Урок ОБЖ в 5 классе "Безопасное поведение в бытовых ситуациях"
план-конспект по обж на тему

Знакомство с различными бытовыми опасными ситуациями, правилами поведения при их возникновении. Разноуровневое оценивание работы обучающихся в течение урока. Образец листа самооценки обучающигося  на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОБЖ в 5 классе

по теме «Безопасное поведение в бытовых ситуациях».
Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с опасными ситуациями и основами безопасного поведения при их возникновении в быту.
2. Развивать умения делать выводы, сравнения, анализировать ситуации, развивать качества личности, необходимые для обеспечения безопасного поведения;
3.  Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни, воспитывать умения предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их возникновения.
Оборудование: компьютер, презентация  «Опасные бытовые приборы и предметы»,  видеофильм  «Первая помощь при ранении», схема «Правила поведения при затоплении жилища», тест «Правила поведения при пожаре»,   набор карточек «дорожные знаки», «средства бытовой химии», ситуационные задачи «Правила поведения при пожаре».

Ход урока

Учитель знакомит учащихся с рабочими листами, напоминает  о системе оценивания своих знаний при проверке домашнего задания и при изучении нового материала (Приложение №1).
1. Проверка домашнего задания

  1. Индивидуальный опрос «Что такое пожар? Причины возникновения пожара».
  2. Основные правила передачи сообщения о пожаре по телефону в пожарную службу.
  3. Адрес местонахождения и номер телефона пожарной части села Талдан.
  4. Работа в группах (разложить дорожные знаки по группам,  назвать группы).
    2. Изучение нового материала .
    Актуализация знаний учащихся.
    Презентация «Опасные бытовые приборы и предметы»
    Слайд 1:

Ножи, иголки, утюг, плита, фен, аспирин, лак для волос, стиральный порошок, но-шпа, кран, батарея, наводнение (на слайде также дорожные знаки из группы «предупреждающие»).

Учитель: Посмотрите внимательно на слайд, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

(об опасных предметах)

Учитель: Где встречаются эти предметы и приборы?

(дома, в быту)

Учитель: Назовите тему урока.

(«Безопасное поведение в бытовых ситуациях»)
Слайд 2: Ножи, иголки, утюг, плита, фен, аспирин, лак для волос, стиральный порошок, но-шпа, кран, батарея, наводнение, шампунь, крем для рук,  зубная паста, дезодорант,  спицы, бытовой газ.

Учитель: Разделите предметы и приборы на группы.

Слайд 3: Ножи, иголки, утюг, плита, фен, аспирин, лак для волос, стиральный порошок, но-шпа, кран, батарея, наводнение, шампунь, крем для рук,  зубная паста, дезодорант,  спицы, бытовой газ.

Учитель: По какому принципу вы разделили предметы и приборы, которые встречаются нам в быту.  С какой опасностью можно связать каждую их групп.

Слайд 4:

1. Отравление лекарствами.

2. Режущие предметы-ранения.

3. Утечка бытового газа - отравление, взрывы.

4. Затопление жилища.

5. Электроприборы - пожар.

6. Средства бытовой химии – ожоги, отравления.

Учитель: Вспомним формулу безопасности.

Слайд 5:

Формула безопасности:

  1. Уметь предвидеть опасность.
  2. Уметь избегать опасность.
  3. Действовать четко и решительно.

Учитель: (работа в группах устно (по парам)), разбираем по формуле безопасности  слово ЛЕКАРСТВА (таблетки).

Пример:

  1. Таблетками можно отравиться.
  2. Чтобы избежать опасности, таблетки убирать в безопасное место, читать инструкцию.
  3. Вызвать скорую помощь, обратиться к врачу.

Учитель напоминает о рабочем листе.

Учитель: Продолжаем работать в группах. Разберете по формуле безопасности следующие действия и запишите в тетрадь (Приложение № 2).

Учитель: Какие действия вы записали в 3 пункте формулы безопасности. (Учитель предлагает просмотреть видеофильм «Первая помощь при ранении»)

Учитель. В домах есть  невидимая и неслышимая опасность, которая может привести к пожару. Это – газ. Газ может быть очень опасным. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. В-третьих, он тоже может стать причиной пожара.

Прочтите стихотворение и назовите  несколько правил безопасного поведения.

 На кухне газ у нас горит,
Меня он тянет, как магнит.
Как мама я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть,
И спички ловко зажигать,
И газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:

– К плите чтоб руки не совала!
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай,
Учись на кухне помогать,
Посуду мыть и вытирать,
А к газу ты не подходи –
Сперва немного подрасти!

 Выключай в квартире газ –
За газом нужен глаз да глаз.
Запах, чувствуя в квартире,
Позвоните 04.

Учитель:  Что за беда, коли льется  вода?  (ответы детей)

Учитель предлагает заполнить схему плана действия в случае затопления жилища. (Приложение №3).

Учитель: Назовите причины возникновения пожара в жилище.(ответы детей)

Учащиеся, обучающиеся на оценку «4» и «5» решают ситуационные задачи (приложение №4).

Учащиеся, обучающиеся на оценку «3» работают в парах, выполняют тест, делают взаимопроверку (Приложение №5).

Задания проверяются, ученики оценивают свою работу, результат записывают в рабочий лист.

Учитель знакомит учащихся с средствами бытовой химии, затем предлагает работу с набором карточек «Средства бытовой химии» в группах: разделить средства бытовой химии на следующие группы: относительно безопасные, огнеопасные, ядовитые, опасные для глаз и кожи.

Задание проверяется, ученики оценивают свою работу, результат записывают в рабочий лист.

Рефлексия:

На уроке мне понравилось …

Было не понятно …

Домашнее задание: придумать ситуационную задачу, связанную с опасностями в быту (на выбор ученика), записать в тетрадь правила поведения в данной ситуации.

Приложение №1

Рабочий лист учени__ 5 ___ класса

 Название задания

Вид работы

Оценивание

Повторение домашнего задания.

Практическая работа в группах

Изучений новой темы.

  1. Повторение формулы безопасности.

2. Работа с ситуационными задачами (тестом).

3. Устные ответы.

4.Заполнение схемы.

5. Практическая работа в группах.

Общая оценка

Оценивание: «+» - все понятно

                       «-» - не понял тему

                       «?» - затрудняюсь

Приложение №2

1-я группа - Режет хлеб.

2-я группа - Вяжет спицами.

3-я группа - Открывает консервную банку.

4-я группа - Срезает цветы.

5-я группа - Выпекает хлеб.

6-я группа – Колит дрова.

7-я группа -  Забивает гвоздь.

8-я группа – Шьет на швейной машинке.

9-я группа – Зашивает рубашку.

Приложение № 3

Схема плана действия в случае затопления жилища.

Перекрыть __________________________________

Сообщить ___________________________________

Если _______________ нет дома, вызвать ________________

В местах протечки ___________________________________

Собрать с пола _______________________________________

Перенести ___________________________________________

Накрыть _____________________________________________

Если вода течет по стенам, капает с потолка ______________

При сильном затоплении дома _________________________

При сильном затоплении дома _________________________

Приложение № 4

  1. Если вас отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что вы будете делать?
  2. Если комната начала наполнятся густым едким дымом? Ваши действия.
  3. Если загорелась электропроводка? Ваши действия.
  4. Если на человеке загорелась одежда? Ваши действия.
  5. Если при приготовлении пищи, загорелся жир на сковороде? Ваши действия.

Приложение № 5

Вопрос с вариантами поступков

в предлагаемой ситуации

Оценочная таблица

1.Если случится пожар, как ты будешь действовать?

-позвоню по телефону «01»

-Позову на помощь

-убегу, никому ничего не скажу

2. Если комната начала наполнятся густым едким дымом?

-Открою окно, не закрыв дверь

- Буду продвигаться к выходу

-Закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу

3. Если загорелась электропроводка!
- Буду тушить водой
- Обесточу электросеть, затем приступаю к тушению
- Буду звать на помощь
4. Если на вас загорелась одежда!
- Побегу, попытаюсь сорвать одежду
- Остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя
- Завернусь в одеяло
5. Если при приготовлении пищи загорелся жир на
сковородке!
-Накрою сковородку мокрым полотенцем
-Буду тушить водой
-Попытаюсь вынести горящую сковородку на улицу

3

2

0

0

2

3

0

3

1

0

3

2

3

0

0



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Безопасное поведение в бытовых ситуациях"

Учащиеся знакомятся с опасными ситуациями  в быту, участся правильно вести себя в конкретных ситуациях. В процессе урока вырабатывается бережное отношение к своей жизни....

Открытый урок по ОБЖ " Правила поведения при чрезвычайных ситуациях"

Тема: «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях»Цель: практическая отработка навыков безопасного поведения  обучающихся в  условиях пожара; террористической угрозы, наводнения,...

«Безопасное поведение школьника в бытовых ситуациях»

Статья на тему «Безопасное поведение школьника в бытовых ситуациях»...

2.6 Безопасное поведение в бытовых ситуациях

Быт - это повседневный уклад жизни человека. ...

Рабочая карта к уроку ОБЖ 5 класс по теме: "Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях".

Рабочая карта к уроку ОБЖ 5 класс по теме: "Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях" содержит задания для учащихся, которые могут быть использованы при изучении данны...

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

Провести классный час о безопасном поведении в быту...