Программа по ОБЖ 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс) на тему

Веретенникова Людмила Ивановна

программа по ОБЖ 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh_8_klass.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Ветошкино

Лебяжского района Кировской области

                   Рассмотрено                                                                  Утверждаю:

                   На заседании МО                                                          Директор школы

                   _______________                                                          _______________

                   «____»________ 2013 г.                                              «____»________ 2013 г.

Рабочая программа

Веретенниковой Людмилы Ивановны

учителя первой квалификационной категории

основы безопасности жизнедеятельности, 8 класс

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по основам безопасности  жизнедеятельности в 5 классе составлена на основе следующих документов:

1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Сборник нормативных документов. ОБЖ/составители Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев- М.: Дрофа 2008 г.

  2.  Методические рекомендаци по преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2-11 классах [Текст] / авт.-сост. А.Г. Волков, В.Н. Касьянов. Издание второе, дополненное и исправленное – Киров: КИПК и ПРО, 2011. – 119 с. В методических рекомендациях за основу взяты программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», рекомендованные Министерством образования и науки РФ и соответствующие требованиям обязательного минимума содержания образования и федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования.

Программа расчитанана 34 часа. 1 час в неделю.

В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».

21 июля 2005 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статья 14 Закона Российской Федерации «Об образовании». 30 августа 2005 г. Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки в органы управления образованием субъектов РФ было направлено рекомендательное письмо № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях». Данные нормативно-правовые акты внесли ряд изменений и уточнений в организацию изучения курса ОБЖ в общеобразовательной школе, которые нашли отражение программе.

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:

        - воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

  • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  • освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

При разработке рабочей программы   учитывается необходимость использования  межпредметных  связей, с предметами географии, биологии, обществознания, история, информатики, физической культуры.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах ученик должен знать:

♦ потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

♦ основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

♦ законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;

♦ наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

♦ основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

♦ правила поведения при угрозе террористического акта;

♦ государственную политику противодействия наркотизму;

♦ основные меры по профилактике наркомании.

Ученик должен уметь:

♦ предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

♦ принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

♦ действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

♦ пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

♦ оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦ обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

♦ активного отдыха в природных условиях;

♦ оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

♦ соблюдения норм здорового образа жизни.

Учебно-тематическое планирование 8 класс

№ модуля, раздела, темы        

Поурочное планирование учебной программы ОБЖ (8 класс)

Наименование раздела, темы и урока

Кол-во часов

Раздел

Тема

I

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

12

1

Пожарная безопасность

4

1.1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1

1.2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

1.3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

1

1.4

Обеспечение личной безопасности при пожаре

1

2

Безопасность на дорогах

3

2.1

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей

1

2.2

Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров

1

2.3

Водитель, формирование качеств безопасного водителя

1

3

Безопасность на водоемах

3

3.1

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

1

3.2

Безопасный отдых у воды

1

3.3

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

4

Экология и безопасность

2

4.1

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

1

4.2

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1

II

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

12

5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

10

5.1

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

5.2

Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия

1

5.3

Обеспечение радиационной безопасности населения

1

5.4

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1

5.5

Обеспечение химической защиты населения

1

5.6

Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

1

5.7

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1

5.8

Пожары и паника

1

5.9

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1

5.10

Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях

1

6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

2

6.1

Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения

1

6.2

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

III

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

7

Основы здорового образа жизни

7

7.1

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность

1

7.2

Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества

1

7.3

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1

7.4

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1

7.5

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1

7.6

Профилактика вредных привычек

1

7.7

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1

8

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3

8.1

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практические занятия)

1

8.2

Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия)

1

8.3

Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)

Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия)

1

Всего часов

34

 Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.        Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

2.        Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

3.        Безопасность на водоемах

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

4.        Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
и безопасность населения

5.        Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

6.        Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.

Раздел III. Основы медицинских знаний
и здорового образа жизни

7.        Основы здорового образа жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность — основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС ( 34 Ч )

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

часов

Тип урока

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС

дата

план

факт

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни -12 часов

Глава 1. Пожарная безопасность – 4 часа

1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1

Урок изучения и первичного закрепления

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия.

2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организации защиты населения

1

комбинированный

Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров.

3

Права, обязанности граждан в области пожарной безопасности

1

комбинированный

Права, обязанности граждан в области пожарной безопасности

4

Обеспечение личной безопасности при пожаре

1

Контроль знаний

Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественнов здании

Глава 2. Безопасность на дорогах -3 часа

5

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей

1

Урок-лекция

Причины роста ДТП.Приоритетные направления для снижении ДТП.Культура участников дорожного движения

6

Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров

1

Урок-игра

Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.

7

Водитель, формирование качеств безопасного водителя

1

Урок практика. Контроль знаний

Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Глава 3. Безопасность на водоёмах -3 часа

8

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

1

комбинированный

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года

9

Безопасный отдых у воды

1

Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

10

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

Комбинированный контрользнаний тест

Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Глава 4. Экология и безопасность -2 часа

11

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

1

лекция

Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.

12

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1

лекция

Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения -12 часов

Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия- 10 часов

13

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

Изучение нового материала

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

14

Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия

1

Изучение нового материала

Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах.

15

Обеспечение радиационной безопасности населения

1

Изучение нового материала

Потенциально опасные объекты экономики

16

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1

Изучение нового материала. Ситуационные задачи

Аварии на радиационно опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия.

17

Обеспечение химической защиты населения

1

комбинированный

Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

18

Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

1

комбинированный

Взрывопожаро опасные объекты. Последствия крупной аварии на взрывопожароопасном объекте

19

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1

комбинированный

Федеральный закон «о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Категориии взрывопожароопасных объектов

20

Пожары и паника

1

Комбинированный. Ситуационные задачи

Правила поведения при пожаре

21

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1

Комбинированный

Причины их возникновения и возможные последствия.

22

Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях

1

Комбинированный контроль знаний

Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Глава 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера – 2 часа

23

Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения

1

Изучение нового материала

Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

24

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

Изучение нового материала. закрепление

Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни -11 часов

Глава 7. Основы здорового образа жизни – 7 часов

25

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность

1

Урок-лекция

Показатели характеризующие уровень здоровья. Определение здоровья по уставу всемирной организации здравоохранения

26

Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества

1

комбинированный

Основные критерии определяющие репродуктивное здоровье человека

27

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1

комбинированный

Факторы положительно влияющие на здоровье человека. ЗОЖ индивидуальная система поведения человека

28

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1

комбинированный

Основные неинфекционные заболевания. Профилактические меры

29

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1

комбинированный

Наркоманя.наркотическая зависимость. Последствия курения, алкоголя и наркотиков

30

Профилактика вредных привычек

1

комбинированный

Из Российского законодательства. Причины роста наркомании среди молодёжи.

31

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1

Урок закрепления

Уровень общей культуры в области БЖ для формирования ЗОЖ

Глава 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи-3 часа

32

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практические занятия)

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении.

33

Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия)

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.

34

Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)

Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия)

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении

Всего часов

35

Ресурсное обеспечение

1.Основы безопасности  жизнедеятельности. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под общ. ред. А.Т.Смирнова.- 4-е изд.-М.:Просвещение. 2010.

2.Методические рекомендаций по преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2-11 классах [Текст] / авт.-сост. А.Г. Волков, В.Н. Касьянов. Издание второе, дополненное и исправленное – Киров: КИПК и ПРО, 2011. – 119 с.

3.Сборник норматиных документов. ОБЖ/составители Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев –М.:Дрофа,2008

4.www.alleng.ru

5. http://pedsovet. http://it-n.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.uchportal.ru/ - учительский портал; http://festival.1september.ru/ - Фестиваль пед.идей "Открытый урок";

6. http://www.rusedu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...