Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленый огонек"
методическая разработка по обж по теме

Башарова Гульназ Рамилевна

Программа "Зеленый огонек" направлена на обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и к окружающим, стимулированию у ребенка самостоятельности в принятии решений в критических ситуациях.Програма необходима для организации работы с детьми по формированию и функционированию системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях летнего лагеря. В ней предусмотрено обучение детей не только ПДД, этике поведения на дороге, но и навыками по оказанию доврачебной медицинской помощи. Ребята привлекаются к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_profilaktike_dtp_zelenyy_ogonek.docx253.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнесортымская СОШ»

Приложение к приказу №__________

От «___»_______ 2012 г.

Программа

 лагеря с дневным пребыванием детей

при МБОУ «Нижнесортымская СОШ»

«Зеленый огонек»

Возрастная категория: 6-17 лет

Сроки: 2012-2014гг

Легко шагать по цветущим бульварам,

Резвиться в парках, дворах и садах,

Но существует закон на дорогах

В малых селах и крупных городах

Тот, кто своею судьбой не играет,

Себя примерно в дороге ведет

И кто дорожные правила знает,

Тот никогда и нигде не пропадет.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ      ЗАПИСКА

Смена в лагере посвящена изучению и освоению правил дорожного движения. В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Решением данной проблемы занимаются различные ведомства, в том числе определённая роль отводится летним лагерям. Анализ статистических данных о состоянии детского транспортного травматизма показал необходимость акцентирования внимания взрослых на главной ценности - жизни и здоровья ребёнка. Решение такой приоритетной задачи предполагает формирование у детей и подростков устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения правил дорожного движения, их практической отработки в условиях летнего лагеря, что  является актуальным на сегодняшний день.

       Поэтому назревает необходимость создания условий для непрерывного    обучения участников дорожного движения по профилактике дорожно-транспортного травматизма учащихся.

       Комплексный подход к решению проблемы может дать положительный результат – сокращение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Программа необходима для организации работы с детьми по формированию и функционированию системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях летнего лагеря.

В с.п. Нижнесортымский в МБОУ «Нижнесортымская СОШ» сложилась система деятельности по организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Данная система включает в себя  организацию деятельности детского движения отряда ЮИД (юные инспектора движения) по изучению и пропаганде правил дорожного движения, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. На протяжении нескольких лет деятельность отряда ЮИД на базе МБОУ «Нижнесортымская СОШ» поселка активно развивалась, стало традиционным проведение тематических праздников в школе.

                Ежегодно на дорогах страны тысячи детей попадают в дорожно-транспортные происшествия. Анализ детского дорожного травматизма показывает, что большинство детей правила дорожного движения не знают или не умеет применять их на практике. Возрастной анализ дорожно-транспортного травматизма говорит о том, что среди пострадавших доля учащихся школ составляет  65%.  Следовательно, необходимо направить усилия на отработку навыков безопасного дорожного движения детей именно этой категории, с учётом психолого-возрастных особенностей.         Причем надо отметить, что автомобили становятся опасными для людей в силу их недисциплинированности - как водителя, так и пешехода. Происшествие всегда является следствием того, что родители не досмотрели, педагоги не доучили, водитель не проявил достаточный профессионализм и бдительность.

        Закон РФ № 196 «О безопасности дорожного движения» и Правила дорожного движения создавались для всех участников дорожного движения: пешеходов, водителей, пассажиров. Поэтому чем раньше и подробнее дети узнают о дорожном движении, тем больше гарантий того, что участие в нем будет осознанным и безопасным.

        Выполнение одних лишь правил дорожного движения без осознания механизма возникновения дорожно-транспортных происшествий и правильного действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и самоконтроля не может гарантировать безопасность на дорогах. Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от самого человека. Характер этого влияния зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека.

        Перед педагогами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры. Поэтому назревает необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения по профилактике дорожно-транспортного травматизма учащихся.

          Комплексный подход к решению проблемы может дать положительный результат – сокращение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Мы понимаем комплексный подход как непрерывную систему профилактики дорожного травматизма, включающую в себя организацию детальности в данном направлении, как в учебное время, так и в каникулярный период.

         В целях повышения безопасности дорожного движения   в 2012 году было принято решение об организации  смены «Зеленый огонек»  при МБОУ «Нижнесортымская СОШ». При разработке программы  смены большое внимание уделялось совершенствованию профилактической работы, поиску новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, развитию движения юных инспекторов движения, формированию грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения в рамках летнего лагеря. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. 

      Программа  «Зеленый огонек» направлена на обучение  детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах  и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и к окружающим, стимулированию у ребенка самостоятельности в принятии решений в критических ситуациях. В ней предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения, этике поведения на дороге, но и навыками по оказанию доврачебной медицинской помощи. Детей психологически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях. Ребята привлекаются к участию в пропаганде  среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

      Можно с уверенностью заявить, что проведение подобной работы, налаживание межведомственного взаимодействия будет способствовать решению проблемы обеспечения безопасности детей и подростков, а также воспитанию здорового, культурного поколения.

       Особенность программы заключается  в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

         Цель реализуемой программы:

  1. формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности других участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. создать организационные и педагогические условия,    направленные на формирование у детей стереотипов законопослушного поведения;
  2. обучить детей и подростков навыкам безопасного поведения на дорогах;
  3. организовать мероприятия с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Программа необходима для организации работы с детьми по формированию и функционированию системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях летнего лагеря при МБОУ «Нижнесортымская СОШ».

Концептуальные идеи и теоретическое обоснование

Согласно Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», в рамках исполнения окружной программы по предупреждению детского дорожно–транспортного травматизма на территории Ханты-Мансийского автономного округа на 2012-2013 г.г.,  целью которой является сокращение числа погибших  в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду с общими задачами воспитания в лагере нами были сформулированы конкретные задачи для реализации программы смены, а именно:

  1. укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию детей;
  2. совершенствование у детей умений и навыков в естественных видах движений;
  3. поддержка детских объединений, участвующих в реализации социальных проектов в сфере профилактики правонарушений ПДД;
  4. повышение правового сознания детей и подростков в целях соблюдения им норм и правил дорожного движения.

Программные мероприятия по решению указанных задач будут осуществляться по следующим направлениям:

  1. повышение правового сознания  и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
  2. изучение и пропаганда правил дорожного движения, профилактика и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

        Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма мы понимаем целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению  и устранению причин и условий способствующих ДТП, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Эта деятельность включает в себя комплекс профилактических мероприятий, проводимых совместно с сотрудниками ГИБДД, инспектором ПДН,  воспитателями летнего лагеря. Нам бы хотелось рассматривать пребывание ребенка в летнем лагере как этап его биографии, который на наш взгляд может быть организован как личностно утверждающая ситуация, предполагающая создание условий не только для физического оздоровления ребенка, но и для раскрытия и реализации его индивидуальных духовно-творческих возможностей, для личностного роста (обогащение и развития нравственного опыта и представлений, социально-коммуникативной компетентности, самооценки смысло-жизненных ситуаций и т.д.) и повышения правового сознания и предупреждения опасного поведения участников дорожного движения.

                Мероприятия каждого из заявленных в программе направлений сгруппированы по принципам:

  1. Каникулы - самая яркая эмоциональная пора. Традиции, заложенные  в МБОУ «Нижнесортымская СОШ»  непременно найдут свое отражение в жизни лагеря.
  2. Детям просто необходима смена деятельности и впечатлений. Осваивая летнее пространство, они всегда хотят узнать всё о чём-нибудь и что-нибудь с удовольствием. Тематика каждого дня не должна повторяться изо дня в день в течение смены, ни на протяжении нескольких лет. Каждый день смены – это маленькая жизнь, новая история, новые приключения.
  1. Эффективность коллективно-творческих дел очень велика, так как они позволяют учитывать своеобразие, разносторонность  и особенности детских интересов; создают необходимую обстановку для вовлечения каждого ребенка в соответствующую деятельность. Особенно важно, когда организацией КТД и реализацией его в жизнь занимаются сами дети, что может прослеживаться через реализацию данной программы.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на три года  в период с 2012 по 2014 годы.

Содержание программы

        Смена будет проходить под девизом: « У светофора нет каникул!».

        Построение смены носит профилактический и обучающий характер. В течение смены каждый участник сможет проявить свои интеллектуальные, физические, духовно-нравственные и творческие способности. Название смены  предполагает применение полученных знаний на практике. Для достижения цели  были выбраны разнообразные формы и методы работы с воспитанниками. Во время смены воспитанники объединены в отряды ЮИД, где предусматривается активная работа по изучению правил дорожного движения и истории развития ГИБДД в России.

        Отряды готовят тематические линейки, газеты, листовки, игры, мероприятия по безопасности дорожного движения. Выбирают название, девиз, командира отряда ЮИД.

На протяжении смены под руководством воспитателей будут работать мастерские по нескольким направлениям (журналистика, актерского мастерства, игровые технологии). Дети, проявляющие активность в обучении в мастерской, показывающие наиболее высокие результаты, обладающие организаторскими способностями и желающими передавать свой опыт ровесникам; по истечению четырех дней обучения в мастерской, обладающие навыками общения получат статус «Волонтера» и смогут заниматься в мастерской в статусе помощника. Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит включить в работу значительное число детей и подростков, педагогов; будут созданы условия для формирования у детей устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, что позволит повысить интерес к безопасности и здоровью детей, как участников дорожного движения.

Первой задачей в данном случае  при обучении ПДД является воспитание внимания к личному движению. Второй задачей является воспитание умения учитывать опасность автомашин, движения которых не видно из-за какого-либо прикрытия. Надо научить ребенка не забывать об опасности, что в дальнейшем будет иметь очень существенное значение для безопасности дорожного движения. Третьей задачей для нас стало научить ребенка правильно оценивать расстояние до движущегося объекта скорость его движения направления, воспитанию в ребенке самообладания и выдержке в момент опасности. Но основным моментом в реализации программы является воспитание дисциплинированности и объяснение недопустимости игр на проезжей части.

Для реализации поставленных целей и сформулированных задач мы определили для себя основные блоки, интегрированные в программе:

        Блок  -  История развития ГАИ (инспектор ГИБДД)

        Блок  -  Ребенок и правила дорожного движения (перекресток и движение)

        Блок  -  Ребенок и городской транспорт

        Блок  -  Ребенок и дорожные знаки        

        Блок  -  Ребенок, город и улица

        Блок  -  Ребенок и творчество

       Блок «Ребенок, город и улица» содержит такие темы, как «Город, где мы живем», «Безопасность на улице». Здесь мы даем детям представление об основных объектах города, микрорайонах, улице, дороге, тротуаре; элементарные знания о поведении на улице; почему на улице опасно; как нужно ходить по улицам.

Блок «Ребенок и ПДД» посвящен изучению перекрестка и движения. В теме «Знакомство со светофором» происходит закрепление представления знаний о назначении светофора, его видах и сигналах. Объясняем, что светофор устанавливается на перекрестках, пешеходных переходах и в других местах оживленного движения.

В теме «Одностороннее и двустороннее движение» поясняем важность того, как следует переходить дорогу, знакомим детей с пешеходным маршрутом (переход, «зебра», светофор, «островок безопасности»)

Блок «Ребенок и городской транспорт» знакомит детей с основными видами транспортных средств, движущихся по улицам и дорогам.  Знакомим с правилами поведения в общественном транспорте, воспитываем культуру поведения в транспорте, вежливое отношение к детям, взрослым и престарелым. Обучаем детей  правильно обходить стоящий транспорт. Объясняем детям, что такое тормозной путь автомобиля, напоминаем об опасности перехода проезжей части перед близко идущим транспортом.

Блок «Ребенок и дорожные знаки» позволяет нам научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителя и пешеходов,

знакомить детей с предупреждающими знаками, запрещающими, знаками сервиса и информационно – указательными. Объясняем, что значит каждый знак, разыгрываем дорожные ситуации.

Блок «История развития ГАИ» позволяет нам ознакомить детей с работой инспектора ДПС и инспектором – регулировщиком, обеспечивающих порядок и безопасность на проезжей части города.

       Блок «Ребенок и творчество» дает возможность детям принимать участие в различных конкурсных мероприятиях. 

Этапы обучения

Первый этап обучения

Блоки: «История развития ГАИ», «Ребенок и городской транспорт», «Ребенок и дорожные знаки».
ЦЕЛЬ: 

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда
ПДД среди детей и подростков.
ЗАДАЧИ:

  1. обучить правилам дорожного движения по программе «Дети - дорога -
    жизнь»;
  2. сплотить детские коллективы через совместные творческие дела;
  3. создать условия для практического применения ПДД;
  4. освоить новые активные формы агитации и пропаганда ПДД;
  5. сформировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
  6. изучить влияние результативности агитационно-пропагандистской работы, проводимой в лагере;
  7. воспитать убежденных, образцовых участников дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице и дороге.
    По итогам 1 этапа  освоения программы обучающиеся
    должны:

знать:

  1. историю детского объединения ЮИД, службы ГИБДД
  2. историю развития правил дорожного движения;
  3. о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте,
    велосипедах;
  4. серию дорожных знаков и их представителей;
  5. новые формы агитации и пропаганды ПДД;
    уметь: 
  1. работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную
    информацию;
  2. читать информацию по дорожным знакам;
  3. оценить дорожную ситуацию,
  4. участвовать в конкурсах;
    иметь навыки: 
  1. дисциплины,   осторожности,   предвидения   опасности   на  дороге   не
    переходящие в чувство боязни и страха;
  2. взаимной   поддержки   и  выручки  во   время   проведения   конкурсных
    мероприятий.

Второй этап обучения 

Блоки: «Ребенок и правила дорожного движения»,   «Ребенок, город и улица»

ЦЕЛЬ:
Разработка форм агитации и пропаганды Правил дорожного движения
ЗАДАЧИ:

  1. научить проводить агитацию и пропаганду ПДД в любой занимательной
    форме (викторины, сочинение песен и частушек о ПДД, пантомимы, защита модели «Перекресток у школы»);
  2. закрепить навыки безопасного движения: пассажира, пешехода,
    велосипедиста.
    По итогам 2 этапа освоения программы обучающиеся должны:

знать:

  1. серии дорожных знаков и их представителей, дорожную этику;
  2. новые формы агитации и пропаганды ПДД;
  3. техническое устройство велосипеда;

уметь:

  1. самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;
  2. работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
  3. оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

иметь навыки:

  1. дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
  2. взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных
    мероприятий;
  3. участия в конкурсах, соревнованиях.

Третий этап обучения

Блок: «Ребенок и творчество»
ЦЕЛЬ:
Создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
ЗАДАЧИ: 

  1. совершенствовать формы деятельности по пропаганде и агитации;
  2. сформировать активную жизненную позицию образцового участника
    дорожного движения;
  3. отработать мастерство вождения велосипеда;
  4. овладеть игровыми технологиями пропаганды и агитации правил дорожного движения.
    По итогам 3 этапа освоения программы, обучающиеся
    должны:

 знать: 

  1. историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
  2. нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  3. обновленные Правила дорожного движения;
  4. серии дорожных знаков и их представителей;
  5. новые формы агитации и пропаганды ПДД.

уметь:

  1. развивать и использовать свои лидерские качества,
  2. оценить дорожную ситуацию, принять положительное решение;
  3. совершенствовать основы деятельности по пропаганде и агитации ПДД,
    овладевать игровыми технологиями;
  4. управлять велосипедом, производить технический осмотр;
  5. оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

иметь навыки:

  1. активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения;
  2. взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
  3. самостоятельного планирования агитационно-пропагандистской работы и
    стиля деятельности отряда.

Механизм реализации программы

Вся смена построена с учетом особенностей организации воспитательного процесса в условиях временного детского коллектива. В основу реализации цели и задач закладываются элементы игровой модели смены в соответствии с длительной сюжетно-ролевой игрой.

Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, подготовка убежденно-организованных юных инспекторов движения к агитационной, пропагандистской, информационной деятельности безопасного дорожного движения.

Этапы реализации программы

Жизнедеятельность детей и подростков в летнем лагере осуществляется в четырех основных периодах смены: подготовительный, организационный, основной, заключительный. Планируя свою работу, педагоги должны исходить из задач этих периодов, так как это поможет более четко определить, какие же формы работы выбирать в определенной ситуации.

Обращаясь к теоретическому материалу, мы видим, что учет социально-психологических свойств детей в летнем лагере, их быструю восприимчивость к новому, интересному, способность полностью отдаваться делу приводит к самому главному выводу - необходимо помочь им выбрать правильно и полно виды деятельности, чтобы проявить свою активность в выборе форм досуга, способствующих решению определенных детских проблем, развивать свои творческие способности, приобрести опыт коммуникативного поведения в досуге.

Происходит это на основе грамотного объединения детей в досуговые общности, выделения групп, организующих свое досуговое поведение не похожее на то, что делается в других группах (отрядах, коллективах), но в то же время объединенных единой целью и направленностью на различную творческую деятельность.

Таким образом, наша методика позволит обратиться к непосредственно ребенку с тем, чтобы он правильно определил свое место в системе социальных отношений с окружающими.

Этап

Задачи

Предлагаемые формы

Подготовительный

  1. Подготовить педагогический коллектив к реализации программы.
  2. Разработать механизм запуска игровой деятельности и определить предполагаемый результат деятельности.
  3. Познакомить с приемами проведения диагностики, консультаций.
  4. Координировать мероприятия.

Тренинги, консультации (получение необходимой информации для более успешной реализации программы).

Анкета для родителей, принципы отношений взрослых и детей, стартовая диагностика и  анкета для воспитателей, аккомпаниатора, инструктора по физической культуре.

Организационный

  1. Оказывать помощь детям в адаптации к условиям реализации программы, к условиям закрытого и ограниченного социума, к смене основных видов деятельности, к режиму лагерной жизни, новым бытовым условиям.
  2. Познакомить с основными идеями смены.
  3. Провести стартовую диагностику детей.
  4. Провести мероприятия с целью выявления творческого потенциала участников смены.
  5. Создать условия для проявления активной позиции школьника в лагере.

 - дела в организационный период проводятся по направлениям: установления контактов, преодоление психологического барьера, выбор органов соуправления, планирование жизни;

- игры на знакомство;

-экскурсии по лагерю;

-формы работы с группами переменного состава;

-установление традиций отряда;

-сочинение легенды отряда;

-выбор названия и других отличительных знаков

Основной

  1. Создать внутри коллектива благоприятные условия для проявления творческих способностей.
  2. Смоделировать ситуацию успеха
  3. Предоставить свободу выбора
  4. Создать условия для положительного эмоционального настроя и активности ребёнка.
  5. Организовать взаимодействие.
  6. Поддерживать групповые нормы
  7. Провести промежуточную диагностику детей.

- формы игровой деятельности по развитию лидерского и творческого потенциала детей, а также по оздоровлению;

- многообразие форм с различным содержанием, составом участников;

- совместное планирование и проведение дел;

- организация равноправного диалога с детьми;

- совместное обсуждение возникающих проблем

Заключительный

  1. Организовать подведение итогов смены.
  2. Подвести итоги диагностики детей.
  3. Закрепить приобретенные знания, умения, навыки (общаться, сотрудничать и т.п.)
  4. Организовать личную рефлексию.
  5. Организовать итоговую рефлексию.
  6. Провести педагогический совет по итогам реализации программы.

- формы проведения итогов смены «Свечка», «Расскажи мне обо мне», «О себе» «Забор», награждение;

- выставка творческих работ;

- фестивали, гало - концерты награждение по номинациям)

Схема анализа деятельности воспитателя

Таким образом, воспитатель, планируя и осуществляя свою деятельность, должен учитывать задачи, которые обозначены в каждом из периодов смены. Это будет способствовать наибольшей свободе выбора сферы деятельности подростком, а, следовательно, и эффективному социальному становлению его личности.

 В день регистрации детей каждого ребенка принимают в члены отряда ЮИД. И проговаривается цель смены, и формулируются задачи.

 На время смены каждый отряд становится отрядом ЮИД.  На первой линейке знакомства ребята знакомятся с основными направлениями деятельности смены и реализации программы.

Членов отрядов приветствует педагогический состав лагеря. Зачитывается общая тематика смены, формулируется основная цель, понятийный аппарат.

В лагере разработаны правила внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием детей. Занятия в отрядах проводятся в соответствии с планом. Примерный план занятий согласован с администрацией лагеря, реализация плана проходит под руководством начальника лагеря, инспектора ГИБДД (закрепленного при школе), воспитателей,  аккомпаниатора и инструктора по физической культуре.

План сетка мероприятий изображена в виде светофора, разделенных на три разных цвета (красный, желтый, зеленый). Каждый цвет светофора указывают на временной отрезок (неделю).

Экран соревнований отрядов оформлен из фигурок мальчика и девочки, раскрашенными детьми, в руках у них цветок (экран настроения отряда), идущих по брусчатой дорожке, цвет камней указывает на основные направления соревнования:

  1. Красный - «Творчество»
  2. Синий - «Спорт»
  3. Зеленый - «Трудовые достижения»
  4. Коричневый - «Командный дух»
  5. Желтый - «Волонтёрство»

Каждый день подводятся итоги работы, и выносится на экран соревнований.

В течение смены после проведения тематических линеек, дежурный отряд и мастерская журналистики выпускает  газету, посвященную временному периоду.

Система оценки и стимулирования деятельности

  1. «Летопись временных лет»: за особые достижения,  ребята могут заработать бонусы, характерные для каждого временного отрезка.
  2. Диагностика настроения

Для того чтобы повысить уровень заинтересованности ребят разработана система нематериальных стимулов:

  1. Размещение фотографий на стенде «Радуга талантов»
  2. Награждение благодарственными письмами и грамотами
  3. Исполнение желаний
  4. Объявления устной благодарности на линейке
  5. Благодарственное письмо родителям
  6. Поздравление именинников

В конце смены подводятся общие итоги и оглашаются победители по номинациям.

Содержание сюжетно-ролевой игры

Предлагаемый алгоритм работы педагогического состава в течение всей смены

- ознакомление - включает в себя систему познавательных (викторины, дискуссии, лекции, диспуты, тематические беседы, экскурсии, массовые игры по станциям), развивающих (коллективные творческие дела, труд, спорт), тренинговых (сюжетно-ролевые, коммуникационные игры, игры на взаимодействие, межотрядные игры, тренинги общения) форм работы.

- привлечение - включает в себя организацию различных конкурсов (конкурс актерского мастерства, прикладного творчества, игр-аттракционов), создание (разработка) мастерских: прикладных (оригами, лепка, различные техники рисунка, аппликация и т.п.), творческих (театральная, песенная, игровая), организация игр на местности, проведение тематических и итоговых огоньков.

- погружение - включает в себя создание системы соуправления (совет лагеря, дни соуправления), организацию системы чередования творческих поручений (ЧТП), проведение занятий, направленных на познание детьми самих себя (тренинги, тестирование, релаксации), проведение различных ток-шоу, проблемных мастерских, мастер-классов творческих коллективов, организацию клубов по интересам, тематических и творческих вечеров, развлекательных мероприятий (дискотеки, просмотр кинофильмов, шоу-программы, праздники).

- закрепление - включает в себя проведение фестивалей творчества, гала-концертов, привлечение к участию в мероприятиях известных людей, выставку творческих работ, награждение отличившихся отрядов и детей (система личностного роста).

- передача опыта - включает создание условий для реализации ребенком своего творческого, духовного, интеллектуального потенциала - ребенок ставится в активную позицию, позицию организатора деятельности для других (КТД, конкурсы, викторины и т.п.)

В деятельности летнего лагеря, направленной на социальное становление личности ребенка, особое внимание должно уделяться такому методу, как игре. В детстве, в детском коллективе через игру познается окружающий мир, строится нравственный мировоззренческий образ всей будущей жизни. Сотни тысяч, а возможно и миллионы, различных игр придумало за свою многовековую историю человечество. И лишь недавно слово "игра" перестало ассоциироваться только с развлекательностью, и как равноправное слагаемое вошло во многие серьезные словосочетания. Математические, развивающие, компьютерные, познавательные, деловые игры стали тем видом деятельности, который направлен на развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом.

В игре развивается умение принимать решение, ориентироваться в быстроменяющейся обстановке. Игра сплачивает детский коллектив, включая в активную деятельность ребят замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети и подростки приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей выступает пробой собственных сил, и только в играх педагог, воспитатель лучше узнает своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности.

Игра зачастую выступает регулятором в развитии групповых и индивидуальных взаимоотношений, позволяя утвердить нормы взаимоотношений.

Особый смысл в деятельности летних лагерей приобретают коллективные дела. Здесь выбор дел происходит в весьма свободной манере, без заранее навязанной программы - их ребята называют сами. Исходя из собственных интересов и желаний самореализоваться. Свобода выбора создает атмосферу нерегламентированного поиска поведения каждого члена отряда. Коллективные дела в рамках отряда - это не только момент самореализации, но и форма самоконтроля, самокоррекции, самоощущения.

Столь же важной для летнего лагеря является ролевая игра. Ведь ни в учебной работе, ни в семейной ситуации, ни в общественном месте дети не могут идентифицироваться в полной мере с объектом своего интереса. Здесь это не только допускается, но и является обязательным условием свободы самовыражения, самореализации, полного освобождения от привычного стереотипа.

Cюжетно-ролевая игра имеет значение для развития способности к эмпатии. Наиболее ценными и привлекательными качествами сюжетно-ролевой игры является гибкость и пластичность, благодаря которым создаются возможности для участия в ней детей самого разного возраста.

Когда сюжетно-ролевая игра используется педагогами с целью развития эмпатии, в задачу взрослых входит создание соответствующих условий для более откровенного проявления своих чувств детьми. Играя роль другого, и в то же время, выражая свои собственные чувства, дети учатся сопереживать, проникаться чувствами тех, кого изображают.

Как показывает практика, почти все дети с энтузиазмом принимают участие в сюжетно-ролевой игре. Она является, по существу, школой эмоций, доступной для всех детей.

Для построения сюжетно-ролевой игры мы определили следующие принципы:

  1. Прежде, чем приступить к обучению детей стратегии решения проблем, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные умения.
  2. Новые понятия должны вводиться в контексте знакомого содержания.
  3. Содержание программы игры должно отражать межличностные, а не предметные отношения.
  4. В центре внимания должно быть овладение общепринятыми гуманистическими понятиями в межличностных отношениях.
  5. Следует формировать привычку искать решения, учитывая его потенциальные последствия, а не только абсолютные достоинства.
  6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решения проблемы.

Задачи, которые мы положили в основу сюжетно-ролевой игры, сформулированы так:

  1. научить детей анализировать мысли и чувства как свои собственные, так и других людей;
  2. научить детей с пониманием относиться к индивидуальным особенностям и различиям между людьми;
  3. развивать способности детей справляться с межличностными проблемами путем овладения следующими умениями:

а) выделять проблемы,

б) сформулировать альтернативные решения,

в) предвидеть возможные последствия каждой из альтернатив (для всех участвующих лиц);

  1. прививать детям привычку внимательного и бережного отношения к другим людям.

Исходя из того, что мы говорим о многообразии различных видов и форм деятельности в летнем лагере, можно сделать вывод, что у ребенка в данной ситуации есть возможность попробовать себя во всех сферах этой деятельности, исходя из своих потребностей и возможностей и, оценив свои результаты в этих сферах деятельности, выбрать для себя приоритетные.

 Виды деятельности

Формы работы, с помощью которых дети включаются в деятельность

 познавательная

викторины, дискуссии, диспуты, ежедневная рефлексия

 трудовая

творческие мастерские, труд, профессионально-творческая работа

художественно - эстетическая

музыкальные часы, творческие мастерские, живопись, импровизация

спортивно-оздоровительная

спорт, прогулки

досугово-развлекательная

игровые формы творческого развития, отдых, саморазвитие, развлечения, праздники, творчество

Кадровое обеспечение

       Для обеспечения реализации программы лагеря привлекаются сотрудники из числа педагогов    школы в соответствии со штатным замещением:

  1. начальник лагеря-1
  2. аккомпаниатор-1
  3. инструктор по физической культуре-1
  4. воспитатели-2 на каждый отряд

Для реализации направлений образовательного блока привлекаются педагог дополнительного образования, педагог-организатор и педагог-психолог, имеющие опыт работы.

Ресурсное обеспечение. Смета расходов (прилагается)

Взаимодействие

Для  реализации программы требуется организация взаимодействия с социальными структурами:

Структура поселка

Направления взаимодействия

КДЦ «Кристалл»

Предоставление услуг культуры (просмотр мультипликационных, детских художественных фильмов, культурно-развлекательные программы)

Поселковая, школьная библиотеки

Проведение библиотечных уроков, тематических выставок

ГИБДД

Проведение тематических бесед по профилактики ДТТ; викторины, организация мероприятий по ПДД, экскурсий.

Полиция  

Проведение инспектором по делам несовершеннолетних бесед по профилактике правонарушений

Пожарная часть

Проведение бесед, экскурсий в ПЧ, сборов пожарной дружины, тренировочных эвакуаций

МБУЗ «Участковая больница»

Профилактические беседы по ЗОЖ, реабилитация ослабленных и ЧБ детей, витаминизация

Детские сады «Снежинка», «Северное сияние»

Показ дошкольникам этюдов (сценок и сказок)

Школьный музейный уголок, музей НГДУ

Проведение тематических экскурсий

Мечеть

Проведение экскурсий

Православный храм

Проведение экскурсий

Ожидаемые результаты:

  1. Дети, обученные безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.
  2. Сознательное и ответственное отношение детей к вопросам личной безопасности.
  3. Улучшение состояния физического, психического и нравственного здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа лагеря с дневным пребыванием РАДУГА.ru

программа шеольного лагеря с дневным пребыванием. создана в 2007 году. переработана с учетом современных требований стандарта...

КОМПЛЕКСНАЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ»

Ситуация о состоянием здоровья детей и подростком приеобретает настолько острый характер, что оней заговорили не только врачи, но и педагоги....

КОМПЛЕКСНАЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ»

Ситуация о состоянием здоровья детей и подростком приеобретает настолько острый характер, что оней заговорили не только врачи, но и педагоги....

Программа лагеря с дневным пребыванием

Летом 2012 года я была начальником лагеря с дневным пребыванием детей, который был открыт на базе нашей школы Для эффективной работы лагеря мною была разработана программа лагеря "Планета здоровых реб...

ПРОГРАММА ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «ЖЕМЧУЖИНА»

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей, 1 смена....

программа лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ СОШ№7города Сургута "Морские витязи"

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всег...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая

Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу.  Программа под названием «М...