Я выбираю жизнь без мата и говорю нет сквернословию
статья (8 класс) по теме

Шибанова Светлана Витальевна

Статья из выступления на психолого-педагогической конференции " Я выбираю жизнь" .Содержит анализ отношения подростков к использованию бранной лексики, размышления о "культурной катастрофе",связанной с употреблением мата в современной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я  выбираю жизнь без мата  и говорю НЕТ сквернословию.

Единственный путь ,ведущий к здоровью каждого человека-это изменение отношения человека к самому себе. У каждого из нас есть право выбора. Выбор порой огромен, и не всегда положителен. Кто-то ,поддавшись слабости, минутной растерянности, становится на путь самоуничтожения. Губительными для таких людей становятся всем известные вредные привычки-пьянство, наркомания, курение. Отрадно, что есть те, кто встает на борьбу с негативными явлениями. Не поддается им сам, помогает другим сделать решительный шаг в сторону от пагубных воздействий на собственную жизнь.

Об одной такой вредной привычке, разрушающей нашу жизнь, и хотелось бы сегодня поговорить. Сквернословие-вирус 21 века, который ,на мой взгляд, приобрел характер эпидемии. К сожалению, оно стало обыденным явлением в нашей повседневной жизни. Как будто большая часть людей забыла обыкновенную человеческую речь. Мат звучит повсюду: на улице, в транспорте, дома, да даже с экранов телевизоров. Прав был С.Виноградов, называя современный размах употребления матерщины «культурной катастрофой». Сегодня, с изменившимися ценностями жизни, с низким уровнем культуры, да и просто взглядами общества ,молодежь относится к сквернословию, как допустимой норме повседневного общения. Сразу оговорюсь, что не все молодые люди используют мат в своей речи, но все же большой процент опрошенных не отрицают употребление матерщины, более того,  не видят в этом ничего предосудительного.

Проведенный анонимно в 8-9 классах социологический опрос показал следующие результаты:

Сквернословие в речи недопустимо-58%

Ничего страшного в нем нет-31%

Сквернословие как норма подросткового общения-11 %.

 Полученные данные меня, как учителя русского языка и литературы, заставляют задуматься и даже пугают. «Велик и могуч русский язык»- учим мы на уроках. А какую «литературную» речь слышат наши дети, выйдя за пределы школы?.. Как объяснить подростку, что нельзя сквернословить? Ведь странным для них кажется такое языковое явление как мат. Он звучит повсюду, а повторять его нельзя!

Почему существует язык, на котором нельзя разговаривать? Ведь он есть, а говорить на нем нельзя! Почему взрослым позволительно использовать нецензурную лексику, а подросткам нет… И тогда , как известно, «запретный плод становится сладок».

По мнению подростков, используя мат в своей речи, они тем самым проявляют независимость, способность не подчиняться запретам, да и просто стать взрослым. « Я крутой, я никого не боюсь, мне не слабо нарушить запрет..» Грубость позволяет подросткам эмоционально «подняться»  в глазах сверстников, шокировать взрослых, скрывает их собственную слабость, которую показать в этом возрасте им никак нельзя. «Матерщина» становится своеобразным щитом от неуверенности, незащищенности подростков, особенно сирот.

И тогда происходит самое страшное-гнилые слова становятся частью обыденной речи, их порой используют просто для связки слов. Мат становится  как бы наркотиком для детей, проявляющих агрессивную самозащиту. Начинается непоправимый вред здоровью, не только психическому, но и физическому.

Уже давно люди заметили воздействие слов на их духовное и физическое состояние. Ведь именно слово может рассказать нам о человеке, его внутреннем мире. А как гласит известная пословица «От гнилого сердца и гнилые слова»! Матерщина, сквернословие

оказывают негативное влияние не только на того, кто сквернословит, но и на того, кто это слушает. Мы несем ответственность за каждое  слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя  другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».

В анкетах детей на вопрос «Чем опасен мат?» наиболее частые ответы были- «унижает», «оскорбляет», «делает дураком»  и даже «толкает на преступления». Это и подтверждают выводы многих ученых, которые исследовали воздействие мата на организм человека.

Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова  пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению.

Таким образом, наша задача не допустить распространения пагубной привычки, искоренить сквернословие в речи. Конечно, процесс этот не сиюминутный, а длительный и тяжелый. Но  если не бороться ,не ставить барьеры матерщине, не запрещать на государственном уровне использование нецензурной лексики по ТВ ,радио, то какое поколение молодежи вырастим мы, взрослые?!

Я не случайно задаю риторический вопрос, потому как натолкнул на него результат еще одного исследования детей- «Почему вы допускаете употребление мата в речи?» Наиболее  частые ответы были:

-от злости

- чтобы успокоиться

-чтобы привлечь внимание

-недостаток воспитания.

 «Поскольку матерщина провоцируется ощущением собственной несамодостаточности», очевидно, что дети нуждаются в нашей помощи, поддержке, совете.  Над этим нам надо задуматься и помочь подросткам сказать Нет сквернословию! Тем более,  подавляющее число опрошенных (79 %) согласны, что бранные слова нужно убирать из человеческой речи.

Предлагаемые мероприятия:

Конкурс антирекламы сквернословия.

Круглый стол «Твой взгляд на сквернословие».

«Эстафета хороших слов».

Эссе « Речь без бранных слов: миф или реальность?».

Памятка « Как избавиться от бранных слов».

     

Информационные источники:

Колмановский Александр Эдуардович: http://www.realisti.ru/main/mat/pochemu_lyudi_myateryatsya_mat_sledstvie_neuverennosti_v_sebe.htm#ixzz3z7GJ7k60

Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я выбираю жизнь!" классный час о здоровом образе жизни

"Я выбираю жизнь" классный час о здоровом образе жизни...

"Мы выбираем, жизнь!" - внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни

Общешкольное мероприятие для старшеклассников по профилактике вредных привычек...

исследовательская работа на тему "Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться"

Проблема сквернословия в настоящее время очень актуальна. В «Толковом словаре русского языка» Ожегова сквернословие определяется как «речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами,...

Дискуссия «Я Выбираю жизнь!!! Какую жизнь я выбираю?»

Обсуждение проблем, связанных с ведением здорового образа жизни....

Круглый стол «Я выбираю жизнь», презентация "Я выбираю жизнь!"

Круглый стол «Я выбираю жизнь», презентация "Я выбираю жизнь!"...