Сам себе спасатель
методическая разработка по обж (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая разработка урока по ОБЖ для учащихся 5 класса
Учитель: Меньшенина Татьяна Николаевна
МКОУ Белоусовская ООШ, Еткульский р-н, Челябинская область.
«Огонь – наш друг, огонь – наш враг».
Цель урока: раскрыть основные причины пожара, познакомить учащихся с правилами пожарной безопасности и первичными средствами пожаротушения, прививать элементарные навыки борьбы с огнём.
Оборудование: презентация, два телефона (сотовый и стационарный), пожарный щит школы, огнетушители, план эвакуации учащихся школы, кроссворд.
Ход урока:
На экране – слайд «Кто подарил людям огонь?» с изображением Прометея. Учитель: Это герой греческой мифологии. Он украл огонь у олимпийских богов и подарил его людям. Кто это, ребята? Что вы о нём знаете?
Это герой греческой мифологии – Прометей, который был наказан за сою дерзость, его приковали к скале, где он умер от жажды и голода. – слайд. Тысячи лет назад люди научились пользоваться огнём, он согревал их в холод и стужу, защищал от хищных животных, они готовили на нём пищу. Наши предки считали его живым существом и поклонялись ему. Проходили века, и люди всё больше узнавали о свойствах огня. Огонь в человеческом представлении перестал быть божеством, но другом и помощником быть не перестал. Как в древности, он согревает нас и помогает приготовить пищу. В огромных печах на хлебозаводе он печёт для нас хлеб. Огонь приводит в движение автомобили и самолёты, ведь в моторах, реактивных двигателях, сгорает топливо. А горение – это жизнь огня. Топливо сгорает в топках электростанций, за счёт этого они производят электрический ток, который питает утюги, телевизоры, бытовые приборы и многое другое, чем пользуемся мы. Но огонь может быть не только другом, с ним нельзя играть, его страшная сила может уничтожить. Самое ужасное, что могут погибнуть люди.
Как называется ЧС, связанная с огнём? – ПОЖАР – на экране слайд с изображение пожара.
А что такое пожар? (учащиеся дают свои определения).
Пожар – это неконтролируемое горение (записывают определение в тетрадь).
Учитель:
Как вы думаете, ребята, почему может начаться пожар?
Слайд: Так повелось по привычке, По недосмотру старших.
Вдруг попадают спички
Игрушкой к ребятам младшим.
Назовите причину пожара. – Игры детей с огнём. Слайд - изображение детей со спичками.
Следующий слайд:
Летом солнце светит ярко,
Воздух сух, трава сухая,
Летом солнце греет жарко –
Может быть беда большая.
Почему жарким летом может возникнуть пожар?
Слайд: изображение лесного пожара или пожар в населённом пункте.
Слайд:
Я включил в розетку сразу
Холодильник, пылесос,
Вентилятор, чайник, бритву,
Электрический насос.
А розетка – вот беда –
Раскалилась вся от жара!
Так недолго до …….?!
Перегрузка электросети тоже может стать причиной пожара.
Слайд с изображением перегрузки электророзетки.
Следующий слайд:
Я решил, что новый год
Должен быть весёлым.
Запустил одну петарду
И сгорела школа. (слайд)
Слайд:
Забыла Катя газ закрыть,
Ушла на улицу гулять.
Пришла домой, решила дверь закрыть –
Квартиру не узнать.
Слайд с изображением взрыва бытового газа.
Учитель: Если вы любите читать, смотреть фильмы, наверное, обратили внимание, что тема пожара встречается у наших писателей и поэтов. Самое знаменитое детское стихотворение есть у С.Я.Маршака «Кошкин дом». – слайд. А какой знаменитый уральский сказочник написал об озорной девчонке, которая умела танцевать на угольках костра и притягивать золото? (Оневушка – поскакушка). Ну, а имя этой героини вы точно знаете. Она забыла о правилах пожарной безопасности , прыгнула через костёр и растаяла (Снегурочка).
Какие правила надо знать, чтобы не случился пожар? – следующие 5 слайдов.
- Спички детям - не игрушка!
- Нельзя категорически в жаркую погоду разводить и оставлять без присмотра костры, бросать не затушенные сигареты и спички, жечь тополиный пух.
- Не оставляйте электроприборы без присмотра, уходя из дома, отключайте их из сети. Не включайте в одну электрическую розетку несколько мощных приборов.
- Соблюдайте правила безопасного обращения с пиротехническими изделиями.
- При обнаружении запаха газа в квартире нельзя зажигать спички, включать электрический свет. Не оставляйте без присмотра включенные газовые плиты.
А как называется человек, который тушит пожар? – слайд.
ПОАЖРНЫЙ или ОГНЕБОРЕЦ,
Учитель: В России раньше тоже были пожары и очень сильные. Ведь дома в основном были деревянные, стояли близко друг к другу. И, если загорался один дом, другие вспыхивали друг за другом. И пожарные тоже были, но пожарным мог стать только тот, у кого была большая борода. Как вы думаете, зачем она была нужна?(чтобы закрыть свои органы дыхания от дыма). – слайд.
Современная пожарная служба входит в состав МЧС, она оснащена современной техникой и средствами пожаротушения. – слайд.
Чем же можно тушить пожар? – слайд.
Ученики должны выбрать: чем нужно тушить, если горят различные материалы; можно ли тушить всё только водой, если нет, то почему?
Вы знаете, что в нашей школе есть пожарный щит. Что там есть?
Экскурсия к пожарному щиту.
Ведро, ёмкость с песком, лопата, багор и огнетушители.
Ученики должны объяснить, для чего нужен каждый предмет на пожарном щите.
Учитель: Огнетушители предназначены для тушения небольшого очага пожара в труднодоступных местах. Они бывают разных видов. – слайд.
а) ОХП-10 – огнетушитель химический пенный, этим огнетушителем нельзя тушить электрооборудование, находящееся под напряжением.
б) УО-2 – углекислотный огнетушитель, в котором находится сжиженный углекислый газ под давлением. Можно тушить электроустановки под напряжением до 4 кВт, ценные бумаги.
В) ОП-1 – огнетушитель порошковый. Может использоваться для тушения электрооборудования.
Как вы думаете, чем тушили пожары раньше?
Первые пожарные команды были снабжены вёдрами, баграми, топорами, бочками для воды и передвигались они на машине.- слайд.
Пожары бывают большие и маленькие. Сможете ли вы сами потушить пожар? Если нет, то надо обязательно вызвать пожарную службу. А как это правильно сделать?
Игровой момент: Учащиеся набирают номер пожарной службы с сотового и стационарного телефонов.
Правила вызова пожарной службы: - слайд. 1. Назвать свой адрес. 2. Назвать причину пожара. 3. Назвать Ф.И.О.; 4. Указать наилучший маршрут движения пожарной машины. 5. Встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.
Учитель: Два раза в год в нашей школе проводится тренировки по эвакуации учащихся из школы в случае ЧС.
Как моно узнать, находясь в школе, куда надо эвакуироваться?
Для этого существует план эвакуации, который висит у нас в коридоре.
- Что нарисовано на этом плане?
- Как узнать, куда надо идти?
- Где в нашей школе находится запасный выход?
- Где вы ещё видели подобные планы?
Закрепление: «Что бы это значило?»
Антонов огонь - ( болезнь).
Огневка – (бабочка).
Вечный огонь – (горит возле памятника).
Огневик – (артиллерист).
Огниво – (камень для высекания огня из кремня).
Погорелец – (человек, пострадавший от пожара).
Огненный танец – (весёлый, быстрый).
Горящие глаза – (у увлечённого чем-то человека).
Огнедышащее жерло – (вулкан).
Огнеборец – (пожарный).
Работать с огоньком – (с задором, с увлечением).
Каланча – (пожарная вышка).
Домашнее задание: §4, вопросы, задача №1-4, составить кроссворд на тему «Пожар».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о клубе спасателей
Положение о клубе спасателей...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/10/picture-46664.jpg)
«Спасатели, вы нам нужны как щит, чтоб каждый шаг наш делать безопасным"
Очерк "Служба спасения - 01"Спасатель – тот, кому неведом страх, Кто постоянно тренирует дух и тело. Спасатель – тот, кому спасибо говорят, Когда выкладывается он до предела. И пусть в сердцах ог...
Презентация проекта районной оздоровительной профильной смены "Юные туристы-спасатели"
С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. С 9 по 18 июля 2012 года в Сковородинском районе Амурской области на ...
Программа ТО «Юный спасатель».
Настоящая программа предназначена для обучения школьников в кружке “Юный спасатель” и рассчитана на один год.В ходе обучения школьники должны изучить основные правовые документы в области защиты от чр...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/29/picture-88861.jpg)
Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День спасателя России".
Этот сценарий составлен к празднику "День спасателя". Он отмечается в конце года, поэтому я решила объединить его с праздником Новый год. В качестве иллюстраций к мероприятию я создала презентацию....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/08/picture-90809.jpg)
Методическое сопровождение программы военно-полевых сборов "Юные воины - спасатели"
Цель данного пособия – оказание методической помощи в организации и проведении военно-полевых сборов, по созданию условий для воспитания патриотов своей Родины, будущих защитников Отечества....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/04/picture-245443-1672814456.jpg)
Разработки занятий для младших школьников по программе "Сам себе спасатель"
Как правильно вызвать "Скорую помощь"? Многие скажут, что это не проблема. Но, оказавшись в опасной ситуации, люди не могут вспомнить номера телефонов. Маленькие школьники не знают эти...