Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
календарно-тематическое планирование по обж (9 класс) на тему

Камкина Ольга Владимировна

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г № 1089).

- Примерной программой основного общего образования по ОБЖ.

- Федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г № 1312)

- Методическими рекомендациями авторов учебников:  «Основы безопасности жизнедеятельности 9» А.Т. Смирнов; Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2009 г.

Срок реализации данной программы 1 год. В течении года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами. Курс рассчитан на 35 часов, по 1 часу в неделю.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

ЦЕЛИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

Освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ –сош с.Комсомольское

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                                                       УТВЕРЖДАЮ

Зам. Директора по УВР                                                                                                                                                                                    Директор школы

_______________ /Хижнякова И.М/                                                                                                                                     ________________ /Грибанова Н.Н/

«_____» __________ 20_____ г                                                                                                                                             «_____» __________ 20_____ г

Рабочая программа учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

9 класс

Учителя ОБЖ

Камкиной О.В

                                                                            РАССМОТРЕНО

Руководитель МО ______________ /___________________/

Протокол № ______ от «_______»____________ 20______ г

2013-2014 уч.год

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г № 1089).

- Примерной программой основного общего образования по ОБЖ.

- Федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г № 1312)

- Методическими рекомендациями авторов учебников:  «Основы безопасности жизнедеятельности 9» А.Т. Смирнов; Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2009 г.

Срок реализации данной программы 1 год. В течении года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами. Курс рассчитан на 35 часов, по 1 часу в неделю.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

ЦЕЛИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

Освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАСА

  1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства
  2. Воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому населению России и её государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества
  3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни
  4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЖ

Раздел I. основы безопасности личности, общества и государства

  1. Национальная безопасность России в мирном сообществе

Россия в мирном сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.

  1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

  1. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Наркобизнес как разновидность появления международного терроризма.

  1. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

  1. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение поведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения. Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

  1. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности. Законодательная и нормативно – правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов. Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта. Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к употреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

  1. Основы здорового образа жизни

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека. Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

  1. Факторы разрушающие репродуктивное здоровье

Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о  ВИЧ – инфекции и СПИДе.

  1. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

  Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи. Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ.

  1. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.

  1. Безопасность дорожного движения

Закон РФ «О безопасности дорожного движения». Административная и уголовная ответственность за нарушение ПДД. Автомобиль. Его технические данные. Значение автомобильного транспорта для экономики страны. Первые навыки управления авто-мото транспортом. Правила движения по улицам и дорогам. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Обязанности пассажира. Безопасность пассажира. Обязанности и правила безопасного поведения водителей. Водитель велосипеда. 

Критерии оценки знаний и умений учащихся

«ОТЛИЧНО» - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро). Ответ, оцениваемый отлично, т.е «5»:

- должен быть полный, без наводящих вопросов учителя и учащихся;

- должен называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- должен иметь собственную точку зрения на событие и личность.

«ХОРОШО» - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно. Ответ, оцениваемый хорошо, т.е «4»:

- должен уметь из большого объема материала делать короткое и содержательное сообщение;

- должен иметь монологичность и правильность речи;

- должен быть полным, с незначительными дополнениями учащихся.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы. Ответ, оцениваемый удовлетворительно, т.е «3»:

- наличие только знаний фактического материала;

- умение отвечать на вопросы о прочитанном;

- ответ с большим количеством наводящих вопросов учителя, неумение самостоятельно произвести несколько связанных предложений.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»- ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при   выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы..

При оценке знаний нужно учитывать:

- объем знаний по учебному предмету (вопросу),

- понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,

- степень систематизации и глубины знаний,

- действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.

При оценке навыков и умений учитываются:

- содержание навыков и умений

- точность, прочность, гибкость навыков и умений,

- возможность  применять навыки и умения на практике.

УМК

для  учащихся:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б.О., М.: Просвещение 2009 г.
  2. Основы медицинских знаний и охрана здоровья «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для 6-9 кл., Е.Л.Вишневская, Н.К.Барсукова, Т.И.Широкова, Москва, Русское слово 1995 г.

для учителя

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б.О., М.: Просвещение 2009 г.
  2. Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8-10 кл. В.Г.Бубнов, Н.В.Бубнова, АСТ –Аристель Москва 2005 г.

Список литературы:

  1. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. М.: ТЦ Сфера 2005г.
  2. Лачук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс: Методическое пособие – 2 –е издание – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2000г.
  3. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для 5-9 кл. – 3 –е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.
  4. Основы медицинских знаний и охрана здоровья «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для 6-9 кл, Е.Л.Вишневская, Н.К.Барсукова, И.И.Широкова, Москва, Русское слово 1995г.
  5. Проведение занятий по гражданской обороне, Методическое пособие, С.Н.Семёнов, В.П.Лысенко, Москва, Высшая школа 1990 г.
  6. И.К.Топоров «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для учащихся 5-9 кл., общеобразовательных учреждений Москва Посвещение 1996 г.
  7. Дидактические материалы «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5-9кл, В.Н.Латчук, В.В.Марков, М.П.Фролов, Дрофа 2000 г.
  8. Справочник И.Ф.Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной  помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005 г.

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ  9 класс

Номер урока

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

ИКТ

Дата

Примечание

план

Факт

Основы безопасности личности, общества и государства

19

Национальная безопасность России в миром

сообществе

4

1

Россия в мировом сообществе

1

УОМН

2

Национальные интересы России в современном мире.

1

УОМН

Устный опрос

Презентация

3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

1

КУ

Презентация

4

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности

1

УОМН

Устный опрос

Чрезвычайные ситуации природного и

техногенного характера и национальная

безопасность России

3

5

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация

1

КУ

6

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия

1

УОМН

Устный опрос

Презентация

7

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия

1

КУ

Устный опрос

Современный комплекс проблем

безопасности социального характера

и национальная безопасность России

2

8

Военная угроза национальной безопасности России

1

УОМН

9

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России

1

КУ

Устный опрос

Презентация

Организационные основы по защите

населения страны от чрезвычайных

ситуаций мирного и военного времени

3

10

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ситуаций (РСЧС)

1

УОМН

Устный опрос

11

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны

1

КУ

Презентация

12

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1

УОМН

Устный опрос

Презентация

Основные мероприятия, проводимые в

Российской Федерации, по защите населения

от чрезвычайных ситуаций мирного и

военного времени

4

13

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная  защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

УОМН

Устный опрос

Презентация

14

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.

УОМН

15

Эвакуация населения

16

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

КУ

Устный опрос

Презентация

Организация борьбы с терроризмом и

наркобизнесом в Российской Федерации

3

17

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом

1

УОМН

Устный опрос

Презентация

18

Система борьбы с терроризмом. Правила поведения при угрозе террористического акта.

1

КУ

19

Государственная политика противодействия наркотизму. Профилактика наркомании.

1

УОМН

Устный опрос

Презентация

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

16

Основы здорового образа жизни

2

20

Здоровье человека – как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие

1

УОМН

Устный опрос

Презентация

21

Репродуктивное здоровье населения – национальная безопасность России

1

КУ

Устный опрос

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

3

22

Ранние половые связи и их последствия

1

КУ

Устный опрос

23

Инфекции, передаваемые половым путем

1

КУ

24

Понятия о ВИЧ – инфекции и СПИДе

1

УОМН

Устный опрос

Презентация

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

2

25

Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека

1

УОМН

Устный опрос

Презентация

26

Основы семейного права Российской Федерации

1

КУ

Оказание первой медицинской помощи

2

27

Первая медицинская помощь при массовых поражениях

1

КУ

28

Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.

1

УОМН

Устный опрос

Презентация

Безопасность дорожного движения

7

29

Закон РФ «О безопасности дорожного движения». Административная и уголовная ответственность за нарушение ПДД

1

УОМН

Устный опрос

30

Автомобиль. Его технические данные. Значение автомобильного транспорта для экономики страны.

1

КУ

Устный опрос

Презентация

31

Первые навыки управления авто-мото транспортом

1

УОМН

32

Правила движения по улицам и догам

1

КУ

33

Пешеход. Безопасность пешехода

1

УОМН

34

Пассажир. Обязанности пассажира. Безопасность пассажира.

1

КУ

Устный опрос

Презентация

35

Обязанности и правила безопасного поведения водителей. Водитель велосипеда.

1

УОМН

Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-А класс 2020 - 2021 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов -  разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов -  разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-г класс 2020 - 2021 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов -  разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-А класс 2020 - 2021 учебный год

Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год

Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-В класс 2020 - 2021 учебный год

Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-г класс 2020 - 2021 учебный год

Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...