Рабочая программа по ОБЖ 10 класс
рабочая программа по обж (10 класс) на тему
Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т.Смирнова "Основы безопасновсти жизнедеятельности" и разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образованияв соответствии с Федеральным Базисным учебныи планом . Программа расчитана на 1 час в неделю и 40 часов учебно - полевых сборов для изучения на базовом уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное общеобразовательное
бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа
пгт Оричи Кировской области
УТВЕРЖДЕНО Директор КОГОБУ СОШ пгт Оричи _________ Ожегина Л.Л. Приказ № ______ от «___» __________ 2013 г. |
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
10 класс
на 2013-2014 уч.г.
Автор-составитель:
Репин А.А.,
преподаватель – организатор ОБЖ,
первая квалификационная категория
Оричи 2013
1.Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т.Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы» и разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования в соответствии c Федеральным Базисным учебным планом, и изучается на базовом уровне.
Настоящая программа представляет собой часть комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов.
Программа рассчитана на 1 час в неделю за счет средств Федерального компонента.
Изучение основ безопасности направлено на достижение следующих целей:
- воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных чрезвычайных ситуациях; использование средств индивидуальной и коллективной защиты; оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Программа рассчитана на 74 учебных часов (из них 40 – учебные сборы для юношей).
Требование к качеству освоения программного материала
Знать/ Понимать
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
2. Тематический план.
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Содержание темы | Требование к уровню подготовки учащихся |
Основы безопасности личности, общества и государства | ||||
I. Основы комплексной безопасности | ||||
1. | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 5 | Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. | Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них; правила поведения в криминогенных ситуациях; об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним; потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций; предназначение, структуру и задачи РСЧС; основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Уметь называть способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях; объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера; использовать приобретенные навыки безопасного поведения и приемы самозащиты в зонах криминогенной опасности; использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения. |
2. | Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций | 4 | ||
3. | Современный комплекс проблем безопасности социального характера | 4 | ||
II.Защита населения от чрезвычайных ситуаций | ||||
1 | Нормативно – правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства | 2 | Законы и другие нормативно – правовые акты Российской федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи. | Знать Предназначение, структуру и задачи РСЧС; законы и другие нормативно – правовые акты Российской федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | ||||
III. Основы здорового образа жизни | ||||
1 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. | 2 | Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности. Инфекционные заболевания, их классификация. Основные инфекционные заболевания, их профилактика. | Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него, о способах и средствах сохранения здоровья, важности профилактических мероприятий для здорового иммунитета; об основных принципах классификации инфекционных заболеваний; Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний. |
2 | Основы здорового образа жизни и его составляющие | 4 | Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни. Биологические ритмы. Влияние биологических ритмов на работоспособность человека. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. | Знать основное определение понятия «здоровый образ жизни» и их составляющие, о факторах, влияющих на здоровье; о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье; о профилактике вредных привычек. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
Обеспечение военной безопасности государства | ||||
IV. Основы обороны государства | ||||
1. | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. | 7 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Организация индивидуальной защиты (самозащиты) населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. Средства индивидуальной защиты. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении. | Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах; способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях; виды защитных сооружений; правила поведения в защитных сооружениях; основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики; об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС; об организации ГО в общеобразовательном учреждении; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС. Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления; владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) |
2 | Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. | 4 | История создания Вооруженных Сил России. Организационная структура Вооруженных Сил России. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Другие войска, их состав и предназначение. | Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России, о её организационной структуре, составе и предназначении; функции и основные задачи современных Вооруженных Сил. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе; отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды. |
3. | Боевые традиции Вооруженных Сил России. | 2 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. Памяти поколений – дни воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений | Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина; о днях воинской славы и о формах увековечения памяти. Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы; отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды. |
IV | Основы военной службы. | |||
1. | Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время) | 40 | Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках. Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы, обязанности часового. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Тактическая подготовка. Физическая подготовка. | |
ВСЕГО | 34 + 40 |
3. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название темы, раздела, урока. | Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | ИКТ | Дата | |
По плану | Факт | |||||||
Основы безопасности личности, общества и государства | ||||||||
Основы комплексной безопасности | ||||||||
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | ||||||||
1 | Автономное пребывание человека в природной среде | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||
2 | Практическая подготовка автономному существованию в природной среде | 1 | ||||||
3 | Обеспечение личной безопасности на дорогах и в криминогенных ситуациях | 1 | Комбинированный | |||||
4 | Правила личной безопасности при угрозе террористического акта | Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. | 1 | Комбинированный | ||||
5 | Уголовная ответственность несовершеннолетних за участие в террористической деятельности | Чрезвычайные ситуации социального характера (терроризм) | 1 | Комбинированный | ||||
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций | ||||||||
6 | Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и их возможные последствия | Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера | ||||||
7 | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера | Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера | ||||||
8 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и их возможные последствия | Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера | ||||||
9 | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера | Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера | ||||||
Современный комплекс проблем безопасности социального характера | ||||||||
10 | Военные угрозы национальной безопасности России. | Чрезвычайные ситуации социального характера (вооруженные конфликты) | 1 | Комбинированный | ||||
11 | Характер современных войн и вооружённых конфликтов | Чрезвычайные ситуации социального характера (вооруженные конфликты) | ||||||
12 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления | Чрезвычайные ситуации социального характера (терроризм) | 1 | Комбинированный | ||||
13 | Наркотизм и национальная безопасность России | |||||||
Защита населения от чрезвычайных ситуаций | ||||||||
Нормативно – правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства | ||||||||
14 | Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности | Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения. | 1 | Комбинированный | ||||
15 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения. | 1 | |||||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | ||||||||
Основы здорового образа жизни | ||||||||
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. | ||||||||
16 | Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности | Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности. | 1 | Комбинированный | Комп.презент | |||
17 | Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика | Факторы, разрушающие здоровье. | 1 | Комбинированный | Семинар | |||
Основы здорового образа жизни. | ||||||||
18 | Здоровый образ жизни. | Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности. | 1 | Комбинированный | ||||
19 | Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека | Здоровый образ жизни как основа личного здоровья | 2 | Комбинированный | ||||
20 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека | Здоровый образ жизни как основа личного здоровья. Факторы, влияющие на укрепление здоровья. | 1 | Комбинированный | ||||
21 | Вредные привычки, их влияние на здоровья. Профилактика вредных привычек | Факторы, разрушающие здоровье. | 1 | Комбинированный | Комп.презент | |||
Обеспечение военной безопасности государства | ||||||||
Основы обороны государства | ||||||||
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | ||||||||
22 | Гражданская оборона– составная часть обороноспособности страны | Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. | 1 | Комбинированный | Комп.презент | |||
23 | Основные виды оружия и их поражающие факторы. | Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. | 1 | Комбинированный | ||||
24 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. | Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: оповещение | 1 | Комбинированный | ||||
25 | Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени | Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 | Комбинированный | ||||
26 | Средства индивидуальной защиты | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | ||||
27 | Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций | Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: аварийно- спасательные работы | 1 | Комбинированный | ||||
28 | Организация гражданской обороны в образовательном учреждении | Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | ||||
Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества | ||||||||
29 | История создания Вооруженных Сил России | История создания Вооруженных Сил | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | ||||
30 | Памяти поколений – дни воинской славы России. | Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | ||||
31 | Состав Вооружённых сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооружёнными силами Российской Федерации. | Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства | 1 | Комбинированный | ||||
32 | Виды Вооруженных Сил и рода войск. История их создания и предназначение. | Виды Вооруженных Сил. Рода войск. | 1 | Комбинированный | семинар | |||
Боевые традиции Вооружённых сил России | ||||||||
33 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества | Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. | 1 | Комбинированный | ||||
34 | Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений | Традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. | 1 | Комбинированный | ||||
Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время) – 40 | ||||||||
Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках. | Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. | 1 | ||||||
Размещение и быт военнослужащих. | 3 | |||||||
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда. | 4 | |||||||
Организация караульной службы, обязанности часового. | 4 | |||||||
Строевая подготовка | 4 | |||||||
Огневая подготовка. | 14 | |||||||
Тактическая подготовка. | 5 | |||||||
Физическая подготовка. | 5 | |||||||
ВСЕГО ЧАСОВ | 34+40 |
4. Ресурсное обеспечение рабочей программы
- А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы. М. Просвещение, 2009.
- А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений. 10 класс. М. Просвещение, 2009.
3. Методические рекомендации по преподаванию курса «Основы безопасности
жизнедеятельности во 2-11 классах. Авт-сост. А.Г.Волков, В.Н.Касьянов – Киров:
КИПК и ПРО, 2009.
4. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10-11 классы:
пособие для учителя/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; М.: Прсвещение,2009
5. Основы безопасности жизнедеятельности. Справ.для учащихся/ (А.Т. Смирнов,
Б.О.Хренников.Р.А.Дурнёв, Э.Н.Аюбов); - М.: Просвещение,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...