Факторы, разрушающие здоровье. Табакокурение.
план-конспект урока по обж (9 класс) на тему

Семукова Татьяна Анатольевна

Главная задача урока- способствовать формированию осознанного отношения школьников к своему здоровью, успешной соц. адаптации и противостоянию вредным привычкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faktory_razrushayushchie_zdorove.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  «Основ безопасности жизнедеятельности» в  9 классе.

Тема: «Факторы, разрушающие здоровье. Табакокурение»

Цель:  познакомить с  никотиновой  зависимостью, механизмами ее  влияния на организм подростка  и  их последствиями.

Задачи:

-способствовать формированию  осознанного отношения  школьников к своему здоровью;

- закрепить понятие «здоровье»;

- способствовать успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;

- познакомить с  оказанием  первой помощи при отравлении никотином;                                                  - содействовать  воспитанию свободной, независимой, ответственной личности, мобильной в принятии решений и способной планировать свое будущее.                                                                         – способствовать развитию  у учащихся коммуникативных умений и  расширения  кругозора.

Форма урока: комбинированный урок с использованием современных компьютерных технологий.

Педагогические и воспитательные технологии:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2.Личностно – ориентированная технология.

3.Игровые технологии.

4.Проблемное обучение.

5.Здоровьесберегающая технология.

Методы и приемы:

1. словесные  методы: беседа, слово учителя;

2. метод мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций) и стимулирования интереса к учению;

3. наблюдение;

4. самостоятельная познавательная деятельность учащихся;

5. практический метод;

6. создание ситуации успеха.

Учебно-методическое обеспечение, оборудование:

  • Учебники по ОБЖ
  • Материал для выступлений( подготовленный учащимися)
  • Плакаты о здоровом образе жизни
  • Компьютер, мультивидеопроектор.
  • Использование приема «Фишбоун» (Приложение №1)
  • Информация для учащихся «Никотиновая зависимость» (Приложение№3 )
  • Викторина «Табакокурение»  (Приложение №4)
  • «Первая помощь при отравлениях» (Приложение№2)

Эпиграфы: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О.де Бальзак).

«Тысячи вещей необходимы здоровому, и только одна вещь больному : здоровье» (И.Вильде).

Ход урока:

  1. Вводное слово учителя:

Здоровье - самое замечательное состояние нашего организма. Когда мы с вами здоровы, чувствуем себя хорошо, мы спокойны. Мы легко занимаемся спортом и с радостью развлекаемся. В состоянии здоровья все органы нашего тела прекрасно функционируют, организм легко справляется с различными неблагоприятными влияниями окружающей среды.

-Почему именно здоровье лежит в основе благополучия любого человека?

-Какие негативные факторы мешают людям быть здоровыми?

(Среди негативных  факторов,  влияющих на здоровье,  ребята  должны назвать несоблюдение режима дня, неправильное питание, отсутствие постоянного движения, а также курение, употребление алкоголя, наркотиков- пагубные привычки.)

Об одном из социальных  явлений мы и будем говорить сегодня. Курение прочно вошло не только в наш быт, но и в культуру. А ведь были времена, когда курение считалось несовместимым с обликом цивилизованного человека. Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка? Я передаю слово историку.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Табакокурение»  (выступления  учащихся сопровождаются показом презентации)

  1. Сообщение ученика – «историка» о том. Как табак попал в Европу и Россию, откуда пришла привычка курить.  

Табак родом из Америки. История приобщения европейцев к курению началась так. 12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди семья!». В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки. В поисках золота Колумб отправился дальше к югу  и 27 октября 1492 года высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках с травой, употребляемой  для курения, которую они называли «сигаро». Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении каждый делал из нее 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри. В Европу табак в качестве декоративного растения завез в 1496 году испанский монах Роман Панно. Появилась мода нюхать табак, причем ему приписывались целебные свойства.

В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз- отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

В России торговля табаком и курение были разрешены с 1697 года в царствование Петра 1, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешал свободный ввоз табака из-за границы. С тех пор курение стало быстро распространяться среди широких слоев населения.

 Учитель: Трубки, сигареты, папиросы… Все мы видели не раз эти предметы, но вряд  ли задумывались о том, что у них внутри. О том, чем набита сигарета, нам расскажет ученый  биолог.

  1. Сообщение ученика- «биолога».

Табак относится к семейству пасленовых, роду табак (никотина). Этот род включает 66 видов, 45 из них произрастает в Америке, а 21-вид в Австралии и Полинезии. Обычно это однолетние травы, реже многолетние, имеющие трубчатые или колокольчатые цветки, которые опыляются насекомыми или колибри. Листья табака цельные, очередные. Плод- коробочка с многочисленными мелкими семенами, в 1 грамме содержится 10 тысяч семян. Растение имеет неприятный, тяжелый запах. Многие виды содержат никотин и другие ядовитые алкалоиды. В странах, где табак растет в диком виде, часто наблюдаются отравления домашних животных листьями и побегами табака. В культуре чаще всего встречается табак настоящий и махорка. Сейчас табак выращивают более 120 стран мира, ежегодное мировое производство табака составляет более 6 миллионов тонн. Из семян в парниках выращивают рассаду, затем ее переносят в отрытый грунт. Листья собирают вручную, нанизывают их на шнуры и подвешивают в сушильных сараях на несколько дней для томления. За то время листья желтеют и приобретают характерный неприятный запах. Затем их сушат и измельчают.

Учитель: Весьма осведомленный во всем Мефистофель заявил Фаусту по поводу табака: «Полезная травка, не лопух какой-нибудь. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы». Почему  так происходит, почему возникает привыкание к табаку? С этими вопросами мы обращаемся к  медику.

  1. Сообщение ученика- «медика».

Составные части табачного дыма всасываются в кровь и через 2-3 минуты достигают клеток головного мозга. Ненадолго эти вещества повышают активность клеток мозга, это состояние воспринимается курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения. Однако это состояние скоро проходит, и, чтобы его снова ощутить, человек тянется за новой сигаретой. Постепенно никотин встраивается в процесс обмена веществ, и человеку его постоянно не хватает. Привыкание к табаку формируется от нескольких недель до 10 лет в зависимости от особенностей организма и интенсивности курения. Чаще всего табакозависимость устанавливается за год. У человека, привыкшего к курению, в случае резкого прекращения курения, наблюдается абстинентный синдром (ломка), который выражается в головной боли, колебании артериального давления, болях в области сердца, желудка. Могут наблюдаться кишечные расстройства, повышенная потливость, слабость, вялость, нервозность, подавленность.  

 СЛАЙДЫ с изображением  пораженных органов: печень, легкие, губы, горло, сердце и т.д.

Презентация «В самом сердце проблем»

 Наиболее характерные для табакокурения заболевания:  

·                     Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.

·                     Раковые заболевания легких, гортани.

·                     Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.

·                     Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт, инсульт, мигрень.

·                     Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается.               Раздражительность, агрессивность.

·                     Расстроена работа потовых и сальных желез.        

·                     Волосы истончены, секутся и выпадают.

·                     Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция (заячья губа).

·                     Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.

·                     Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.

·                     Понижается острота слуха.

·                     Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.

·                     “Синдром хронической усталости”.

Ученик - «медик»:

Курильщики значительно подрывают свое здоровье и сокращают себе жизнь. У курильщиков в 2-3 раза чаще бывают сердечно –сосудистые заболевания, в 15-30 раз чаще - рак легких, в 13 раз чаще – стенокардия, в 12 раз – инфаркт миокарда, в 10 раз – язва желудка. Курильщики чаще страдают ОРЗ, бронхитами, астмами, у них нарушается зрение и слух, часто развивается рак губы, гортани, голосовых связок, пищевода.

  1. На экране появляется изображение, которое комментирует ученик-«химик»:

В момент затяжки на кончике сигареты развивается температура 600-900 градусов. При этом происходит сухая перегонка табака, при которой образуется 6000 веществ, из которых 120 ядовиты. 28,7% общей токсичности приходится на никотин. При медленном курении в дым переходит 20% никотина, при быстром- 40%.  Никотин всасывается слизистыми оболочками и разносится по всему организму в течение 21-23 секунд. Обезвреживается никотин в почках и печени. Смертельная доза никотина для человека 2-4 капли, однако внутривенно достаточно ввести никотин из 1 сигареты, чтобы вызвать смерть человека. За 30 лет курильщик поглощает 800 г.-1 кг никотина. Кроме никотина в табачном содержится угарный газ, синильная кислота, сероводород, радиоактивные изотопы калия, мышьяка, свинца, висмута, полония. Выкуривая пачку сигарет в день, курильщик получает дозу облучения в 3,5 раз превышающую предельно допустимую. В табачном дыме присутствуют тяжелые металлы, канцерогены, табачный деготь. В легкие попадает сажа, за 20 лет в лёгких скапливается до 6 кг сажи. 25% веществ сгорает и разрушается, 50% попадает в воздух, 20%-в организм курильщика, только 5% остается на фильтре. За год курильщики Земли выбрасывают в атмосферу 720 т синильной кислоты, 384000т аммиака, 108000т никотина, 600000 т табачного дектя, 550000т  угарного газа.

Учитель: Нужно ли подвергать свой растущий организм такому вредному воздействию, которое оказывает курение? Учитель: Так забава, шалость превращаются в привычку. Мне бы хотелось услышать ваше мнение  по  вопросу: почему подростки начинают курить?

(ответы детей: привлечь к себе внимание, желание выглядеть взрослым, испытать новые ощущения, от безделья, «за компанию»).

Установлено, что 80% закуривших детей не бросают этой привычки, а если подросток выкурил 2 сигареты, то в 70% случаев он будет курить систематически.

-Почему же люди не бросают курить, зная о негативных последствиях?

  1. Использование приема «Фишбоун» (рыбная кость).  (см.Приложение №1).

(коллективная работа).

  1. Инсценирование стихотворения Е.Гая «Дела сердечные»

-Алло, Степан, как жизнь, работа?..

А у меня все кувырком:

Так сердце бьется, словно кто-то

Колотит в стенку молотком.

Ох, жмет, болит, спасенья нету!

Да, так о чем я говорю?

Сейчас…Возьму лишь сигарету,

Сейчас…Лишь кофе заварю.

Я говорю о том, что плохи

Мои дела. Печальный факт.

Едва тащу, признаться, ноги.

Боюсь, что получу инфаркт.

Что шаг, то приступ, я уж света

Не вижу, право. Все хандрю.

Сейчас…Возьму лишь сигарету,

Сейчас…Лишь кофе заварю.

Что день-то неотложка к дому.

Все бюллетеню, просто плачь!

Попить бы надо, что-ли, брому,

Как мне сказал сегодня врач?

Да, да, прислушаюсь к совету.

На том вниманье заострю.

Сейчас…Возьму лишь сигарету.

Сейчас…Лишь кофе заварю.

Ох, это сердце! Просто сладу

С ним нету…Ох опять, опять…

- Курить бы бросить, милый, надо

И кофеин употреблять!

-Да, да, ты прав, как мудро это!

О,  я себя переборю!

Сейчас…Возьму лишь сигарету.

Сейчас…Лишь кофе заварю.

Учитель: А как оказать помощь человеку, у которого произошло никотиновое отравление?                   (Приложение №2)

Учитель: 80% людей, желающих бросить, не могут этого сделать самостоятельно. Как же все-таки бросить курить?

Бросать курить можно разными способами. Можно резко прекратить курить, а можно постепенно уменьшать число выкуриваемых за день сигарет. Для бросающих курить выпущена жевательная резинка с небольшим количеством никотина, лекарства, снимающие синдром курильщика. Существуют препараты, которые при закуривании вызывают рвоту. Некоторые врачи избавляют от табакозависмости психотерапией, гипнозом, иглоукалыванием. Но самое главное условие избавления от этой привычки – желание самого курильщика. Главное – не надо начинать курить!

  1. Самостоятельное ознакомление с информацией «Никотиновая зависимость»

                                                                                                                 (Приложение №3)

Ну что ж, мой друг, решенье за тобой-

Ты вправе сам командовать судьбой.

Ты согласиться можешь, но отказ

Окажется получше в сотню раз.

Ты вправе жизнь свою спасти.

Подумай, может ты на правильном пути.

Но если все-таки сумел свернуть,

То потрудись себе здоровие вернуть!

  1. Вывод.        Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута. Поднимите руки, кто готов задуматься о выборе здорового образа жизни, об отказе от соблазна. Давайте подведем итог. Какие вы сделали выводы из урока?

Замечательно! И еще. Есть такая фраза: “Ум и руки – на пользу обществу!”

Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.

9.  Экспресс-опрос.

1. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? В каком веке? Варианты ответов:

1.   Френсис Дрейк – 16 век.

2.   Христофор Колумб – 15 век.

3.   Васко да Гама – 15 век.

2. Кто из русских правителей запретил курение? Варианты ответов:

1.   Царь Михаил Федорович.

2.   Иван Грозный.

3.   Петр I.

3. По какой причине в Москве в 16-17 веке было запрещено курение? Варианты ответов:

1.   Экономика.

2.   Из-за частых пожаров.

3.   Для сохранения здоровья.

4. Кто из русских правителей разрешил курение табака? Варианты ответов:

1.  Петр I.

2.  Екатерина II.

3.  Александр III.

5. Считаешь ли ты необходимой борьбу за здоровый образ жизни уже со школьных лет, или это – только для взрослых?

О своем здоровье и здоровье окружающих надо заботиться. Здоровье – одно из главных условий жизни, его за деньги не купишь. Курение очень опасно для здоровья, оно наносит ему вред. Недаром говорят, что «Здоровый нищий счастливее больного короля».

  1. Инструктаж домашнего задания.

Учебник стр. 182-185 прочитать.

Ответить на вопросы викторины  (Приложение №4).

  1. Рефлексия.

Использованная литература:

1. С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 кл. М: Дрофа, 2007 г.
2.Интернет – ресурсы:

http://ne-kurim.ru/

http://antinicotin.ru/

http://skazhynet.ru/

http://cytisine.ru/

                                                                               Приложение №3

НИКОТИНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Большинство людей не убеждают приводимые Всемирной организацией здравоохранения цифры о болезнях и гибели огромного количества курящих людей.

Число курильщиков в России — одно из самых высоких среди индустриально развитых стран. 50-60% мужчин являются постоянными покупателями сигарет.

В Москве были проведены опросы среди школьников.

Оказалось, что среди пятиклассников доля курящих мальчиков составляет 14%, в восьмых классах курят 35% мальчиков и 14% девочек. У десятиклассников эти цифры составляют соответственно 53% и 28%. Особым пристрастием к сигаретам отличаются студенты-медики.

Следует скептически относиться к заявлениям курильщиков с многолетним стажем, что при желании они запросто могут бросить курить. Сами того не подозревая, они заблуждаются, полагая, что одним усилием воли можно избавиться от никотиновой зависимости. На какое-то время заядлый курильщик может отказаться от табака, и это может продолжаться месяцы и даже годы, но наступает момент и он опять начинает курить. Как правило, человеку не удается избавиться от пагубной привычки.

Механизм никотиновой зависимости следующий: никотиновая кислота и другие компоненты, включенные в обычный обмен веществ человеческого организма, перестают вырабатываться, а получаемые извне при курении встраиваются в его циклы жизнедеятельности. С годами человеку требуются все большие дозировки этих веществ. Но получает он их со все возрастающим количеством канцерогенных веществ — продуктов сгорания смол.

Помимо этого существует еще один механизм вредного воздействия табака. Наверно, вы замечали, что довольно часто курильщики кашляют. Обычно по утрам они отхаркивают скопившуюся за ночь мокроту. В норме у человека в крупных бронхах и трахее на слизистой оболочке имеются ворсинки, которые «мерцают» (колеблются) в сторону ротовой полости. Этот, механизм выводит из организма слизь с прилипшими к ней частичками инородных тел и микроорганизмами. Никотиновая кислота и никотинамид, находящиеся в дыме, парализуют мышечные волокна, присутствующие в ворсинках, и в результате инфекция скапливается в бронхах и трахее, а содержащиеся в слизи защитные системы иммунитета нейтрализуются. Это ведет к тяжелым воспалительным состояниям, которые впоследствии распространяются на все нижележащие отделы бронхо-легочной системы.

Легкие, вопреки представлениям далеких от медицины людей, — не просто орган газообмена, а система жизнеобеспечения. Здесь вырабатываются специальные жидкие вещества и клетки-убийцы инфекционных и опухолевых клеток, которые являются факторами защиты. В легких имеются «энергетические станции» организма, поддерживающие его энергетический ресурс. В них же происходит разложение ядовитых веществ до безвредных элементов. Перечисление нереспираторных (недыхательных) функций, которые выполняют легкие, можно продолжить. Другими словами, приводя в негодность свои легкие, человек медленно, но очень упорно сводит себя в могилу. Еще никому из живущих на земле курение не укрепило здоровья.

Когда в спортивную секцию приходит подросток, от которого исходит запах табака, опытный тренер твердо знает: долго здесь курильщик не задержится, если не избавится от вредной привычки. У таких ребят быстрее наступает утомление. Когда дело доходит до интенсивной тренировки, им не хватает дыхания.

Как же избавиться подростку от вредной привычки? Мы далеки от того, чтобы просто посоветовать: «Бросьте и все!» Это иногда невозможно.

Бросающему курить следует определить, сколько сигарет в день он выкуривает (по максимуму), и уменьшать дневную норму на одну сигарету в три-четыре дня (можно в неделю). Таким образом, никотиновая зависимость постепенно уменьшится. Только если количество сигарет определено, ни на одну больше выкуривать нельзя!

Если сделать это не удается, следует обратиться к специалисту, который различными методами (психологическими, медикаментозными, физиотерапевтическими, рефлексотерапевтическими) сможет помочь больному. Это не оговорка — никотиновую зависимость можно считать болезнью.

Приложение №2

Первая помощь при отравлениях

Отравляющие вещества

Первая помощь

Жевательная резинка с никотином

1, Б

Курительный табак

1 + 2 + 3, Б

Табак сигаретный

1 + 2 + 3, Б

Винный спирт

1, Б

Водка

1 + 2, А

Духи

1 + 2, В

Средство от кашля

1 + 2 + 3, Б

Инсектицид (средство от насекомых)

1 + 2 + 3, А

Французская водка (для втирания)

1 + 2 + 3, Б

Туалетная вода

1 + 2, В

Гашиш

1 + 2 + 3, Б

Героин

1 + 2 + 3, А

Кокаин

1 + 2 + 3, Б

Морфий

1 + 2 + 3, Б

Примечание:

1 – напоить водой (чаем или соком, не содержащими газировку). Ни в коем случае не давать молоко, помогающее усвоению ядов организмом.

2 – вызвать рвоту (чтобы вывести яды из организма). Сначала дать отравленному воды, чай или сок, затем, наклонив верхнюю часть туловища вперед, вызвать раздражение неба пальцем или чайной ложкой.

3 – дать 2-3 таблетки активированного угля (чтобы связать оставшийся в организме яд).

А – опасно для жизни (вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь).

Б – опасно (вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь).

В – относительно безопасно (оказать первую помощь, потом проконсультироваться со специалистами).

При отравлении никотином действовать нужно в соответствии с табл. 9, где рядом с названием отравляющего вещества приведены цифры и буквы. Соответствующие им действия вы найдете в примечании к таблице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация:"Факторы, разрушающие здоровье человека."

В презентации содержится информация о факторах, разрушающих здоровье человека. Рассмотрены болезни передаваемые половым путем. Презентация может быть  использована при проведении классных ча...

ОБЖ 6 класс. Презентация к уроку по теме "Факторы, разрушающие здоровье"

Данная работа представляет собой один из уроков по теме: «Факторы, разрушающие здоровье». Основу урока составляет применение мультимедийной презентации, которая позволяет:- активировать внимание учащи...

Факторы разрушающие здоровье человека

Презентация для показа на уроке 9 класса " Факторы разушающие здоровья человека"...

Жизненные ценности. Факторы разрушающие здоровье. Стресс.Как с ним справиться?

Занятие педагога-психолога с обучающимися 6 класса в условиях дистанционного обучения....

"Факторы и привычки, разрушающие здоровье"

Презентация к уроку в 10 классе по теме "Факторы и привычки, разрушающие здоровье", в которой представлены следующие аспекты темы: "Основные понятия", "группы факторов, в...