ТРКМ "Технология "Как вы думаете?"
учебно-методический материал по обж (7 класс) по теме

Уколова Татьяна Николаевна

Урок в 7 классе. Курс ОБЖ. Тема урока "Психология выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kak_vy_dumaete.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс.

Тема урока: Психология выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера.

Цель урока: продолжить формирование у учащихся позитивного отношения к жизни, уверенности в своих силах, осознание значимости знаний, получаемых на уроках безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

  1. образовательная: учащиеся должны научиться правильному поведению, расположению духа в любой трудной жизненной ситуации и не отчаиваться;
  2. Развивающая: продолжить развивать критическое мышление при работе с текстом;
  3. Воспитательная: продолжить формировать чувство уваженияк мнению товарищей по группе, умение отстаивать свою позицию, принимать с достоинством критику.

Технология: КМ игра «Как вы думаете?» по Заир-Бек С.И.и Муштавинской И.В.

      Класс делится на группы по 4 человека. Учитель раздает всем группам листы бумаги, на которых нарисована приведенная ниже схема.

Ход игры:

  1. Один человек из группы должен перемешать карточки и раздать их . Не имеет значения, если кто-то получит больше карточек.
  2. Не советуясь ни с кем, каждый читает то, что написано на карточках, затем кладет каждую из них текстом вверх на то поле на листе, где, по его мнению, она  должна находиться. Например, на одной из ваших карточек написано: «Урок заканчивается со звонком». Если вы считаете, что этот тезис действует ВСЕГДА, положите карточку на центральное поле. Если вы считаете, что это верно В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, положите его на среднее поле. Положите его на крайнее поле, если считаете, что этот тезис действует только В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ.
  3. Когда все члены группы разложат все свои карточки, все еще не советуясь ни с кем, необходимо внимательно посмотреть на карточки, разложенные другими членами группы. Если кому-то из членов группы покажется, что карточка расположена неправильно, он переворачивает ее текстом вниз.
  4. Когда этот этап работы завершен, анализируем результат: карточки, которые остались неперевернутыми, выражают мнение группы.
  5. Следующий этап – обсуждение каждой перевернутой карточки. Группа выясняет, кто положил карточку на это поле, а кто ее перевернул. Затем идет обсуждение: где она должна находиться. Если группа не пришла к единому мнению, то придется искать компромисс.

Стадия вызова

Каждая группа получает карточки следующего содержания:

  1. Те люди, которые имеют знания о признаках приближающихся опасных природных явлений, о правилах безопасного поведения при их угрозе, во время их проявлений, характерных для их местности, быстро соображают, что происходит, принимают правильное решение о мерах предосторожности, даже без специальной тренировки своего мышления.
  2. Психологически  подготовленные люди умеют быстро и без паники справиться в ЧС со страхом, волнением, тревожностью и противостоять опасности.
  3. Те, кто не умеет управлять своей психикой , оказываются беспомощными перед надвигающейся стихией.
  4. Психологически тренированный человек может не только повышать свое внимание, наблюдательность, развивать память, мышление, но и контролировать свои эмоции и волю.
  5. Люди могут по запаху воздуха, цвету природы, слуховым ощущениям предчувствовать надвигающееся стихийное бедствие.
  6. Человек может дать себе команду действовать собранно и умело, быстро и сосредоточенно, побороть свой страх.
  7. Темперамент – врожденное свойство психики, определяемое особенностями нервной системы.
  8. Характер- целостные свойства личности (нрав), постоянно проявляющиеся в её поведении (в отношениях к миру и людям). По сути, характер личности состоит из привычек и установок, которые зависят от воспитания и самовоспитания.
  9. В условия приближения любого стихийного бедствия холерик начинает лихорадочно метаться и суетиться, поддается панике.
  10. В условия приближения любого стихийного бедствия меланхолик впадает в уныние, начинает представлять возможные страшные картины того, что произойдет
  11. В условия приближения любого стихийного бедствия флегматик из-за своей заторможенности недооценивает опасность, что вредит обеспечению безопасности
  12. В условия приближения любого стихийного бедствия сангвиник сумеет быстро побороть свой страх и даже найдет в себе силы подшутить над происходящим. Но ему может не хватить чуткости к ближним.
  13. Человек может преодолеть особенности своей нервной системы в любой чрезвычайной ситуации природного характера.
  14. Человек, который заранее подумал обо всем, сам настроился на возможность тех или иных событий, то затем последуют его действия, направленные на приспособление к этим событиям. Когда они происходят, такой человек чувствует себя спокойнее и увереннее.
  15. Страх овладевает людьми, предрасположенными к беспокойству, тревожно реагирующими на окружающий мир. При стихийных бедствиях это проявляется с особенной силой и во многом зависит от характера и типа темперамента.
  16. При достаточно сильной угрозе жизни и здоровью человек любого темперамента переживает приступы паники: невозможность вдохнуть полной грудью или помутнение сознания, бешеное сердцебиение, дрожь всего тела, сильное потоотделение, удушье, рвота или желудочно-кишечное расстройство, онемение или покалывание во всем теле, нереальное восприятие происходящего, боль или давящее чувство в груди, ощущение что вы вот-вот умрете, кажется, что вы сходите с ума.
  17. С состоянием панического ужаса можно справиться, научившись расслаблять мышцы лица, конечностей и всего тела, правильно дышать и внушать себе желаемые состояния (с помощью специальных упражнений).
  18. Разрушительная сила стихийных бедствий бывает так велика, что тренированные люди не справляются с эмоциями и чувствами.
  19. Людям, знающим каким может быть психическое состояние человека после пережитого стихийного бедствия и как оно может выражаться в поведении и речи, легче выходить из стресса.
  20. В первую-вторую неделю после катастрофы у детей всех возрастов  наблюдалось резкое двигательное возбуждение(быстро ходили или бегали без видимой цели, издавали непонятные звуки, что-то выкрикивали, смеялись, толкали друг друга, становились агрессивными и начинали драться, плакали по пустякам).
  21. В первую-вторую неделю после катастрофы у детей всех возрастов  наблюдался ступор – такая реакция на стресс, которая проявляется в форме обездвиживания, оцепенения.
  22. В течение четвертой - пятой недели после катастрофы у детей вялость, желание полежать в кровати, расстройство сна, потеря аппетита, раздражительность.
  23. У детей на 4-5 неделе после катастрофы наблюдаются истерические реакции.
  24. Что бы выйти из стресса после катастрофы, прибегают к помощи профессиональных психологов.
  25. Чтобы легче справиться со своими чувствами и эмоциями, нужно:
  • Не оставаться в одиночестве
  • Заниматься совместной работой
  • Окружить себя любимыми предметами
  • Читать любимые книги
  • Заниматься психологическими упражнениями по тренировке воли и эмоциональной устойчивости.

Стадия осмысления

Знакомство с источником информации §§9.2-9.4

Стадия рефлексии

     После знакомства с новой информацией группа вновь возвращается к игровому полю, наверняка возникает необходимость переместить некоторые карточки на поле. Если возникают разногласия, то спорные моменты обсуждаются в группе, также можно обратиться к другим группам.

      Затем фиксируется общий результат на интерактивной доске.