Урок ОБЖ в 11 классе "Первая медицинская помощь при остановке сердца"
презентация к уроку по обж (11 класс) на тему

Кондратьев Евгений Михайлович

Урок  ОБЖ  в 11 классе "Первая медицинская помощь при остановке сердца". Презентация и конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_papka.rar464.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОБЖ в 11 классе

Тема:                 Первая медицинская помощь при остановке сердца

Цель:                Создать условия для формирования знаний о правилах экстренной медицинской помощи при терминальных состояниях человека

Задачи:         а) образовательные: дать представление о терминальных состояниях организма; работе сердца, научить обучающихся правильному  выполнению непрямого и прямого массажа сердца; б) развивающие: развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях; применять полученные знания на практике; в) воспитывающие: воспитывать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью; стремление оказывать помощь кому-либо в трудную минут, чувства толерантности и эмпатии

Тип урока:                 усвоение новых знаний

Оборудование:         компьютеры, губка, тарелка с водой, воздушный шарик, раздаточный

материал.

Используемые педагогические технологии:

  • интерактивное обучение с использованием технологии КСО;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • ИКТ технологии.

Межпредметные связи:        биология, информатика

Методы мотивации на уроке:

Эмоциональные:         создание ситуации успеха;

Познавательные:         опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание

проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений

Волевые:         формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей

деятельности

Социальные:         поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами

коллективной работы, создание ситуации взаимопомощи.

Активные методы обучения на уроке:

  • диалог;
  • мини-сценка. «Обморок»
  • презентации: - «Сердце, первая помощь приостановки сердца
  • смысловое чтение текста учебника

Ход урока:

  1. Организационный момент

        Постановка целей и задач урока.

Обыгрывание ситуации с обмороком (Подготовленный ученик имитирует потерю сознания)

Учитель: Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своем постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Человек идет по улице, в прекрасном настроении, думает только о хорошем и вдруг… на него или рядом падает кирпич. Хорошее настроение сразу пропадает, спокойная жизнь кончается. Травма, шок или. В лучшем случае. Стрессовое состояние выводят  человека из строя. Каждый из нас может попасть в аварию, под удар электрического тока или, в конце концов, просто заболеть. В век техники мы не можем быть застрахованы от неожиданностей и несчастных случаев. За удобства, которые несет нам технический процесс, надо платить.

Как вы думаете, зачем мы имитировали потерю сознания? (Ответы обучающихся)

Постановка цели. Сегодня на уроке мы должны научиться оказывать первую медицинскую помощь при остановке сердца.

        В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь.

  1. Усвоение новых знаний.

Для того чтобы научиться оказывать помощь при остановке сердца, прежде всего, необходимо: 1) знать терминальные состояния организма;  2) вспомнить курс биологии, а именно строение сердца; 3) изучить правила проведения реанимационных мероприятий при остановке сердца.

Учитель: организует работу с учебником (с. 277). Задание: охарактеризовать терминальные состояния человек. Обсуждают полученную информацию.

Ученик:  рассказывает о строении сердца, иллюстрируя текст презентаций.

Строение сердца СЛАЙД 1

        Сердце человека представляет собой полный мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на 2-5 ребер и лежит в околосердечной сумке, образованной соединительной тканью. Ее внутренняя поверхность выделяет жидкость, уменьшающую трение при его сокращениях. Сердечная мышца способна автоматически ритмично сокращаться, благодаря импульсам, возникающим в самом сердце, независимо от внешних воздействий.

Сердечные полулунные клапаны на выходе из желудочков обеспечивают односторонний ток крови из сердца в аорту и легочную артерию. Они состоят из 3-х створок, имеющих вид  кармашков, обращенных в просвет сосуда. Предсердия и желудочки соединены друг с другом отверстиями, оснащенными створчатыми клапанами. В левой части сердца  находится двустворчатый клапан, а в правой – трехстворчатый клапан. Клапаны прикреплены к стенкам сухожильными нитями с сосочковыми мышцами и обеспечивают ток крови из предсердий в желудочки, препятствуя обратному току при сокращении желудочков.

Работа сердца СЛАЙД 2

Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 70-80 ударов в минуту.

Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков и последующего расслабления предсердий и желудочков.

Сокращение предсердий длится - 0,1 сек, сокращение желудочков – 0,3. Кровь захлопывает под давлением створчатые клапаны и устремляется в аорту и легочную артерию, открывая  полулунные клапаны. Расслабление сердца длится 0,4 сек. Кровь свободно притекает из вен в предсердия и оттуда в желудочки. Полулунные клапаны в это время закрыты.

Давление крови в сосудах.

Движение крови по сосудам зависит от создаваемого сердцем давления и сопротивления стенок сосудов току крови. Давление в аорте в момент сокращения желудочков сердца называется максимальным артериальным давлением, а во время расслабления желудочков - минимальным артериальным давлением. На величину кровяного давления влияют просвет кровеносных сосудов, вязкость крови, количество циркулирующей в сосудах крови. По мере удаления от сердца давление крови уменьшается и становится наименьшим в венах. Разность между высоким давлением крови в аорте и низким давлением в полых венах обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам.

СЛАЙД 3

У здоровых людей в состоянии покоя максимальное кровяное давление в плечевой артерии составляет в норме  максимальное около 120 мм. рт.ст., а минимальное 70-8- мм.рт.ст. Стойкое повышенное давление в состоянии покоя организма называется гипертонией, а его понижение – гипотонией. При физических нагрузках и сильных эмоциях давление повышается.

СЛАЙД 4.

         Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту. Скорость тока в артериях и капиллярах разная. В капиллярах кровь течет значительно медленнее, благодаря чему осуществляются обменные процессы между кровью и тканями.

Учитель:         Все вы слышали слово реанимация. Дайте ваше определение этому понятию (ответы обучающихся)

СЛАЙДЫ 5,6

        Реанимация – это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма.

После прекращения работы сердца и легких клетки тела живут  от 3 до 5 мин. Этот короткий период называется клинической смертью. Клиническая смерть является последней обратимой фазой умирания, при которой, несмотря на отсутствие кровообращения в организме и прекращение снабжения его тканей кислородом, в течение определенного времени еще сохраняется жизнеспособность всех органов, в том числе и высших отделов центральной нервной системы. Благодаря этому имеется возможность восстановления жизненных функций организма с помощью реанимационных мероприятий.

        В обычных температурных условиях клиническая смерть продолжается, как уже было сказано, 3-5 минут. После чего восстановить нормальную деятельность центральной нервной системы невозможно.

        Признаками клинической смерти являются отсутствие сознания, дыхания и сердечной деятельности. Признаком отсутствия дыхания является состояние, когда в течение 10-15 сек. Нет отчетливых координационных дыхательных движений; признаком прекращения сердечной деятельности является отсутствие пульса на сонных артериях.

        При клинической смерти необходимо немедленное проведение сердечно-легочной реанимации.

        К частым причинам клинической смерти можно отнести: инфаркт миокарда; тяжелую механическую травму жизненно важных органов; действие электрического тока; острые отравления; удушье или утопление; общее замерзание; различные виды шока.

        При клинической смерти необходимы немедленный массаж сердца и искусственная вентиляция  легких ( искусственное дыхание)

СЛАЙД 7

        Познакомиться с данными видами оказания первой помощи вы должны были подготовиться самостоятельно дома по Интернету.

д\з: введите в адресную строку Интернета адрес сайта «Первая помощь» http://www.pomogi-sebe.ru\. Познакомьтесь со статьями «Первая помощь пострадавшим», «Первая помощь при остановке сердца», «Искусственное дыхание», «Определение пульса»

СЛАЙД 8

Вопросы к выступлениям обучающихся с сообщениями

  • Что такое первая помощь?
  • Как определить пульс пострадавшего?
  • Как выполняется непрямой массаж сердца?
  • Что происходит с сердцем во время массажа?
  • Расскажите о правилах выполнения искусственного дыхания.

  1. Закрепление. Практическая  работа
  1. Что такое первая помощь? Ответ обучающегося. СЛАЙД 9

  1. Как определить пульс пострадавшего? СЛАЙД 10

Ответ обучающегося; демонстрация; выполнение обучающимися.

  1. Как выполняется непрямой массаж сердца? СЛАЙД 11

Ответ обучающегося; демонстрация с учеником; выполнение обучающимися.

  1. Что происходит во время массажа? СЛАЙД 12

Ответ обучающегося. ОПЫТ с губкой (с помощью губки имитируем работу  сердца)

  1. Расскажите о правилах выполнения искусственного дыхания. СЛАЙД 13                      Ответы обучающихся.  ОПЫТ с воздушным шариком (наполненные воздухом легкие – надутый шарик, момент выдоха – спущенный шарик )

                  Демонстрация с учеником; выполнение обучающихся.

Учитель: Подумайте, можно ли сочетать проведение непрямого массажа сердца и искусственную вентиляцию легких?  (Ответы обучающихся)  СЛАЙД 14

  1. Подведение итогов. Рефлексия

        Для того чтобы убедиться, что вы запомнили последовательность выполнения реанимационных действий, составим алгоритм оказания первой медицинской помощи при остановке сердца.

  • Составление алгоритма СЛАЙД 15
  • Домашнее задание: Изучите § 24, стр. 114-119 учебника.

Учитель: И в заключение, еще несколько общих правил, которые нужно знать и всегда помнить.

ПРАВИЛО 1.Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.

ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Помните сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна лягушка побарахталась немного и подумала: «Все равно отсюда не выбраться, зачем же зря мучиться». И утонула. Другая барахталась до тех пор, пока не взбила молоко в масло, а затем выпрыгнула из кувшина. В этой старой мудрой сказке заключена большая правда жизни – только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.

ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советам опытных, знающих людей. Не надо считать, что все знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже.

ПРАВИЛО 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Первая медицинская помощь при остановке сердца"

Тест разработан в программе Excel, содержит семь вопросов и варианты ответа...

Первая медицинская помощь при остановке сердца

Ответьте на вопросы:1.Что такое первая помощь?2.Как определить пульс пострадавшего?3.Как выполняется непрямой массаж сердца?4.Что происходит с сердцем во время массажа?5.Что такое искусственная вентил...

Первая медицинская помощь при остановке сердца

- Чем является сердце?- Что представляет собой сердечно-сосудистая система и в чем ее значение?- Какую роль выполняют в организме кровеносные сосуды?- Как характеризуется сердечная недостаточность?...