Главные вкладки

    «Формирование у детей правильного поведения на дорогах».
    методическая разработка по обж (5 класс) на тему

    Таршина Наталья Владимировна

    Методические рекомендации для учителей ОБЖ по изучению раздела «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения» в 5 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vypusknaya_rabota_tarshinoy_n.v.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование у детей правильного поведения на дорогах».

    Основы безопасности жизнедеятельности - это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

    Приказом Министерства образования РФ в 1991 году в образовательные учреждения был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний, умений и навыков распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты. Особое значение в своей педагогической деятельности уделяю изучению раздела «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения» в 5 классе.

    Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП)- одна из наиболее частых бед.

    По статистике три четверти всех ДТП  происходят с участием детей. Ежегодно на дорогах  России гибнут более тысячи и получают ранения более двадцати тысяч  детей и подростков, в результате  их непродуманных действий.

    Итоги диагностики ребят показали, что наиболее частыми причинами ДТП с участием детей являются:

    1. Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест (35-40%).
    2. Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий мешающих обзору (25-30%).
    3. Неподчинение сигналам светофора (10-15%).
    4. Игры на проезжей части и хотьба по ней при наличии тратуара (5-10%).

    Следовательно, задача педагога научить детей безопасности правильного поведения на дорогах, так как проблема обеспечения безопасного поведения детей школьного возраста приобретает особое значение. Для этого необходимо рассматривать обучение правилам поведения на дорогах как часть учебно - воспитательной работы школы. При этом наряду с традиционными уроками необходимо проводить необычные занятия в которых используются элементы занимательности, соревновательности.

    В своей деятельности опираюсь на методическое  пособие Суслова В.Н.

    «Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты 4-5 класс». В данном пособии автор предлагает материал, который  поможет формированию у младших школьников знаний о здоровом образе жизни и личной гигиене, об угрозах и опасностях в сфере жизнедеятельности школьника, о приемах и правилах самозащиты и предотвращении опасных ситуаций дома, на улице, на дороге, водоемах, при пожаре, а так же умений и навыков оказания простейшей медицинской помощи. Элементы данного материала использую как обучающий текст при подготовке к уроку. Тестовые задания  помогают оценить знания учащихся.

    В методическом пособии Ковалевой Н.В « Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников» автор предлагает  сценарии для проведения внеурочной деятельности. Данное пособие использую  в своей работе для проведения нетрадиционных форм урока, что позволяет активизировать творческие способности детей. В данном пособии имеются  сценарии,

    направленные на формирование у детей умения правильно вести себя  на дорогах.

    Методическое пособие « Предметная неделя по правилам дорожного движения:

         5-11 классы» составитель Поддубная Л.Б. содержит разработки интересных уроков,          классных часов, объединенные одной общей темой « Правила дорожного движения», рассчитанные на учащихся 3-11 классов.

    Богатейший дополнительный  материал, занимательные задачи, кроссворды помогают мне превратить повседневный  учебный процесс в радостный праздник знаний безопасного движения на дорогах.

    В своей работе опираюсь на учебник  по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс», разработанный  в соответствии с  требованиями программы  курса  ОБЖ для образовательных учреждений, под редакцией Кузнецова М.И., Маркова В.В., Полякова В.В., Латчук В.Н. В учебнике рассмотрены вопросы безопасного поведения в городских условиях; чем опасен общественный транспорт; как обезопасить  себя в случае опасных ситуациях.

    Замысел моей педагогической деятельности заключается в том, что повысить эффективность формирования знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах можно за счет использования нетрадиционных форм проведения уроков и вовлечения ребят во внеурочную деятельность, поскольку в рамках программы ОБЖ предусмотрены внеклассные мероприятия. Вся работа складывается из нескольких этапов.

    На первом этапе выявляю, с помощью тестов, уровень сформированности у детей умений  правильно вести себя на дорогах. В качестве методов использую тесты закрытого типа. Мною разработаны тесты, которые содержат открытые вопросы. В заключении составляю диагностическую карту.

    Задача второго этапа- сформировать у детей понимание значимости умения вести себя правильно на дорогах. На этом этапе использую различные формы обучения:

    -беседа;

    -встреча с инспектором ГИБДД;

    -экскурсии;

    -элементы игры « Дебаты».

    Дебаты-это дискуссия, соревнование между играющими, действия которых ограничены определёнными правилами и направлены на достижение определённой цели (выигрыша, победы) .

    Дебаты в учебном процессе выступают как форма целого урока , я в своей практике использую как элемент на различных этапах урока, для реализации конкретной задачи: в основном организации самостоятельной работы учеников или закрепления учебного материала.

    В дебатах участвуют две команды из трёх человек-спикеров. Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая) -его опровергает.

    Первый спикер утверждающей команды (У1)-представляет тезис, приводит аргументы.

    Второй спикер (У2)-усиливает утверждающую линию в споре, развивает доказательства.

     Третий спикер (У3)-формулирует финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей стороны.

    Три спикера отрицающей команды выдвигают все возможные обоснованные аргументы, доказывая, что позиция оппонентов неверна.

    Дебаты-это

    • новый метод общения
    • технология, как построить речь, разыскать новую информацию
    • командная игра
    • развитие интеллекта и логики
    • приобретение навыков публичного выступления

    Роль учителя заключается в следующем:

    -правильно сформировать группы (учитывая желания ребят),

    -грамотно сформулировать тему (не всякая тема может стать предметом дискуссии),

    - оказать помощь учащимся при подготовке к дебатам.

    Мною разработана памятка участника игры «Дебаты».

    Из опыта работы знаю, что приведенные мною формы работы позволяют вызвать у ребят интерес к изучаемому материалу.

    На третьем этапе формирую у детей теоретические знания и практические  умения, опираясь на результаты диагностики. Особое внимание уделяю тем вопросам, которые вызвали у учащихся  наибольшие затруднения.

    Для этого разработан урок « Автомобиль. Дорога. Пешеход», построенный в виде презентации. Презентация состоит из 41 красочного слайда, охватывает большой объем программного материала по ПДД.

    С целью проверки и закрепления знаний правил дорожного движения на улице и дороге разработано внеклассное мероприятие «Знаем правила движенья, как таблицу умноженья».

    Завершается работа на данном этапе тестовым контролем знаний и оформлением рефератов на тему:«Дорога-источник опасностей», что позволяет учащимся использовать дополнительную литературу, раскрыть свои творческие способности. На данном этапе знакомлю ребят с требованиями оформления творческой работы.

    Результативностью моей педагогической деятельности является успешное овладение детьми знаниями, умениями и навыками правильного поведения  на дорогах:

    -100% учащихся знают причины ДТП и участников дорожного движения;

    -85% детей усвоили историю развития транспортных средств и светофора;

    -98% ребят знают главные составные части дороги и назначение дорожных знаков, указателей.

    Таким образом у учащихся 5 класса 100% успеваемость по предмету ОБЖ.

    Учащиеся 5-а класса являются победителями областного конкурса ЮИД в 2008 году,

    6-б класса районного конкурса агитбригад «Мы за безопасность движения» в 2009 году.

    Ребята принимают активное участие в акции « Безопасные дороги детям».

    Практическая значимость моей педагогической деятельности отразилась в разработанных мною:

    -планов занятий в соответствии с программой курса ОБЖ;

    -памятки участника игры «Дебаты», которая поможет  ребенку правильно, грамотно организовать свою поисковую, учебно-познавательную деятельность, а также справиться с волнением  и достойно выглядеть при публичном выступлении.

    -тестов, проверочных вопросов, которые позволяют определить уровень подготовки учащихся  по заданной теме.

    Своим опытом делилась на методическом объединении учителей ОБЖ, методическом объединении в рамках курсовой подготовки. Коллеги  ОУ используют мои наработки в своей практике.

                                                             

     Таршина Наталья Владимировна,

                                                                                               учитель ОБЖ МАОУСОШ № 5

                                                                            города Старая Русса


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «УЧИТЕ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ СВОИМ ПРИМЕРОМ»

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Родительское собрание на тему «Учите детей  безопасному поведению на дороге своим примером» имеет определенную цель: донести до родителей мысль о том, что о...

    Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге

    Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге....

    Дисциплина-обучение детей правильному поведению

    Дисциплина-обучение детей правильному поведению...

    Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге

    В этой статье указаны причины детского травматизма и даны рекомендации как их избежать...

    Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге

    Причины детского дорожно-транспортного травматизма:·         недостаточный надзор взрослых за поведением детей;·...

    Памятка для детей "Правила поведения на дороге зимой"

    Ребята, скоро каникулы и вы будете чаще бывать на улице. Не забывайте про правила поведения на дороге зимой - это залог вашей безопасности....