Сам себе спасатель
методическая разработка по обж (5 класс) на тему

Меньшенина Татьяна Николаевна

Урок ОБЖ по правилам пользования огнем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam_sebe_spasatel.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка урока по ОБЖ для учащихся 5 класса
Учитель: Меньшенина Татьяна Николаевна
МКОУ Белоусовская ООШ, Еткульский р-н, Челябинская область.

«Огонь – наш друг, огонь – наш враг».

Цель урока: раскрыть основные причины пожара, познакомить учащихся с правилами пожарной безопасности и первичными средствами пожаротушения, прививать элементарные навыки борьбы с огнём.

Оборудование: презентация, два телефона (сотовый и стационарный), пожарный щит школы, огнетушители, план эвакуации учащихся школы, кроссворд.

Ход урока:

На экране – слайд «Кто подарил людям огонь?»  с изображением Прометея.                                                        Учитель:     Это герой греческой мифологии.  Он украл  огонь у олимпийских богов и подарил его людям. Кто это, ребята?  Что вы о нём знаете?

Это герой греческой мифологии – Прометей, который был наказан за сою дерзость, его приковали к скале, где он умер от жажды и голода. – слайд. Тысячи лет назад люди научились пользоваться огнём, он согревал их в холод и стужу, защищал от хищных животных, они готовили на нём пищу. Наши предки считали его живым существом и поклонялись ему. Проходили века, и люди всё больше узнавали о свойствах огня. Огонь в человеческом представлении перестал быть божеством, но другом и помощником быть не перестал. Как в древности,  он согревает нас и помогает приготовить пищу. В огромных печах на хлебозаводе он печёт для нас хлеб. Огонь приводит в движение автомобили и самолёты, ведь в моторах, реактивных двигателях,  сгорает топливо.  А горение – это жизнь огня. Топливо сгорает в топках электростанций, за счёт этого они производят электрический ток, который питает утюги, телевизоры, бытовые приборы и многое другое, чем пользуемся мы. Но огонь может быть не только другом, с ним нельзя играть,  его страшная сила может уничтожить. Самое ужасное, что могут погибнуть люди.

Как называется ЧС, связанная с огнём? – ПОЖАР – на экране слайд с изображение пожара.

А что такое пожар? (учащиеся дают свои определения).

Пожар – это неконтролируемое горение (записывают определение в тетрадь).

Учитель:

Как вы думаете, ребята, почему может начаться пожар?

Слайд:                                                                                                                                          Так повелось по привычке,                                                                                                                По недосмотру старших.                                                                            

Вдруг попадают спички

Игрушкой к ребятам младшим.

Назовите причину пожара. – Игры детей с огнём.                                                        Слайд - изображение детей со спичками.

Следующий  слайд:

Летом солнце светит ярко,

Воздух сух, трава сухая,

Летом солнце греет жарко –

Может быть беда большая.

Почему жарким летом может возникнуть пожар?

Слайд: изображение лесного пожара или пожар в населённом пункте.

Слайд:

Я включил в розетку сразу

Холодильник, пылесос,

Вентилятор, чайник, бритву,

Электрический насос.

А розетка – вот беда –

Раскалилась вся от жара!

Так недолго до …….?!

Перегрузка электросети тоже может стать причиной пожара.

Слайд с изображением перегрузки  электророзетки.

Следующий слайд:

Я решил, что новый год

Должен быть весёлым.

Запустил одну петарду

И сгорела школа. (слайд)

Слайд:

Забыла Катя газ закрыть,

Ушла на улицу гулять.

Пришла домой, решила дверь закрыть –

Квартиру не узнать.

Слайд с изображением взрыва бытового газа.

Учитель: Если вы любите читать, смотреть фильмы, наверное, обратили внимание, что тема пожара встречается  у наших писателей и поэтов.  Самое знаменитое детское стихотворение есть у С.Я.Маршака «Кошкин дом». – слайд. А какой знаменитый уральский сказочник написал об озорной девчонке, которая умела танцевать на угольках костра и притягивать золото? (Оневушка – поскакушка). Ну, а имя этой героини вы точно знаете. Она забыла о правилах пожарной безопасности , прыгнула через костёр и растаяла (Снегурочка).

Какие правила надо знать, чтобы не случился пожар? – следующие 5 слайдов.

  1. Спички детям - не игрушка!
  2. Нельзя категорически в жаркую погоду разводить и оставлять без присмотра костры, бросать не затушенные сигареты и спички, жечь тополиный пух.
  3. Не оставляйте электроприборы без присмотра, уходя из дома, отключайте их из сети. Не включайте в одну электрическую розетку несколько мощных приборов.
  4. Соблюдайте правила безопасного обращения с пиротехническими изделиями.
  5. При обнаружении запаха газа в квартире нельзя зажигать спички, включать электрический свет. Не оставляйте без присмотра включенные газовые плиты.

А как называется человек, который тушит пожар? – слайд.

ПОАЖРНЫЙ или ОГНЕБОРЕЦ,

Учитель: В России раньше тоже были пожары и очень сильные. Ведь дома в основном были деревянные, стояли близко друг к другу. И, если загорался один дом, другие вспыхивали друг за другом. И пожарные тоже были, но пожарным мог стать только тот, у кого была большая борода. Как вы думаете, зачем она была нужна?(чтобы закрыть свои органы дыхания от дыма). – слайд.

Современная пожарная служба входит в состав МЧС, она оснащена современной техникой и средствами пожаротушения. – слайд.

Чем же можно тушить пожар? – слайд.

Ученики должны выбрать:  чем нужно тушить, если горят различные материалы; можно ли тушить всё только водой, если нет, то почему?

Вы знаете, что в нашей школе есть  пожарный щит. Что там есть?

Экскурсия к пожарному щиту.

Ведро, ёмкость с песком, лопата, багор и огнетушители.

Ученики должны объяснить, для чего нужен каждый предмет на пожарном щите.

Учитель: Огнетушители предназначены для тушения небольшого очага пожара в труднодоступных местах. Они бывают разных видов. – слайд.

а)  ОХП-10 – огнетушитель химический пенный, этим огнетушителем нельзя тушить  электрооборудование, находящееся под напряжением.

б)  УО-2 – углекислотный  огнетушитель, в котором находится сжиженный углекислый газ под давлением. Можно тушить электроустановки под напряжением до 4 кВт, ценные бумаги.

В)  ОП-1 – огнетушитель порошковый. Может использоваться для тушения электрооборудования.

Как вы думаете, чем тушили пожары раньше?

Первые пожарные команды были снабжены вёдрами, баграми, топорами, бочками для воды и передвигались они на машине.- слайд.

Пожары бывают большие и маленькие. Сможете ли вы сами потушить пожар? Если нет, то надо обязательно вызвать пожарную службу. А как это правильно сделать?

Игровой момент:  Учащиеся набирают номер пожарной службы с сотового и стационарного телефонов.

Правила вызова пожарной службы: - слайд.                                                                                    1. Назвать свой адрес.                                                                                                                      2. Назвать причину пожара.                                                                                                     3. Назвать Ф.И.О.;                                                                                                                      4. Указать наилучший маршрут движения пожарной машины.                          5. Встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.

Учитель:   Два раза в год в нашей школе проводится тренировки по эвакуации учащихся из школы в случае ЧС.

Как моно узнать, находясь в школе, куда надо эвакуироваться?

Для этого существует план эвакуации, который висит у нас в коридоре.

- Что нарисовано на этом плане?

- Как узнать, куда надо идти?

- Где  в нашей школе находится запасный  выход?

- Где вы ещё видели подобные планы?

Закрепление: «Что бы это значило?»

Антонов огонь - ( болезнь).

Огневка – (бабочка).

Вечный огонь – (горит возле памятника).

Огневик – (артиллерист).

Огниво – (камень для высекания огня из кремня).

Погорелец – (человек, пострадавший от пожара).

Огненный танец – (весёлый, быстрый).

Горящие глаза – (у увлечённого чем-то человека).

Огнедышащее жерло – (вулкан).

Огнеборец – (пожарный).

Работать с огоньком – (с задором, с увлечением).

Каланча – (пожарная вышка).

Домашнее задание: §4, вопросы, задача №1-4, составить кроссворд на тему «Пожар».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о клубе спасателей

Положение о клубе спасателей...

«Спасатели, вы нам нужны как щит, чтоб каждый шаг наш делать безопасным"

Очерк "Служба спасения - 01"Спасатель – тот, кому неведом страх, Кто постоянно тренирует дух и тело. Спасатель – тот, кому спасибо говорят, Когда выкладывается он до предела. И пусть в сердцах ог...

Презентация проекта районной оздоровительной профильной смены "Юные туристы-спасатели"

С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. С 9 по 18 июля 2012 года в Сковородинском районе Амурской области на ...

Программа ТО «Юный спасатель».

Настоящая программа предназначена для обучения школьников в кружке “Юный спасатель” и рассчитана на один год.В ходе обучения школьники должны изучить основные правовые документы в области защиты от чр...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День спасателя России".

Этот сценарий составлен к празднику "День спасателя". Он отмечается в конце года, поэтому я решила объединить его с праздником Новый год. В качестве иллюстраций к мероприятию я создала презентацию....

Методическое сопровождение программы военно-полевых сборов "Юные воины - спасатели"

Цель данного пособия – оказание методической помощи в организации и проведении военно-полевых сборов, по созданию условий для воспитания патриотов своей Родины, будущих защитников Отечества....

Разработки занятий для младших школьников по программе "Сам себе спасатель"

Как правильно вызвать "Скорую помощь"? Многие скажут, что это не проблема. Но, оказавшись в опасной ситуации, люди не могут вспомнить номера телефонов. Маленькие школьники  не знают эти...