Программа для начальных классов по ОБЖ
проект по обж на тему

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по ОБЖ56.78 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по спортивно-   оздоровительному направлению

 «Здоровейка»

Морозова Людмила Михайловна -  педагог-организатор, стаж работы 33 года, учитель Высшей  категории,  МБОУ «Староильдеряковская средняя школа»

          «Организация внеурочной деятельности в начальной

школе в рамках ФГОС»

        В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

 Паспорт Программы

1

Полное наименование Программы

«Здоровейка»

2

Цель Программы

- знакомство с самим тонким инструментом познания окружающего мира – самим собой;

    - обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе;

- научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

3

Задачи Программы

- научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;

-сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

-формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

-научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

-добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

4

Краткое содержание Программы

  Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

5

Автор Программы

Морозова Людмила Михайловна

6

Адрес организации

Республика Татарстан Аксубаевский район д. Ст. Ильдеряково ул. Школьная, д. 26 (инд. 423076)

7

Телефон

8-8-4344-4 – 47 – 24

8

География участников

Учащиеся  МБОУ «Староильдеряковская средняя школа»

1 – 4 класс

9

Официальный язык

Русский

                                                                               Пояснительная записка

Слово «здоровье человека», как слова «любовь», «красота», принадлежит к тем понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Эта тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Вот некоторые школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. - стрессовая педагогическая тактика;
  2. - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. - провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. - интенсификация учебного процесса;
  7. - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

Как помочь школьнику, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью и  обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается   актуальность программы «Здоровейка».

  1. Цель и задачи программы

Знакомство с самим тонким инструментом познания окружающего мира – самим собой;

    обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

- научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  1.  Особенности программы

 Данная  программа строится на принципах:

  • Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

  • Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер. 

Основные виды деятельности учащихся:

- общения;

  • опыты;
  • игры;
  • встречи;
  • познавательные уроки – викторины;
  • экскурсии.

Режим проведения занятий:

1-й год обучения  1час в неделю.

2-й год обучения  1 час в неделю.

3-й год обучения  1час в неделю.

4-й год обучения  1час в неделю.

Изучение программного материала начинается с 1 класса в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • проведение опытов;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Каждое занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка.

  1. Место курса в учебном плане

        Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40- 45 минут в 2 - 4 классах.

  1. Ожидаемые результаты

В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:

- воспринять этот мир, лучше понять и оценить себя;

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры;
  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  • формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

  1. Тематическое планирование.

1 год обучения  -  (33 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Солнце,  воздух и вода – наши лучшие друзья.

1

2

Друзья Мойдодыра

1

3

Глаза – главные помощники человека.

1

4

Дворовые игры.

1

5

Уши массажируем – себя развиваем.

1

6

Здоровые зубы – здоровый организм.

1

7

Посещение стоматолога.

1

8

Ослепительная улыбка на всю жизнь.

1

10

Подвижные игры с мячом и скакалкой.

1

9

Наше тело.

1

10

Зачем человеку кожа

1

11

.Подвижные игры с мячом и скакалкой.

1

12

Надежная защита организма.

1

13

Если кожа повреждена.

1

14

Подвижные игры

1

15

 Питание – необходимое условие для жизни человека.

1

16

Питание и эмоциональное состояние.

1

17

Сон – лучшее лекарство

1

18

От чего зависит наше настроение

1

19

Режим дня первоклассника

1

20

Подвижные игры

1

21-22

Мы все похожие и разные. Я познаю других и себя.

2

23-24

Вредные привычки

2

25

Подвижные игры

1

26

Я познаю себя. Наш скелет.

1

27

Береги свою осанку с детства.

1

28

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1

29

Правила безопасности на дорогах

1

30-31

Подвижные игры

2

32-33

Обобщающие уроки «Уроки  Природы»

2

Содержание занятий.

Тема 1. Солнце,  воздух и вода – наши лучшие друзья. (1час)

Вступительное слово учителя. Заучивание слов. Беседа о мультфильме «Мойдодыр». Оздоровительная минутка для глаз. Советы доктора Айболита. Игра «Части тела».

Тема 2. Друзья Мойдодыра. (1час)

Работа со стихом «Мойдодыр».Повторение правил доктора Воды. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «У медведя во бору». Практическая работа «Учимся дружить телом».

Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час)

Показ  фильма  об органах зрения. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.

Тема 4. Дворовые игры. (1час)

Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

Тема 5. Уши массажируем – себя развиваем. (1час)

 Правила ухода за ушами. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха.

Тема 6. Здоровые зубы – здоровый организм. (1час)

 В гостях у стоматолога.  Анализ ситуации.  Знакомство с правилами ухода за зубами . Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.

Тема 7. У стоматолога (экскурсия) (1час)

Практическая работа по чистке зубов.  Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение.

Тема 8. Ослепительная улыбка на всю жизнь. (1час)

 Встреча с доктором Добрый  Зубастик. Практические занятия по правилам гигиены полости рта. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы».

Тема 9. Наше тело(1час)

  Работа с пластилином по лепке своего тела. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Где у тебя сердце, легкие, почки, кровь и т.д.». Памятка  «Это полезно знать». Практическая работа по уходу за руками и лицом.

Тема 10.  (1час) Подвижные игры с мячом и скакалкой.

Разучивание игр «Царь, а что мы делаем?», «Совушка», «Не пропусти мяч».

Тема 11. Зачем человеку кожа. (1час)

Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.

Тема 12. Надёжная защита организма. (1час)

     Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа.     Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи».     Моделирование схемы. Тест.

      Тема 13. Если кожа повреждена. (1час)

Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

Тема 14. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «выбей из круга», эстафеты со скакалками, «Эстафета», «Поезд».

Тема 15. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)

Встреча со сказкой «Три Толстяка». Знакомство с органами пищеварения. Игра «Нарисуй сладкие блюда».

Тема 16. Питание и эмоциональное состояние.(1час)

Правила питания. Витамины. Советы доктора Айболита. Анализ ситуации. Проведение опыта. Золотые правила питания.

Тема 17. Сон – лучшее лекарство. (1час)

Игры «Можно - нельзя». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

Тема 18. От чего зависит наше настроение. (1час)

Встреча с Вредными привычками.  Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов». Что может сотворить хорошее настроение.  

Тема 19. Режим дня первоклассника.. (1час)

Беседа. Составление режима дня. Упражнение «Когда это делаешь?», Рассказ учителя.

Тема 20. Подвижные игры на свежем воздухе. (1час)

Тема 21-22. Мы все похожие и разные. Я познаю других и себя.(2 часа)

 Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты людей». Практическая работа «Слепые. Глухие».

Тема 23-24. Вредные привычки. (2 часа)

Беседа «Это вредный человек». Игра «Да - нет». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов.  Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.  

Тема 25. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!»

Тема 26. Скелет – наша опора. (1час) 

Работа с пластилином «Составь свой скелет». Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.

Тема 27. Осанка – стройная спина! (1час)

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

Тема 28. Если хочешь быть здоров - закаляйся! (1час)

 Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»

Тема 29. Правила безопасности на воде. (1час)

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Научись помогать себе и друзьям в беде.

Тема 30-31. Подвижные игры. Весёлые старты. (2 часа)

     Тема 32-33 Обобщающие занятия «У ДОКТОРА АЙБОЛИТА». (2часа)

Экскурсии в лес. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игры. Повторение правил здоровья, правил дорожного движения. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.

2    год  обучения   -  (34часа)

Тема занятия

Количество часов

1

Я познаю себя.

1

2

Признаки отравлений

1

3

Человек в мире людей.

1

4

Помоги сам себе!

1

5

ЗОЖ

1

6

В гостях у медработника.

1

7

 Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1

8

Мы на прививку!

1

9

Меры предосторожности с лекарствами.

1

10

Умей оказать первую помощь.

1

11

Отравление лекарственными препаратами.

1

12

Пищевые отравления и их профилактика.

1

13

Берегись солнечных лучей.

1

14

Поведение в экстремальных ситуациях.

1

15

Берегись, электричество!

1

16

Правила поведения на улице

1

17

Вода.

1

18

Признаки и профилактика обморожения.

1

19

Огонь- наш друг и враг.

1

20

Чем опасен электрический ток

1

21

Предупреждение травм.

1

22

Укусы насекомых

1

23

Что мы знаем про собак и кошек

1

24

Отравление ядовитыми веществами

1

25

 Угарный газ. Чем он опасен?

1

26

Как помочь себе при тепловом ударе

1

27

Наш скелет

1

28

Переломы и первая помощь.

1

29

Если ты ушибся или порезался…

1

30

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

1

31

Укус змеи

1

32

Детский  организм

1

33

Я познаю себя

1

34

Бег и движение – залог здоровья.

1

                                            Содержание программы.

Тема 1 Я познаю себя. (1час)

Формирование обобщенного образа телесного «Я». Повторение девиза «Уроков здоровья». Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов и пословиц о здоровье.

Тема 2. Признаки отравлений.. (1час)

 В гостях у доктора Айболита. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»

Тема 3. Человек в мире людей. (1час)

Игра- соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам и научи другого».

Тема 4. Помоги сам себе! Как организм помогает себе. (1час)

Повторение причин болезни. Рассказ медработника о прививках.  Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».

Тема 5. ЗОЖ.(1час)

Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.

Тема 6. В гостях у медработника (1час)

Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.

 Тема 7. Если хочешь быть здоров – закаляйся! (1час)

 Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»

Тема 8. Мы на прививку!(1час)

В гостях у врача.  Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».

Тема 9. Меры предосторожности с лекарствами. (1час)

 Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова.

Тема 10. Умей оказать первую помощь. (1час)

Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома и в классе. Оздоровительная минутка. Это полезно знать!

Тема 11. Отравление лекарственными препаратами. (1час)

Рабочая обстановка.  Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Первая помощь. Помоги себе сам! Практическая работа.

Тема 12. Пищевые отравления и их профилактика(1час)

Повторение признаков лекарственного отравления. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях.

Тема 13.. Берегись солнечных лучей. (1час)

  Беседа «Что такое солнечный ожог?».  Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»

Тема 14.  Поведение в экстремальных ситуациях.

 Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!

Тема 15. Берегись, электричество! Опасность в нашем доме. (1час) 

Наши помощники дома и чем они опасны.  Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка.

Тема 16. Правила поведения на улице. (1час)

Обобщение правил  перехода улицы. Игра «Мой друг Светофор». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.

Тема 17. Вода .(1час)

Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.

Тема 18. Признаки и профилактика обморожения. (1час)

Мы закаляем наш организм.  Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения и первая помощь. Оздоровительная минутка. Составление правил.

Тема 19. Огонь- наш друг и враг.. (1час)

Тест «Чем опасен огонь?» Конкурс рисунков на тему. Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре в школе».

Тема 20. Чем опасен электрический ток. (1час)

Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».

Тема 21. Травмы.  Предупреждение травм.. (1час)

Встреча с медработником. Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка.

Тема 22. Укусы насекомых. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг  какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка.

Тема 23. Что мы знаем про собак и кошек. (1час).

Беседа о домашних животных. Нарисуй своего любимца. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!

Тема 24. Отравление ядовитыми веществами. (1час)

  Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами.  Первая помощь при отравлениях.

Тема 25. Угарный  газ. Чем он опасен? (1час)

Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом.  Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».

Тема 26. Как помочь себе при тепловом ударе. (1час)

Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».

Тема 27.Наш скелет. (1час)

Повторение  «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.

Тема 28. Переломы и первая помощь. (1час)

Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах.

Тема 29. Если ты ушибся или порезался. (1час)

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Практическая работа в парах.

Тема 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. (1час)

Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».

Тема 31. Укусы змей. (1час)

Рассказ учителя. Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.

Тема 32.Детский организм. (1час)

Рассказ учителя о неизлечимых болезнях XXI века. Оздоровительная минутка. Решение задач.

Тема 33.Я познаю себя. (1час)

Беседа по теме. Прививать навыки личной гигиены. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.

Тема 34. Бег и движение – залог здоровья.Обобщающий урок.(1час) 

Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»

3 год обучения   -  (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Эмоциональное состояние.

1

2

Головной мозг.

1

3

Ребята, давайте жить дружно!

1

4

К чему приводит обман.

1

5

Урок – игра

1

6

Моя дружная семья.

1

7

Наша дружная семья

1

8

Все ли желания выполнимы.

1

9

Как воспитать в себе сдержанность.

1

10- 11

 Вредные привычки

2

12

День рождение.

1

13

Подарки от души

1

14

Наказание.

1

15

Одежда.

1

16

Ответственное поведение.

1

17

Боль.

1

18

Учимся накрывать стол

1

19

Умеем ли сидеть  за столом.

1

20

Тебя позвали  в гости. С чем ты пойдёшь?

1

21

Мой друг светофор.

1

22

Как вести себя в общественных местах.

1

23

Вежливые слова.

1

24

Как разговаривать по телефону. Экстренные вызовы.

1

25

Я познаю себя и мир людей.

1

26

Наши развлечения.

1

27

Дружба всех сильнее.

1

28

Расскажи о друге,  и я расскажу о тебе.

1

29

Наши огорчения и радости.

1

30

Помоги тем, кто нуждается в тебе.

1

31

Спешите делать добро.

1

32

Крепкий и здоровый организм.

1

33

Урок - путешествие.

1

34

ЗОЖ.

1

Содержание программы.

Тема 1.        Эмоциональное состояние. (1час)

Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие.

Тема  2.        Головной мозг. (1час)

Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Игра «Почему это произошло?». Беседа «Свое мнение».

Тема 3. Ребята, давайте жить дружно!        (1час)

Игра «Продолжи сказку». Беседа по теме. Заучивание пословицы. Игра в пословицы. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».

 Тема 4. К чему приводит обман.(1час)

Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа.

Тема 5. Урок- игра «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.(1час)

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание слов. Заучивание пословиц о правде и лжи.

Тема 6.        Моя дружная семья.(1час)

Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка». Дети и родители, их проблемы.

Тема 7.        Наша дружная семья… (1час)

Беседа по теме. Анализ рассказа М. Горького «Воробышек». Оздоровительная минутка. Игра «Почему нам запрещают?».  

Тема 8.        Все ли желания выполнимы?(1час)\

Беседа по теме. Анализ ситуаций в  стихотворениях «Две сестрички дружно жили» и А. Барто «Девочка - рёвушка. Толкование пословиц и крылатых выражений.

Тема  9.         Как воспитать в себе сдержанность.(1час)

Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц.

Тема10- 11. Вредные привычки. Как отучить себя от вредных привычек.(2часа)

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение основного девиза. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия.

Тема12.         День рождение. (1час)

Беседа по теме. Игра «Закончите предложение».  Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности».

Тема13.         Подарки от души.(1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации из песни Э Успенского «У нашей мамы праздник» и  стихотворении Г Остера «Если друг на день рожденья…». Ввод понятия «эмоция» и его происхождение. Игра «Выбери ответ».  Составление памятки «Это полезно знать!».

Тема 14. Наказание. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет» и стихотворении Э Мошковской «Я ушел в свою обиду». Творческая работа.

Тема 15. Одежда. (1час)

Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу». Толкование пословицы. Игра «Найди правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Э Мошковской «Смотрите, в каком я платьице!». Обсуждение  высказывания  А. П. Чехова.

Тема 16. Ответственное поведение. (1час)

Беседа по теме.  Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал».

Тема 17. Боль. (1час)

Разгадывание кроссворда. Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении О. Дриза «Шип в мою ладонь впился…». Игра «Закончите фразу».

Тема 18. Учимся накрывать стол и принимать гостей(1час)

Беседа по теме. Разгадывание кроссворда. Работа над правильным правописанием и произношением слова «аппетит». Беседа «Как правильно накрыть стол». Практическая работа по этой теме. Беседа «Мы идем в кафе».

Тема 19.  Умеем ли сидеть  за столом. Правила поведения за столом. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении З. Александровой «Ложкою мешая, сердится Танюшка…» Работа над правилами поведения за столом. Анализ ситуации в стихотворении  Г. Остера «От знакомых уходя…»

Тема 20. Тебя позвали  в гости. С чем ты пойдёшь? (1час)

Анализ ситуаций. Беседа по теме. Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо приходить…»

Тема 21. Мой друг светофор. Как вести себя в транспорте и на улице. (1час)

Опросник «Как избежать опасности на улице». Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице». Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игра «Выбери правильный  ответ».

Тема 22. Как вести себя в общественных местах. (1час)

Ситуации по теме. Анализ ситуации в стихотворении А. Барто «В театре». Игра «Найди правильный ответ». Беседа «Правила поведения в общественных местах, школе, в детском саду, на игровой площадке».

Тема 23. Вежливые слова. Умеем ли мы вежливо обращаться. (1час)

Игра по теме. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах.

Тема 24. Умеем ли мы разговаривать по телефону. Экстренные вызовы. (1час)

Практическая работа в группах. Игра «Телефон».  Составление  памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».

Тема 25. Я познаю себя и мир людей. (1час)

Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение  и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении  Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения».

Тема 26.Наши развлечения. (1час)

Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации  в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).

Тема 27. Дружба всех сильнее. (1час)

Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется».

Тема 28. Расскажи о друге,  и я расскажу о тебе.. (1час)

Упражнения «Как я выгляжу». Игра «Любит - не любит». Анализ выражения А. Экзюпери  «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…»

Тема 29. Наши огорчения и радости. Как доставить родителям радость. (1час)

Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по теме. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…» Игра  «Комплимент».

Тема 30. Помоги тем, кто нуждается в тебе. (1час)

Опросник  «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Тема 31. Спешите делать добро. (1час)

 Толкование пословиц о доброте . Игра «Кто больше знает?» Высказывания великих людей  о доброте. Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Чтение стихотворений о доброте.

Тема 32. Крепкий и здоровый организм. (1час)

Беседа по теме «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье.  

Тема 33.. Урок- путешествие.(1час)

Станция «Чистый Гномик» (о личной гигиене). Станция «Первая помощь» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Научись закалять свой организм» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Как я выгляжу…» (уход за одеждой).

Тема 34. ЗОЖ. (1час)

Урок - соревнование. Культура поведения. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям.

4 год обучения    -  (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Что такое здоровье?

1

2

Понятие об эмоциях и чувствах?

1

3

Формы переживаний.

1

4

Стрессовое состояние. Чем помочь?

1

5

Учимся думать и принимать свои действия.

1

6

Почему это произошло?

1

7-8

Умей выбирать правильное решение

2

9

Я отвечаю за свои решения

1

10

Табак. Пассивное курение.

1

11

Профилактика аддиктивного поведения

1

12

Встреча с незнакомым человеком.

1

13

Как сказать НЕТ

1

14

Вредные привычки Умей работать сам собой.

1

15

 Безопасное поведение в нашем мире

1

16

Волевое поведение

1

17

Алкоголизм.

1

18

Воздействие алкоголя на растущий организм.

1

19

Долог ли путь к зависимости…

1

20

Наркотические и токсические вещества.

1

21

Рядом опасный человек

1

22

Первое завязывание дружеских отношений

1

23

Урок-праздник «Папа, мама, я – дружная семья»

1

24

Дружеские отношения

1

25

День защиты детей.

1

26

Прощай, учебный год!

1

27

Я выбираю кашу

1

28

Чистота и здоровье

1

29

Откуда берутся грязнули?

1

30

Чистота и порядок

1

31

Что такое  хорошо и что такое плохо?

1

32

Тестирование «Наше здоровье»

1

33

Открытый урок- праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

1

34

Эстафета между классами.

1

             

                                                Содержание программы

Тема 1. Что такое здоровье? (1час)

Опросник «Кого можно назвать здоровым человеком».  Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…»

Тема 2. Понятие об эмоциях и чувствах? (1час)

Практическая работа «виды эмоций».  Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя».

Тема 3. Формы переживаний. (1час)

Научись управлять своими эмоциями. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?»  Творческая работа в тетради.

Тема 4.Стрессовое состояние. Чем помочь? (1час)

Стресс – форма переживания чувств, возникающая в ситуациях угрозы, обиды и т.д. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов.

Тема 5.. Учимся думать и принимать свои действия (1час)

Повторение. Чтение  и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?»

Тема 6. Почему это произошло? (1час)

Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?»

Тема 7 – 8.  Умей выбирать правильное решение (1час)

Научись принимать мирное соглашение Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент». Практическая работа по составлению правил.

Тема 9. Я отвечаю за своё решение.(1час)

Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».

Тема 10. Табак. Пассивное курение. (1час)

Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.

Тема 11.. Профилактика аддиктивного поведения (1час)

Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».

Тема 12.. Встреча с незнакомым человеком. (1час)

Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?».

Тема 13. Как сказать НЕТ. (1час)

Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг.

Тема 14. Вредные привычки.  Умей работать сам собой. (1час)

Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.

Тема 15.. Безопасное поведение в нашем мире (1час)

Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа.

Тема 16. Волевое поведение. (1час)

Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.

Тема 17.  Алкоголь. (1час)

Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить!

Тема 18. Алкоголизм.. (1час)

Внешние признаки человека в состоянии опьянения. Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери нужный ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг.

Тема 19. Воздействие алкоголя на растущий организм.( 1час)

Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка.  Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг.

Тема 20. Наркотические и токсические вещества. (1час)

Понятия «Наркомания», «Токсикомания». Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим».

Тема 21. Рядом опасный человек (1час)

Как вести себя при встрече с незнакомым человеком. Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим».

Тема 22. Первое завязывание дружеских отношений. (1час)

Беседа по теме «Детская дружба» или «Первая любовь» Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…».

Тема 23. Урок-праздник «Папа, мама, я - дружная семья».  (1час)

Защита рисунков.  Игра «Продолжи предложение».

Тема 24. Дружеские отношения. Дружба. (1час)

Просмотр мультфильмов о дружбе. Разучивание песен о дружбе. Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций.

Тема 25 - 26 День защиты детей. (1час)

 Открытие праздника. Игры и соревнования.

Тема 26. Умеем ли мы правильно питаться?(1час)

Беседа «Приготовление пищи». Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом.

Тема 27. Я выбираю кашу. (1час)

Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку».

Тема 28. Чистота и здоровье. (1час)

Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения».

Тема 29. Откуда берутся грязнули? (игра – путешествие) (1час)

Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением.

Тема 30. Чистота и порядок (продолжение путешествия). (1час)

Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями.

Тема 31. Что такое  хорошо и что такое плохо?(1час)

Знакомство со стихом « Что такое  хорошо и что такое плохо?».  Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтение и анализ стихотворений.

Тема 32. Тестирование «Наше здоровье» (1час)

Тема 33. Открытый урок- праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» (1час)

Тема 34. Эстафета между классами. (1час)

  1. Литература
  1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
  2. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
  3. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.

5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.

6. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.

7. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.

8. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.

9. Касаткина В.Н. «Педагогика здоровья» М.-1999

10. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.

11. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997

12. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для начальных классов (1-4кл.) по внеурочной деятельности "Веселая физкультура"

Рабочая программа для начальных классов (1-4 кл.) по внеурочной деятельности "Веселая физкультура"  Уроки проводится два раза в неделю в игровой форме.  Основные задачи:вызвать у обучаю...

Рабочая программа учителя начальных классов 3 "А" класс (2015 - 2016 учебный год)

Рабочая программа состоит из 7 блоков. Основная пояснительная записка, программы по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, ознакомление с  окружающим миром, изобразительное иск...

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, посвященная Дню Защитника Отечества «ПАПА и СЫН, один в один!»

Конкурсная программа для учащихся начальных классов, посвященная Дню Защитника Отечества. В программе описаны конкурсы для мальчиков и их пап....

Рабочая программа учащихся начальных классов

Рабочая программа для глухих и слабослышащих учащихся начальных классов 1-4 классы...

Сценарий игровой программы для начальных классов "Юные сыщики"

Сценарий игровой программы разработан для начальных классов на тему сыщиков и детективов.Содержание сценария:1. Выход ведущих.2. Приветствие ведущих.3. Ведущие предлагают детям стать сыщиками.4....

Рабочая программа дисциплин начальных классов (3 класс)

Рабочая программа включает:- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место в учебного предмета в базисном учебном плане , цели его изучения ,основные содержательные линии ; требования к у...

Рабочие программы для начальных классов, проектные работы.

Рабочие программы для начальных классов, для дополнительных занятий....