Стресс и его влияние на человека
творческая работа учащихся по обж (8 класс) на тему

Коваль Ольга Викторовна

Автор исследовал вопрос о причинах возникновения стресса у школьников:

- изучил теоретический материал по исследуемой проблеме;

- определил понятие «стресс» и стадии стресса;

- выявил причины возникновения стрессовых состояний.

Была проведена работа по исследование влияния стресса на физическое и психическое состояние одноклассников. 

Автор предполагает, что если  выявить причины стресса у подростков, то  можно помочь школьникам понизить уровень стресса или полностью преодолеть его.

На основе данных, полученных при опросе в форме тестирования и  изучении теоретического материала,  автор дает практические рекомендации по преодолению стрессового состояния, оформленные в виде газеты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_stress.doc168.5 КБ
Microsoft Office document icon broshyura.doc282 КБ

Предварительный просмотр:

XVI Научно-практическая конференция школьников

"Первые шаги в науку"

Направление         Естественнонаучное

Секция                 Безопасность жизнедеятельности

Стресс и его влияние на человека

Выполнила ученица 8 «В» класса

МОБУ Гимназия № 9 имени Н. Островского

Агашина Ангелина Александровна

Руководитель проекта

Коваль Ольга Викторовна,

учитель химии и ОБЖ

МОБУ Гимназия № 9 имени Н. Островского

Сочи

2016

Агашина Ангелина Александровна

Краснодарский край,  Хостинский район,  г. Сочи

МОБУ Гимназия № 9 имени Н. Островского, ученица 8 "В" класса

Научный руководитель: Коваль Ольга Викторовна, учитель химии и ОБЖ

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…………………..3

Глава 1. Теоретические исследования стресса……………………………………....……..5

  1. Определение понятия «стресс» ………………………………………………………...5
  2. Стадии стресса………………………………………………………...…………………7
  3. Причины возникновения стрессовых состояний ...…………..……………………….8
  4. Влияние стресса на подростка……………………………………………….…...…..…9

Глава 2. Экспериментальное исследование стрессовых состояний у

школьников......……………..…………………………………………………………..……..10

  1. Тестирование школьников на определение уровня стресса и анализ результатов...10
  2. Борьба со стрессом……………...……………...……………………………………….11
  3. Практические рекомендации по преодолению стрессового состояния……………..13

Заключение……………………………………………...………………………………......…16

Список использованных источников……………..…………………………………….….18

Приложения………………........................................................................................................19


Агашина Ангелина Александровна

Краснодарский край,  Хостинский район,  г. Сочи

МОБУ Гимназия № 9 имени Н. Островского, ученица 8 "В" класса

Научный руководитель: Коваль Ольга Викторовна, учитель химии и ОБЖ

Введение

Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь – со всей душой. А потому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное.

Особую важность имеет изучение эмоционального развития в подростковом возрасте. Подростковый период, в котором сейчас находятся мои одноклассники – наиболее эмоциональный, критический период развития, сопряженный со специфическими эмоциональными трудностями. Он является периодом кризиса адаптационного равновесия. В связи с этим возникает вопрос о связи стрессовых расстройств в подростковом возрасте с особенностями эмоционального развития.

Актуальность и проблема исследования. Вопросы психики в подростковом возрасте всегда волновали психологов, т.к. хорошо известно, что именно в период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д., но перенесенный эмоциональный стресс может помешать благоприятному прохождению этого этапа и нормальному становлению личности.

Цель работы: исследование влияния стресса на физическое и психическое состояние одноклассников.

Для достижения цели необходимо решить ряд частных задач:

- изучить теоретический материал по исследуемой проблеме;

- определить понятие «стресс» и стадии стресса;

- выявить причины возникновения стрессовых состояний;

- изучить влияние стресса на одноклассников;

- провести эксперимент, заключающийся в тестировании одноклассников на определение уровня стресса;

- дать практические рекомендации по профилактике и преодолению стрессовых состояний;

- сделать вывод по проделанной работе.

Гипотеза исследования – если мы выявим причины стресса у подростков, то мы сможем помочь школьникам понизить уровень стресса или полностью преодолеть его.

При написании нашего проекта применялись следующие методы научного исследования:

  1. Теоретический анализ литературы и исследований по проблеме стресса;
  2. Исследование, заключающееся в тестировании одноклассников на определение уровня стресса, статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы.

Предполагаемым продуктом исследования являются – практические рекомендации по профилактике и преодолению стресса у учащихся.

Объект исследования – стрессовые состояния у подростков.

Предмет исследования – факторы, влияющие причины возникновения стресса у школьников.

Целевая группа проекта – ученики средней школы (5-11 классы).

Сроки реализации проекта – сентябрь 2014 – ноябрь 2015.

Агашина Ангелина Александровна

Краснодарский край,  Хостинский район,  г. Сочи

МОБУ Гимназия № 9 имени Н. Островского, ученица 8 "В" класса

Научный руководитель: Коваль Ольга Викторовна, учитель химии и ОБЖ

Глава 1. Теоретические исследования стресса в современной науке

  1. Определение понятия «стресс»

Термин «стресс» встречается в современной литературе как обозначающий следующие понятия:

• сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

• сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

• сильные, как неблагоприятные, так и благоприятные для организма реакции разного рода;

• неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

• неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма.

Наиболее адекватно в современной психологии признается последняя из указанных трактовок термина «стресс». Также признается возможным понимание стресса как неспецифических физиологических и психологических проявлений приспособительной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические же проявления адаптивной активности при действии любых значительных для организма факторов обозначают как стресс в широком смысле.

Таким образом, стрессовым можно считать практически любое состояние человека, на которого воздействуют любые факторы внешней и внутренней сред, вызывающие ответную реакцию организма.

У человека и высокоорганизованных животных состояние стресса равнозначно состоянию отрицательных эмоций, протекающих на фоне повышенной физиологической активности. Аналогичное понимание стресса наблюдаем у многих авторов, предлагающих свои толкования понятия «стресс». Всех их объединяет наличие в трактовке негативных стимулов в развитии защитных реакций организма. «Так, Ю.Г. Чирков указывает на то, что стресс – это угроза, беда, напасть; Р. Лазарус расценивает угрозу как предвосхищение человеком будущего столкновения с какой-то опасностью и считает ее ключевым механизмом развития эмоционального стресса; В.В. Суворова определяет стресс как чрезвычайное состояние, которое необходимо преодолеть, из которого надо выйти; Ю.Б. Абрамов и М.А. Уколова считают, что стресс – это приспособительная реакция по отношению к сильным угрожающим жизни раздражителям, и возникает он в конфликтных ситуациях, в которых животное и человек не имеют возможности удовлетворять свои потребности; А.В. Вальдман с соавторами склонны понимать эмоциональный стресс как реакцию организма на угрозу, которая воспринимается дистантно, вызывает соответствующее эмоциональное отношение к данному воздействию, что является запускающим процессом подготовки организма к возможным последствиям, а так же как личную реакцию на аверсивный (негативно оцениваемый) сигнал, имеющий вид целостной, динамично развивающейся функциональной системы». По отношению к человеку специфика стресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности. В этой связи необходимо упомянуть трактовку эмоционального стресса, предложенную в Словаре физиологических терминов. В нем эмоциональным стрессом именуют тревогу, конфликт, эмоциональные расстройства, переживания, угрозу безопасности, неудачи, досаду и др., т. е. такие эмоциональные состояния, которые развиваются у человека, когда он сталкивается с реальными психологически трудными ситуациями либо считает их психологически трудными или неразрешимыми.

Оставаясь сторонниками традиционного понимания стресса, мы ни в коей мере не отрицаем значимости стрессовой активности, обладающей положительными аспектами. Мы полностью разделяем точку зрения Г. Селье, в которой он различает конструктивный и деструктивный стрессы, указывая, что не всякий стресс является вредным. «Он считает, что стрессовая активация может быть положительной мотивирующей силой, улучшающей субъективное «качество жизни» - эустресс, и ослабляющей – чрезмерный стресс – дистрессом. Вместе с тем надо учитывать, что положительные или обычные стимулы, ведущие к эустрессу, встречаются гораздо реже отрицательных и практически их значение в плане клинических и тем более патологических состояний сведено почти к минимуму».

Характерной тенденцией стало рассматривание стресса как особого состояние, близкого к аффектам, чувствам тревожности и др. Сообразуясь с этим, многие отечественные и зарубежные исследователи рассматривают стресс как родовое понятие, созвучное с состоянием отрицательных эмоций. Такое понимание закреплено международной классификацией стресса, одобренной Всемирной организацией здравоохранения.

«Из-за неоднозначности трактовки понятия «стресс» многие ученые и по сей день, предпочитают другие термины – «психическая напряженность», «операционная и эмоциональная напряженность», «эмоциональное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «психоэмоциональное напряжение». Некоторые из них отождествляют со стрессом отдельные из этих понятий, другие проводят четкую их дифференциацию. Однако общим для всех является одно – реакция организма на воздействие определенной силы, что, по существу, является стрессом.

  1. Стадии стресса

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

Стадия мобилизации. В ответ на действия стрессора возникает тревога. Она мобилизирует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья, так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются способности организма. Но если все эти приготовления не переходят мгновенно в действия, долговременное пребывание в стадии мобилизации может привести к различным нарушениям функций организма.

Стадия сопротивления. Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

Стадия истощения. Если уровень стресса слишком долго остается на высоком уровне, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создает такие физиологические условия, при которых способность организма сопротивляться стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определенными симптомами: нервозностью, смутной тревогой, быстрой утомляемостью, раздражительностью, чувством беспомощности, головной болью, бессонницей, потерей аппетита и др. Человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

  1. Причины возникновения стрессовых состояний

Стресс может быть вызван причинами, которые связаны с учебой:

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует закончить за определённый период времени.

Ученику просто поручили огромное количество заданий, которое он должен выполнить в срок. Естественно человек начинает испытывать беспокойство. Маленькая нагрузка может вызвать у подростка такое же чувство. У него может создаться впечатление, что его просто напросто недооценили.

  1. Конфликт ролей.

Различные противоречия, конфликты, недопонимания, возникающие между учеником и его учителем во время учебного процесса.

3. Неопределенность ролей.

Ученик не имеет полного представления о том, что от него ожидает учитель, что он должен делать, как делать и как его после этого будут оценивать.

4. Неинтересные занятия.

Школьник, который считает свои занятия неинтересными, чаще испытывает беспокойство и он более подвержен физическим недомоганиям, в отличие от того, кто доволен своей учебой.

5. Существуют также и другие причины.

Это, например, плохие физические условия, в которых должен учиться школьник (плохое освещение, чрезмерный шум), конфликтные отношения одноклассников друг к другу.

Так же стресс может быть вызван событиями в личной жизни подростков.

Некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (личный успех, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения, такие как радость, любовь, творческий подъем и т.п.

Но стресс способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Отрицательные ситуации могут быть неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

1.4. Влияние стресса на подростка

Стресс, пережитый в переходном возрасте, может отрицательно сказаться на перестраивающемся физически организме подростка и на его изменяющейся психике.

1) Ухудшение физического здоровья. Научно засвидетельствован тот факт, что люди, столкнувшиеся со стрессом в подростковом возрасте, имеют ослабленный иммунитет и намного чаще серьёзно заболевают в зрелом возрасте, чем те, чьё отрочество было благополучным.

2) Ухудшение психического здоровья. Подростковый стресс, если с ним не бороться, может перерасти в депрессию. А депрессия в переходном возрасте может спровоцировать суицид.

У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

Велика роль сильного стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты cердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается. Сильный, продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведет к увеличению риска инфекционных заболеваний.

Необходимо отметить, что каждому присущ свой оптимальный уровень стресса и, когда границы оптимального уровня пройдены, стресс начинает истощать энергию организма, и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

Во второй главе нашего исследования мы проведем тестирование на определение уровня стресса.

Агашина Ангелина Александровна

Краснодарский край,  Хостинский район,  г. Сочи

МОБУ Гимназия № 9 имени Н. Островского, ученица 8 "В" класса

Научный руководитель: Коваль Ольга Викторовна, учитель химии и ОБЖ

Глава 2. Экспериментальное исследование стрессовых состояний у школьников

  1. Тестирование школьников на определение уровня стресса и анализ результатов

Для определения уровня стресса существует специальный тест. Существуют признаки, по которым можно определить стрессовое состояние. Тест, разработанный американскими психологами, даст возможность определить уровень стресса у подростков. Тестируемым надо, по возможности правдиво и объективно, ответить на двадцать вопросов. Тест и обработка его результатов приведены в Приложении.

Мы провели опрос школьников 7 «В» класса в 2014 году. В эксперименте приняли участие 28 человек.

В результате обработки теста мы выявили, что только один человек живет спокойно и разумно, справляясь с проблемами, которые преподносит жизнь. Он не страдает ни ложной скромностью, ни излишним честолюбием. Вместе с тем психологи рекомендуют проверить ответы вместе с хорошо знающим его человеком: люди, имеющие такую сумму баллов, часто видят себя в «розовом свете». (До 31 балла).

Для семи человек из класса характерны деятельность и напряжение. Они подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремятся добиться чего-либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот). По всей видимости, они и впредь будут так жить, постарайтесь только выделить немного времени для себя. (От 31 до 45 баллов).

Для девяти школьников жизнь – непрекращающаяся борьба. Они честолюбивы и мечтают о карьере. Они довольно зависимы от чужих оценок, и это постоянно держит их в состоянии стресса. Подобный образ жизни, может быть, приведет к успеху на личном фронте или в профессиональном отношении, но вряд ли это доставит радость. Нужно избегать ненужных споров, не допускать гнева из-за мелочей, не пытаться всегда добиться максимума, время от времени отказываться от того или иного плана. (От 46 до 60 баллов).

Одиннадцать человек находятся в сильном стрессовом состоянии. Испытываемый ими сильный стресс угрожает здоровью и будущему. Необходимо поменять жизненный уклад. Если перемена образа жизни представляется невозможной, нужно постараться хотя бы тем или иным образом отреагировать на предупреждение. (Более 60 баллов).

После анкетирования всем участникам были выданы рекомендации по преодолению стрессовых состояний и проведена беседа с участием психолога.

В 2015 году мы повторно провели опрос тех же учащихся с целью выявления уровня стресса. Был предложен тот же самый тест для того, чтобы в динамике проследить изменение состояния, произошедшее с подростками за год. Итак, в тестировании приняли участие 28 человек.  

В процессе обработки результатов тестирования мы выявили, что можно говорить о больших изменениях в состоянии и отношении учащихся к окружающему миру. Если год назад был один человек, видивший все в «розовом свете», то уже через год таковых не оказалось. Никто из опрашиваемых не может сказать, что живет спокойно и разумно, справляясь с проблемами, которые преподносит жизнь. (До 31 балла).

Восемнадцать человек набрали от 31 до 45 баллов. Это говорит о том, что они подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремятся добиться чего-либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот). Это является положительной динамикой в изменении стрессовой ситуации в классе.

Для меньшего числа опрашиваемых – шесть человек, они набрали от 46 до 60 баллов, жизнь стала непрекращающейся борьбой. По-прежнему есть честолюбивые подростки, мечтающие о карьере, зависящие от чужих оценок. Они постоянно находятся в состоянии стресса.  

Еще одним положительным моментом является то, что значительно сократилось количество человек, находящихся в сильном стрессовом состоянии (с 11 человек до 4). Большинство подростков, вероятно, осознали, что изменения в образе жизни способствуют улучшению здоровья и перестает угрожать будущему. Беспокойство вызывают только 4 человека, которые не отреагировали на рекомендации и предупреждения специалистов, психологов, педагогов. Необходимо вновь провести работу по преодолению стрессового состояния, чтобы избежать серьезных последствий в будущем. (Более 60 баллов).

Вопрос

2014

2015

1

  1. Борьба со стрессом

В подростковом возрасте, когда интенсивно формируются такие качества, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, когда определяются жизненные интересы и происходит становление личности, борьба со стрессом приобретает большое значение.

Основная цель борьбы со стрессом – научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, т.е. когда он полезен для вашей активной жизнедеятельности. Для этого необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества.

Родители и учителя должны помочь ребёнку справиться со стрессом, так как самостоятельно подросток не в состоянии преодолеть психологический кризис.

Самым лёгким и при этом наиболее эффективным методом борьбы с подростковым стрессом является демонстрация безграничной любви и ласки, а также проявление внимания и понимания со стороны родителей. Даже если, на первый взгляд, подросток не принимает Вашу заботу и внимание, поверьте, он очень в них нуждается в трудную минуту.

Также родителям необходимо выказывать доверие подростку. Не следует принимать за него решения в каких-либо жизненных ситуациях, он уже не совсем ребёнок и имеет право начать самостоятельно выстраивать свою жизнь.

Если ребенок перегружен внеурочной деятельностью, именно родителям следует убедить его выбрать что-то одно: или спортивную секцию, или уроки в музыкальной школе. Иначе подросток так и будет выбиваться из сил, стараясь во всём преуспеть, и в итоге погрузится в стрессовое состояние.

Усугубить психологический кризис может стремление подростка скрыть ото всех причину своего стресса. Родители должны, во что бы то ни стало, убедить ребенка выговориться, выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, поделиться своими страхами и переживаниями.

Негативное влияние различных стрессовых ситуаций сказывается на успеваемости ученика, его поведении, отношениях со сверстниками и педагогами, т. е. влечет за собой возникновение все новых стрессовых ситуаций.

Каждый учитель требует от учащихся овладения материалом по своему предмету на достаточно высоком уровне, что, с одной стороны, естественно и понятно. Но, с другой стороны, стремление школьника демонстрировать блестящие результаты по всем дисциплинам иногда, к сожалению, не обходится без ущерба для его здоровья. Большинство учащихся оказываются настолько перегружены информацией, огромным объемом знаний, необходимых для усвоения, что часто попадают под воздействие информационного стресса.

Особое значение приобретает способность классного руководителя вовремя предвидеть появление возможной стрессовой ситуации. Эту непростую задачу можно решить, если педагог обеспокоен не только усвоением школьниками нового материала, но и заботится об их психоэмоциональном состоянии. Классный руководитель, пользующийся доверием и уважением воспитанников, способен помочь им ценным советом или своевременным предостережением.

  1. Практические рекомендации по преодолению стрессового состояния

Сон. Треть жизни человек проводит во сне. Сон – это жизненно необходимая потребность организма, кроме того он благотворно воздействует на человека. Сон восстанавливает не столько физическую активность человека, сколько психологическое равновесие. Во время сна наш организм производит гормоны, отвечающие за рост и восстановление функций организма.

Недостаток сна приводит к серьезным нарушениям нервной системы. Самое главное – не оказаться в порочном кругу – когда стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.

Танец. Нет людей, которые не танцуют. Как говорил классик – танцуют все. Танец не просто связан с жизнью, а он и есть сама жизнь.

В данном случае говорится о не профессиональном танце, где есть свои правила, отработанные и стандартные движения, а о танце, лишенном всяких правил, в котором танцует только тело, а разум отключается. Танец, которому человек полностью отдаётся и душой, и телом. И если человек будет просто танцевать, не пытаясь оценить то, как он это делает, то через некоторое время мысли успокоятся, исчезнет окружающий мир и человек полностью погрузится в состояние танца.

Музыка. Когда человеку бывает не по себе, он часто стремимся оказаться в одиночестве, и тогда музыка помогает пережить это состояние. Музыка может помочь выплеснуть сильные разрушительные эмоции, например, агрессию.

Эмоции. Человеку не свойственно открыто выражать свои отрицательные эмоции, когда у него внутри гнев и обида, он сдерживает свои чувства, натягивая на маску. Но отрицательные эмоции не исчезают бесследно – они просто уходят в подсознание и там продолжают свою разрушительную работу. Существует немало способов, с помощью которых человек может дать выход отрицательным эмоциям, и он просто обязан это делать, а не копить их в себе.

Питание. Во многих пищевых продуктах содержатся гормоны «хорошего настроения». Они помогают переживать стрессы, бороться с депрессией, да и просто повышают жизненный тонус. Например, салат, шпинат, капуста, паприка и другие съедобные растения богаты веществами, которые улучшают настроение человека. В бананах содержится серотонин, дающий человеку ощущение легкости. А шоколад способствует выработке гормона радости. Сладости вообще делают человека более жизнерадостным – содержащаяся в них глюкоза запускает «механизмы счастья» в мозгу.

Природа. Во время отпусков люди стремятся при малейшей возможности уехать из города и хотя бы на короткое время очутиться на природе. Там, где взгляд наслаждается простором, а не спотыкается о бесчисленные бетонные коробки, где легкие дышат чистым, свежим воздухом, а не выхлопными газами. Даже короткий отпуск на природе может вернуть силы человеку и дать энергию на целый рабочий год.

Хотя возможен и другой вариант – принести немного природы к себе в дом. Ведь основная часть жизни проходит в квартирах и офисах, у человека просто нет возможности большую часть времени наслаждаться природой. Здесь с проблемами усталой психики человеку помогут справиться комнатные растения.

Не стоит забывать и о домашних животных. Например, кошка. У человека возникает естественное желание ее погладить, и, когда он погружает руки в густую шерсть, то ему становится легче. Человек обретает долгожданный покой.

Релаксация. Очень сильное средство для борьбы со стрессом, которое к тому же не отнимает много времени. После правильно проведенной релаксации появляется необычайный прилив сил, приходит бодрость. На это уходит всего лишь 10-20 минут в день. Нужно просто расслабиться полностью, отключиться от внешнего мира, уйти от своих мыслей, и просто оказаться наедине с самым близким человеком – с самим собой.

Аромотерапия. Когда человек наносит ароматические масла на кожу, то они через поры кожи попадают в кровь, которая разносит их по всему телу. Когда человек вдыхает запах масла, его пары через мембраны и основание носа попадают в мозг, и напрямую влияют на настроение, достигая участков мозга, отвечающих за эмоции.

Существует огромное количество масел или их смесей, которые используются для снятия стресса. Аромотерапевты не рекомендуют использовать одно и то же масло или смесь масел слишком долго – они могут потерять свою эффективность. Ванны также влияют на психику человека успокаивающе.

Отдых. Как не грустно признавать, но, к сожалению, многие современные люди разучились отдыхать. А зря. Ведь, когда человек отдыхает и хотя бы на время сбрасывает груз забот, накопившийся за прошедшую неделю, в его душу приходят мир и покой.

Физические упражнения. Они оказывают релаксирующий эффект, который возникает после выполнения упражнений и длится до 2-х часов. Регулярные физические упражнения способствуют повышению устойчивости организма к стрессам. При физической активности повышается уровень химических веществ, которые способствуют повышению настроения.

Агашина Ангелина Александровна

Краснодарский край,  Хостинский район,  г. Сочи

МОБУ Гимназия № 9 имени Н. Островского, ученица 8 "В" класса

Научный руководитель: Коваль Ольга Викторовна, учитель химии и ОБЖ

Заключение

В наше время стресс испытывают абсолютно все люди в независимости от возраста, пола, статуса в обществе. Его можно было бы назвать «чумой 21 века». Люди подвергаются стрессу каждый день. Для стрессовых ситуаций существует огромное количество причин, как положительных, так и отрицательных, причем во всех сферах жизнедеятельности человека. И от этого никуда не деться. Ведь наша жизнь это и есть стресс.

Подростковый возраст – время, когда психика полностью меняется; это период, когда ребёнок постепенно трансформируется во взрослого человека. И если в этот период подросток переживает серьёзный стресс, у него мало шансов стать гармоничной, открытой и доброжелательной личностью. Наверняка, последствием стрессового состояния в подростковом возрасте станет какой-либо комплекс неполноценности или замкнутость, или фобия.

В результате проведенного нами исследования в 2014 году, мы выявили, что 20 человек из 28 находятся в стрессовом состоянии. После анкетирования учащимся были выданы рекомендации по преодолению стрессовых состояний и проведена беседа с участием психолога. Также на родительском собрании были озвучены результаты тестирования и классный руководитель обратила внимание родителей на необходимость в изменении образа жизни и отношения подростков к учебе.

В 2015 году после повторно проведенного тестирования мы выявили, что наметилась положительная динамика и количество подростков, находящихся в стрессовом состоянии значительно сократилось (на 50%). Если в 2015 году их было 20 человек, то в 2016 году – 10 человек, из которых только у четверых их стрессовое состояние вызывает наибольшие опасения.  На наш взгляд, родителям и педагогам необходимо обратить на этих подростков особое внимание. Они нуждаются в участии взрослых людей, которые могут помочь им справиться с тревожащими их проблемами.

Мы со своей стороны предложили несколько способов, которые помогают в преодолении стресса. Достаточно, например, хорошенько выспаться. Ведь сон очень важен для человека. А потом проснувшись, для того что закрепить эффект, проваляться ещё полдня в постели и не о чем не думать. Ведь это не так сложно. Или послушать музыку, которая нравиться, и желательно на полную громкость, для того что бы заглушить все беспокойные мысли в голове. Можно потанцевать, и совсем неважно как человек это делает, главное, чтоб от души. И, конечно же, нужно всегда давать выход эмоциям, не надо их копить, если хочется кричать – кричи, хочется плакать – плачь. Не стоит сдерживать эмоции. Также немаловажную роль в снятии стресса играют физические упражнения, отдых, релаксация.

Агашина Ангелина Александровна

Краснодарский край,  Хостинский район,  г. Сочи

МОБУ Гимназия № 9 имени Н. Островского, ученица 8 "В" класса

Научный руководитель: Коваль Ольга Викторовна, учитель химии и ОБЖ

Список используемых источников: 

1. Статья «Стресс: причины его возникновения и способы борьбы с ним» (www.galatreya.ru/counsels/resepti/stress)

2. Большой энциклопедический словарь.

3. Большая советская энциклопедия.

4. Статья « Что такое стресс, и с чем его едят» (www.medportal.perm.ru)

5. Статья «Причины стресса» (www.drozdovland.ru)

6. Статья «Виды стресса» (www.anti-stress-21.ru)

7. Статья «Виды стресса» (www.sunhome.ru)

8. Статья «Виды стресса» (www.nostress.ru)

9. Статья «Стресс. Преодоление стресса» (www.lossofsoul.com)

Агашина Ангелина Александровна

Краснодарский край,  Хостинский район,  г. Сочи

МОБУ Гимназия № 9 имени Н. Островского, ученица 8 "В" класса

Научный руководитель: Коваль Ольга Викторовна, учитель химии и ОБЖ

Приложение № 1

Для определения уровня стресса вам предлагается специальный тест. Существуют признаки, по которым можно определить свое состояние. Тест, разработанный американскими психологами, дает возможность определить уровень стресса и дает некоторые советы по его снижению. Надо, по возможности правдиво и объективно, ответить на двадцать вопросов.

Тест для определения уровня стресса

1. Легко ли раздражаетесь даже из-за мелочей?

2. Нервничаете ли, если приходится чего-либо ждать?

3. Краснеете ли, когда испытываете неловкость?

4. Можете ли в раздражении обидеть кого-нибудь?

5. Выносите ли критику или она выводит вас из себя?

6. Если вас толкнут в автобусе, постараетесь ли вы ответить обидчику тем же или скажете что-то обидное?

7. Всегда ли все ваше время заполнено какой-либо деятельностью?

8. Свойственна ли вам пунктуальность: часто ли вы опаздываете?

9. Умеете ли вы выслушивать других: всегда перебиваете их, дополняете высказывания?

10. Страдаете ли отсутствием аппетита?

11. Часто испытываете беспричинное беспокойство?

12. Плохо чувствуете себя по утрам, кружится ли у вас голова?

13. Испытываете ли постоянную усталость, легко ли «отключаетесь»?

14. Даже после продолжительного сна не чувствуете ли себя «разбитым»?

15. Считаете ли вы, что у вас что-то не в порядке с сердцем?

16. Страдаете ли от болей в спине или шее?

17. Часто ли барабаните пальцами по столу, а сидя – покачиваете ногой?

18. Мечтаете ли вы о признании, хотите ли, чтобы вас хвалили за то, что вы делаете?

19. Считаете ли вы себя лучше многих других, но никто этого не замечает?

20. Находитесь ли вы на диете? Стремитесь ли изменить свой вес?

Подсчитайте сумму баллов ваших ответов:

Почти никогда – 1,

Редко – 2,

Часто – 3,

Почти всегда – 4.

Суммируйте полученные баллы и посмотрите, как психологи оценивают ваше состояние. Попробуйте следовать советам, приведенным в ответах.

До 30 баллов

Вы живете спокойно и разумно, справляясь с проблемами, которые вам преподносит жизнь. Вы не страдаете ни ложной скромностью, ни излишним честолюбием. Вместе с тем рекомендуем вам проверить свои ответы вместе с хорошо знающим вас человеком: люди, имеющие такую сумму баллов, часто видят себя в розовом свете.

От 31 до 45 баллов

Для вашей жизни характерны деятельность и напряжение. Вы подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремитесь добиться чего-либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот). По всей видимости, вы и впредь будете так жить, постарайтесь только выделить немного времени для себя.

От 46 до 60 баллов

Ваша жизнь – непрекращающаяся борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Вы довольно зависимы от чужих оценок, и это постоянно держит вас в состоянии стресса. Подобный образ жизни, может быть, приведет вас к успеху на личном фронте или в профессиональном отношении, но вряд ли это доставит вам радость. Все утечет, как вода сквозь пальцы. Избегайте ненужных споров, не допускайте гнева из-за мелочей, не пытайтесь всегда добиться максимума, время от времени отказывайтесь от того или иного плана.

Более 60 баллов

Испытываемый вами сильный стресс угрожает вашему здоровью и вашему будущему. Поменяйте жизненный уклад. Если перемена образа жизни представляется вам невозможной, постарайтесь хотя бы тем или иным образом отреагировать на предупреждение.

Приложение № 2



Предварительный просмотр:

Сон

Треть жизни человек проводит во сне. Сон – это жизненно необходимая потребность организма, кроме того он благотворно воздействует на человека. Сон восстанавливает не столько физическую активность человека, сколько психологическое равновесие. Во время сна наш организм производит гормоны, отвечающие за рост и восстановление функций организма.

Недостаток сна приводит к серьезным нарушениям нервной системы. Самое главное – не оказаться в порочном кругу – когда стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.

824PFq9OZwU.jpg

Сочи 2016

Практические рекомендации по преодолению стрессовых состояний

                          824PFq9OZwU.jpg

     

Выполнила ученица 8 «В» класса

Агашина Ангелина

Танец

Нет людей, которые не танцуют. Танец не просто связан с жизнью, а он и есть сама жизнь. В данном случае говорится о не профессиональном танце, где есть свои правила, отработанные и стандартные движения, а о танце, лишенном всяких правил, в котором танцует только тело, а разум отключается.

Музыка

Когда человеку бывает не по себе, он часто стремимся оказаться в одиночестве, и тогда музыка помогает пережить это состояние. Музыка может помочь выплеснуть сильные разрушительные эмоции, например, агрессию.

Эмоции

Человеку не свойственно открыто выражать свои отрицательные эмоции, когда у него внутри гнев и обида, он сдерживает свои чувства, натягивая на маску. Из-за этого отрицательные эмоции уходят в подсознание и там продолжают свою разрушительную работу. Поэтому человек обязан давать им выход, а не копить в себе.

Питание

Во многих пищевых продуктах содержатся гормоны «хорошего настроения». Они помогают переживать стрессы, бороться с депрессией, да и просто повышают жизненный тонус. Сладости вообще делают человека более жизнерадостным – содержащаяся в них глюкоза запускает «механизмы счастья» в мозгу.

Природа

Во время отпусков люди стремятся при малейшей возможности уехать из города и хотя бы на короткое время очутиться на природе. Там, где взгляд наслаждается простором, а не спотыкается о бесчисленные бетонные коробки, где легкие дышат чистым, свежим воздухом, а не выхлопными газами. Даже короткий отпуск на природе может вернуть силы человеку и дать энергию на целый рабочий год.

824PFq9OZwU.jpg

Отдых и релаксация

Как не грустно признавать, но, к сожалению, многие современные люди разучились отдыхать. А зря. Ведь, когда человек отдыхает и хотя бы на время сбрасывает груз забот, накопившийся за прошедшую неделю, в его душу приходят мир и покой.

Физические упражнения

Они оказывают релаксирующий эффект, который возникает после выполнения упражнений и длится до 2-х часов. Регулярные физические упражнения способствуют повышению устойчивости организма к стрессам.

824PFq9OZwU.jpg

Ароматерапия

Ароматические масла через поры кожи попадают в кровь, которая разносит их по всему телу. Когда человек вдыхает запах масла, его пары через мембраны и основание носа попадают в мозг, и напрямую влияют на настроение, достигая участков мозга, отвечающих за эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов».

Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов».  Формат Word (ZIP-архив, размер 300 Кб)Задачи: Развивать инте...

Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов.

Цель урока: раскрыть значение пресной воды в жизни человека, познакомить учащихся с негативным влиянием деятельности человека на пресноводные водоемы и методами охраны водоемов Республики Хакаси...

СТРЕСС И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА

Наверное вы все слышали слово "стресс", а некоторые из вас и испытывали его. Давайте разберемся, что такое стресс....

Классный час для учащихся 7 классов «Что такое стресс и его влияние на психологическое здоровье».

Классный час для учащихся 7 классов «Что такое стресс и его влияние на психологическое здоровье»....