Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в формировании безопасной образовательной среды"
статья по обж на тему

Колесник Иван Александрович

Рассмотрена сущность безопасности образовательной среды, определены факторы, влияющие на её безопасность. Предложены механизмы интеграции урочной и внеурочной деятельности в рамках формирования безопасной образовательной среды, рассмотрены примеры такой интеграции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в формировании безопасной образовательной среды.

Колесник Иван Александрович, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности ГБОУ средняя школа № 27 имени И.А. Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга.

        Аннотация. Рассмотрена сущность безопасности образовательной среды, определены факторы, влияющие на её безопасность. Предложены механизмы интеграции урочной и внеурочной деятельности в рамках формирования безопасной образовательной среды, рассмотрены примеры такой интеграции.

        Ключевые слова: образовательная среда, безопасность образовательной среды, ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование детей.

        Образовательная среда - целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, представляющая собой совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем, возможностей как позитивных, так и негативных [3]. Благоприятная образовательная среда естественным образом будет способствовать качественному и эффективному образованию. В свою очередь, совершенно очевидно, что неблагоприятная образовательная среда не позволит в полной мере реализовать образовательный потенциал школы в целом и педагогов в частности. Что может помешать образовательному процессу? Отсутствие учебных пособий, кадровый дефицит учителей, низкий профессиональный уровень педагогов, плохие материально-технические условия школы, неэффективные образовательные программы, неблагоприятная экологическая обстановка в районе школы, опасные для жизни и здоровья пути в школу, напряжение внутри коллектива как ученического, так и педагогического и т.д. Собственно, отсутствие тех самых условий и возможностей, которые обозначены в определении образовательной среды могут привести не только к её неэффективности, но и к реальной угрозе здоровью и жизни школьников. Поэтому, безопасность образовательной среды нужно рассматривать как критерий её качества. Качественная образовательная среда непременно должна быть безопасной.

        Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Интерпретируя понятие безопасности в сферу образования, можно сказать, что безопасная образовательная среда - это возможность реализации интересов личности в получении доступного и качественного образования при отсутствии угроз жизни и здоровью учащихся со стороны внешних и внутренних факторов.

К внутренним факторам, оказывающим влияние на безопасность образовательной среды можно отнести:

- напряжённую социально-психологическую атмосферу в классе, школе;

- отсутствие целенаправленного воспитательного процесса, сопровождаемое зачастую притеснением, принуждением, злоупотреблением властью [4, стр.45];

- деструктивное поведение отдельных учащихся;

- отсутствие у учащихся мотивации на обучение, духовно-нравственных ориентиров для жизненного выбора;

- отсутствие доброжелательной атмосферы в классе, школе;

- несбалансированность учебной программы, выражающаяся в чрезмерной нагрузке на учеников как на уроках, так и при выполнении домашнего задания;

- практика курения и употребления других психически активных веществ учениками;

- систематическое нарушение Правил внутреннего распорядка в школе;

- несоответствие педагогов профессиональному стандарту, что может выливаться в конфликт с учениками, и другие.

Внешними факторами, оказывающими влияние на безопасность образовательной среды, являются:

- пожарная безопасность образовательного учреждения;

- антитеррористическая безопасность образовательного учреждения;

- безопасный путь от дома к школе и обратно;

- криминогенная  обстановка в районе школы;

- природные и техногенные угрозы;

- экологическая составляющая и другие.

Таким образом, формирование безопасной образовательной среды зависит от множества факторов. Здесь важна работа органов власти разного уровня, работа администрации школы и учителей, родителей, самих учеников.

        В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность [1, ст. 13]. Целью данной статьи является рассмотрение внеурочной деятельности как одного из способов формирования безопасной образовательной среды, а также возможные механизмы интеграции в урочную деятельность.

        Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся. Помимо освоения предмета, такая деятельность, в первую очередь, формирует метапредметные и личностные результаты у учащихся, решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формируются  универсальные учебные действия. Поэтому, суть внеурочной деятельности в том, чтобы помимо знаний научить школьников принимать решения, научиться действовать, чувствовать. Если в рамках такого предмета, как основы безопасности жизнедеятельности ученикам, например,  расскажут о силах и средствах по регулированию дорожного движения, то у них сформируется определённый запас знаний. Далее, если эти знания закрепить экскурсией в подразделения ГИБДД, практическим участием в кружках, связанных с безопасностью на дорогах, то учащиеся уже намного лучше и глубже будут понимать проблему, смогут принимать правильные решения на дороге. В свою очередь, это повысит качество преподавания и понимания учениками предмета ОБЖ в разделе Правил дорожного движения. Таким образом, один из факторов, влияющих на формирование безопасной образовательной среды, связанный с безопасной дорогой в школу и обратно будет проработан и закреплён практическими занятиями. Учащиеся будут более внимательны на улице к дорожному движению, что должно привести к снижению травматизма и гибели в результате ДТП. Естественно, что в рамках отведённых учебных часов невозможно реализовать такие походы и занятия. Здесь на помощь придёт так раз внеурочная деятельность. Грамотная интеграция учебного занятия с внеурочной деятельностью в данном случае способствует повышению безопасности образовательной среды.

        Как может быть организована внеурочная деятельность?

Во-первых, очень хорошо, когда в школе есть такая структура, как отделение дополнительного образования детей (ОДОД). При наличии такого отделения перед учащимися открывается возможность участия в различных кружках по интересам. Театральная студия, спортивные секции, военно-патриотические образования, дружины юных пожарных и множество других. Таким образом, достаточно эффективно решается вопрос организации общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся. Если им будет интересно, если они смогут найти для себя направление, что называется «по душе», то у них меньше времени будет для бесцельного блуждания по улице и поиска сомнительных «приключений». Кроме того, на всех кружках любой направленности решается ещё одна проблема, связанная с социально-психологической атмосферой в школе. Как правило, дети при неформальном общении быстрее находят общий язык, лучше друг друга понимают. Непримиримые соперники в  классе в рамках урочной деятельности вполне могут стать добрыми друзьями на дополнительных занятиях. Учащиеся с деструктивным поведением скорее услышат и воспримут педагога вне классического урока, при личном доверительном общении, которое предполагается в рамках занятий в ОДОД. Они смогут найти применение своей энергии в общественно-полезном направлении. Также существует вероятность, что школьники, которые не имеют успехов в учёбе и испытывают от этого психологическое напряжение, смогут раскрыть свои возможности и таланты именно во внеурочной деятельности, т.е. будет происходить личностное становление учащихся, развитие интеллекта,  опыта творческой деятельности, творческих способностей.  Естественно, это благоприятно скажется на процессе их социализации в коллективе.

Во-вторых, в случае, когда в школе нет отделения ОДОД, то необходимо планировать выездные уроки на объекты изучаемой тематики по предмету ОБЖ или другим предметам. В этом случае нам на помощь приходит большой образовательный потенциал городской среды. Можно использовать практические любые её компоненты, такие как природная, социальная, культурная, техногенная экологическая и другие. Здесь основная инициатива по организации и проведению таких занятий ложится на классных руководителей. Учителя-предметники в этом случае могут рекомендовать какие-либо экскурсионные варианты по своим направлениям. Любая экскурсия также будет способствовать сплочению коллектива, и расширять не только теоретические, но и практические знания по предмету. В этом случае, учителю-предметнику рекомендуется закрепить полученные учениками знания написанием небольшое работы (эссе) по теме экскурсии, обсудить с детьми увиденное. Если позволяет расписание, то учителю-предметнику было бы полезно присоединиться к классу на экскурсии. Здесь и более качественное освоение предмета, и общение в неформальной обстановке, способствующее лучшему пониманию детей учителем и учителя детьми.

Также, тематическую экскурсию может организовать и сам учитель-предметник и согласовать поездку в определённый день. Полезно было бы формировать группу из представителей разных классов и потоков. Критерием отбора вполне могла бы успеваемость учеников в целом, по предмету экскурсии, поведению, в качестве поощрения за разные заслуги, в том числе и общественно-полезные, иные критерии в зависимости от поставленной цели.  Естественно, нас в первую очередь интересуют такие темы экскурсий и выездных занятий, которые способствовали бы повышению культуры безопасности, но, как уже отмечалось ранее, совместная поездка (поход) детей вне уроков всегда будут работать на формирование благоприятных межличностных отношений, а значит и способствовать улучшению социально-психологического климата. Участие в одной поездке детей из разных классов и потоков будет способствовать налаживанию дружеских отношений не только внутри одного класса, но и между учениками параллельных классов, со старшими детьми, с младшими школьниками. Наиболее старшие ученики могут быть привлечены к организации и проведению выездного мероприятия, к контролю над младшими на экскурсии, обеспечению порядка и дисциплины. Это поможет им проявить свои организаторские способности, почувствовать ответственность за свои действия.

В-третьих, организация общешкольных мероприятий, участие в районных и других соревнованиях в составе команд также будут помогать в решении ряда факторов, отрицательно влияющих на безопасность образовательной среды. Ранее говорилось о таком факторе, как отсутствие духовно-нравственных ориентиров, мотивации на учёбу. Нивелировать данный фактор можно так раз организацией патриотических мероприятий, военно-патриотических соревнований, участием в состязаниях с командами соперников. Хорошо, когда к организации или даже к участию в таких мероприятиях привлекались бы и родители учеников. Это давало бы учащимся положительный опыт сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми. В результате, с большой вероятностью, будет улучшаться социально-психологическая атмосфера внутри школы, развиваться позитивное отношение к базовым общественным ценностям, таким как человек, семья, Отечество, природа, труд, культура, что будет способствовать формированию здорового образа жизни, а значит, и благоприятно сказываться на безопасности образовательной среды.

        Таким образом, в данной статье рассмотрено три механизма, позволяющих совместить урочную и внеурочную деятельность в контексте повышения культуры безопасного поведения учеников в частности и повышения безопасности образовательной среды в целом. Конечно, таких механизмов может быть больше. Далее, предлагается рассмотреть каждый механизм на практическом примере.

         Приведём пример практической реализации механизма интеграции урочной и внеурочной деятельности в случае наличия в школе отделения дополнительного образования детей. В нашей школе в рамках ОДОД действует ряд кружков. Например, театральная студия, дружина юных пожарных. Какую функцию в формировании безопасной среды несёт театральная студия? В студии занимаются дети разных возрастов. Таким образом, они общаются как со сверстниками, так и со старшими и младшими детьми. В репертуаре студии ставятся спектакли как по мотивам классической литературы (русской и зарубежной), так и современных авторов. Дети учатся работать друг с другом, учатся понимать и переживать истории героев произведений, они исследуют в своих спектаклях такие понятия, как верность, любовь к людям и Отечеству, сострадание. Они обличают ложь и предательство, высмеивают потребительский подход к жизни человека. Поучительные, смешные и трагические истории в исполнении сверстников намного лучше проникают в душу детей. Тем самым, мы снижаем действие на безопасность образовательной среды таких факторов, как напряжённая социально-психологическая атмосфера в школе, отсутствие у учащихся духовно-нравственных ориентиров. Формируется занятость учеников в свободное время что, в свою очередь, снизит риск их  попадания в неблагоприятную ситуацию вне школы, связанную с бесцельным нахождением на улице.

Работа дружины юных пожарных не только сплачивает коллектив, но и формирует у детей дополнительные знания и практические навыки по противодействию угрозам, связанным с пожарами. Дети лучше начинают понимать свою ответственность по предупреждению пожаров, и свои действия и действия других при эвакуации из школы. Более глубокие знания участников дружины юных пожарных позволяют им самим выступать в роли специалистов перед своими одноклассниками на уроках ОБЖ, что повышает их самооценку, стремление к обучению. Примеры из опыта пожарных, которые дети узнают, занимаясь в кружке и общаясь с профессиональными пожарными, помогут лучше понять угрозу от пожара и способы её предотвращения.

Теперь рассмотрим пример организации экскурсии на тему, связанную с обеспечением безопасности. Не будем вдаваться в тонкости, классный руководитель везёт класс, или учитель-предметник организовал поездку по теме предмета. Результат в любом случае будет направлен на повышение общей культуры детей и культуры безопасности в частности.  В курсе ОБЖ есть темы, связанные с наводнениями. В Санкт-Петербурге тема эта особенно актуальна. Мы рассказываем на уроках про дамбы, но теория без практического закрепления даёт меньший результат. Повторюсь, уникальный образовательный потенциал городской среды можно и нужно активно использовать в обучении детей в рамках внеурочной деятельности. Поездка на комплекс защитных сооружений – дамбу – позволит детям увидеть и понять, как функционирует защита города от наводнений, историю её создания, практическое значение для населения. В результате у детей будет сформировано целостное понимание угрозы, исходящей от наводнений, и мер, принимаемых для их предотвращения.

Возвращаясь к противопожарной тематике, из личного опыта отмечу, что экскурсия в действующую пожарную часть даёт детям много информации и практических советов. Они уже точно знают, почему нельзя открывать окно во время пожара, как искать путь эвакуации, как дать о себе знать пожарным, что вы заперты в помещении. Они знают, как их будут выводить из задымленного помещения, и до какого этажа к ним дотянется пожарная лестница. Поговорив с действующими пожарными, они уже внимательнее будут относиться к огню, фейерверкам, другим источникам повышенной пожарной опасности. Этим детям уже вряд ли придёт в голову сделать ложный вызов и намеренно из-за баловства препятствовать работе пожарных.

В части касающейся проведения общешкольных мероприятий можно привести пример проведения недель экологической безопасности. Сбор использованных батареек, классные часы с докладами о вреде выброшенных на улицу батареек, о необходимости их утилизации. Ученики соревнуются, кто больше принесёт использованных батареек, чей доклад или художественное произведение на заданную тему будет лучше. В этом случае также решается несколько задач: пропаганда экологической безопасности, организация взаимодействия с учителями, сверстниками и родителями. Другим направлением служит организация соревнований команд школы или между школами в военно-патриотических спортивных играх. К примеру, такие площадки, как Сестрорецкий рубеж, где ученики помимо военно-спортивных состязаний получат знания по истории обороны города, узнают интересные военные факты, увидят исторические экспонаты. Участие в таких мероприятиях развивает духовно нравственные ориентиры, формирует положительное отношение к общественным ценностям, совершенствует процесс физического воспитания и пропаганды здорового и безопасного образа жизни.

        Образовательная среда постоянно оказывает воздействие на образовательное пространство и образовательную культуру [3]. Образовательная культура - это не просто показатель уровня образованности населения страны, но и один из важных показателей развития общества на том или ином историческом этапе [5]. Таким образом, образовательная среда влияет на развитие общества в целом. Чем хуже она будет, тем хуже наше общество будет развиваться, тем интеллектуально и духовно беднее мы будем. Очевидно, что задачей всех субъектов образовательного процесса является максимальное обеспечение безопасности образовательной среды. Понятно, что не всё зависит от школы, учителей, родителей и детей. Однако в процессе образовательной деятельности в школе необходимо использовать все возможности в достижении максимальной безопасности образовательной среды. Мы рассмотрели внутренние и внешние факторы и выявили, что в рамках только лишь урочной деятельности задачу по обеспечению безопасного образовательного процесса выполнить трудно. Необходима дополнительная (внеурочная) деятельность. На практических примерах мы рассмотрели возможные механизмы такой интеграции и планируемые результаты.

 

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

3.  Костецкая Г. А. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 49-51.

4. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой, — М.: МГППУ, 2013. — 304 с.

5. О.А. Радугина. Образовательная культура как феномен./ «Философия и общество» 1/2011, С. 130-141


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы МКОУ С(К) ОШИ VIII вида п.Светлополянск по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах через урочную и внеурочную деятельность

Данный материал отображает каким образом можно организовать работу по ПДД в урочной и внеурочной деятельности...

Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"

В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.

Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Современная школа заинтересована в правильно организованной внеурочной деятельности. Это объясняется новым взглядом на образовательные результаты. В связи с введением ФГОС необходимо создание усл...