Материалы для подготовки к уроку
план-конспект занятия по обж (8 класс) по теме

Для преподавателей ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_zdorovya.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Основные понятие и определение здоровья. Способность человека приспосабливаться к окружающей среде

      Определение здоровья было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения и звучит так: «Здоровье — это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия».

В общем понятии здоровья различают две составляющие: духовное здоровье и физическое.

Духовное здоровье человека — это система его мышления и отношение к окружающему миру. Оно зависит от умения строить свои взаимоотношения с другими людьми, способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего доведения.

Двигательная активность, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены и

безопасного поведения, умение сочетать отдых и работу, физический и умственный труд формируют физическое здоровье человека. Эта составляющая здоровья предусматривает отказ от курения, употребления алкоголя и наркотиков, других вредных привычек.

В наши дни состояние здоровья человека обычно оценивают по следующим критериям:

  • отсутствие болезней;
  • нормальная работа организма;
  • психическое, физическое и социальное благополучие;
  • способность полноценно работать;
  • стремление к творчеству;
  • способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды.

В основе способности человека приспосабливаться к окружающей среде лежит совокупность физиологических реакций, направленная на сохранение относительного постоянства внутренней среды организма.

Процесс приспособления к другим условиям (холод, тепло, недостаток кислорода, изменение атмосферного давления) имеет несколько этапов. Во-первых, вначале наблюдается нарушение функций организма. На втором этапе организм активно ищет устойчивое состояние, соответствующее новым условиям. Наконец, в-третьих, наступает фаза относительно устойчивого приспособления.

Большое значение в приспособлении человека к изменениям окружающей среды имеют состояние его здоровья, возраст, тренированность и др.

Здоровье духовное и физическое – составные части индивидуального здоровья

 «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов », — записано в уставе Всемирной организации здравоохранения.

В общем понятии здоровья имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и физическое.

Физическое здоровье предполагает отказ человека от вредных привычек (табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков и др.). Чтобы достигнуть высокого уровня такого здоровья, человек должен рационально питаться, соблюдать правила личной гигиены и безопасного поведения, оптимально сочетать работу и отдых, физический труд и умственную деятельность, выполнять необходимый объем двигательной активности.

Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания.

Физическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влияют друг на друга.

Здоровье индивидуальное и здоровье общественное, факторы, влияющие на них

2. В общем понятии здоровья различают индивидуальное и общественное здоровье. Под индивидуальным здоровьем понимается личное здоровье каждого человека. Оно во многом зависит (по данным некоторых специалистов, на 50%) от самого человека, его мировоззрения, образа жизни, культуры, а также от других факторов (наследственности, состояния здравоохранения и т. д.).

Общественное здоровье складывается из состояния здоровья каждого из членов общества. Большое влияние на его уровень оказывают политические, социальные, экономические и природные условия.

Большое влияние на состояние и индивидуального, и общественного здоровья оказывают физические, химические, биологические, социальные и психологические факторы внешней среды.

Физическое воздействие выражается во влиянии электромагнитных и электрических полей, солнечного света.

Химические факторы, связаны прежде всего, с широким применением в производстве и быту различных дезинфицирующих, консервирующих, моющих, лакокрасочных и других средств.

Биологические факторы способны отрицательно влиять на здоровье, вызывая инфекционные заболевания.

Социальное воздействие связано с жизнью общества. Поступательное и спокойное развитие общественных отношений гарантирует снижение воздействия таких отрицательных факторов, как неуверенность в завтрашнем дне, разрушение обычаев, традиций и устоев.

Важное значение для здоровья имеет психологический климат в семье, школе, трудовом

коллективе. Доброта, внимание, помощь и поддержка благоприятно влияют на людей, а ссоры, конфликты, неумение общаться, как правило, приводят к стрессам и не способствуют сохранению и укреплению здоровья.

2. Пути достижения высокого уровня здоровья. Факторы, определяющие индивидуальное здоровье человека.

2. Достичь высокого уровня здоровья можно через индивидуальную систему привычек и поведения человека, называемую здоровым образом жизни.

Основными путями достижения этой цели являются:

  • необходимый уровень двигательной активности, обеспечивающий потребность организма в движении;
  • закаливание,      повышающее     сопротивляемость организма к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды;
  • рациональное питание (полноценное и сбалансированное) ;
  • режим труда и отдыха;
  • правильное экологическое поведение;
  • эмоциональная и психическая устойчивость;
  • отказ от вредных привычек (курение, употребление наркотиков и алкоголя);

—        сексуальное    поведение,     соответствующее нормам общества.

Практика показывает, что здоровый образ жизни с раннего детства — это фундамент долголетия и крепкого здоровья в зрелом возрасте.

На индивидуальное здоровье человека влияют и определяют его уровень многочисленные факторы. Основными из них являются:

  • наследственность;
  • состояние системы здравоохранения в регионе;
  • физические, химические, биологические, социальные и психологические факторы внешней
    среды;
  • образ жизни человека и его отношение к своему здоровью (влияние этого фактора составляет примерно 50%).

2. Здоровый образ жизни — индивидуальная система поддержания и укрепления здоровья, общие понятия и определения.

2. Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.

Единой точки зрения на понятие здорового образа жизни нет, но основное его содержание составляют следующие элементы:

— оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении;

  • закаливание,  способствующее увеличению сопротивляемости      организма      неблагоприятным  воздействиям  внешней  среды  и  заболеваниям;
  • рациональное   питание:   полноценное,   сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ  (белки,   жиры,   углеводы,  витамины  и микроэлементы);
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • личная гигиена;
  • экологически грамотное поведение;
  • психическая    и    эмоциональная    устойчивость;
  • сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
  • отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
  • безопасное поведение дома,  на улице и в
    школе, позволяющее избежать травм и других повреждений.

Потребность в здоровом образе жизни складывается под воздействием семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и многих других факторов. Существуют активные формы здорового образа жизни (физическая культура, закаливание, рациональное питание, гигиена труда и отдыха). Используя эти формы, человек своими действиями стремится сохранить и укрепить свое здоровье. Есть и пассивные формы, когда человек старается воздержаться от таких привычек, которые отрицательно влияют на его здоровье.

Основные составляющие здорового образа жизни

Главные составляющие здорового образа жизни:

  • оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении;
  • закаливание,   способствующее   увеличению сопротивляемости   организма   неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
  • рациональное   питание:   полноценное,   сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ   (белки,   жиры,   углеводы,   витамины   и микроэлементы);
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • личная гигиена;
  • экологически грамотное поведение;
  • психическая и эмоциональная устойчивость;
  • сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
  • отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
  • безопасное  поведение  дома,  на улице  и  в школе, позволяющее избежать травм и других повреждений.

2. Общие понятия о режиме жизнедеятельности человека, особенности режима труда и отдыха, их влияние на здоровье человека.

, Под режимом понимается правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца и т. д.

Основными принципами режима являются строгое и четкое его выполнение, недопустимость частых и необоснованных изменений, а также перегрузок, превышающих пределы работоспособности организма.

Умственная и физическая работоспособность школьников зависит от многих факторов: времени суток, недели, четверти, учебного года, состояния здоровья, биологических ритмов организма.

У большинства подростков работоспособность наиболее высока утром с 8 до 12 часов и вечером с 16 до 18 часов, а также в середине рабочей недели и четверти.

Чрезмерная и длительная нагрузка приводит к снижению умственной и физической работоспособности. Человек делает большое количество ошибок, замедляется темп его работы, нарушается координация движений и точность выполнения операций, появляется рассеянность, а иногда головная боль и бессонница. Такое состояние называется утомлением. При неправильной организации труда, непосильных учебных нагрузках и систематических нарушениях режима дня утомление может стать хроническим и перейти в переутомление.

Для быстрого восстановления сил и профилактики утомления и переутомления в свой распорядок следует включать физически активные и информационно-познавательные виды отдыха. Очень важно планировать активный отдых в выходные дни. Прогулки в лес, сбор грибов и ягод, занятия физической культурой и спортом, работа на дачном участке — важные составляющие для успешной подготовки к новой трудовой неделе. Хорошо восстанавливает работоспособность спокойный и глубокий сон.

2. Двигательная активность и здоровье, биологические основы двигательной активности. Привычка к систематическим занятиям физической культурой — неотъемлемая часть индивидуальной системы здорового образа жизни.

-

2. Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима калсдому человеку.

К сожалению, сейчас большой бедой большинства подростков, юношей, девушек (да и взрослых) стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность (гипокинезия).

Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом — более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.

Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.

Люди, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

О физической форме человека свидетельствует состояние ее основных составляющих:

  • сердечно-дыхательной выносливости — способности выдерживать в течение длительного времени физическую нагрузку умеренной интенсивности;   показатель  того,   насколько   эффективно сердце и легкие обеспечивают организм кислородом при длительной физической активности;
  • мышечной силы и выносливости, необходимых   для   поднятия,   перемещения   и   толкания предметов и выполнения других действий, в том числе в течение некоторого времени и повторно;
  • скоростных качеств, необходимых для передвижения с максимальной скоростью, прыжков, перемещений в единоборствах и спортивных играх;
  • гибкости, характеризующей пределы движения отдельных звеньев организма.

Объем двигательной активности и физических нагрузок следует контролировать. Достаточно надежными критериями для этого являются самочувствие, аппетит, сон.

 Закаливание организма. Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека.

2. Эффективным средством укрепления здоровья является закаливание, которое повышает устойчивость организма к воздействию природных факторов и сезонным простудным заболеваниям. При закаливании чаще всего применяются природные факторы: вода, воздух, солнце.

Вода является хорошим закаливающим средством, так как совмещает охлаждающие, нагревающие и механические свойства. Наиболее распространены следующие методы закаливания водой:

  • закаливание носоглотки;
  • обливание стоп;
  • ножные ванны;
  • хождение босиком;
  • обтирание;
  • обливание;
  • душ;
  • купание в открытых водоемах;
  • использование    повышенной    температуры
    бани.

Благоприятно действуют на организм воздушные ванны, которые бывают теплыми (выше 22 °С), безразличными (21—22 °С), прохладными (17—20 °С), умеренно холодными (9—16 °С), холодными (О—8 °С) и очень холодными (ниже О °С). Наиболее полезны воздушные ванны на берегу моря, озера, реки, в лесу.

Хорошим оздоравливающим эффектом обладают солнечные ванны. Солнечное облучение наиболее полезно в сочетании с воздушными ваннами и водными процедурами.

Регулярные закаливающие процедуры, кроме того, укрепляют силу воли, повышают способности к восприятию и запоминанию и замедляют процессы старения.

 Правила использования факторов окружающей среды для проведения закаливающих процедур. Меры безопасности.

 Чтобы правильно использовать факторы окружающей среды для оздоровления, необходимо придерживаться следующих основных принципов закаливания:

  • принцип постепенного увеличения дозы закаливающих воздействий;
  • принцип регулярности,  обязывающий систематически  повторять  закаливающие  воздействия на протяжении всей жизни;
  • принцип учета индивидуальных особенностей организма:  степени его здоровья, восприимчивости к воздействию закаливающих мер и их переносимости;
  • принцип многофакторности — использования    при    проведении    закаливания нескольких физических   агентов:   тепла,   холода,   облучения видимыми, ультрафиолетовыми, инфракрасными лучами, механического воздействия воздуха, воды
    и др.

Воздушные ванны на начальном режиме закаливания надо принимать в помещении с температурой воздуха не менее 17 "С. Их можно начинать принимать в любое время года в легкой спортивной одежде. Продолжительность их должна быть при этом не более 5 мин. В дальнейшем ее можно ежедневно увеличивать на 5 мин, и впоследствии она может длиться часами.

Прием солнечных ванн возможен в средней полосе России со второй половины апреля. Лучшее время для их принятия — до полудня (особенно летом). В зависимости от чувствительности организма к ультрафиолетовым лучам с целью предохранения от воздействия прямых лучей солнечные ванны можно принимать под тентом.

Время первой солнечной ванны не должно превышать 20 мин. Необходимо обеспечить равномерное воздействие солнечных лучей на все части тела. В дальнейшем время солнечного облучения при хорошей переносимости можно постепенно увеличивать на 5—10 мин, доведя его до максимальной продолжительности — 1,5—2 ч.

Показателем положительного влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале охлаждения она бледнеет, а затем краснеет, это свидетельствует о положительном эффекте. Если реакции кожи выражены слабо, это означает недостаточность воздействия. Нужно понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, синюшность, озноб, дрожь свидетельствуют о неблагоприятном эффекте — переохлаждении. В этом случае нужно повысить температуру или уменьшить длительность процедуры либо проделать и то и другое вместе.

Правила личной гигиены здоровье человека

 Личная гигиена включает в себя выполнение многих гигиенических правил, требований и норм, направленных на сохранение здоровья, работоспособности, активного долголетия, профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний. Основными составляющими личной гигиены являются уход за кожей, уход за зубами, уход за волосами, гигиена одежды и обуви.

Уход за колеей заключается в выполнении следующих правил:

  • мойтесь каждый день теплой водой с туалетным или детским мылом;
  • по возможности чаще меняйте белье, носки, чулки, колготки или гольфы;
  • если кожа сухая или чешется, смажьте ее кремом или мазью;
  • не    выдавливайте    прыщи,    не    пытайтесь вскрыть гнойники: на их месте может начаться воспаление;
  • заметив на своем теле сыпь, немедленно обратитесь к родителям или в медицинское учреждение;
  • употребляйте в пищу больше свежих овощей и фруктов, молока; если вы будете получать с пищей  достаточно  витаминов  и  минеральных  веществ, то кожа будет чистой и гладкой;
  • избегайте продуктов питания, вызывающих у вас аллергическую реакцию;
  • в холодную погоду защищайте кожу от обморожения;
  • в лесу или в поле не трогайте незнакомые растения, так как среди них могут быть ядовитые, вызывающие раздражение кожи;
  • если вы случайно пролили на себя кислоту или   другое   химическое   вещество,   немедленно смойте их проточной водой с мылом;
  • если одежда из синтетических тканей или каких-либо других материалов  вызывает у вас раздражение кожи, не носите ее.

Уход за зубами и полостью рта включает в себя выполнение следующих основных правил:

  • обезопасьте себя от травм, получаемых чаще всего во время спортивных занятий и в результате автомобильных аварий: если вы занимаетесь контактными видами спорта, пользуйтесь такими защитными приспособлениями, как шлем, маска для лица и вкладыш, защищающий челюсть; в автомобиле пристегивайтесь ремнем безопасности, который может спасти не только вашу жизнь, но и ваш внешний вид, в частности сохранит вам зубы;
  • ешьте больше такой пищи, которая укрепляет зубы и десны, и меньше той, которая ведет к их ослаблению (здоровью зубов способствуют овощи, богатые клетчаткой и кальцием; яблоки, морковь и сельдерей, которые надо тщательно пережевывать, не только дают работу мышцам челюстей, улучшают поступление крови к зубам и деснам, но и очищают поверхность зубов; арахис и другие орехи, чай, семечки подсолнуха, сыр, оливки, если их употреблять после еды, могут препятствовать разрушению зубов, предотвращая формирование во рту кислой среды);
  • избегайте  жирной,   вязкой   и   образующей
    кислоту пищи: она может изменять среду в ротовой полости и воздействовать на состав слюны таким образом, что возрастает вероятность разрушения зубов и эрозии эмали;
  • регулярно чистите межзубные промежутки специальной нитью или зубочисткой, пользуйтесь зубной пастой на натуральной основе;
  • посещайте  зубного  врача  2—3 раза  в  год: в этом случае он своевременно обнаружит заболевания зубов и десен. Волосы нужно мыть не по расписанию, а по необходимости. При этом хорошо ополаскивать их водой с уксусом, отваром ромашки или крапивы. Очень полезен массаж головы. Можно делать его перед каждым мытьем. Не ленитесь расчесывать волосы утром и вечером.

Одежда должна соответствовать климатическим условиям среды обитания человека, характеру его работы, иметь покрой, не затрудняющий кровообращение и дыхание

 (т. е. должна быть достаточно свободной), легко очищаться от пыли и грязи.

Головные уборы также должны отвечать гигиеническим требованиям: быть легкими и не быть тесными, чтобы не нарушать кровообращения головы. Для холодного времени оптимальны головные уборы из натурального меха, а для летнего периода — из легких, светлых и малотеплопроводных материалов.

Обувь предпочтительнее иметь из натуральной кожи: она не боится влаги, хорошо удерживает тепло и обеспечивает хорошую вентиляцию стопы. Покрой обуви должен полностью учитывать анатомо-физиологические особенности стопы.

 Рациональное питание и его значение для здоровья человека.

 Питание — один из факторов внешней среды, существенно влияющий на здоровье, работоспособность и продолжительность жизни человека.

Питание должно быть сбалансированным и рациональным, т. е. содержать в оптимальном соотношении компоненты пищи (белки, жиры и углеводы). В пищевой рацион должны обязательно включаться мясо, рыба, молоко (источники жиров и белков), овощи и фрукты (источники углеводов).

Важное значение в питании играют витамины, содержащиеся в мясе, яйцах, молоке, дрожжах, овощах, фруктах, крупах, а также минеральные вещества (калий, натрий, магний, кальций, фосфор, цинк, медь, фтор, иод и др.).

Вопросами полноценного и рационального питания занимается гигиена питания. Основными гигиеническими требованиями к питанию являются следующие:

  • пища должна быть безвредной для организма;
  • рацион питания должен соответствовать возрастным особенностям человека;
  • пища должна быть разнообразной и сбалансированной по содержанию различных веществ;
  • технология приготовления пищи и условия ее приема должны соответствовать санитарным нормам;
  • суточный рацион питания должен быть правильно распределен по калорийности между завтраком, обедом и ужином;
  • необходимо строго соблюдать время приемов пищи и промежутков между ними.

Состояние окружающей среды и ее влияние на здоровье человека

Состояние окружающей среды в последние годы ухудшается, особенно это касается состояния суши, атмосферы и гидросферы. Суша (почва и недра) является важнейшим элементом биосферы и во многом определяет состояние внешней среды обитания человека. Нерациональное использование земельных ресурсов (перегрузка почв удобрениями и пестицидами, строительство индустриальных объектов на плодородных землях, чрезмерное развитие пастбищного животноводства) приводит к деградации почвы.

Серьезную опасность представляет загрязнение почвы промышленными и бытовыми отходами. Наиболее токсичны отходы, содержащие ртуть, мышьяк, свинец, кадмий, медь, цинк, аммиак, радиационные загрязнения. Почва имеет способность к самоочистке, но это долгий и сложный процесс.

Чтобы сохранить почву, следует меньше загрязнять ее, использовать щадящие способы ее обработки, правильно проводить ее обводнение и осушение, лучше очищать сточные воды промышленных предприятий и городов.

Важное значение для всех биологических форм жизни на Земле имеет атмосфера. Сегодня серьезные опасения вызывают потепление климата, обусловленное парниковым эффектом, разрушение озонового слоя» увеличение количества кислотных осадков и вредных выбросов в атмосферу. Эти явления происходят в результате загрязнения

атмосферы мелкодисперсной пылью, фреонами, диоксидом серы, оксидом углерода, оксидом азота и углеводородами.

Для улучшения состояния воздушной среды необходимо шире внедрять бестопливные источники энергии, установить на промышленных предприятиях оборудование по очистке выбросов, автомобильный транспорт обеспечить эффективными нейтрализаторами выхлопных газов.

Особое место на Земле занимает вода. Она входит в состав любого организма. Естественные запасы воды, особенно пресной, не безграничны. В результате антропогенного воздействия качество природной воды ухудшается. Причины этого ухудшения следующие:

  • загрязнение пресных вод серной и азотной кислотами из атмосферы, увеличение содержания в них сульфатов и нитратов;
  • увеличение  содержания  кальция,   магния, кремния в подземных и речных водах вследствие вымывания и растворения этих веществ подкисленными дождевыми водами;
  • увеличение содержания тяжелых металлов, прежде всего свинца, кадмия, ртути, мышьяка и цинка;
  • увеличение содержания в поверхностных и подземных водах солей в результате их поступления со сточными водами, из атмосферы и за счет смыва твердых отходов;
  • увеличение содержания органических соединений, прежде всего биологически стойких (пестициды, продукты их распада и другие токсичные, канцерогенные и мутагенные вещества);
  • уменьшение содержания кислорода, прежде всего в результате увеличившегося расхода воды на окислительные процессы;
  • уменьшение прозрачности воды в водоемах (в загрязненных водах размножаются вирусы и бактерии — возбудители инфекционных заболеваний);

— загрязнение радиоактивными изотопами.

В связи с этим сохранение естественных источников воды и их защита от загрязнения является одной из главных задач экологии.

Негативные изменения окружающей среды отрицательно сказываются на здоровье людей. Так, нарушение биохимического состава почвы приводит к изменению содержания в воде, растениях, организме животных и человека таких важных микроэлементов, как иод, кобальт, фтор, марганец, бор, стронций, и многих других. Помимо этого в почве накапливаются болезнетворные микроорганизмы, яйца и личинки червей, паразитирующих в организме человека и животных и вызывающих различные заболевания.

Изменение состава и свойств воздушной среды тоже неблагоприятно сказывается на здоровье человека. Особенно страдают от вредных компонентов атмосферного воздуха дыхательная, сердечно-сосудистая и иммунная системы организма.

Особую опасность для здоровья населения представляет загрязнение воды. Недоброкачественная вода является источником распространения тяжелых инфекционных заболеваний (холера, дизентерия, брюшной тиф, болезнь Боткина и др.). В ней могут содержаться яйца и личинки глистов.

Вредное биологическое воздействие на человека производят мощные электрические, электромагнитные и сверхвысокочастотные поля, шумы и используемые в производстве и быту химикаты. Эти факторы вызывают нарушение работы сердечно-сосудистой и нервной систем, обмена веществ, снижение условно-рефлекторной деятельности и ухудшение репродуктивной функции, расстройство слуха и зрения.

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Курение и его влияние на здоровье курящего и окружающих. Профилактика привыкания к курению.

2. К вредным привычкам относятся злоупотребление алкоголем, курение, наркомания и токсикомания. Все они отрицательно влияют на здоровье человека, разрушающе действуя на его организм и вызывая различные заболевания.

Курение табака является одной из наиболее распространенных вредных привычек. С течением времени она вызывает физическую и психическую зависимость курильщика.

Прежде всего от табачного дыма страдает легочная система, разрушаются механизмы защиты легких, и развивается хроническое заболевание — бронхит курильщика.

Часть табачных ингредиентов растворяется в слюне и, попадая в желудок, вызывает воспаление слизистой, впоследствии развивающееся в язвенную болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки.

Крайне вредно табакокурение сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы и часто приводит к сердечной недостаточности, стенокардии, инфаркту миокарда и другим заболеваниям.

Содержащиеся в табачном дыме радиоактивные вещества иногда способны вызвать образование раковых опухолей.

Табачный дым вредно влияет не только на курящего, но и на тех, кто находится рядом с ним. В этом случае у некурящих людей возникает головная боль, недомогание, обостряются заболевания верхних дыхательных путей, происходят негативные изменения в деятельности нервной системы и составе крови. Особенно вредное влияние оказывает пассивное курение на детей.

В настоящее время во многих странах ведется серьезная научная пропаганда за полное прекращение курения. Предлагаются различные способы и средства для организации активного отдыха и здорового образа жизни. Важными направлениями профилактики табакокурения являются повышение нравственности, общей и медицинской культуры населения и другие меры психологического и педагогического воздействия.

2. Алкоголь и его влияние на физическое и психическое здоровье человека. Профилактика пристрастия к алкоголю.

2. Алкоголь разрушающе действует на все системы и органы, так как хорошо растворяется в крови и разносится ею по всему организму.

Попадая в желудок, этиловый спирт негативно воздействует на его слизистую, а через центральную нервную систему — на всю пищеварительную функцию. При частом употреблении алкоголя это может привести к хроническому алкогольному гастриту.

Очень вредное влияние оказывает алкоголь на печень, которая не способна справляться с большим количеством спирта. Работа печени с перенапряжением приводит к гибели ее клеток и развитию цирроза.

Злоупотребление спиртными напитками приводит к тяжелым нарушениям в деятельности желез внутренней секреции, прежде всего поджелудочной и половой.

Особенно страдает от алкоголя головной мозг,  результате чего нарушается координация движений, изменяются речь и почерк, снижается моральный и интеллектуальный уровень человека, а в дальнейшем происходит социальная деградация личности. Снижается интеллектуальный потенциал и моральный уровень, все интересы формируются вокруг одной проблемы — достать спиртное. Прежние друзья заменяются на новых, соответствующих устремлениям пьющего. Забываются семейные друзья и друзья по работе. Возникают сомнительные знакомства с лицами, склонными к воровству, мошенничеству, подлогам, грабежу, пьянству. Ведущим мотивом поведения становится получение средств для приобретения спиртных напитков. В связи с разрушением личности алкоголика и фактами супружеской неверности распадается семья.

Основными направлениями профилактики пьянства и алкоголизма являются трудовое воспитание, организация полноценного отдыха, повышение культуры и санитарной грамотности населения, а также меры психологического, педагогического и административно-правового характера.

Ранние половые связи в подростковом возрасте и их возможные последствия для здоровья. Инфекции, передаваемые половым путем, меры их профилактики.

2. Вступление в половые отношения в подростковом возрасте, как правило, происходит по следующим обстоятельствам: скука, алкогольное опьянение, материальная выгода, желание привлечь к себе внимание и удержать партнера, для самоутверждения, как средство доказать свою взрослость, насилие.

Чаще всего эти половые связи приводят к таким последствиям:

  • ранняя беременность, которая чаще всего заканчивается абортом со всеми его негативными последствиями;
  • браки, заключенные между юношами и девушками, не достигшими половой зрелости, не редко бывают бесплодными, дети, рождающиеся у таких родителей, — слабыми;
  • воспалительные заболевания половых путей и опасность заражения болезнями, передающимися половым путем;
  • гинекологические заболевания как следствие аборта, беременности и родов в подростковом возрасте;
  • трудноразрешимые   социальные   и   морально-этические проблемы, связанные с ранним материнством;
  • ранняя половая жизнь опасна тем, что приводит к нарушению гормональной регуляции репродуктивной системы, которая в этом возрасте только налаживается.

Кроме того, среди специалистов существует мнение, что добрачные половые связи женщины изменяют ее хромосомную цепочку и уменьшают шансы произвести ребенка, генетически родственного мужу. Именно поэтому у всех народов всегда ценились девичья честь и супружеская верность.

Половые контакты в раннем возрасте часто малосодержательны, главным в них является биологическое влечение. В последующем это приводит к пресыщению и разочарованию.

К инфекциям, передающимся половым путем, относятся 22 заболевания. Их условно разделяют на две группы:

  • классические венерические болезни;
  • другие инфекции,  передающиеся половым
    путем.

Первая группа включает в себя 5 заболеваний, наиболее известными из которых являются сифилис и гонорея.

Ко второй группе относятся 11 болезней, при которых страдает в первую очередь мочеполовая система (генитальный герпес, чесотка, трихомониаз, микоплазмоз и др.), а также 6 болезней, поражающих не только половые органы, но и другие системы организма (ВИЧ-инфекция, гепатит В, сепсис новорожденных и др.).

Основные причины, способствующие заражению инфекциями, передающимися половым путем:

  • половая распущенность и вседозволенность, вступление в интимные связи со случайными не знакомыми людьми;
  • половые акты с женщинами легкого поведения, имеющими, как правило, контакты не только с нашими соотечественниками, но и с иностранными гражданами, в том числе из стран, где эти инфекции имеют широкое распространение;
  • любые половые контакты без использования презервативов   с   партнерами,   относящимися   к группам с высоким риском инфицирования.

Профилактика заболеваний, передающихся половым путем, заключается в следующем:

  • общение с постоянным сексуальным партнером;
  • использование презервативов при половых контактах со случайными, партнерами;
  • систематическое обследование людей, относящихся к группам риска: наркоманов, алкоголиков, проституток, бомжей и др.;
  • обязательное обследование работников детских и медицинских учреждений, пищевых объектов, доноров крови, стационарных больных, беременных женщин и других категорий населения;
  • соблюдение правил личной гигиены;

широкое   санитарно-гигиеническое   просвещение и нравственное воспитание населения.

 Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Способы передачи ВИЧ-инфекции и меры ее профилактики.

2. В 1981 г. в США стали появляться сообщения о новом, ранее неизвестном заболевании, которое вызывает серьезные осложнения и нередко заканчивается смертью. В результате интенсивных научных исследований, проводившихся во Франции и США, вскоре было установлено, что данная болезнь имеет вирусную природу. Она получила название синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Вирус, вызывающий эту болезнь, получил название ВИЧ (вирус иммунодефицита человека).

ВИЧ поражает те клетки нашего организма, которые предназначены для борьбы с вирусной инфекцией. Заражение вирусом нарушает работу иммунных механизмов. В результате патогенные возбудители выходят из-под контроля и могут вызвать опасные инфекционные заболевания. Раковые клетки, которые ранее уничтожались иммунной системой, теперь получают возможность беспрепятственно распространяться по всему организму. Кроме того, вирус СПИДа способен поражать клетки головного мозга, вызывая серьезные неврологические расстройства. Первые признаки заболевания похожи на симптомы других болезней. Наиболее часто встречается быстрая утомляемость, ночная потливость, быстрая потеря веса, поносы, упорный кашель.

Лекарств против СПИДа нет, имеющиеся препараты лишь продлевают состояние

ВИЧ-инфицированности, не давая человеку заболеть СПИДом и погибнуть.

СПИД практически всегда передается следующим образом:

  • при половом контакте с  инфицированным человеком;
  • через недостаточно простерилизованные медицинские инструменты или иглы шприцев, которыми пользовались наркоманы;
  • при   переливании   инфицированной   крови или применении препаратов, приготовленных на ее основе;
  • у значительной части инфицированных беременных женщин вирус может передаваться плоду через плаценту.

Наиболее важными способами профилактики СПИДа являются следующие:

  • ведите упорядоченную половую жизнь, избегайте сексуальных контактов с людьми, которые имеют много половых партнеров и которых вы можете подозревать в злоупотреблении внутривенными инъекциями;
  • прежде чем вступить в интимные отношения, хорошо узнайте человека;
  • пользуйтесь презервативами, даже если нет необходимости для предотвращения зачатия;
  • никогда не пользуйтесь общими иглами для инъекций и другими инструментами, повреждающими кожу;
  • при   необходимости   использования   донорской крови или препаратов, приготовленных на ее основе, убедитесь в том, что они проверены на присутствие вируса.

2. Правовые аспекты взаимоотношения полов. Основы семейного права в Российской Федерации.

.

2. Правовые аспекты взаимоотношения полов регулируются семейным законодательством. Это законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, между другими родственниками и иными .лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Основным документом семейного законодательства является Семейный кодекс Российской Федерации. В нем определены личные права и обязанности супругов; законный режим имущества супругов; договорный режим имущества супругов (порядок заключения и содержание брачного контракта); ответственность супругов по обязательствам. Рассмотрены формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе вопросы усыновления, опеки и попечительства над детьми, а также установлен порядок применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Наиболее важные правовые аспекты содержатся в приведенных ниже главах Семейного кодекса Российской Федерации.

Глава 3. Условия и порядок заключения брака

Ст. 10. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (загсах).

Ст. 11. Брак заключается в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в загс. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и др.) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Ст. 12. Условия заключения брака: необходимо взаимное добровольное согласие вступающих в брак и достижение ими брачного возраста.

Ст. 13. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин, в виде исключения — с шестнадцати.

Ст. 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, проводится только с их согласия. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

Глава   4.   Прекращение брака

Ст. 16. Брак прекращается вследствие смерти одного из супругов или путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов.

Ст. 17. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

Ст. 18. Расторжение брака производится в загсах по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей. Или в судебном порядке при наличии у супругов несовершеннолетних детей, а также при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

Ст. 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака: с кем из супругов будут проживать несовершеннолетние дети; порядок выплаты средств на содержание детей и (или)   нетрудоспособного   супруга;   размер   этих средств и раздел общего имущества супругов.

Ст. 25. Супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака.

Глава 11. Права несовершеннолетних детей

Ст. 54. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, имеет право знать своих родителей, право на их заботу, всестороннее раз-питие, уважение его человеческого достоинства. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Ст. 55. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака не влияет на права ребенка.

Ст. 56. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, эту защиту осуществляют родители. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Ст. 57. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, в ходе любого судебного или административного разбирательства обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ст. 58. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, при отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Глава 12. Права и обязанности родителей

Ст. 61. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет, а также при вступлении в брак несовершеннолетних детей.

Ст. 62. Несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Если несовершеннолетние родители в браке не состоят, но достигли шестнадцатилетнего возраста, они вправе самостоятельно осуществлять родительские права. Если родители не достигли шестнадцати лет, их ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка совместно с несовершеннолетними родителями. Несовершеннолетние родители имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Ст. 63. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Ст. 69. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • отказываются    без    уважительных    причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного, воспитательного и другого учреждения;
  • жестоко обращаются с детьми, осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • являются   больными   хроническим   алкоголизмом или наркоманией;
  • совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни и здоровья своего супруга.

Ст. 70. Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Ст. 71. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для родителей, имеющих детей.

Ст. 73. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничение родительских прав).

2. Брак и семья. Семья и ее функции, понятие об ответственности родителей.

2. Брак в семейном праве — это добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в соответствии с определенными правилами с целью создания семьи. Условия и порядок заключения брака изложены в Семейном кодексе Российской Федерации. Заключение брака производится в специальных учреждениях (загсах) при условии взаимного согласия лиц, вступающих в него и достигших брачного возраста.

Под семьей понимается союз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта, интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью.

Современная семья выполняет ряд функций, основными из которых являются:

1. Хозяйственно-бытовая — заключающаяся в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), в сохранении их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

  1. Сексуально-эротическая — обеспечивающая удовлетворение    физиологических    потребностей супругов.
  2. Репродуктивная — обеспечивающая рождение детей, новых членов общества.
  3. Воспитательная — состоящая в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях.
  4. Эмоциональная —  заключающаяся  в  удовлетворении потребностей в уважении, признании, взаимной  поддержке,   психологической   защите. Данная   функция   обеспечивает   эмоциональную стабилизацию членов общества,  содействует сохранению их психического здоровья.
  5. Духовного  общения— состоящая во взаимном духовном обогащении.
  6. Первичного социального контроля — обеспечивающая выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля: она заключается не во власти отца семейства над другими членами семьи, а в той мотивации к труду и достижениям, которую порождает семья. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождение внебрачных детей, супружеские измены и т. п.).

Развод перестал рассматриваться как наказание :ia недостойное поведение в семье.

Появление чувства ответственности перед ребенком — одна из наиболее важных и ценных черт современной семьи. Родительское чувство ответственности обеспечивает желанному ребенку достойное место в кругу семьи, гарантирует его гармоничное развитие.

 Федеральное законодательство об уголовной ответственности за сексуальное домогательство, совращение и насилие.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации в главе 18 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности» предусматривает уголовную ответственность за следующие деяния: изнасилование; насильственные действия сексуального характера; понуждение к действиям сексуального характера; половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; развратные действия.

Содержание соответствующих статей приводится ниже.

Статья  131.   Изнасилование

 1. Изнасилование,   т. е.   половое   сношение   с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, — наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.

2.        Изнасилование:

а)        совершенное неоднократно или лицом, ранее совершившим насильственные действия сексуального характера;

б)        совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному   сговору   или   организованной группой;

в)        соединенное с угрозой убийства или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам;

г)        повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием;

д)        заведомо  несовершеннолетней —  наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

3.        Изнасилование:

а)        повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей;

б)        повлекшее  по  неосторожности  причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия;

в)        потерпевшей, заведомо не достигшей четырнадцатилетнего возраста, — наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 132. Насильственные действия сексуального характера

1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей) — наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

2.        Те же деяния:

а)        совершенные неоднократно или лицом, ранее совершившим изнасилование;

б)        совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному  сговору  или   организованной группой;

в)        соединенные с угрозой убийства или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенные с особой жестокостью по отношению к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам;

г)        повлекшие заражение потерпевшего (потерпевшей) венерическим заболеванием;

д)        совершенные в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), — наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

3.        Деяния,   предусмотренные  частями  первой или второй настоящей статьи, если они:

а)        повлекли по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей);

б)        повлекли   по   неосторожности   причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего (потерпевшей),   заражение  его  (ее)  ВИЧ-инфекцией  или иные тяжкие последствия;

в)        совершены в отношении лица, заведомо недостигшего четырнадцатилетнего возраста, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера

Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожения, повреждения или изъятия имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) — наказывается штрафом в размере от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Статья 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

Половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до четырех лет.

Статья  135.  Развратные действия

Совершение развратных действий без применения насилия в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста, — наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к урокам

Презентации  и текстовые  материалы, которые помогут начать работу над темой исследования и проектом в 8-9 классах...

Материалы для подготовки к уроку

Для преподавателей ОБЖ...

Материалы для подготовки к уроку

Для преподавателей ОБЖ...

Материалы для подготовки к уроку

Для преподавателей ОБЖ...

Материалы для подготовки к уроку

Для преподавателей ОБЖ...

Материалы для подготовки к уроку

Для преподавателей ОБЖ...

Материалы для подготовки к уроку

Для преподавателей ОБЖ...