ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБЖ.
статья по обж (5 класс) по теме

Овсиенко Игорь Иванович

В среде педагогов существует распространённое заблуждение о том, что любая технология(дифференцированное обучение, игровые технологии, метод проектов и т.д.) может быть здоровьесберегающей, если она обеспечивает психологический комфорт для учащихся. Но формируют ли данные технологии представление о ЗОЖ и желание быть здоровым?

   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii_na_urokakh_obzh.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ  НА  УРОКАХ  ОБЖ.

В среде педагогов существует распространённое заблуждение о том, что любая технология(дифференцированное обучение, игровые технологии, метод проектов и т.д.) может быть здоровьесберегающей, если она обеспечивает психологический комфорт для учащихся. Но формируют ли данные технологии представление о ЗОЖ и желание быть здоровым?

    В современной педагогике под понятием здоровьесберегающих технологий понимают и  здоровьесберегающей  аспект урока.

Целевые установки здоровьесберегающей технологии:

  1. стимулировать у детей желание жить, быть здоровым;
  2. учить их ощущать  радость от каждого прожитого дня;
  3. показывать им, что жить – это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Отличительные концептуальные особенности здоровьесберегающей образовательной технологии:

       - отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя;

      -  воспитание, а не изучение культуры здоровья;

      -  элемент индивидуальности обучения;

      -  наличие мотивации на ЗОЖ учителя и учеников;

      -  интерес учащихся к учёбе, желание идти в школу;

      -  изучение физ.минуток;

      -  соблюдение Сан Пинов.

 Основой здоровьесберегающей  технологии, является соблюдение следующих принципов:

  1. учёт возрастно-половых особенностей;
  2.  учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
  3. структурирование урока на 3 части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся(вводная часть, основная и заключительная);
  4. использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

 Использование здоровьесберегающих действий на уроке:

а)Оптимальная плотность урока:

- количество видов учебной деятельности;                         Виды учебной деятельности:

( 4-7 считается гигиенически рационально),                        - чтение, письмо, слушание,

- их смена проводится через 7-10 мин.;                                 рассказ, рассматривание пособий,

(нерационально менять виды деятельности                         ответ на вопрос, решение

 через 15-20 мин.,  когда  у ребёнка                                       ситуационных задач.

появляются признаки  утомления ),  

-длительность и чередование;                                

       - отвлечение от учебной работы.    

б) Оздоровительные моменты на уроке:                              Комплексы упражнений должны

- физкульт.минутка, динамическая пауза                             меняться ( проводятся на 20-й

        - дыхательная гимнастика,                                                                   и 35-й минуте)

        - гимнастика для глаз,                                                     цель: отдых ЦНС, профилактика

       -  массаж активных точек.                                               утомляемости, проф. нарушения

                                                                                                   осанки, зрения.

 в) Наличие эмоциональных разрядок.                                 Положительные эмоции:

     ( в течение урока рационально использовать                 создание у детей положительного

                                           2-3 разрядки:                                 эмоционального настроя, является

         - поговорки,                                                                     обязательным условием правильно

        - высказывание,                                                      организованного учебного процесса.

        - весёлое четверостишие,

          - юмористические или поучительные картинки)

       г) Правильная поза ученика во время занятий:

        -  длина сиденья стула,  должна соответствовать

           длине бёдер ребёнка,

        -  высота ножек стула, должна равняться длине голени,

        -  голеностопный, коленный, тазобедренный суставы

           при сидении образуют прямой угол,

         - между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика

           необходимо выдерживать  расстояние равное ширине

           кисти ребёнка,

         - расстояние от глаз до стола соответствует 30-35 см.,

         - тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30*,+

           учитывать правильную рабочую позу при письме;

           ( педагогам следует корректировать нарушение в рабочей позе учащихся).

Основные направления по здоровьесбережению на уроках ОБЖ:

  1. Использовать элементы технологии доктора В.Ф.Базарного;

( режим смены динамичных поз, физминутки , упражнения для тренировки мышц глаз, хрусталика.)

  1. Игровые элементы;

( игровые моменты предполагающие двигательную активность, способность снятию статического напряжения мышц спины)

  1. Внедрение междисциплинарной программы «Здоровье»;

               ( задачи и задания по здоровьесберегающей тематике.)

Интересные приёмы: задавая вопрос, бросить мяч тому, кто будет отвечать, ученик отвечает и бросает мяч обратно.

Физминутки « по Базарному»: упражнение для глаз « Раскрашивание»

- учитель предлагает закрыть глаза и представить большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом6 жёлтым, оранжевым, зелёным, синим и закончить любимым цветом.

Домашнее задание: рекомендуется включать задачи практического характера, которые позволяют привлечь в воспитательный процесс родителей и близких.

Ситуационные задачи – источник знаний о здоровье человека.

Через решение задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.

Для того, чтобы научить детей заботиться  о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями: «знание своего тела», «гигиена тела», « Безопасное поведение на дорогах», «правильное питание»,  «здоровый образ жизни».

При проведении уроков,  здоровьесберегающей аспект оценивается по шести основным критериям:

  1. Индивидуально-ориентированный подход в обучении ( учёт особенностей учащихся, умение работать в группе и т.п.)
  2. Эмоциональный фон урока ( стимулирование деятельности, стили общения, невербальные средства общения, речь учителя)
  3. Построение урока с учётом особенностей каналов восприятия( визуальный, аудиальный) и типа мышления(логический, интуитивный, образно-эмоциональный)
  4. Смена видов деятельности
  5. Профилактические мероприятия ( использование здоровьесберегающих действий на уроке)
  6. Соблюдение Сан Пинов ( световой, температурный режим, цветовая гамма помещения, посадка учащихся согласно нормам, состояние здоровья)

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы …»

                                                                                В.А.Сухомлинский