Система здоровьесбережения в ОУ.
статья по обж на тему

Пузырькова Ольга Константиновна

Статья содержит систему мер для поддержания здоровьесберегающей среды в ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_k_zdorovyu.rar185.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

Система здоровьесбережения в образовательном учреждении.

В современном обществе школа представляет  собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Известно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность, температурный режим помещений …).

В нашей школе действует система видеонаблюдения, пропускной режим, санитарно-гигиенические условия в норме, в норме температурный режим помещений, регулярно проводится влажная уборка и режим проветривания.

Под особым контролем находится освещенность в учебных кабинетах, реакреациях, других помещениях. Стены окрашены в яркие, сочные, радующие глаз тона, для того, чтобы  во время перемены детей радовало многообразие красок. В реакреациях вывешены картины детей, известных русских художников, что позволяет получать эстетическое наслаждение, отдых эмоциональной сферы учащихся, учителей.

Все учебные классы оснащены современным оборудованием:  компьютерами, мультимедийными проекторами, телевизорами, музыкальными центрами.

Все компьютеры в школе имеют доступ  во всемирную сеть Интернет. Основными целями педколлектива школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.  

В школе созданы необходимые гигеенические, психологические, управленческие условия.

К гигиеническим условиям относятся:

-соответствие территории, здания, помещений, оборудования санитарно - гигиеническим требованиям;

-соответствие воздушно-теплового режима и режима освещённости требованиям;

-питание отвечает требованиям, им охвачено 80% учащихся;

-на основе договоров с медицинскими учреждениями создана  санитарно-просветительская система;

-организовано медицинское обслуживание учащихся на базе лицензированного медицинского, процедурного кабинетов.

В школе широко применяются как традиционные педагогические технологии (классно-урочная форма, лекционная), так и педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического  процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии).

Важнейшим условием деятельности педколлектива школы  стало  обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологии обучения.

Это предполагает:

- учет периодов работоспособности детей  на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности);

-учет возрастных и физических особенностей  ребенка (количества видов  деятельности на уроках, их продуктивность);

-наличие эмоциональных разрядок на уроках;    

-чередование  позы  учащихся с учетом видов деятельности;

-использование физкультурных пауз на уроках, динамических пауз на переменах.

В учебный процесс включены уроки здоровья, в обязательном порядке введены утренняя физзарядка и физпаузы на уроках.

Ряд лет школа работает с использованием здоровьесберегающего графика в организации образовательного процесса: в школе 5 каникул через 6,8 недель.Участвуя в областной программе РИП, школа защитила право проводить 40-минутные уроки , что также имеет отношение к вопросам здоровьесбережения

Расписание учебных занятий составлено в соответствии с санитарными требованиями. Оно состоит из расписания обязательной (урочной) части, расписания блока дополнительного образования (секций, объединений по интересам), внеурочной деятельности первоклассников, перешедших на ФГОС, расписания индивидуальных консультаций учителей - предметников. Во всех классах введен третий  час физической культуры, для проведения уроков физической культуры используется как школьный спортивный зал, так и спортивный, тренажерный залы и  плавательный бассейн ФОКа «ЦЕНТР-ЮГ» (физкультурно-оздоровительного комплекса). На территории школы имеются  баскетбольная , волейбольная площадки, футбольное поле. Под контролем находятся дети, отнесенные по своему состоянию здоровья в так называемую специальную медицинскую группу. Таких ребят в школе 15 человек. Они приглашаются на занятия в ФОК, в школьный спортивный зал во внеурочное время. Занятия  с ними в школе ведет учитель физкультуры, имеющий специальную подготовку, огромный педагогический опыт, учитель высшей квалификационной категории Надысева Т.А.

Всё это относится к учебно-организационным условиям.

К управленческим факторам, обеспечивающим сохранение здоровья обучающихся, относятся:

- наличие нормативно-правовой документации;

- система диагностики и мониторинга состояния здоровья, физического развития учащихся;

- вовлечение родителей в систему здоровьесберегающей деятельности школы;

- уровень компетентности руководителей и педагогического коллектива школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся;

 - в плане внутришкольного контроля планируются проверки за соблюдением норм СанПина.

К психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим сохранение здоровья учащихся, относятся:

- психологический климат в школьном коллективе, классе, группе;

- стиль педагогического общения учителя-ученика;

- степень реализации учителем индивидуального подхода по отношению к ученику;

- профессиональная подготовленность учителя по вопросам использования здоровьесберегающих компонентов образовательных технологий.

В нашей школе эти вопросы решают педагог-психолог,соцпедагог.

Методические совещания посвящаются в том числе и вопросам здоровьесбережения.

Учителя своевременно проходят  курсовую переподготовку, в рамках которой важное место занимают вопросы здоровьесбережения.

В рамках проектной деятельности «Малая академия» учащиеся младших классов под руководством учителя выбирают среди прочих тем и темы, связанные с вопросами здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья.

Вопросы здоровьесбережения подрастающего поколения в настоящее время актуальны, не случайны усилия педагогов нашей школы в этом направлении, не случайно наша школа-школа здоровья:

   

Литература.

1.Ковалько В.И.Здоровьесберегающие технологии.М.,2007.

2.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии.М.,1998.256 с.

3.Елисеев В.В. Создание в образовательном учреждении системы здоровьесбережения.Ульяновск,2008.50 с.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ПРОГРАММЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.

Здоровье сберегающие технологии  реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факто...

«Система работы ГБОУ СОШ с.Черный Ключ по здоровьесбережению в условиях введения ФГОС»

описание системы работы ГБОУ СОШ с.Черный Ключ по здоровьесбережению в условиях введения ФГОС...

Модель учителя в системе здоровьесбережения

Описаны ключевые моменты деятельности учителя по сохранению здоровья школьников...

Презентация "Система здоровьесбережения П.Брэгга"

Презентация создана для проведения классного часа в 10-12 классах....

статья Использование системы здоровьесбережения на уроках физической культуры

В статье описана система работы учителя на уроках физической культуры по сохранению и укреплению здоровья учащихся....

Система здоровьесбережения в кукольном театре Сказка

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, ...