Главные вкладки

    Конспект урока для 11 класса "Первая помощь при острой сердечной недостаточности"
    план-конспект урока по обж (11 класс) по теме

    Этот урок поможет  сформирование у учащихся умения определять симптомы инсульта и инфаркта; оказывать первую помощь и осуществлять уход  за больными

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                 МБОУ Фоминская СОШ

                     План-конспект

           Урока по ОБЖ в 11 классе по теме:

    «Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте».

    Преподаватель ОБЖ – Грищенко П. П.

    Цель урока:  Формирование у учащихся умения определять симптомы инсульта и инфаркта; оказывать первую помощь и осуществлять уход за больным.

    Задачи: а) Образовательная :

    -сформировать специальные умения по оказанию помощи при инсульте и инфаркте, уходе за больным;

    -обеспечить в ходе урока повторение вопросов физиологии и анатомии сердца;

    -обобщить понятия инфаркта и инсульта, их отличительные признаки.

               б) Воспитательная:

    -способствовать воспитанию ответственности за будущее;

    -уделить внимание социальному воспитанию.

               в) Развития:

    -навыков принятия ответственных решений;

    -планирование здорового будущего;

    -интеллекта: познавательного интереса, речи, словарного запаса.

    Формы проведения: общеклассная,  индивидуальная.

    Оборудование:

    • таблички с симптомами инфаркта и инсульта;
    • таблица «Анатомия сердца и мозга»;
    • магнитофонная запись вызова «скорой помощи».

    Методы урока: 

    Организация учебно-познавательной деятельности: словесно-дедуктивный, репродуктивный.

    Стимулирование интереса: наглядный, самостоятельный, проблемно-поисковой.

    Стимулирование ответственности: убеждение-упражнение.

    Контроль: устный, письменный.

    Ход урока: 

    1. Подготовка к эффектному восприятию.

    Учитель ОБЖ:

    - Эпиграфом к нашему уроку можно привести слова Л.Н. Толстого: «Все мысли о смерти нужны для жизни», а тема урока- заболевания сердечно- сосудистой системы, оказание первой помощи. На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

    1. Причины сердечно - сосудистых заболеваний.

    2. Симптомы инсульта и инфаркта, оказание первой помощи.

    3. Клиника и прогноз инсульта и инфаркта.

    4. Профилактика сердечно - сосудистых заболеваний.

    5. Правила ухода за больным.

      Хотелось бы узнать, такие ассоциации у вас вызывает слово «сердце» (варианты ответов записываются на доске: боль, мотор, любовь, смерть, жизнь и т.д.)            

    2. Изложение нового материала.

    Учитель ОБЖ:

    - Итак, жизнь, смерть, сердце.… Все эти понятия взаимосвязаны между собой. Часто причиной смерти являются болезни сердечно - сосудистой системы. Какие вы знаете наиболее распространенные заболевания сердечно - сосудистой системы? ( Варианты ответов (В.О.) : инфаркт, порок сердца, инсульт, сердечная недостаточность, гипертония). Как видим, болезней много. Какое же место по смертности эти заболевания занимают среди других, не менее распространенных: СПИД, язва желудка, астма, сахарный диабет? Хотелось бы знать ваше мнение.

    Учащийся:

      Мнение старшеклассников нашей школы позволил выявить недавно проведенный социологический опрос ( вопросы в приложении). Из 130 опрошенных- 44% , почти половина, на первом месте среди заболеваний, представляющих угрозу здоровью человека, поставили сердечно - сосудистые заболевания.

    Учитель ОБЖ:

    - А что же говорит официальная статистика? Какое же положение в мире на самом деле?

    1. Оказывается, сердечно - сосудистые заболевания стоят на первом месте по количеству умерших людей.

    2. Инсульт занимает первое место по инвалидности среди больных.

    3. Только каждый пятый, перенесший инсульт, возвращается к полноценной жизни.

    4. В Гороховецком районе много людей, у которых повышено давление, и только 15% об этом знают.

       То есть и официальная статистика, и мнение наших учащихся совпали и подтвердили, что не зря сердечно - сосудистые заболевания называют болезнями века.

    Учащийся:

    - По мнению наших старшеклассников, главные причины, провоцирующие сердечно - сосудистые заболевания, следующие:

    - малоподвижный образ жизни;

    - курение, употребление алкоголя;

    - стрессы;

    - нерациональное питание.

    Учитель ОБЖ:

    - В этот список можно добавить и такие факторы риска:

    - избыточная масса тела;

    - нарушение углеводно - солевого обмена;

    - генетический фактор.

      Среди всех сердечно - сосудистых заболеваний наиболее серьезные – инсульт и инфаркт. Как же распознать их, в чем отличие?

    Учитель ОБЖ:

    - Предлагаю вам ряд возникших симптомов у больного ( зачитываются карточки и вывешиваются на доску):

    Слабость в руках, ногах, потеря чувствительности на лице

    Нарушение зрения

    Боль отдает в левую руку, плечо

    Внезапная головная боль

    Человек потеет, бледнеет, может упасть в обморок

    Головокружение, потеря равновесия, двоение в глазах, обморок

    Сердце будто сжимается в кулак

    Резкая боль за грудиной, не помогает нитроглицерин

    Задание для самостоятельной работы в тетради:

    1-й вариант - выписывает симптомы, считающиеся проявлением инфаркта;

    2-й вариант – симптомы проявления инсульта.

      После выполнения – разбор задания.

      Надеюсь, что вы правильно распознаете симптомы инфаркта и инсульта в жизни. А какими же будут первые ваши действия по оказанию помощи? ( Включается запись вызова « скорой помощи» и сирены.)

       Да, конечно же, самое первое – это вызвать « скорую помощь». Но что можно сделать до врачебного вмешательства?

      1. Прежде всего больного необходимо удобно уложить, не перекладывая, там, где с ним случился приступ .

      2. Расстегнуть затрудняющую дыхание одежду: ворот , галстук, ремень брюк.

      3. Голову повернуть на бок, чтобы не западал язык.

      4. Осторожно положить теплую грелку к ногам.

      Часто инфаркты, инсульты сопровождаются потерей сознания- обморока. Можно ли привести человека в чувство до приезда врачей, используя не только нашатырный спирт, но и старинные народные способы? Оказывается, да, мудрость народная безгранична.

    Учащийся:

    - Что можно сделать, чтобы помочь упавшему в обморок?

    - Побрызгайте на лицо и грудь водой.

    - Возьмите его за мизинец и резкими и сильными движениями сжимайте, массируя, таким образом, от основания к ногтю, слева и справа. Такими же сильными движениями после этого помассируйте большой палец.

    - Возьмите мочки ушей и несколько раз сильно сдавите.

    *Несколько раз надавите на пальцы у основания ногтей.

    Обычно после этого человек приходит в себя, дайте ему горячего сладкого чаю или кофе.

    Учитель ОБЖ:

    - Что же можно предпринять вам, молодым людям, для профилактики сердечно - сосудистых заболеваний?

    Учащийся:

    - Десяти - и одиннадцатиклассники  сами предлагали следующие профилактические мероприятия:

       1. Регулярно посещать врачей.

       2. Соблюдать режим дня.

       3. Принимать витамины.

       4. Бегать по утрам.

    Но наиболее часто в опросе предлагалось:

       1. Вести здоровый         образ жизни, особенно уделять внимание физическим упражнениям.

       2. Избегать стрессовых ситуаций и самим их не создавать.

      3. Не иметь вредных привычек.

    Очень хотелось бы, чтобы эти предложения оставались не только благими пожеланиями, но и проводились в жизнь всеми учениками нашей школы.

    Учитель ОБЖ:

    - Возможным исходом болезни является паралич, парез, инвалидность.

      Иногда это временное состояние, как это было с актрисой Натальей Гундаревой: тяжелейший инсульт, а сейчас она говорит, ходит, и надеется, что еще выйдет на сцену. А иногда человек остается недвижим и до конца жизни. Как организовать правильный уход за больным?

    Под уходом понимается:

    - поддержание санитарно-гигиенических условий в комнате больного;

    - устройство удобной постели и ее чистота;

    - оказание помощи во время приема пищи, туалета;

    - поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением;

    - организация досуга больного;

    - регулирование посещений больного сослуживцами, родственниками.

      Комната, в которой находится больной, должна хорошо проветриваться, обогреваться (20 градусов). Даже зимой проветривание должно быть 3-4 раза, при этом больного нужно хорошо укрыть.

    Ежедневно проводить влажную уборку.

    При недостаточном уходе у тяжелобольных на местах, где кожа подвергается длительному сдавливанию между костью и постелью (это крестец, лопатки, пятки), могут образоваться пролежни. Меры их предупреждения состоят в следующем:

     1. Постель должна быть все время чистой и сухой, на простыне не должно быть рубцов, складок.

     2. Кожа должна быть чистой и сухой (ежедневное обтирание, замена намокшего белья).

     3. Несколько раз в сутки помогать, больному переменить, положение в постели.

     4. Кожу и спины и крестца, помимо обтирания водой, протирать еще и камфорным спиртом.

    Кормить больного необходимо с ложки, поить из специального поильника. Вводить пищу небольшими порциями на один глоток.

    Организация правильного ухода за больным - предпосылка к скорому выздоровлению.

    3. Закрепление пройденного материала.

    Учитель ОБЖ:

    - Сегодня на уроке мы осветили большой круг вопросов, но, возможно, у вас остались какие-то невыясненные моменты. Поэтому в оставшееся время мы проведем « круглый стол» и попросим принять в нем участие врача - кардиолога, (подготавливается заранее один из учащихся).

      Вопрос 1: недавно было сообщение, что 14 – летнюю девушку увезли прямо с урока в реанимацию с диагнозом обширный инфаркт. Может ли и это вообще быть в таком возрасте?

      Ответ: да, это явление редкое, но все же случается. Инфаркт в молодом возрасте не связан еще с болезнью сосудов, а может вызываться, например, неправильным отхождением коронарных сосудов от сердца. Это может выявить специальное исследование.

      Вопрос 2: какие обследования нужно пройти, чтобы узнать, есть ли у меня отклонения в работе сердца?

      Ответ : для профилактики достаточно сделать электрокардиограмму и ультразвук. Уже здесь будут видны основные нарушения в работе сердца.

      Вопрос 3: хотелось бы знать, каковы первые «звоночки» сердечных неполадок?

      Ответ: насторожить должны: ощущение дискомфорта, боль за грудиной, чувство тяжести в области сердца. Иногда может возникнуть отдышка, а также перебои в работе сердца, особенно после физических нагрузок. Это очень важно - вести активный образ жизни, но не надрываться.

      Вопрос 4: существует ли у кардиологов такое понятие, как женское сердце?

      Ответ: у женщин в строении сердца имеется ряд особенностей: диаметр сосудов, которые питают сердце, значительно меньше, чем у мужчин. И сами сосудики более тонкие, хрупкие. А если женщина курит, имеет лишний вес, нарушенный гормональный фон, следовательно, и защитные силы ослабевают. Отсюда сосудистые проблемы, ишемическая болезнь сердца.

    Вопрос 5: правда ли, что красное вино благотворно влияет на работу сердца?

      Ответ: американцы подсчитали, что два «дринка», т.е. 360 грамм вина в день, благоприятно влияют на состояние сердечно - сосудистой системы. При условии, что человек здоров!! Когда у человека сердце уже больное, нечего однозначно рекомендовать нельзя.

                                            Поведение итогов урока;

                                                      Домашнее задание.



    Предварительный просмотр:

                 МБОУ Фоминская СОШ

                     План-конспект

           Урока по ОБЖ в 11 классе по теме:

    «Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте».

    Преподаватель ОБЖ – Грищенко П. П.

    Цель урока:  Формирование у учащихся умения определять симптомы инсульта и инфаркта; оказывать первую помощь и осуществлять уход за больным.

    Задачи: а) Образовательная :

    -сформировать специальные умения по оказанию помощи при инсульте и инфаркте, уходе за больным;

    -обеспечить в ходе урока повторение вопросов физиологии и анатомии сердца;

    -обобщить понятия инфаркта и инсульта, их отличительные признаки.

               б) Воспитательная:

    -способствовать воспитанию ответственности за будущее;

    -уделить внимание социальному воспитанию.

               в) Развития:

    -навыков принятия ответственных решений;

    -планирование здорового будущего;

    -интеллекта: познавательного интереса, речи, словарного запаса.

    Формы проведения: общеклассная,  индивидуальная.

    Оборудование:

    • таблички с симптомами инфаркта и инсульта;
    • таблица «Анатомия сердца и мозга»;
    • магнитофонная запись вызова «скорой помощи».

    Методы урока: 

    Организация учебно-познавательной деятельности: словесно-дедуктивный, репродуктивный.

    Стимулирование интереса: наглядный, самостоятельный, проблемно-поисковой.

    Стимулирование ответственности: убеждение-упражнение.

    Контроль: устный, письменный.

    Ход урока: 

    1. Подготовка к эффектному восприятию.

    Учитель ОБЖ:

    - Эпиграфом к нашему уроку можно привести слова Л.Н. Толстого: «Все мысли о смерти нужны для жизни», а тема урока- заболевания сердечно- сосудистой системы, оказание первой помощи. На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

    1. Причины сердечно - сосудистых заболеваний.

    2. Симптомы инсульта и инфаркта, оказание первой помощи.

    3. Клиника и прогноз инсульта и инфаркта.

    4. Профилактика сердечно - сосудистых заболеваний.

    5. Правила ухода за больным.

      Хотелось бы узнать, такие ассоциации у вас вызывает слово «сердце» (варианты ответов записываются на доске: боль, мотор, любовь, смерть, жизнь и т.д.)            

    2. Изложение нового материала.

    Учитель ОБЖ:

    - Итак, жизнь, смерть, сердце.… Все эти понятия взаимосвязаны между собой. Часто причиной смерти являются болезни сердечно - сосудистой системы. Какие вы знаете наиболее распространенные заболевания сердечно - сосудистой системы? ( Варианты ответов (В.О.) : инфаркт, порок сердца, инсульт, сердечная недостаточность, гипертония). Как видим, болезней много. Какое же место по смертности эти заболевания занимают среди других, не менее распространенных: СПИД, язва желудка, астма, сахарный диабет? Хотелось бы знать ваше мнение.

    Учащийся:

      Мнение старшеклассников нашей школы позволил выявить недавно проведенный социологический опрос ( вопросы в приложении). Из 130 опрошенных- 44% , почти половина, на первом месте среди заболеваний, представляющих угрозу здоровью человека, поставили сердечно - сосудистые заболевания.

    Учитель ОБЖ:

    - А что же говорит официальная статистика? Какое же положение в мире на самом деле?

    1. Оказывается, сердечно - сосудистые заболевания стоят на первом месте по количеству умерших людей.

    2. Инсульт занимает первое место по инвалидности среди больных.

    3. Только каждый пятый, перенесший инсульт, возвращается к полноценной жизни.

    4. В Гороховецком районе много людей, у которых повышено давление, и только 15% об этом знают.

       То есть и официальная статистика, и мнение наших учащихся совпали и подтвердили, что не зря сердечно - сосудистые заболевания называют болезнями века.

    Учащийся:

    - По мнению наших старшеклассников, главные причины, провоцирующие сердечно - сосудистые заболевания, следующие:

    - малоподвижный образ жизни;

    - курение, употребление алкоголя;

    - стрессы;

    - нерациональное питание.

    Учитель ОБЖ:

    - В этот список можно добавить и такие факторы риска:

    - избыточная масса тела;

    - нарушение углеводно - солевого обмена;

    - генетический фактор.

      Среди всех сердечно - сосудистых заболеваний наиболее серьезные – инсульт и инфаркт. Как же распознать их, в чем отличие?

    Учитель ОБЖ:

    - Предлагаю вам ряд возникших симптомов у больного ( зачитываются карточки и вывешиваются на доску):

    Слабость в руках, ногах, потеря чувствительности на лице

    Нарушение зрения

    Боль отдает в левую руку, плечо

    Внезапная головная боль

    Человек потеет, бледнеет, может упасть в обморок

    Головокружение, потеря равновесия, двоение в глазах, обморок

    Сердце будто сжимается в кулак

    Резкая боль за грудиной, не помогает нитроглицерин

    Задание для самостоятельной работы в тетради:

    1-й вариант - выписывает симптомы, считающиеся проявлением инфаркта;

    2-й вариант – симптомы проявления инсульта.

      После выполнения – разбор задания.

      Надеюсь, что вы правильно распознаете симптомы инфаркта и инсульта в жизни. А какими же будут первые ваши действия по оказанию помощи? ( Включается запись вызова « скорой помощи» и сирены.)

       Да, конечно же, самое первое – это вызвать « скорую помощь». Но что можно сделать до врачебного вмешательства?

      1. Прежде всего больного необходимо удобно уложить, не перекладывая, там, где с ним случился приступ .

      2. Расстегнуть затрудняющую дыхание одежду: ворот , галстук, ремень брюк.

      3. Голову повернуть на бок, чтобы не западал язык.

      4. Осторожно положить теплую грелку к ногам.

      Часто инфаркты, инсульты сопровождаются потерей сознания- обморока. Можно ли привести человека в чувство до приезда врачей, используя не только нашатырный спирт, но и старинные народные способы? Оказывается, да, мудрость народная безгранична.

    Учащийся:

    - Что можно сделать, чтобы помочь упавшему в обморок?

    - Побрызгайте на лицо и грудь водой.

    - Возьмите его за мизинец и резкими и сильными движениями сжимайте, массируя, таким образом, от основания к ногтю, слева и справа. Такими же сильными движениями после этого помассируйте большой палец.

    - Возьмите мочки ушей и несколько раз сильно сдавите.

    *Несколько раз надавите на пальцы у основания ногтей.

    Обычно после этого человек приходит в себя, дайте ему горячего сладкого чаю или кофе.

    Учитель ОБЖ:

    - Что же можно предпринять вам, молодым людям, для профилактики сердечно - сосудистых заболеваний?

    Учащийся:

    - Десяти - и одиннадцатиклассники  сами предлагали следующие профилактические мероприятия:

       1. Регулярно посещать врачей.

       2. Соблюдать режим дня.

       3. Принимать витамины.

       4. Бегать по утрам.

    Но наиболее часто в опросе предлагалось:

       1. Вести здоровый         образ жизни, особенно уделять внимание физическим упражнениям.

       2. Избегать стрессовых ситуаций и самим их не создавать.

      3. Не иметь вредных привычек.

    Очень хотелось бы, чтобы эти предложения оставались не только благими пожеланиями, но и проводились в жизнь всеми учениками нашей школы.

    Учитель ОБЖ:

    - Возможным исходом болезни является паралич, парез, инвалидность.

      Иногда это временное состояние, как это было с актрисой Натальей Гундаревой: тяжелейший инсульт, а сейчас она говорит, ходит, и надеется, что еще выйдет на сцену. А иногда человек остается недвижим и до конца жизни. Как организовать правильный уход за больным?

    Под уходом понимается:

    - поддержание санитарно-гигиенических условий в комнате больного;

    - устройство удобной постели и ее чистота;

    - оказание помощи во время приема пищи, туалета;

    - поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением;

    - организация досуга больного;

    - регулирование посещений больного сослуживцами, родственниками.

      Комната, в которой находится больной, должна хорошо проветриваться, обогреваться (20 градусов). Даже зимой проветривание должно быть 3-4 раза, при этом больного нужно хорошо укрыть.

    Ежедневно проводить влажную уборку.

    При недостаточном уходе у тяжелобольных на местах, где кожа подвергается длительному сдавливанию между костью и постелью (это крестец, лопатки, пятки), могут образоваться пролежни. Меры их предупреждения состоят в следующем:

     1. Постель должна быть все время чистой и сухой, на простыне не должно быть рубцов, складок.

     2. Кожа должна быть чистой и сухой (ежедневное обтирание, замена намокшего белья).

     3. Несколько раз в сутки помогать, больному переменить, положение в постели.

     4. Кожу и спины и крестца, помимо обтирания водой, протирать еще и камфорным спиртом.

    Кормить больного необходимо с ложки, поить из специального поильника. Вводить пищу небольшими порциями на один глоток.

    Организация правильного ухода за больным - предпосылка к скорому выздоровлению.

    3. Закрепление пройденного материала.

    Учитель ОБЖ:

    - Сегодня на уроке мы осветили большой круг вопросов, но, возможно, у вас остались какие-то невыясненные моменты. Поэтому в оставшееся время мы проведем « круглый стол» и попросим принять в нем участие врача - кардиолога, (подготавливается заранее один из учащихся).

      Вопрос 1: недавно было сообщение, что 14 – летнюю девушку увезли прямо с урока в реанимацию с диагнозом обширный инфаркт. Может ли и это вообще быть в таком возрасте?

      Ответ: да, это явление редкое, но все же случается. Инфаркт в молодом возрасте не связан еще с болезнью сосудов, а может вызываться, например, неправильным отхождением коронарных сосудов от сердца. Это может выявить специальное исследование.

      Вопрос 2: какие обследования нужно пройти, чтобы узнать, есть ли у меня отклонения в работе сердца?

      Ответ : для профилактики достаточно сделать электрокардиограмму и ультразвук. Уже здесь будут видны основные нарушения в работе сердца.

      Вопрос 3: хотелось бы знать, каковы первые «звоночки» сердечных неполадок?

      Ответ: насторожить должны: ощущение дискомфорта, боль за грудиной, чувство тяжести в области сердца. Иногда может возникнуть отдышка, а также перебои в работе сердца, особенно после физических нагрузок. Это очень важно - вести активный образ жизни, но не надрываться.

      Вопрос 4: существует ли у кардиологов такое понятие, как женское сердце?

      Ответ: у женщин в строении сердца имеется ряд особенностей: диаметр сосудов, которые питают сердце, значительно меньше, чем у мужчин. И сами сосудики более тонкие, хрупкие. А если женщина курит, имеет лишний вес, нарушенный гормональный фон, следовательно, и защитные силы ослабевают. Отсюда сосудистые проблемы, ишемическая болезнь сердца.

    Вопрос 5: правда ли, что красное вино благотворно влияет на работу сердца?

      Ответ: американцы подсчитали, что два «дринка», т.е. 360 грамм вина в день, благоприятно влияют на состояние сердечно - сосудистой системы. При условии, что человек здоров!! Когда у человека сердце уже больное, нечего однозначно рекомендовать нельзя.

                                            Поведение итогов урока;

                                                      Домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест "Помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте"

    Тест разработан в программе Excel, содержит шесть вопросов и варианты ответа, результат оценивается...

    Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

    Презентация к уроку "Первая медицинская помощьпри острой сердечной недостаточности и инсульте"...

    Презентация по ОБЖ "Первая доврачебная помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте" для 11 класса.

    Данная работа окажет учителю или преподавателю-организатору необходимую методическую помощь не только при подготовке урока ОБЖ в 11 классе, но и при его проведении с использованием ИКТ....

    Презентация на тему "Первая доврачебная помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте"

    В презентации расскрываются причины возникновения ОСН и инсульта, их симптомы и первая доврачебная помощь пострадавшему...

    Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

    Первая медицинская помощь  при острой сердечной недостаточности и инсульте...

    Тест по теме: "Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая помощь при ранениях". ОБЖ, 11 класс.

    Тест по теме: "Первая помощь при острой сердечной недостаточности  и инсульте. Первая помощь при ранениях". ОБЖ, 11 класс....