Первая медицинская помощь
план-конспект урока по обж (11 класс) на тему

Микалин Валерий Сергеевич

 

Цель: обучить навыкам первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Задачи:

1) Познакомить учащихся с правилами экстренной медицинской помощи при остановке сердечной деятельности.

2) Овладеть навыками в приемах проведения непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких и оказания первой медицинской помощи при остановке сердца.

3) научить выходить и принимать решения из сложных экстремальных и чрезвычайных ситуаций, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervaya_meditsinskaya_pomoshch.docx23.65 КБ
Файл urok.pptx902.25 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Правдинская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок  ОБЖ по теме:

«Первая медицинская помощь

при остановке сердца и дыхания»

11класс

подготовил  

преподаватель – организатор ОБЖ

Микалин В. С.

п. Правда

2013 г.

Цель: обучить навыкам первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Задачи: 

1) Познакомить учащихся с правилами экстренной медицинской помощи при остановке сердечной деятельности.

2) Овладеть навыками в приемах проведения непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких и оказания первой медицинской помощи при остановке сердца.

3) научить выходить и принимать решения из сложных экстремальных и чрезвычайных ситуаций, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: мультимедиа установка, экран, компьютер, кукла – тренажер «Максим».

I. Орг. момент.

II.Изучение новой темы.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю посмотреть вам видеоролик и попытаться самим сформулировать тему нашего урока.

Видеоролик (демонстрация)

Какая трагедия произошла с героем данного видеоролика?

Это произошло в Португалии 24 января 2004 года. 24 летний нападающий Миклош Фехер игрок национальной сборной Венгрии. В одной из острых атак он нарушил правила, получив от судьи желтую карточку, улыбнувшись, сделал 2 шага и упал на землю, поджав колени. Врачи зафиксировали диагноз» остановка сердца». 3 раза удавалось запустить работу сердца, но, к сожалению после третьей остановки медики оказались бессильны.

Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своём постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Человек играет в футбол в прекрасном настроении с улыбкой на лице и вдруг… спокойная жизнь заканчивается. Травма, шок или, в лучшем случае стрессовое состояние выводят человека из строя. Каждый из нас может попасть в аварию, под удар электрического тока или, в конце концов, просто заболеть. Иногда случаются несчастные случаи с близкими нам людьми, мы можем оказаться рядом и ничего не смочь предпринять при этом. Почему? Да просто потому, что мы не знаем что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время, отведенное для сохранения жизни пострадавшего, неумолимо уменьшается. В любой экстремальной ситуации человек должен знать как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь самого человека и того, кто рядом с ним.

слайд

   Итак, тема нашего урока «Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания»

Для того, чтобы нам научиться выполнять ПМП при остановке сердца, давайте вспомним курс биологии, а именно строение и функцию сердца

Слайд «строение и функция сердца» (сообщение учащегося)

Слайд «Кровеносная система человека»

    Кровеносная система человека имеет большое разветвление. От сердца в момент сокращения ток крови по аорте, артериям и капиллярам расходится  до клеток организма, доставляя им кислород и питательные вещества. От клеток по венам возвращается к сердцу.  Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 60-70 ударов в минуту.  Оно обеспечивает постоянный кровоток по сосудам, благодаря этому осуществляются обменные процессы между кровью и тканями.

- Как вы думаете, какая протяженность кровеносной системы человека?

Протяженность кровеносных сосудов человека составляет около ста тысяч километров. Жизнедеятельность всех клеток нашего организма зависит состояния каждого сосуда. Очень важно заботится о состоянии наших кровеносных сосудов и сердца.

-Какой внешний признак определяет работу сердца?

Слайд «пульс»

«Пульс это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца»

-Где чаще всего определяем пульс? (на запястье, на сонной артерии)

-Что можно узнать по пульсу? (количество сокращений сердца в минуту).

Слайд «определение пульса пострадавшего»

Пульс проверяется четырьмя пальцами в области переднего края мышцы шеи движением пальцев к кадыку.

-Определите пульс на сонной артерии у себя;

Работа в парах: определите пульс друг у друга

Мы  вспомнили основные моменты работы сердца. Вдруг возникает ситуация, подобная той, которую мы наблюдали в начале урока в видеоролике, сердце прекращает свою деятельность.

-Что произойдет в такой ситуации с человеком? (человек впадает в состояние клинической смерти).

Слайд «Клиническая смерть и ее признаки»

После прекращения работы сердца и легких клетки головного мозга живут около 5 минут. Этот короткий период называется клинической смертью. Состояние клинической смерти возникает при остановке сердца и отсутствия дыхания.

Признаки клинической смерти: отсутствие сознания; пульса, реакции зрачка на свет.

Продолжительность состояния клинической смерти в среднем 5мин. В течение этого времени человека можно вернуть к жизни. Еще раз запомните, что весь комплекс экстренной реанимационной помощи должен быть оказан в течение 5 мин после начала состояния клинической смерти. Исключением служит утопление в холодной воде — полноценное оживление возможно в течение 20 мин, а при утоплении в ледяной воде — в течение 2час. Если не оказана человеку своевременная помощь, то человек умирает или находится в состоянии биологической смерти.

Слайд «признаки биологической смерти».

- помутнение и высыхание роговиц глаз (глаз не блестит)

-при сдавливании глаза с боков пальцами зрачок сужается и напоминает кошачий глаз

-появляются трупные пятна и трупное окоченение.

Если вы все таки определили, что человек находится в состоянии клинической смерти,  не тратьте времени на вопросы лежащему человеку: «Все ли в порядке?», «Нужна ли помощь?» Не тратьте времени на определение признаков дыхания – они трудноуловимы.  Если пострадавший лежит неподвижно и не реагирует на происходящее вокруг него, то, не теряя ни секунды, приступайте к определению реакции зрачков на свет и наличия пульса на сонной артерии. При клинической смерти необходимо немедленное проведение сердечно-легочной реанимации.

- Дайте ваше определение понятию реанимация.

Слайд «реанимация»

Реанимация (от лат Реавозвращение, анимациодвижение) – это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма. Весь комплекс реанимационных мероприятий должен проводиться немедленно, непосредственно на месте происшествия. Основная задача реанимации: восстановление функций мозга путем восстановления деятельности сердца и дыхания. Прежде чем приступить к реанимации нужно подготовить пострадавшего, освободить грудную клетку и определить анатомические ориентиры для реанимации. анатомические ориентиры мы рассмотрим далее, но сначала посмотрим как правильно и быстро освободить грудную клетку от одежды.

Любое нательное белье из тонкой ткани можно не снимать, но надо убедится, что под ним нет крестика или кулона, если есть ремень, его нужно снять; расстегнуть пуговицы на рубашке, если свитер, приподнять и сдвинуть к шее.

Анатомические ориентиры (показываю указкой на тренажере)

Сонная артерия. Она находится вдоль всей кивательной мышцы. Пульс необходимо проверять именно на сонной артерии.

Грудина (грудная кость). На нее мы надавливаем во время непрямого массажа сердца.

Зрачок. Его сужение при проведении реанимации подтверждает жизнеспособность коры головного мозга.

Ребра. Во время непрямого массажа сердца на них ни в коем случае нельзя опираться пальцами или давить ладонью. Чтобы не сломать ребра, очередное надавливание начинайте только после полного возвращения грудины в исходное положение.

Мочевинный отросток. Именно его оберегайте от повреждений при проведении непрямого массажа сердца.

Теперь мы можем приступить к рассмотрению этапов реанимации. При этом необходимо пострадавшему сделать непрямой  массаж сердца и ИВЛ.

Слайд «правила проведения ИВЛ»

Освободить дыхательные пути

Уложить на спину

Голова запрокинута назад

Сделать глубокий вдох

Перед проведением ИВЛ убедится в том, что дыхательные пути свободны.  Если необходимо, то очистить дыхательные пути от воды (положить на живот, приподнять в области таза, например за ремень, очистить полость рта от инородных предметов). Уложить на спину. Имеется три способа ИВЛ:  «изо рта в рот», «изо рта в нос», комбинированный. Важное условие – это положение головы во время выдоха, голова запрокинута назад. Прижать нос или нижнюю челюсть, сделать глубокий выдох.  При этом воздух заполняет легкие пострадавшего.

Слайд « непрямой массаж сердца»

При проведении непрямого массажа сердца необходимо освободить грудную клетку от одежды. Надавливание осуществлять выпрямленными руками, тыльной, выступающей скрещенной стороной ладоней, выше окончания мечевидного отростка грудной клетки примерно на два пальца, на прямых руках энергичными толчками надавливаем на грудную стенку, используя массу своего тела.  Грудная стенка, смещаясь к позвоночнику на 4-5 см, сжимает сердце и выталкивает кровь из его камер по естественному руслу.  Когда отпускаем руки, сердце разжимается и наполняется кровью вновь.

Объяснение сопровождаю показом на манекене.

Слайд «сочетание ИВЛ и НМС»

Приступаем к практическим действиям, рассматривая  два случая:

  • помощь оказывает один человек

Проверяет признаки клинической смерти: зрачок; пульс на сонной артерии.

Соблюдая правила выполнения осуществляет ИВЛ и непрямой массаж сердца в соотношении   2 : 15  с интервалов в одну секунду.

  • несколько человек оказывают помощь.

Один человек проверяет признаки клинической смерти: зрачок; пульс на сонной артерии.

Соблюдая правила выполнения, осуществляют ИВЛ и непрямой массаж сердца в соотношении   1:5 с интервалов в одну секунду. Действия должны быть координированными, поэтому тот, кто проводит НМС, подает команду «Вдох» и производит счет нажатиям. Реанимационные мероприятия проводятся до приезда врачей или до появления признаков жизни: самостоятельного дыхания и работы сердца, не допуская остановки более чем на 15 секунд.  Проводить реанимационные действия необходимо либо до приезда врачей, либо до появления признаков биологической смерти.

Приглашаю учащихся для практических действий с манекеном (4-6 человек).

Определяя правильность действий, обращаю внимание на допущенные ошибки.

Реанимационные действия сопровождаются большими физически нагрузками со стороны тех, кто оказывает помощь. Поэтому даже при желании оказать помощь, справиться с этой задачей сможет далеко не каждый человек, а лишь тот, кто физически крепок и подготовлен. Молодой человек с сигаретой и бутылкой пива в руках вряд продержится минут пять или десять, оказывая подобную помощь. Чтобы быть готовым к любым чрезвычайным ситуациям необходимо еще и активно заниматься физической культурой и спортом. Физически развитый человек обладает, как правило, и устойчивой к стрессовым ситуациям нервной системой. Я полагаю, что реанимационные действия можно отнести к  героическому поступку, когда происходит спасение жизни человека.

III. Подведение итогов:

- Что такое реанимация?

-Назовите правила непрямого массажа сердца

-Назовите правила искусственной вентиляции легких.

Подводя итог нашего урока, хочется, чтобы вы запомнили несколько правил.

слайд

ПРАВИЛО 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.

ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Помните сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна лягушка побарахталась немного и подумала: "Всё равно отсюда не выбраться, зачем же зря мучиться”. И утонула. Другая барахталась до тех пор, пока не взбила молоко в масло, а затем выпрыгнула из кувшина. В этой старой мудрой сказке заключена большая правда жизни – только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.

ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей. Не надо считать, что вы всё знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже.

ПРАВИЛО 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.

IV.  Домашнее задание стр 45-49 учебник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания

Слайд 2

Сердце - это полый мышечный орган, состоящий из четырех камер: двух предсердий и двух желудочков. Между этими камерами имеются клапаны, которые пропускают кровь только в одном направлении.

Слайд 3

Кровеносная система человека

Слайд 4

Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца По пульсу можно узнать количеств сокращений сердца в минуту.

Слайд 5

Как определить пульс пострадавшего ? Определяйте пульс только кончиками двух пальцев. Положите их справа от кадыка, без нажима. Скользите пальцами назад, по стороне кадыка, так, чтобы они попали в вертикальную бороздку между ним и мышцей, расположенной сбоку от него. Если вы не почувствовали пульс сразу, надавите кончиками пальцев чуть ближе и чуть дальше от кадыка, пока не нащупаете биение.

Слайд 6

Клиническая смерть При остановке сердца обогащённая кислородом кровь больше не попадает в жизненно важные органы и возникает риск необратимого повреждения мозга, которое может наступить уже через 5-7 мин. Этот короткий период, когда процессы, происходящие в организме, еще обратимы, и человеку ещё можно помочь, называется клинической смертью . Клиническая смерть - это пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти, которое возникает непосредственно после прекращения кровообращения и дыхания.

Слайд 7

Признаки клинической смерти Отсутствие сознания Отсутствие пульса Отсутствие реакции зрачка на свет

Слайд 8

Признаки биологической смерти Помутнение и высыхание роговиц глаз ( глаз не блестит При сдавливании глаза с боков пальцами зрачок сужается и напоминает кошачий глаз Появляются трупные пятна и трупное окоченение

Слайд 9

Реанимация – это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма. Основная задача реанимации – восстановление функций мозга путем восстановления деятельности сердца и дыхания.

Слайд 10

Как быстро освободить грудную клетку от одежды для проведения сердечно-легочной реанимации. Майка или футболка любое нательное белье можно не снимать, но нужно убедиться, что нет под ним крестика или кулона Поясной ремень необходимо снять или расслабить, т.к. о край жесткого ремня можно повредить край печени Рубашка или сорочка расстегнуть пуговицы на шее и груди освободить грудную клетку Джемпер или свитер приподнять и сдвинуть к шее Галстук или шейный платок лучше снять, если не удается развязать, ослабить узел или разрезать ткань возле узла.

Слайд 11

Анатомические ориентиры, необходимые для сердечно-легочной реанимации Зрачок Его сужение при проведении реанимации подтверждает жизнеспособность коры головного мозга. Хрящи гортани и трахея Недопустимо давить на эти хрящи во время определения пульса на сонной артерии Кивательная мышца (грудино-ключично-сосцевидная мышца). Начинается возле мочки уха, заканчивается у ключицы. На всем ее протяжении можно определять пульс сонной артерии. Ребра Во время непрямого массажа сердца на них ни в коем случае нельзя опираться пальцами или давить ладонью. Чтобы не сломать ребра, очередное надавливание начинайте только после полного возвращения грудины в исходное положение Сонная артерия Наличие или отсутствие пульса говорит о наличии или отсутствии сердечных сокращений . Грудина (грудная кость) Во время непрямого массажа сердца начинайте очередное надавливание на грудину только после ее возвращения в исходную точку Место нанесения удара и надавливаний непрямого массажа сердца

Слайд 12

В случае внезапной смерти (особенно после поражения электрическим током) первое, с чего нужно начинать помощь, – нанести удар по груди пострадавшего. Отрабатывать это можно только на тренажере. Если удар нанесен в течении первой минуты после остановки сердца, то вероятность оживления превышает 50 процентов.

Слайд 13

КАК СЛЕДУЕТ НАНОСИТЬ УДАР ПО ГРУДИНЕ ПРИКРЫТЬ ДВУМЯ ПАЛЬЦАМИ МЕЧЕВИДНЫЙ ОТРОСТОК В случае удара по мечевидному отростку он может отломиться от грудной кости и травмировать печень НАНЕСТИ УДАР КУЛАКОМ выше своих пальцев, прикрывающих мечевидный отросток. ПОСЛЕ УДАРА–ПРОВЕРИТЬ ПУЛЬС НА СОННОЙ АРТЕРИИ Если после удара пульс не восстановлен– приступайте к непрямому массажу сердца.

Слайд 14

Искусственная вентиляция легких При искусственной вентиляции лёгких необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей: зажать нос пострадавшего, запрокинуть голову, делать выдох в лёгкие.

Слайд 15

Непрямой массаж сердца Расположить ладонь выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец был направлен на подбородок пострадавшего Переместить центр тяжести на грудную клетку пострадавшего и проводить непрямой массаж прямыми руками Надавить на грудную клетку И продавливать ее на 3-4 см с частотой не реже 60 раз в минуту. Каждое следующее нажатие начинайте после того, как грудная клетка вернется в исходное положение

Слайд 16

Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких Вначале делают 4 вдоха, затем если оживляет ОДИН, то на каждые 15 надавливаний на грудину нужно делать 2 нагнетания воздуха в легкие; если оживляют ДВОЕ, то один делает массаж сердца, а другой – искусственное дыхание: чередуют 5 надавливаний на грудину и одно вдувание в легкие.

Слайд 17

Не теряйтесь, чтобы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой В любой ситуации всегда боритесь до конца. Помните сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна лягушка побарахталась немного и подумала: « все равно отсюда не выбраться, зачем же мучиться». И утонула. Другая барахталась до тех пор, пока не взбила молоко в масло, а затем выпрыгнула из кувшина. В этой старой мудрой сказке заключена большая правда жизни – только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей. Не надо считать, сто вы знаете все по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней тоже Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если сможете чем-то помочь. Помните, добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первая медицинская помощь при поражении удушающими и нейротропными аварийно химически опасными веществами

Конспект учебного занятия  по ОБЖ  в  8 классе  по теме:  Первая  медицинская помощь  при поражении удушающими и нейротропными  аварийно  химически...

Термические ожоги. Первая медицинская помощь

Первый урок по теме "Ожоги". Урок включает в себя информацию о термических ожогах, ПМП при ожогах, презентацию и видеоматериалы....

Первая медицинская помощь при внезапной потере сознания

Каждый из нас либо видел человека, внезапно потерявшего сознание, либо сам испытал подобное состояние. В обморок можно упасть из-за сильных эмоциональных потрясений и вида крови, экзамена или даже из-...

Тест "Первая медицинская помощь при остановке сердца"

Тест разработан в программе Excel, содержит семь вопросов и варианты ответа...

Урок-практикум по ОБЖ на тему: "Оказание первой медицинской помощи при различных видах повреждений"

План - конспект Цель урока:  Актуализация теоретических знаний терминологии ПМП;Применение теоретических знаний в практической деятельности(умение накладывать повязки, жгут, иммобилизац...

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ По разделу № 3 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»

8 ситуационных задач для закрепления материала по теме  "Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи"....

Сценарий спортивно-медицинского мероприятия по оказанию первой медицинской помощи Знать точно – Действовать правильно – Спасти жизнь!

Одной из приоритетных задач в современном российском обществе является необходимость повышение уровня здоровья нации в целом. Решить ее возможно, только обратив самое пристальное внимание на здоровье ...