Главные вкладки

    Разработка интегрированного урока ОБЖ и история, 10класс. Тема: «Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества».
    план-конспект урока по обж (10 класс) по теме

    Шуть Ирина Витальевна

     

         Интегрированный урок-лекция способствует созданию у школьников правильного представления о Российской армии и роли в формировании государственности России, приобретению знаний по истории Вооруженных Сил Российской Федерации; дает конкретно-исторические сведения, касающиеся различных аспектов развития и становления ВС России, историко - биографическую информацию, касающуюся выдающихся полководцев России;

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок ОБЖ и история, 10класс.

    Тема: «Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего   Отечества».

    Цели и задачи: - способствовать созданию у школьников правильного

                                  представления о Российской армии и роли в формировании

                                  государственности России, приобретению знаний по истории

                                  Вооруженных Сил Российской Федерации;

                                - дать конкретно-исторические сведения, касающиеся различных

                                  аспектов развития и становления ВС России, историко -

                                  биографическую информацию, касающуюся выдающихся

                                  полководцев России;

    Тип урока – интегрированный урок-лекция (история-ОБЖ) с использованием мультимедийного оборудования (презентация).

    Ход урока:

    Россия – одна из крупнейших держав, играющая в силу своего положения и запасов сырья важнейшую историческую роль в судьбах многих народов и государств Европы и Азии.

         На протяжении многих веков славянским и союзным с ними народам приходилось защищать свою свободу и независимость от многочисленных врагов.

         В далеком прошлом наши предки неоднократно отражали нападение византийцев, норманнов-варягов, других племен и народов.

    В трудах византийских историков 6 века встречаются первые летописные упоминания о военной организации древних славян:

    «это вовсе не цари и князья, а скорее предводители военных дружин стадии военной демократии. Дружины всегда шли впереди своего народа, нередко углубляясь в своих походах во вражескую территорию…»

         В конце 8 века военная организация древних славян уже состояла из княжеских дружин и народного ополчения.

         Славяне широко использовали свой ладейный флот для морских походов. Их легкие суда появлялись в Мраморном, Эгейском, Средиземном, а также Балтийском и Северном морях.

         В конце 9 века, на территории Восточной Европы начинает складываться новая политическая сила – Древнерусское государство, или Русь.

         В летописи сохранилось описание похода Олега на Царьград (Константинополь).

         В 10 веке, в случае войны, кроме дружины собиралось ополчение из свободных славян-общинников со всех земель, которые были подвластные Киеву. Возглавлял их общерусских воевода. Воины славились своей храбростью.

         В первой половине 13 века военные дружины отдельных феодальных княжеств Руси не смогли оказать достойного и действенного сопротивления организованным и многочисленным полчищам монголо-татар.

         Несмотря на это, еще и в 14 веке основу ратных сил русских земель по прежнему составляли княжеские конные дружины, городские ополчения сохранились, но практически потеряли значение.

         Истоки зарождения в нашем Отечестве военной организации уходят в период правления Ивана Третьего Великого (1462-1505), который положил начало формированию служилого дворянства.

         Усилия Ивана Третьего по созданию сильной военной организации Российского государства продолжил Иван Четвертый, создавший одну из крупнейших по численности армий в Европе 250-300 тыс.чел. (это около 3% населения Руси).

         В период с 1550 по 1571 г.г. Иваном Грозным были проведены военные реформы, которые были вызваны необходимостью укрепления русского войска и нацелены на:

         - упорядочение системы комплектования и военной службы в поместном   войске (это дворянская конница; войско имело характер ополчения; все   годные к службе  владельцы поместий и вотчины являлись в поход со своими  

           лошадьми,  припасами и оружием);

         - организацию централизованного управления армией;

         - создание постоянного стрелецкого войска (первое постоянное войско в  

           Русском государстве середины 16-начала 18 веков. Комплектовалось из  

           свободного городского и сельского не тяглого (не облагавшегося налогами)  

           населения, имело на вооружении пищали и бердыши, управлялось  

           воеводами);

         - выделение «наряда» (артиллерии) в самостоятельный род войск;

         - централизацию системы снабжения;

         - создание постоянной сторожевой службы на южных границах государства,  

           являвшейся прообразом пограничных войск.

         Таким образом, в 16 веке на Руси сложилась новая система вооруженной защиты своих земель, имевшая централизованное управление.

        Эпоха царствования Петра 1 (1692-1725) ознаменовалась решительными реформами, охватившими все сферы социально- экономической и общественной жизни России, в частности регулярную армию.

         Создается мощный морской флот.

         Основное содержание военных реформ Петра 1 сводилось к следующему:

    1. создание регулярной армии из пехотных и кавалерийских полков с единым штабом, вооружением и обмундированием;
    2. ведение боевой подготовки по Военному уставу 1716 г. и Морскому уставу 1720г.;
    3. формирование армии и флота из рекрутов (ежегодно от 500 душ податного населения выставляется 1 рекрут);
    4. подготовка офицерских кадров из дворян, которые начали службу в гвардейских полках;
    5. усовершенствование артиллерии.

    Реформы, проводимые Петром 1, быстро стали давать свои плоды. Флот нанес чувствительное поражение шведскому флоту у Мыса Гангут.

         7 августа 1714г. Россия подписала договор со Швецией, получила доступ в Балтийское море и разорвала торгово-экономическую блокаду.

         По организации, вооружению, боевой подготовке реформы Петра 1 выдвинули русскую армию на одно из первых мест в Европе.

         В период с 1787 по 1791 гг. навечно оставили в памяти свои имена выдающиеся полководцы:

    - командующий армией А.В. Суворов, который впервые в военном искусстве использовал макет укреплений, на котором тренировались войска;

    - генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов;

    - адмирал Ф.Ф. Ушаков.

         Мы о них еще будем говорить на уроке, посвященном дням Воинской славы России.

         

    Военные реформы 1860-70-х гг. – это преобразование в вооруженных силах России под руководством военного министра Д.А. Милютина, имели цель создать массовую армию, ликвидировать отсталость России, выявленную в Крымской войне 1853-56гг.

         В результате:

    1. была введена всесословная воинская повинность;

    2. образована военно-окружная система управления;

    3. перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией;

    4. разработаны и введены новые воинские уставы;

    5. реорганизована система подготовки офицерских кадров (военные и юнкерские  

        училища);

    6.проведены военно-судебные реформы.

         Все это способствовало усилению русской армии.

    Военные реформы 1905-1912гг. были проведены после поражения России в русско-японской войне 1904-05гг.

         В их результате были:

    1. усилена централизация военного управления;

    2. сокращены сроки службы, приняты новые программы для военных училищ;

    3. внедрены в армию новые образцы артиллерийских орудий;

    4. создана корпусная и полевая тяжелая артиллерия, усилены инженерные  

        войска;

    5.улучшено материальное обеспечение.

         Все это подняло боеспособность русских армии и флота.

    Советские Вооруженные Силы были созданы в январе 1918г., но об этом на следующем уроке.

    Итог урока:

    -как вы считаете, военные реформы, проведенные в рассмотренных исторических периодах, влияли на эволюционные процессы Русской армии?

    Д/з: знать содержание реформ Русской армии.

    Учитель на доске, учащиеся в тетради чертят таблицу, заполняют в процессе объяснения материала. Таблица способствует лучшему усвоению материала, систематизирует знания по теме.

    Исторические периоды становления Русской армии

    № п/п

    Исторический период

    События

    Известные имена

    Содержание

    1.

    8 век

    Военная организация древних славян

    Княжеские дружины, народное ополчение, Лодейный флот.

    2.

    9век

    Древнерусское государство, Русь.

    Олег, Игорь, Святослав

    Поход на Константинополь и др.

    3

    4

    5

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ТЕМА: «БЫЛОЕ И ДУМЫ…» (Россия в I половине XIX века)

    Понятие «интеграция» пришло в российскую педагогику в 80-е годы, но и  сегодня день интегрированные учебные занятия актуальны, так как, формируют целостное представление о мире, преодолевают разо...

    Разработка интегрированного урока литературы и истории «Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Л. Н. Толстого « Война и мир»).

    Интегрированный урок – это специфическая форма занятия. Главное на нём – это изучение междисциплинарных объектов. Именно на таких уроках учащиеся имеют возможность получения глубоких и прочных з...

    Разработка интегрированного урока математики и истории в 5 классе по теме: «История родного края и десятичные дроби»

    Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "Действия с десятичными дробями"; познакомить учашихся с историей родногокрая; показать связь истории и математики....

    Проект «Подготовка юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации через организацию, проведение военно-патриотических соревнований и учебных сборов».

    Цель данного проекта повысить уровень подготовки юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации.Достижение цели проекта планируется через организацию военно-патриотических конкурсов, с...

    Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники Отечества

    Конспект урока с презентацией. Объём презентации почти 20 мегабайт, размещена на https://yadi.sk/i/Z-MMcpky34PbcX...

    Разработка интегрированного урока-квеста по истории Древней Греции для обучающихся 5 касса.

    laquo;Афины – греческое чудо»Класс: 5 ВТип урока: Итоговый урок по теме «Возвышение Афин в V – м веке до н. э. и расцвет демократии»Тип урока в рамках глубинной модульно...