Информационный лист педагогического опыта по теме: «Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся в средней общеобразовательной школе на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
опыты и эксперименты по обж по теме

Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора работающего в должности преподавателя – организатора ОБЖ МБОУ «Староникольская СОШ» Красногвардейского района Оренбургской области».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnyy_list_ped._opyta_2012_doc.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационный лист.

Фамилия: Чебрукова

Имя: Татьяна

Отчество: Алексеевна

Должность: преподаватель – организатор ОБЖ

1.Название проблемы, над которой я работала  не менее трёх лет и имею устойчивые положительные результаты:

 «Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся в средней общеобразовательной школе на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности».

2. Условия возникновения проблемы, становления опыта

Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора работающего в должности преподавателя – организатора ОБЖ МБОУ «Староникольская СОШ» Красногвардейского района Оренбургской области».

В основу моей деятельности, как  педагога,  по военно-патриотическому воспитанию заложены концептуальные основы коллективного творческого дела (КТД)  академика И.П.Иванова и технология личностно-ориентированного образования И.С. Якиманской.  В которой во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт, образование направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

А через коллективное творческое дело (КТД) происходит социализация личности ребенка, его интеграция с обществом.

   В ходе аналитической работы выявлена проблема несформированности у  школьников национального самосознания и гражданской позиции.

   МБОУ «Староникольская средняя общеобразовательная школа» находится на территории Красногвардейского района. Сложилось так, что все мероприятий военно-спортивной направленности проводятся на территории районного центра, а именно: «День призывника», военно-спортивная игра «Зарница», «А ну-ка парни», «Вахта памяти». Учащиеся нашей школы не всегда могут принять участие в данных мероприятиях. Поэтому моя задача как учителя ОБЖ организовать более эффективную работу по патриотическому воспитание учащихся через уроки ОБЖ и внеурочную деятельность.

3. Актуальность и перспективность опыта его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса

   В последнее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

   Привить молодежи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к ее славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим сознанием.

    Контингент родителей учащихся нашей школы: служащие-24%; рабочие- 56%; безработные- 30%. Все это и определило востребованность патриотического воспитания и в том числе военно-патриотического. Поэтому одной из приоритетных задач воспитательной системы Староникольской средней общеобразовательной  школы является: воспитание гражданственности, любви к Родине и малой родине через патриотическое воспитание.

4. Теоретическая база опыта.        

   К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач военно - патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству, необходимости создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их формирования у молодежи. Без развития у российских граждан с раннего возраста этих ценностей не может быть созидательного общества и сильного государства.

Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:

- принцип патриотической направленности (обусловлен идеалом Родины, способностью и желанием жить во благо Родины);

- принцип гуманизма (означает признание ценности человек как личности, его права, максимальное уважение);

- принцип сотрудничества (означает развитие умений жить в коллективе, решать творческие задачи, работать в команде);

 - принцип здорового образа жизни (обусловлен необходимостью воспитания здорового поколения);

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;

-принцип преемственности, непрерывности;

- принцип духовности (обусловлен важностью духовного возрождения нации);

-принцип толерантности (обусловлен многонациональным составом народа России);

-принцип единства требований;

-принцип воспитания в коллективе и через коллектив.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания школьников призвана обеспечить развитие у них нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной службе, готовности к достойному выполнению функции защиты Отечества. 

Теоретической базой опыта является - методологическая основа военно-патриотического воспитания учащихся - это учение о диалектике, которое раскрывает наиболее общие законы развития общества и мышления, способствует познанию закономерностей построения и применения педагогических влияний на конкретного человека, семью (социальную группу).

   Разработка специальных программ и методик по организации и проведению военно- патриотического воспитания в его различных формах, использование всего многообразия педагогических методов и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи, специфики региона  и этапов этой деятельности.

5. Новизна опыта

Несформированность у юношества качеств патриотизма, пробная реализация государственной программы патриотического воспитания требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков в образовательном процессе. Программа курса ОБЖ построена таким образом, что разносторонне осуществлять военно-патриотическое воспитание возможно в курсе 10-11 классов, в который включен раздел «Основы военной службы». Но формировать одно из основных качеств личности гражданина - патриотизм необходимо намного раньше, учитывая возрастные особенности детей. В соответствии с вышеуказанным, новизна данного опыта заключается в создании системы урочной деятельности для учащихся среднего звена, позволяющую формировать личность гражданина- патриота во всех аспектах понятия «Патриотизм».        

6. Технология опыта.

1. Урочная деятельность.

   Развивать патриотическое сознание детей, с моей точки зрения, необходимо еще в дошкольном возрасте. И я, соблюдая преемственность, продолжаю решать эту задачу, начиная со среднего звена, используя различные методы обучения и воспитания, а также разнообразные виды деятельности учащихся.

Например, в 8 классе в теме «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре», учащиеся выполняют творческие работы на тему: «Герои пожарные» и на уроке, используя конкретные примеры из реальной жизни, сами делают выводы о том, какими качествами должен обладать человек, профессия которого, пожарный.

   При изучении темы «Автономное существование человека в природных условиях», используя межпредметные связи, в частности, изучая отрывки из «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого, перед учащимися ставятся следующие вопросы:

- С чем пришлось столкнуться А.Маресьеву в условиях вынужденной автономии?

- Как вы думаете, что помогло ему выжить, в таких условиях?

   Таким образом, на примере художественного произведения у школьников создается образ настоящего героя, и одновременно решаются учебные задачи урока.

   Показать детям, что такое патриотизм – это чувство любви к своему народу, можно удачно показать, изучая раздел «Чрезвычайные ситуации природного характера». Урок этого раздела я называю «Люди призванные спасать».      Учащиеся приводят примеры из жизни, из средств массовой информации о работе спасателей и отвечают на следующие вопросы:

- Как вы думаете, что заставляет людей выбирать профессию спасателя?

- С каким риском сопряжена работа спасателя?

- Охарактеризуйте портрет человека-спасателя.

   Выработать у школьников потребность быть похожим на спасателей, быть полезным обществу - вот конечный и наилучший результат урока.

   Изучение раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера», а именно темы «Аварии с выбросом радиоактивных веществ», дает огромную возможность олицетворить патриотизм с любовью к своей Родине. Отдельный урок я посвящаю Чернобыльской трагедии. Он строится из выступлений учащихся, об участии людей, которые ликвидировали последствия радиационной аварии. О подвигах чернобыльцев, ветеранах подразделений особого риска. А в заключении ребята просматривают видеофильм о работе людей на данной территории во время аварии.  Такое построение урока вызывает у детей сильное эмоциональное восприятие изучаемой темы.

   Таким образом, данная система, на мой взгляд, позволяет разносторонне формировать патриотическое сознание детей.

  Изучение в 10-11 классах раздела «Основы военной службы» направлено на подготовку молодежи к выполнению долга по защите Отечества. Поэтому основной своей задачей в этом направлении я считаю: показать и доказать выпускникам, что патриотизм для военнослужащих проявляется, прежде всего, в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость. Осуществлять эту задачу мне помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых, на мой взгляд, состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всем многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создает внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность. Этому способствуют проводимые уроки-конференции, пресс-конференции, уроки-экскурсии, диспуты, на которых ученики в игровой форме решают довольно серьезные вопросы и проблемы по военной тематике. Использование  на уроках ТСО (демонстрация видеофильмов) по таким темам как: «Размещение и быт военнослужащих», «Воинские уставы», «Виды вооруженных сил», содействует учебно-познавательной деятельности учащихся, так как способствуют развитию наглядно - образного мышления, обеспечивает познавательный интерес к учению, создают возможность для изучения ряда ненаблюдаемых процессов и явлений. Очень актуальна и востребована для наших ребят тема «Как стать офицером Российской армии», имеется ряд видеофильмов по данной теме.

  На уроках по этой теме и на других уроках, считаю просто необходимым использование музыкальных моментов: прослушивание песен или фрагментов песен, воспитывающих мужество, стойкость и героизм российских воинов, что совершенно точно дает определенный настрой учащимся на восприятие данной темы, позволяет затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям: мать, Родина-мать, родное Отечество, малая Родина.

2.Внеурочная деятельность.

   Добиться реализации поставленных задач в направлении военно-патриотического воспитания просто не возможно без внеурочной деятельности, имеющей, прежде всего, военно-прикладную направленность.

   Какое-либо направление в воспитании детей только тогда даст результат, когда оно проводится в системе. В нашей школе сложилась определенная система военно-патриотического воспитания, которая базируется на сохранении и развитии традиций.

В школе традиционным стало проведение месячника оборонно-массовой работы посвященного Дню Защитника Отечества, в рамках которого проводятся:
• Президентские состязания;
• Турнир по пионерболу(5-7 классы);
• Конкурс рисунков «Война глазами детей» (1-4 классы);
• Конкурс газет «Салют, Победа!»» (8-11 классы);
• Конкурс сочинений(8-11 классы);
• Конкурс чтецов (5-11 классы);
• Конкурс строя и песни, посвященный Дню Защитников Отечества (1-11 классы);
• Конкурс «А ну-ка, парни!» (8-11 классы);
• Конкурс «А ну-ка, мальчики!» (1-4, 5-7 классы);
• Организация шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны.

   Ежегодно в канун великого Дня Победы проводятся внеклассные мероприятия с приглашением ветеранов и тыловиков.
   Каждый год в рамках месячника проводится военно-спортивная игра «Зарница» с участием старшеклассников и молодежи села. В данной игре, проявляется не только физическая сила, ловкость, знания по истории Вооруженных Сил, но и взаимоподдержка, трогательная забота старших о младших, умение рационально распределять обязанности в команде. Ребята показывают свои навыки в прохождении строем с песней, элементы строевой подготовки, умению пользоваться средствами индивидуальной защиты, выполнение спортивных упражнений, в том числе и проводится и лыжная эстафета.

   В конце учебного года, в соответствии с программой курса ОБЖ (ОВС) с юношами 10-х классов проводятся военно-полевые сборы. Они позволяют закрепить знания и умения по теоретическим и практическим вопросам.  Для этого используется Тоцкая военная дивизия. Здесь ребята не только знакомятся  с основами военной службы, но и могут увидеть военнослужащих в реальной военной обстановке, выполняющих серьезную мужскую работу. Воспитание не словами, а примером и делом. Именно это и дает наилучший результат. Во время сборов проводится профессионально-ориентационная работа, экскурсии по воинской части.

В сфере воспитания гражданственности  коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) занимают особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового  возраста, действительно способна творить чудеса.

КТД позволяют учащимся реализовать творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие  каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. В процессе КТД ребята приобретают навыки  общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Во время планирования и организации  КТД взрослые и дети  приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может  подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся  мощной силой, притягивающей к школе, обеспечивают  широкую  внеурочную  занятость детей. Положительный эмоциональный настрой,  гарантированная ситуация успеха пробуждают  добрые  чувства, сопереживание всех всем.

Я считаю, что мероприятия, направленные на воспитание у школьников уважительного и благородного отношения к своей Родине, не должны иметь назойливого характера. Ведь всегда при написании мероприятия подобной тематики можно найти форму, которая стала бы увлекательной и интересной для учащихся.

Обычно беспроигрышным вариантом является игра .

Почему именно игра? По разным причинам:

  1. чтобы эмоционально разгрузить ребят, окунуть их в естественную среду;
  2. чтобы превратить мероприятие в интересное увлекательное путешествие;
  3. чтобы развить у детей творческий подход к предмету;
  4. чтобы объединить различные виды познавательной деятельности;
  5. игра способствует формированию таких качеств у ребят, как коллективизм, ответственность, нестандартное мышление.

Одной из форм, с интересом воспринимаемой учениками, является игра в КВН. Ценность этой внеклассной работы состоит в том, что она ненавязчиво пробуждает интерес к учебному предмету. Даже слабоуспевающий по ОБЖ может проявить себя здесь с лучшей стороны. Основная причина популярности КВН состоит в том, что он интересен, привлекает своей необычностью, контрастностью по сравнению с повседневными буднями учебного дня.

Конкурсы стимулируют творчество ребят. Всем хочется быть победителем в каком-то состязании.

Особое внимание хотелось бы обратить на проявление гражданской инициативы со стороны учащихся во время проведения следующих мероприятий:

  • День Победы;
  • Рыцарский турнир;
  • Смотр строя и песни;
  • День защиты детей;
  • «Моя семья - моя крепость;
  • Уроки мужества . 

3. Оборонно-спортивная направленность.

   Одним из важнейших аспектов военно-патриотического воспитания является военно-прикладная физическая подготовка граждан к защите Отечества.     Основная роль в этом отводится урокам физической культуры.   Так, ежегодно в нашей школе ежегодно проводится легкоатлетический кросс, проводятся спортивные мероприятия, День Защиты детей, День Здоровья, игра «Зарница», включающие военизированные эстафеты. Отработка с учащимися навыков преодоления элементов полосы препятствия, способствует развитию силы, ловкости, выносливости - качеств, необходимых будущему защитнику Родины.

Команда нашей школы участвует в районных соревнованиях «А ну-ка парни», «Зарница», «Вахта памяти»,  «Кросс наций», «Лыжня России», где неоднократно становились победителями и призерами соревнований.

  Активное участие команды нашей школы в районной военно-спортивной игре «Зарница» стало делом чести для наших ребят.

7. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности):        

   Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к предмету, ко всем  внеклассным мероприятиям по предмету основы безопасности жизнедеятельности. Также показателями результативности моей работы является то, что часто выпускники выбирают для прохождения итоговой аттестации экзамен по курсу ОБЖ. Большинство из них мотивируют это тем, что знания по предмету пригодятся в жизни и тем, что имеют хорошие знания по предмету. В большинстве  случаев учащиеся подтверждают свои годовые оценки и показывают хорошие знания по курсу ОБЖ.

В результате работы по данной теме были выявлены следующие положительные моменты:

1) повысилось качество изучаемого материала, качество выполняемых контрольных и самостоятельных работ, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся;

2) ребята стали более активно работать на уроках;

3) система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и, таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.

Есть и еще один аспект результативности моей работы: его успешность.

Учебный

год

ОБЖ

% качества

% успеваемости

Средний балл

2009-2010

71

100

4, 62

2010-2011

82

100

4,75

2011-2012

70

100

4,83

Результаты деятельности военно-патриотического воспитания

   Ежегодное участие учащихся в олимпиаде по ОБЖ на школьном и муниципальном уровне, в районной игре «Зарница», в районных соревнованиях «А ну-ка, парни», в 5 дневных военно - полевых сборах.

   Кроме   вышеперечисленных мероприятий, учащиеся школы принимают активное участие в школьных мероприятиях:

-  месячник оборонно- массовой и спортивной работы;

- несение службы почетного караула Пост №1;

- Вахта Памяти;

- концерт, посвященный 9 мая День Победы;

- праздничный концерт, посвященный Дню матери;

- месячник гражданской защиты;

- неделя безопасности дорожного движения;

- день защиты детей, день детства;

- всемирный день здоровья;

- день памяти жертв ДТП;

- ежегодное участие в праздничном концерте в День родной школы.

Важным составляющим всесторонней подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности, а также юношей к действительной военной службе являются воспитание у них творческого, системного характера мышления, формирование умения мобильно использовать знания при изучении школьных дисциплин.

8. Адресная направленность опыта:

   В данном опыте описывается сущность разнообразных подходов

военно-патриотического воспитания учащихся. Опыт адресован учителям и преподавателям-организаторам ОБЖ, заместителям директора по гражданско-патриотическому воспитанию.

  9. При каких условиях, используя данный опыт можно получить устойчивые положительные результаты.

   Наибольшая эффективность мероприятий по воспитанию патриотизма и готовности к защите Отечества у школьников достигается при обеспечении их согласованности, взаимосвязи, последовательности и обоснованности на основе системного характера формирования патриотизма и готовности к защите Отечества.  Готовность к защите Отечества в содержательном аспекте отличается сложной внутренней структурой,  включающей в себя целую совокупность различных компонентов. Каждый них, в свою очередь, развертывается, раскрывается через совокупность соответствующих характеристик, посредством которых содержание готовности становится более конкретным и определенным.
Обобщая опыт по военно-патриотическому воспитанию личности, важно подчеркнуть не только интерес к нему, но и пути решения данной проблемы: программный подход к его организации, опора на традиции военно-патриотического воспитания современной личности, приоритет воспитания таких  качеств будущего защитника Отечества как: мужественность, дисциплинированность, гуманизм, гражданственность, патриотизм, умение отвечать за свои поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование опыта самообразовательной и креативной деятельности учащихся в средней общеобразовательной школе

В данной статье автор исследует проблему формирования у учащихся общеобразовательной школы таких качеств как самостоятельность и креативность при работе с большим объемом информации. Утверждается, что...

Информационный лист педагогичесского опыта по теме: «Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся в средней общеобразовательной школе на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора работающего в должности преподавателя – организатора ОБЖ МБОУ «Староникольская СОШ» Красногвардейского района Оренбургской области»....

Элективные профильные курсы как один из способов формирования поликультурной личности учащихся в средней общеобразовательной школе.

АннотацияДанная статья посвящена проблеме профильного обучения в средней общеобразовательной школе. На примере конкретной авторской программы «Деловое общение на английском, русском и татарском ...

Описание институциональной образовательной практики «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Новой реальностью Российской образовательной системы является переход средней школы на профильное обучение. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее з...

Пути формирования здорового образа жизни у учащихся средних общеобразовательных школ на уроках английского языка

Одним из приоритетных направлений развития инновационной деятельности является работа,  осуществляемая в  области здоровьесохранения учащихся. Использование педагогом здоровьесберегающих тех...

Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 2: методика применения технологии развития проектной культуры учащихся в средней общеобразовательной школе

Пособие (в трёх книгах) посвящено инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).Книга 2 содержит методику применения и примеры реализации ТРПК...