План – конспект урока по ОБЖ в 8 классе на тему: «Загрязнение почв и природных вод»
план-конспект урока по обж (8 класс) по теме

Кунаев Жумагалий Васильевич

Сформировать целостное представление о экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 117891_urok.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: Сформировать целостное представление о экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы.

Задачи урока: -рассмотреть вопросы загрязнения почв и природных вод;

-уметь использовать в работе полученные знания и делать выводы;

-знать правила поведения пари нарушении экологического равновесия в местах проживания людей;

-развивать чувство причастности к решению экологических проблем, чувство ответственности за судьбу своей малой и большой Родины.

Оборудование урока: учебники, тетради, карточки,  видеофильмы.

Ход урока:

I Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Садитесь.

-Сегодня мы продолжим с вами изучение экологического равновесия, последствий деятельность человека на планете Земля.

II Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на вопрос: «Экологическое равновесие – это важно или нет?».
- Мы узнаем, в чём конкретно проявляется природное равновесие и обобщим наши знания, какое влияние оказывает человек на природу.

III Повторение пройденного материала.

Раздаются карточки с заданиями (см. приложение №1).

Устный опрос.

1) Давайте с вами вспомним, что изучает наука экология? (связь между живыми существами и окружающей средой).
 Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
 Экология – наука о среде обитания.
2)А что такое экосистема?
Экосистема – это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом.
3) Дайте определение экологической катастрофы - это быстро происходящая цепь событий, приводящих к трудно обратимым или необратимым процессам в окружающей природной среде, делающих невозможным ведение хозяйства любого типа, определяющих опасность тяжёлых заболеваний, или даже смерть людей.

4)Экологическая безопасность-это обеспечение гарантий предотвращения экологических катастроф и аварий, это комплекс действий обеспечивающих экологическое равновесие во всех районах Земли.

5)Мутагенез - изменение генов под воздействием окружающей среды (физических и химических факторов) может происходить в любом живом организме.

6)Загрязнение биосферы(четыре основных вида)

1Ингредиентное  загрязнение – вещества поступающие в биосферу, могут быть газообразными или парообразными, жидкостями и твердыми.

2 Энергетическое загрязнение – шумовое,  тепловое, световое, радиационное и электромагнитное.

3 Деструкционное загрязнение – вырубка лесов, эрозия почв, осушение земель.

7) Что такое атмосфера?

- это газообразная оболочка Земли, состоящая из смеси газов и пыли. Озоновый слой – это воздушный слой в верхних слоях атмосферы.

8)Источники загрязнения.

Естественные: пыльные бури, вулканы, пожары.

Антропогенные: сельское хозяйство, теплоэнергетика, транспорт.

- Сдаем выполненные карточки.

- А сейчас послушаем ребят, которые подготовили доклады к нашему уроку.

IV Изучение нового материала.

 Почва - верхний слой литосферы, обладающий особым свойством — плодородием. Она является результатом преобразования поверхностных слоев литосферы совместным воздействием воды, воздуха и организмов.  
- Какие источники загрязнения почв вы знаете?
 В результате неразумной хозяйственной деятельности человека уничтожается плодородный слой почвы, она загрязняется и изменяется ее состав.
 Из-за ветровой и водной эрозии, засоления и других подобных причин в мире ежегодно теряется 5-7 млн. га пашен. Только ускоренная эрозия почв за последнее столетие на планете повлекла за собой потерю 2 млрд. га плодородных земель
 Кроме промышленности и сельского хозяйства, источниками загрязнения почвы являются: 
 жилые дома 
 бытовые предприятия 
 бытовой мусор 
 пищевые отходы
 фекалии 
 строительный мусор 
 пришедшие в негодность предметы домашнего обихода 
 мусор, выбрасываемый общественными учреждениями: больницами, школами, магазинами.
- Как эти загрязнения могут сказаться на человеке?
- Загрязнение почв ведёт к таким последствиям, как уничтожение больших гектаров плодородной земли, изменение её состава, а радиоактивные изотопы могут попасть в ткани живых организмов, в результате чего происходит развитие различных болезней.
 
- И последний вопрос который мы с вами рассмотрим – это загрязнение природных вод.
 
- Какую роль играет вода в жизни человека?
Известно: что вода – самое распространенное неорганическое соединение на Земле. Вода является основой всех жизненных процессов, источником кислорода в главном энергетическом процессе на Земле – фотосинтезе.
 
 Состоят из воды:
  -растения на 90%
  -животные на 75%.
 
 Потеря живыми организмами 10 – 20% воды приводит к их гибели.  
- К чему может привести загрязнение вод?
- Какие меры предпринимают по охране вод?
 Сбережение и более эффективное использование;
 Очистка сточных вод;
 Создание водоохранных зон, прилегающих к акваторию;
 Посадка в прибрежной полосе рек древесно – кустарниковой растительности;
 Применение технологических процессов, водооборотных циклов;
 Разработка новых производственных процессов и оборудования, обеспечивающих максимальную утилизацию и обеззараживание промышленных отходов.  
V  Закрепление нового материла.
- Давайте же вспомним, что такое экологическое равновесие?
- К каким проблемам может привести нарушение экологического равновесия?
- Как можно предотвратить процесс нарушения экологического равновесия?
- И давайте с вами ответим на главный вопрос, который мы поставили в начале урока.
- Экологическое равновесие – это важно или нет?
VI  Домашнее задание.

Параграф №6.4 стр. 137
VII Рефлексия.

-Хотел бы вас похвалить и поблагодарить за урок. Молодцы!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

План – конспект урока по ОБЖ в 8 классе на тему: «Загрязнение почв и природных вод»

План – конспект урока по ОБЖ в 8 классе на тему: «Загрязнение почв и природных вод»...

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

План-конспект урока по французскому языку. Класс: 6 Тема урока: Le meilleur patissier

цели и задачи  урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся,развитие умений иноязычного общения....

План-конспект урока французского языка языка Класс 7. Тема урока «Partons au moyen age!»

Урок-историческое путешествие в Средневековую Францию....

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...