Развернутый конспект урока "Средства индивидуальной защиты населения".
методическая разработка (основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс) по теме

Заречный Алексей Викторович

На  уроке "Средства индивидуальной защиты населения."  с опорой на презентацию рассматриваются  вопросы  защиты населения при химическом  заражении, чрезвычайных ситуациях. Практическая  работа  работа синдивидуальными средствами защиты дает возможность каждому ученику      подготовиться к чрезвычайным ситуациям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvyornutyy_konspekt_uroka.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                             План-конспект урока по ОБЖ

                                9 класс

                                                                      Алексей Заречный

                                                                                  Преподаватель-организатор ОБЖ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                      МБОУ СОШ №2 ст. Медвёдовская.

                                                                      Тимашевский район.

Тема: Средства индивидуальной защиты населения.        

Цель урока:  Ознакомить учащихся с средствами индивидуальной защиты (СИЗ), научить практическим навыкам использования (СИЗ).         

Задачи урока: 1). Познакомить учащихся со средствами индивидуальной

                               защиты органов   дыхания и кожи.                                                                                                                        

                         2). Сформировать умения и навыки в использовании СИЗ

                               органов дыхания  и кожи

        

Учебные вопросы: 1). Назначение средств индивидуальной защиты.        

                                 2). Средства защиты органов дыхания.

                                 3). Средства защиты кожи.  

Метод: показ с рассказом, практическое выполнения.

Время: 1 час.

Место проведения: кабинет ОБЖ.

Литература: учебник ОБЖ 8-9 класс автор Багдасаров Л.В

Учебно-материальное обеспечение: 1). Компьютер, мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана, экрана, звуковых колонок. 2). Электронная презентация, созданная средством программы-редактора презентаций.  

                       План урока.

1). Организационный момент (1,5-2 мин).   2).Изложение нового материала (23 мин).

3). Практическое выполнение норматива, одевание ГП- 5, ОЗК.                    (10 мин).

4).Закрепление учебного материала тестирование, подведение итогов урока (5мин).

                     

                                                          Ход-урока:                            

                                          Организационный момент.                                                                                                                            

Проверка готовности к уроку. Преподаватель ОБЖ объявляет тему и цель урока, учебные вопросы; доводит порядок его проведение ( демонстрируется  1-4слайд).                                

                                          Ответ на первый вопрос.

Средства индивидуальной защиты предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.  (5 слайд).

Классификация средств индивидуальной защиты:

- СИЗ органов дыхания.

- СИЗ кожи.(6 слайд).      

                                             Ответ на второй вопрос.   (7 слайд ).

   

Противогазы бывают двух типов(8 слайд).

  • 1.Фильтрующие – принцип действия основан на очищении (фильтрации) вдыхаемого человеком воздуха от вредных примесей.
  •  В целях расширения возможностей противогаза по защите от различных АХОВ и повышения защитных свойств в настоящее время промышленностью изготавливаются специальные дополнительные гопкалитовые патроны ДП- 1, ДП- 2, ДПГ- 1, ДПГ- 3.  

                                                               

                                                  К ним относятся:

ГП-5 (9 слайд), ГП-7 (10-11 слайд), ГП-4У (12 слайд), ПФМ-1 (13 слайд).

Данные для подбора лицевой части средств индивидуальной защиты.

Общевойсковой противогаз ГП-5

Противогаз ГП-4У

Респиратор Р-2

Противогаз ГП-7

Результаты измерений в см

Размер шлем- маски

Результаты измерений в см

Размер шлем- маски

Результаты измерений в см

Размер шлем- маски

До 63

63,5-65,5

66,0-68,0

68,5-70,5

70,5 и более

0

      1

      2

      3

      4

99-109

109-119

119 и более

-

-

      1

      2

      3

       -

       -

До 121

121,5-128,5

Более 128,5

-

-

1

      2

      3

      -

      -

  •  2. Изолирующие – принцип действия основан на использовании кислорода, выделяемого в результате химической реакции в специальном патроне. Противогазы абсолютно независимы от окружающей среды.
  •   Противогаз ИП-4 МК позволяет дышать в непригодной атмосфере с высоким содержанием хлора (до 10 % аммиака),сероводорода. (14-15 слайд).

  • В противогазе ИП-5 можно проводить  подводные работы на глубине до 7 метров. Входит в состав комплектов танков, БМП и других боевых машин. (16-17 слайд).

  • Противопыльная тканевая маска ПТМ-1.

    Состоит из корпуса и крепления. В корпусе делают смотровые отверстия, в которые вставляют стёкла или какие-либо прозрачные пластины.

   Ватно-марлевая повязка ВМП.

   Для её изготовления используют кусок марли 100-50 см, слой ваты в 2 см толщиной. Края разрезают для удобства завязывания на голове, закрывает рот и нос.

 

 ВМП и ПТМ-1 защищают от радиации и бактериальных средств, но не защищают от отравляющих веществ (ОВ). (18-19 слайд).

Респираторы ШБ-1, «Лепесток», «Кама»,

   Ф-62Ш, РПА-1.

   Основной респиратор Р-2 представляет собой фильтрующую полумаску с оголовьем, носовым зажимом, вдыхательным выдыхательным клапанами, эластичными тесёмками. Выпускают трёх размеров.

    Также, как ВМП и ПТМ-1, они защищают от радиации и бактериальных средств, но не защищают от отравляющих веществ (ОВ).

(20-23 слайд).

                                     

                                     Ответ на третий вопрос:

  • Средства защиты кожи:

    Легкий защитный костюм Л-1.

    Изготовлен из прорезиненной ткани и состоит из рубахи с капюшонам и брюк с чулками, двупалых перчаток .

    Костюмы изготавливают трех размеров:

    - до 165 см – 1-й размер, от 165 до 172 см-

     2-й размер, выше 172 см – 3-й размер.

     Защищает от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериальных средств.    (24-25 слайд).

  • Общевойсковой защитный костюм (ОЗК) – состоит из резинового плаща пяти размеров

    (рост до 165 см – 1-й размер, 166-170 см-2й, 171- 175 -3й , 176-180 – 4й, свыше 181 – 5й.

    Защитных чулок трех размеров (38-41-1-й размер, 42-44-2й, больше 44-3й).

    Может надеваться в виде накидки, плаща (подаётся команда: «Плащ в рукава, газы!) и в виде комбинезона (команда: «Защитный костюм надеть, газы!»).

   Защищает от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериальных средств.  (26-27 слайд).

           

                      (28-33 слайд).

                                        Подведение итогов урока.

Преподаватель напоминает тему урока и подводит итоги, отмечая наиболее активных учащихся, даётся тест (28-33 слайд).

 на закрепление изученного материала, объявляет оценки.

Урок закончен. Преподаватель прощается с классом, благодарит за урок.

                               

        

                                  Тестовая проверочная работа.

  • 1). К простейшим средствам защиты органов дыхания относятся:

  а). фильтрующие гражданские и промышленные противогазы;

  б). ватно- марлевая повязка и противопыльная тканевая маска;

  в). фильтрующие детские противогазы и респираторы;

          2). Противогаз служит для защиты органов дыхания, лица и глаз от:

   а). отравляющих веществ и высоких температур окружающей среды;

   б). отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств;

    в). радиоактивной пыли и бактериальных средств.

           3). К какому типу противогазов относится ПДФ – 2Ш;

  а). шланговый противогаз;

  б). промышленный фильтрующий противогаз;

  в). детский фильтрующий противогаз;

            4). В этих средствах защиты можно  пребывать в условиях заражения окружающего воздуха самыми высокими концентрациями химически опасных веществ:

   а). изолирующих противогазах;

   б). респираторах;

   в). промышленных фильтрующих противогазах;

  • 5). Дополнительный (гопкалитовый) патрон предназначен:

 а). Для использования противогаза под водой;

  б). расширения возможностей противогаза по защите от АХОВ;

     в). Для применения противогаза в условиях высоких температур;  

                                                          Ответы:

        

Вопрос

1

2

3

4

5

Правильный ответ

б

б

в

а

б

                                   

                                      Практическое выполнения.  

1). Станция: Одевание противогаза ГП-5 .

2). Станция: Одевание ОЗК.

3).Станция: Измерение окружности головы для определения размера средств     индивидуальной защиты органов дыхания.  

        

Фамилия Имя ________________________________класс_______

Вопрос

1

2

3

4

5

Правильный ответ

Оценка_____.

Фамилия Имя ________________________________класс_______        

Вопрос

1

2

3

4

5

Правильный ответ

Оценка_____

__________________________________________________________________

Фамилия Имя ________________________________класс_______        

Вопрос

1

2

3

4

5

Правильный ответ

Оценка_____

__________________________________________________________________        

Фамилия Имя ________________________________класс_______

Вопрос

1

2

3

4

5

Правильный ответ

Оценка______

Данные для подбора лицевой части средств индивидуальной защиты.

Общевойсковой противогаз ГП-5

Противогаз ГП-4У

Респиратор Р-2

Противогаз ГП-7

Результаты измерений в см

Размер шлем- маски

Результаты измерений в см

Размер шлем- маски

Результаты измерений в см

Размер шлем- маски

До 63

63,5-65,5

66,0-68,0

68,5-70,5

70,5 и более

0

      1

      2

      3

      4

99-109

109-119

119 и более

-

-

      1

      2

      3

       -

       -

До 121

121,5-128,5

Более 128,5

-

-

1

      2

      3

      -

      -

Данные для подбора лицевой части средств индивидуальной защиты.

Общевойсковой противогаз ГП-5

Противогаз ГП-4У

Респиратор Р-2

Противогаз ГП-7

Результаты измерений в см

Размер шлем- маски

Результаты измерений в см

Размер шлем- маски

Результаты измерений в см

Размер шлем- маски

До 63

63,5-65,5

66,0-68,0

68,5-70,5

70,5 и более

0

      1

      2

      3

      4

99-109

109-119

119 и более

-

-

      1

      2

      3

       -

       -

До 121

121,5-128,5

Более 128,5

-

-

1

      2

      3

      -

      -

Данные для подбора лицевой части средств индивидуальной защиты.

Общевойсковой противогаз ГП-5

Противогаз ГП-4У

Респиратор Р-2

Противогаз ГП-7

Результаты измерений в см

Размер шлем- маски

Результаты измерений в см

Размер шлем- маски

Результаты измерений в см

Размер шлем- маски

До 63

63,5-65,5

66,0-68,0

68,5-70,5

70,5 и более

0

      1

      2

      3

      4

99-109

109-119

119 и более

-

-

      1

      2

      3

       -

       -

До 121

121,5-128,5

Более 128,5

-

-

1

      2

      3

      -

      -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства индивидуальной защиты населения

На уроке актуализируются  и расширяются  знания обучающихся о средствах защиты кожи (СЗК) либо и медицинских средствах индивидуальной защиты (МСИЗ)....

Конспект к уроку ОБЖ на тему "Защита населения от последствий селевых потоков"

Конспект урока по ОБЖ в 7 классеТема урока: «Защита населения от последствий селевых потоков» Цель: организовать деятельность учащихся по изучению мер по защите населения от последств...

Конспект урока ОБЖ в 7 классе «Защита населения от последствий наводнения»

Тема урока: Защита населения от последствий наводнений. Цель урока: Познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий наводнений. ...

Разработка урока на тему: «Средства индивидуальной защиты населения»

Цель урока:Сформировать представление об основных средствах защиты и изучить правила их использования. Задачи урока:Образовательные:- Изучить назначение и виды средств индивидуальной защиты насел...

конспект урока "МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС"

Конспект урока "МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС" может использоваться не только на уроках ОБЖ, но и на уроках мужества, по...

11 класс, Средства индивидуальной защиты населения

Презентация "Средства индивидуальной защиты населения"...