ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКА К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
статья по обж (5 класс) по теме

Носкова Ирина Анатольевна

В статье раскрываются аспекты работы с подростками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noskovai.a.statya_1.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКА К УСЛОВИЯМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

И.А. Носкова

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 г. Волгограда

shol64@mail.ru

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»  В.А. Сухомлинский.

Успешность адаптации ребенка  к обучению  в школе зависит от реализации преемственных связей между дошкольным,  начальным общим и основным общим образованием.

При решении проблемы преемственности педагогический коллектив образовательного учреждения руководствуется основными  целями:

-создание максимально комфортных условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений.

-облегчение естественного процесса адаптации, обеспечение по возможности его безболезненность  для ученика и учителя.

-создание условий для организации прочных долговременных связей между педагогами разных ступеней обучения.

Для осуществления этих целей решаются следующие задачи адаптационного периода:

1.Помочь ребенку принять позицию школьника.

2.Помочь осознать появления нового сообщества – класса.

3.Ввести понятие оценки, различные ее критерии (правильность, аккуратность, красота).

4.Обучать школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

5.Закончить игровую деятельность.

6.Формировать самооценку обучающихся.

В школе сложилась определенная система работы в этом направлении, включающая в себя несколько этапов деятельности.

Организационная деятельность по обеспечению преемственности начального и среднего звена.

1.В апреле-мае текущего года учителя-предметники знают, какой класс будут обучать в будущем году, что позволяет им посетить уроки в данном классе, изучить  психологические  особенности  учащихся, уровень  работоспособности детей на уроке. Ознакомление с системой работы учителя начальных классов, изучение   программы начальных классов по своему предмету учителем - предметником, позволяет  обеспечивать  преемственность в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проводить  анализ  сформированных умений и определять  необходимые пути коррекции.

2.Для успешной адаптации учащихся к обучению в 5-6 классах  создаются  условия для четкой организации образовательной деятельности: размещение классов по кабинетам, составление расписания, соблюдение санитарно-гигиенических требований, организация питания, дежурства. Учитывая сложность данного периода для пятиклассников,   эта параллель не переводится на кабинетную систему обучения. Чтобы не допускать у пятиклассников ощущения «беспризорности» в  школьном здании, на этом этапе за ними   закрепляются   кабинеты, в которых  учителя-предметники проводят свои уроки.

3.Обеспечивается  психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5 классов, помогающее повышению их  самооценки, снижению уровня ситуативной тревожности, наблюдающейся у большинства учеников 5 классов в период адаптации.        

Для  психологического  исследования адаптационного периода пятиклассников  психологом проводилась диагностика, результаты которой показали  уровень адаптации пятиклассников, психолого-педагогические причины дезадаптации  учащихся группы риска.

Работа по формированию и развитию классного коллектива обучающихся 5-х классов. 

1. Знакомство будущих классных руководителей 5 классов с ученическими коллективами 4-х классов через посещение уроков, характеристики учителей начальной школы психолога, логопеда, изучение   системы  воспитательной работы и работы с родителями через посещение классных часов, родительских собраний.

2. Составление   плана воспитательной работы с классом с учетом направлений деятельности, реализуемых в начальных классах, с использованием  возможностей социально-психолого-педагогической службы школы.         

3. Изучение   социального   статуса учащихся  и их семей, составление  социального  паспорта класса.        

4. Формирование ученического актива,  организация деятельности родительского комитета с учетом особенностей   адаптационного периода (в течение года).         

5. Осуществление тесной   связи  классных руководителей  5-х классов с учителями – предметниками, учителями начальных классов,  оказание  своевременной  и эффективной  помощи ученикам класса, испытывающим затруднения в обучении,  с использованием  возможностей психолога, логопеда (в течение года).

Организация работы учителей-предметников и специалистов по реализации преемственности в образовательном процессе.

Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5-6 классах является снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Все это наблюдается,  если  переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива. Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками.

Перед учителями в этот период ставятся следующие задачи:

- иметь четкое представление о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;

- наметить преемственные связи в содержании и методах последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной (5-6 классы);

- знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.

Для решения этих задач,  прежде всего, коллектив учителей, который будет работать в 5 классе, знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым работала начальная школа, изучает методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.

       Учителя основной и начальной школы  в своей работе стремятся к соблюдению единых требований к уроку:  особое внимание уделяется подготовке ученика к уроку, своевременному и добросовестному выполнению домашних заданий, регулярному выставлению отметок, контролю за дисциплиной учащихся. Традиционным в этом отношении стали совместные заседания учителей начальных классов, русского языка, литературы, математики.

      В течение первого полугодия с целью соблюдения преемственности в содержании и методике обучения, контроле и оценке знаний обучающихся        учителя начальной школы посещают уроки  в 5-х классах. Дальнейшее обсуждение итогов посещения  оказывается полезным как для педагогов-предметников, так и для учителей начальной школы, помогает выбору наиболее эффективных форм и методов организации учебной деятельности учащихся, оптимального стиля общения на уроке.

Работа медико-психолого-педагогического консилиума способствует изучению и обсуждению трудностей адаптационного периода пятиклассников, разработке мер по их устранению.        

Помочь младшему подростку прожить критический период своей жизни с наименьшими для себя потерями, состояться как личности в этот переходный период- задача всего коллектива школы, поэтому повышение профессионального уровня педагогов – актуальная задача, стоящая перед современной школой. Часто трудности адаптационного периода возникают в результате педагогических упущений и ошибок,

типичных для некоторых учителей, работающих в этой параллели, недостатков:

1.Не все учителя перестраиваются на работу с младшими школьниками. Уроки академичны, в них отсутствуют элементы игры, состязательности.

2.Имели место случаи, когда уровень трудности учебного материала был значительно завышен, ученики 5 класса в силу возрастных особенностей, недостаточного социального опыта просто не могли с ним справиться.

3.Отсутствует дифференцированный подход к обучению.Не прослеживается работа с отстающими, слабоуспевающими учениками.

4. Не всегда оценка используется как стимулирующий фактор. Не все педагоги комментируют отметки при их выставлении.

5.Физкультминутки и зарядка для глаз проводятся чаще всего формально.

Организация методической работы педагогов по проблеме преемственности.

Как бы глубоко учитель ни знал свой предмет, как бы мастерски ни владел  методикой его преподавания, качество образования зависит прежде всего от  того, насколько в школе применяются прогрессивные принципы и методы воспитания и обучения. По итогам проверки был проведено производственное совещание «Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в  основную» для учителей, работающих в 3- 6 классах.

Итогом, всей деятельности становиться оценка адаптации самим пятиклассником.

  1. Насколько тебе нравится в школе?
  2. Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, то ты бы пошел в школу или остался дома?
  4. Ты доволен, когда в школе отменяют какие-либо уроки?
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?
  7. Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?
  8. Много ли у тебя друзей в классе?
  9. Тебе нравятся твои одноклассники?

Публикуется впервые

Поступила в редакцию 18.03.2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация пятиклассников к процессу обучения в основной школе

Социальная адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в ...

Статья «Развитие детской одаренности в условиях образовательной среды современной школы».

В статье описана работа с одаренными детьми в современных условиях школы. Задачи и цели, которые я ставлю при этом....

Формирование экологической культуры учащихся 5-11 классов в условиях образовательной среды адаптивной школы

Значимость проблемы и ее актуальность определили выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры учащихся 5 – 11 классов  в условиях адаптивной школы».  Сделанный мною выбор те...

Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе.

Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов - неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Причины дезадаптации - смена учебных предметов, их новое - содержательное на...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе"

В материале представлены основные особенности обучения пятиклассников: проблемы и пути их решения для родителей...

Формирование ИКТ-компетентности учащихся и информационной образовательной среды основной школы.

В статье даётся определение ИКТ - компетентности, рассматриваются ее структура, элементы, функции, технические средства, программные инструменты, условия и средства формирования универсальных учебных ...