Программа школьной секции по пулевой стрельбе "Начальная снайперская подготовка"
методическая разработка по обж по теме

Цель; удовлетворение постоянно возникающего стремления учащихся допризывного возроста к  овладению военными знаниями и занятию военно-прикладными видами спорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_shkolnoy_sektsii_po_pulevoy_strelbe.zip17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Начальная снайперская подготовка

Программа школьной секции по пулевой стрельбе

(утверждена на заседании методического объединения учителей школы)

Организация учебного процесса

Учебные группы комплектуются из лиц допризывного и призывного возраста начиная с 16 лет, имеющих спортивный разряд по стрельбе из пневматического оружия и соответствующих предъявляемым к будущим снайперам требованиям по состоянию здоровья, зрению, слуху и морально-волевым качествам.

Помещение, в котором проводится обучение, должно быть оборудовано наглядными учебными пособиями, специальной литературой, плакатами, макетами оружия в разрезе и используемыми при снайперской стрельбе оптическими устройствами, а тиры – электронно-компьютерными тренажерами, а также установками для показа появляющихся и движущихся целей.

Работа секции ведется без отрыва от основной учебы с обязательным индивидуальным подходом к каждому.

Активное участие в данной работе должен принимать местный военкомат. По окончании программы ученики сдают выпускные зачеты по всем пунктам теории и практики стрельб.

Основа обучения – индивидуальная подготовка, основные методы – изложение материала, показ и тренировка. Каждому последующему занятию должен предшествовать краткий контрольный опрос по пройденному материалу. Все занятия заканчиваются разбором ошибок, подведением итогов и выставлением отметок. Анализ результатов тренировок заносится в стрелковую книжку с указанием даты, упражнения, прицела, зарисовкой каждой пробоины и внешних условий.

До сведения стрелков доводится, что решающее значение для точной стрельбы и наблюдения имеют отличное знание и исправное состояние оружия и оптических приборов. По возможности за каждым учеником закрепляется винтовка на весь период прохождения курса.

На уроках строго соблюдаются меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 ч. В течение 34 недель проводится 102 занятия, из них:

1. Огневая подготовка – 60 ч, в том числе:

Тема № 1. «Материальная часть оружия» – 8 ч.

Тема № 2. «Определение угловых величин» – 5 ч.

Тема № 3. «Основы внутренней и внешней баллистики» – 4 ч.

Тема № 4. «Обучение приемам стрельбы из пневматической винтовки с оптическим прицелом» – 40 ч.

Тема № 5. «Обучение использованию вспомогательных оптических приборов» – 3 ч.

2. Тактическая подготовка – 8 ч.

3. Инженерная подготовка – 8 ч.

4. Военная топография – 5 ч.

5. Специальная физическая подготовка – 16 ч.

6. Сдача зачетов – 5 ч.

Огневая подготовка

Теоретические занятия предназначены для изучения материальной части оружия, его боевых возможностей, устройства частей и механизмов, боеприпасов, неисправностей, влияющих на меткость стрельбы, и способов их устранения, правил хранения и сбережения оружия, оптических прицелов, их устройства, назначения, преимуществ и недостатков, ухода за оптическими прицелами и их сбережения, правил стрельбы в полевых условиях с учетом атмосферных и других условий, знакомства с понятием «тысячная», определения угловых величин, расстояний по ним визуально и с использованием оптического прицела; ознакомления с траекторией полета пули и ее элементами.

Практические занятия предназначены для выработки у стрелка правильных навыков, необходимых для производства меткого выстрела с использованием оптического прицела, отработки однообразной прикладки, правильного прицеливания и нажима на спусковой крючок, приведения оружия в состояние нормального боя. Для этого на занятиях следует широко применять прицельные станки, электронно-компьютерные тренажеры, например оптико-электронные СКАТТ (SCATT) (см. описание ниже), и т.д.

Каждый ученик ведет стрелковую книжку с указанием в ней даты, результатов стрельбы, установки оптического прицела, анализа неудач, а при стрельбе на открытом воздухе – метеоусловий: ветра, температуры, освещения и т.д. – и сделанных в зависимости от них поправок в прицеле.

Материальная часть оружия

Цель: изучение конструкций оружия и оптических прицелов, которые будут использоваться при дальнейшем обучении, а также правил их применения и технического обслуживания.

Изучение устройства и особенностей используемых при обучении пневматической винтовки и снайперской винтовки Драгунова (СВД). Порядок неполной разборки и сборки. Неисправности оружия, влияющие на меткость стрельбы, и способы их устранения. Порядок и правила осмотра, ухода, хранения и сбережения оружия. Правила чистки и смазки. Меры безопасности при обращении с оружием. Изучение оптических прицелов: их устройство, назначение, преимущества и недостатки по сравнению с открытыми и диоптрическими прицелами. Способы крепления прицелов к оружию. Правила хранения оптических прицелов и ухода за ними.

Определение угловых величин

Цель: изучение и усвоение понятия «тысячная» как единицы измерения углов.

Объяснение понятия «тысячная». Формула «тысячной». Определение расстояния по угловым величинам визуально (см. выше) и с использованием оптического прицела, а также вспомогательных оптических устройств.

Основы внутренней и внешней баллистики

Цель: ознакомление с явлением выстрела при стрельбе из пневматических винтовок, из винтовок калибра 4,5 мм и 7,62 мм.

Боеприпасы. Траектория полета пули и ее элементы, воздействие на него внешних условий. Взрывчатые вещества. Устройство боеприпасов для рассматриваемых видов оружия. Явление выстрела. Элементы траектории. Настильность. Прямой выстрел. Воздействующие на полет пули факторы. Определение средней точки попадания (СТП) и обучение внесению поправок в прицельные приспособления.

Обучение приемам стрельбы из пневматической винтовки с оптическим прицелом

Цель: практическое изучение учениками стрельбы с использованием оптического прицела.

Начальное обучение приемам снайперской стрельбы. Обучение приемам стрельбы из пневматической винтовки с оптическим прицелом. Особенности прицеливания, глазное расстояние. Характерные ошибки в прицеливании, параллакс и его влияние на точность стрельбы.

Упражнение № 1. Стрельба по неподвижной мишени из положения лежа с упора (мишень № 8 для спортивной пневматической винтовки). В центр мишени наклеивают небольшой кружок из белой бумаги.

На стрельбу выдается 20 пулек – 4 серии по 5 выстрелов. Время не ограничено. Показ попаданий осуществляется после каждой серии.

Порядок выполнения. Основное внимание уделяется правильному прицеливанию через оптический прицел. Особое внимание следует обращать на то, чтобы поле зрения прицела было совершенно чистым, без теней и полутеней. Инструктор подробно объясняет значение нового способа прицеливания и предостерегает от возможных ошибок. Затем стрелки выполняют упражнение, при этом угольник прицела – острие вертикальной нити – наводят в центр мишени – на наклеенный белый кружок.

Упражнение № 2. Обучение работе с оптическим прицелом. Определение СТП и внесение в прицел необходимых поправок. Приведение винтовки в состояние нормального боя и выверка оптического прицела.

Упражнение выполняется из положения лежа с упора по мишени № 8. На стрельбу выдается 20 пулек – 4 серии по 5 выстрелов. Время не ограничено. Показ попаданий осуществляется после каждой серии.

Порядок выполнения. Ученик, пристреляв винтовку в центр мишени, производит регулировку (выверку) оптического прицела. При использовании укороченного прицела следует, освободив винты крепления дистанционного кольца и кольца боковых поправок, аккуратно повернуть кольца, не смещая маховички, и против риски установить по шкале дистанционного кольца позицию 1, а по шкале боковых поправок – 0 и закрепить винты. В случае использования других прицелов это делается аналогичным способом.

После такой регулировки следует серия из 5 выстрелов, производится проверка совмещения СТП с центром мишени.

Упражнение № 3. Отработка приемов стрельбы из пневматической винтовки с оптическим прицелом по неподвижной мишени из положения лежа с упора по мишени № 8 с наклеенным в центре белым бумажным кружком.

На стрельбу выдается 20 пулек – 4 серии по 5 выстрелов. Время не ограничено. Показ попаданий осуществляется после каждой серии.

При оценивании результатов стрельбы следует обратить внимание на кучность.

Порядок выполнения. После каждой серии стрелок вместе с инструктором анализирует результат и сравнивает его со своими отметками. В случае несовмещения СТП с центром мишени учащиеся вносят в прицел поправки. Результаты стрельб и положения прицелов фиксируются в стрелковой книжке.

Упражнение № 4. Обучение приемам стрельбы по появляющейся цели из положения лежа с упора по мишени № 8. На стрельбу выдается 20 пулек – 4 серии по 5 выстрелов. Время определяется техническими возможностями автоматизированной установки для показа мишеней, но не более 7 сек. Показ попаданий осуществляется после каждой серии.

Оценка стрельбы (одна серия): 5 попаданий – «отлично», 4 попадания – «хорошо», 3 попадания – «удовлетворительно».

Порядок выполнения. Ученик, зарядив оружие, докладывает о готовности. При этом приклад не вставлен в плечо, упирается в пол. Мишень появляется на заданное количество секунд и закрывается. Через 10 сек. показ мишени повторяется.

Упражнение № 5. Обучение стрельбе по пяти появляющимся целям из положения лежа с упора по мишени № 8 (спортивная). На стрельбу выдается 30 пулек – 6 серий по 5 выстрелов. Время на выполнение одной серии – не более 60 сек. Показ попаданий осуществляется после каждой серии.

Оценка стрельбы (одна серия): 5 попаданий – «отлично», 4 попадания – «хорошо», 3 попадания – «удовлетворительно».

Порядок выполнения. Ученик, зарядив оружие, докладывает о готовности. При этом приклад не вставлен в плечо, упирается в пол. Цели появляются на заданный интервал времени, в течение которого стрелок перезаряжает оружие и ведет огонь. Упражнение выполняется только при наличии многозарядного оружия.

Упражнение № 6. То же, но время на стрельбу сокращается.

Упражнение № 7. Обучение приемам стрельбы по движущейся цели. Объяснение значения выноса с учетом скорости перемещения цели и времени пролета пулькой расстояния 10 м. Стрельба ведется из положения лежа с упора по мишени № 8. На стрельбу выдается 30 пулек – 3 серии по 10 выстрелов. Время – 5 сек. на один пробег (на установке «Кабан» – медленный бег). Показ попаданий осуществляется после каждой серии.

Оценка стрельбы (одна серия): 8 попаданий – «отлично», 6 попаданий – «хорошо», 4 попадания – «удовлетворительно».

Порядок выполнения. Ученик, зарядив оружие, объявляет о готовности и при появлении цели из-за укрытия производит выстрел. Движение цели в противоположном направлении начинается через 7–8 сек. Стрелок производит серию из 10 выстрелов за 10 пробегов цели: 5 вправо и 5 влево.

Упражнение № 8. Обучение приемам стрельбы по движущимся целям. Порядок выполнения тот же, что в упражнении № 7, но цель движется вдвое быстрее: окно шириной 3 м она пробегает не за 5 сек., а за 2,5 сек. На стрельбу выдается 30 пулек – 3 серии по 10 выстрелов.

Оценка стрельбы (одна серия): 6 попаданий – «отлично», 4 попадания – «хорошо», 2 попадания – «удовлетворительно».

Упражнение № 9 – перебежка. Обучение навыкам стрельбы в бою с перебежкой по мишени № 5 (головной, уменьшенной в 30 раз) – две мишени на каждого стрелка. Количество выстрелов на один забег не ограничено. Время – не более 100 сек. Стрельба ведется из положения лежа с упора.

Порядок выполнения. В помещении, оборудованном для проведения стрельбы, два стрелка располагаются на расстоянии 25 м (в ограниченном помещении дистанция может быть уменьшена) от линии огня в положении лежа и по команде перебегают расстояние до нее; на расстоянии не ближе 3 м самостоятельно, без дополнительной команды заряжают оружие и обстреливают цели. Побеждает тот, кто первым поразит обе цели. Упражнение повторяется многократно. Возможно проведение групповых турниров – круговых или с выбыванием. Желательно при этом использовать установки с падающими мишенями.

Обучение использованию вспомогательных оптических приборов

В целях успешного обучения стрельбе из оружия с оптическим прицелом используются вспомогательные технические средства и оборудования, к которым относятся:

– стрелковые тренажеры;

– установки с дистанционно управляемыми появляющимися и движущимися мишенями;

– оптические средства наблюдения.

Для выработки у учащихся навыков стрельбы из винтовок с оптическим прицелом следует применять стрелковые тренажеры, которые в настоящее время в значительном количестве выпускаются как в России, так и за рубежом. Стрелковый тренажер СКАТТ – электронный компьютерный тренажер, предназначенный для обучения технике стрельбы и ее совершенствования, состоящий из оптического датчика весом 35 г, который легко прикрепляется к дульной части оружия, внешнего блока и электронной мишени для отработки упражнений на любых дистанциях до 1000 м.

Во время прицеливания на экране компьютера отображается траектория прицеливания. После выстрела стрелок или инструктор могут просмотреть повтор траектории прицеливания и проанализировать ошибки, допущенные стрелком во время прицеливания и перед самим выстрелом.

Тренажер СКАТТ позволяет готовить снайперов высокого класса даже в небольших закрытых помещениях. Для этого используется приставка «Снайпер». Тренажер подключается к компьютеру следующей конфигурации: микропроцессор Pentium ММХ или выше; 32 Мб оперативной памяти; цветной монитор VGA разрешением 800×600 пикселей и более; свободный коммуникационный порт RS-232 для подключения тренажера; операционная среда Windows 95 или более поздние версии.

Считается, что применение описанного тренажера с эффективностью 70–80% может заменить практическую стрельбу.

Существуют также пулевые электронные мишени для стрельбы из пневматического, малокалиберного и боевого оружия, в частности из снайперской винтовки СВД. Стрельба ведется по неразрушаемым мишеням трех вариантов в зависимости от размеров и вида оружия. Такие электронные мишени позволяют в широком диапазоне варьировать тренировочные упражнения, создавать разнообразную мишенную обстановку, использовать видеотехнику для моделирования боевых ситуаций и проведения соревнований, имитирующих боевые контакты.

При производстве выстрела по мишени электронная система определяет параметры попадания и передает их в компьютер, после чего результаты отображаются на мониторе стрелка, показывая ему места попаданий с выделением цветом последнего попадания, оценку каждого выстрела и суммарную оценку стрельбы.

К оптическим средствам наблюдения за результатами стрельбы относятся стереотрубы, бинокли и различные оптические трубы для наблюдения за стрельбой и определения результатов попаданий, а также электронные системы телевизионной передачи изображений поражаемых мишеней.

Тактическая подготовка

Цель: овладение основными теоретическими знаниями в рамках программы начальной снайперской подготовки, выработка необходимых морально-волевых качеств, характеризующих снайпера-воина, способного достойно защищать свое Отечество.

Занятия по тактической подготовке тесно переплетаются с соответствующими темами огневой подготовки и практикой применения знаний в реальных полевых условиях. У школьников развиваются такие качества, как наблюдательность, глазомер, сообразительность, умение принимать нестандартные решения, чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки, а также неукоснительно поддерживается строжайшая дисциплина в течение всего курса обучения.

При подборе снайперских пар учитываются желания самих кандидатов и их взаимные отношения, симпатии и т.д. Необходимо напомнить об обязательном подчинении интересов того или иного снайпера общему делу, когда снайпер-наблюдатель ведет разведку, целеуказание и корректировку огня в интересах снайпера-истребителя, который метким огнем поражает выявленные цели. В то же время при действии в паре снайперы могут через некоторое время поменяться ролями, поскольку длительное наблюдение притупляет остроту восприятия, происходящего в условиях изменяющейся ситуации. Следует иметь в виду, что при отражении атаки противника на поле боя может появиться множество целей, из которых снайпер выбирает наиболее важные. При этом огонь зачастую ведут одновременно оба снайпера.

При обучении в полевых условиях особое внимание следует уделять выбору места расположения огневой позиции, оборудованию запасной позиции, маскировке и вариантам возможного отхода при обнаружении.

Очень важным элементом тренировки в полевых условиях служит умение учитывать изменения погодных условий, вносить поправки в прицельные приспособления, использовать различные оптические приспособления, правильно выносить точку прицеливания в зависимости от скорости ветра, перемещения цели и т.д.

Инженерная подготовка

Цель: получить основные понятия о материальной части средств инженерного вооружения и способах их применения на примере рисунков и плакатов.

Учащиеся знакомятся с табельными и подручными средствами маскировки, учатся использовать их для личной маскировки и маскировки своих огневых позиций, получают общие сведения о минной защите огневой позиции.

Военная топография

Цель: научить школьников читать топографические карты, ориентироваться на местности с картой и без нее.

Дети учатся пользоваться компасом и подручными предметами для определения сторон света, изучают народные приметы, знакомятся с масштабами топографических карт, учатся определять на их основе расстояния и в соответствии с картами выбирать тактически наиболее выгодные огневые позиции.

Специальная физическая подготовка

Значение общефизической подготовки для будущего снайпера очевидно: участие в разведывательно-диверсионных операциях в тылу врага, постоянные перемещения с преодолением различных преград, в том числе и водных, указывают на ее необходимость. Поэтому учащиеся должны уметь:

– пробегать кроссовые дистанции от 1 до 3 км;

– проплывать не менее 100 м;

– проходить на лыжах дистанцию не менее 10 км;

– преодолевать стандартную полосу препятствий;

– правильно метать гранату.

Тренер составляет программу физической подготовки в зависимости от времени года и имеющихся возможностей, причем в ней обязательно должно быть время для подготовки к упражнению «Перебежка».

Сдача зачетов

Зачеты принимает специальная комиссия. На вопросы, относящиеся к изучению материальной части оружия, боеприпасов и снаряжения, а также к теории баллистики, учащиеся отвечают устно по экзаменационным билетам, зачеты по огневой подготовке сдают в стрелковом клубе. По результатам зачетов составляется протокол.

Литература

1. Азбука снайпера: Учеб. пособие. – М.: Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ, 2000.

2. Вайнштейн Л.М. Основы стрелкового мастерства. – М.: Издательство ДОСААФ, 1960.

3. Максимов А.А. Обучение и тренировка стрелка-спортсмена. – М.: Издательство ДОСААФ, 1966.

4. Мейтин А.Е. Программа начальной снайперской подготовки. – М.: РГУФК, 2001.

5. Подготовка снайперов: Учеб.-метод. пособие. – М.: Издательство Министерства обороны, 1987.

6. Юрьев А.А. Пулевая спортивная стрельба. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа школьной секции по волейболу.

Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников...

Программа школьной секции по волейболу для учащихся 5-7 классов

Программа с КТП для 3 учебных занятия в неделю. Продолжительность занятия 2 часа.  ...

Программа для школьной секции по баскетболу.

Программа для школьной секции по баскетболу....

Программа 2 годичного обучения в школьной секции "Мини-футбол"

Планирование учебно-воспитательного объединения "Мини-футбол"  (второй год обучения)...

Рабочая программа школьной секции по волейболу

Программа рассчитана для занятий школьников с разным уровнем физической подготовки...

Рабочая программа школьной секции по волейболу

Программа рассчитана для занятий школьников с разным уровнем физической подготовки...

Программа школьной секции "Баскетбол"

Программа школьной секции "Баскетбол"...