видеть меня и старшеклассников-ассистентов на занятиях по реализации проектов «Дети на дороге!», «Осторожно! Улица», «Безопасность на льду», «Когда вода беда».

С СДК с.п. «Село Новый мир» совместно готовим и проводим торжественные мероприятия,  чествования юбиляров и конкурсантов, встречи с интересными людьми.

С отделом  по молодежной политике и спорту Комсомольского района так же могу отметить плодотворное сотрудничество в проведении спортивных соревнований, дружеских встреч, конкурсов. Работа отмечена благодарностью начальника Отдела по молодежной политике и спорту Комсомольского района Лавриенко М.И.

С Отдел ГО и ЧС Администрации Комсомольского района успешно работаем по совместно выработанной программе  «Чрезвычайные ситуации в общеобразовательных учреждениях». Результаты работы также отмечены благодарностью начальника Отдела ГО и ЧС Администрации Комсомольского района Закипным В.Б.

 Командование в\ч 779444 в лице Солодовникова А.И. любезно предоставляет территорию и обеспечение  для проведения экскурсий, смотров, военно-спортивных  мероприятий.

Отдел военного комиссариата Администрации Комсомольского района осуществляется деятельность по пропаганде воинской службы, проводится тестирование допризывной молодежи.

Представители МПЦ г. Комсомольска-на-Амуре по нашему приглашению выезжают  в школу для встреч с учащимися как индивидуального характера, так и массовых мероприятий, а именно: лекций, презентаций, фильмов, ролевых игр, тренингов и т.

В  заключение замечу, что мы живем, не всегда задумываясь, что представляет наша жизнь для нас самих и наших близких. А ведь она у нас одна. Разве не должен каждый современный человек, в том числе и каждый школьник, быть в состоянии оказать в случае необходимости помощь себе и своему близкому? Только грамотный человек способен быстро оценить ситуацию, принять единственно правильное решение, отчего зависят не только здоровье, но зачастую и жизнь попавшего в беду человека. Вот почему необходимо учиться основам безопасности жизнедеятельности, серьезно относиться ко всему, что предлагается программой учебной и внеурочной деятельности.


Отдел военного комиссариата Администрации Комсомольского района

Дом Культуры

с.п. «Село Новый Мир»

Отдел ГО и ЧС Администрации Комсомольского района

Почетно – караульная группа

Внеурочная деятельность по предмету ОБЖ

Детский сад

«Веселые ребята»

Отдел по молодежной политике и спорту Комсомольского района

Социальное партнерство

Внеурочная

деятельность

Учебно-  познавательная

деятельность

 

УЧИТЕЛЬ

Тренировочные эвакуации

Работа с допризывной молодежью

Агитбригада

Занятия с учащимися 1-го класса по программе «Безопасность школьника» с учетом ФГОСТ второго поколения

«Безопасность школьника»

Участие в социально – значимых акциях

Совет ветеранов

 с.п. «Село Новый Мир»

Медико - педагогический центр

г. Комсомольска – на- Амуре

в\ч 779444

Социальное партнерство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Экологическое состояние Саклов-Башского сельского поселения""

В содержании программы  предусмотрена реальная практическая деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выпол...

Опыт работы учителя физической культуры Ткачук Елены Викторовны по теме: «Индивидуальное дифференцирование нагрузки на уроках физической культуры».

С целью совершенствования процесса преподавания физической культуры в школе  необходимо использовать  индивидуальное  дифференцирование  нагрузки  на уроках, что будет способс...

Опыт работы классного руководителя 9 класса МБОУСОШ№22 г.Гуково Мехоношиной Елены Владимировны "Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности".

Разумное и нравственное всегда совпадают.Толстой Л.Н.Что значит «воспитать»? Это способствовать формированию духовного, целеустремлённого, современного человека с сильным характером, способного правил...

КНИГА ПАМЯТИ СЕЛА НАДЕЖДИНО (Надеждинского сельского поселения) Кайбицкого района Республики Татарстан.

Война – часть нашей истории, нас самих, и нельзя ни в коем случае забывать про это. Война коснулась каждого, каждой семьи. Мы всегда будем помнить героев Великой Отечественной войны, павших в боях за ...


 

Комментарии

Маратканов Сергей Михайлович

Интересный доклад. Учитель продумал свое выступление. Но я не нашел приложений, упомянутых в выступлении.