Профориентационная работа преподавателя-организатора ОБЖ в системе дополнительного образования
материал по обж на тему

Бурыгин Ришат Миркатович

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части обучающихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.

Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи, то есть, по своему назначению, система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентационная работа преподавателя-организатора ОБЖ в системе дополнительного образования

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части обучающихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.

Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи, то есть, по своему назначению, система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на развитие личности выпускника («портрет выпускника основной школы»), и ориентирует на такие его характеристики как: 

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Можно выделить следующие аспекты профессиональной ориентации: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

Система профориентационной работы в школе – это целостная, структурированная и в то же время динамичная система, состоящая из отдельных элементов, которые тесно связаны между собой: это различные формы и методы профориентационной работы, применяемые на разных ступенях обучения, учитывающие возрастные особенности обучающихся.

 Общая цель школы по профориентации обучающихся – подготовка их к сознательному, обоснованному выбору профессий, а задачи школы – это:

  • формирование у обучающихся системы знаний о мире профессий (чем шире информационная основа, тем меньше ошибок в формировании жизненных планов учащихся);
  • изучение личности обучающихся с целью управления формированием этой личности, ее профессиональных планов;
  • развитие интересов и склонностей, обучающихся к различным видам профессиональной деятельности;
  • воспитание у обучающихся стремлений к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию с целью формирования профессионально-значимых качеств личности;
  • формирование профессиональной направленности.

Основные направления профориентационной работы в целостной системе:

  • Профессиональное просвещение – предусматривает вооружение обучающихся определенной совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильности выбора одной из них, воспитание положительного отношения и различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений. (Профессиональное просвещение включает в себя профессиональную информацию определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование о способах и условиях овладения ими, так же профпросвещение включает в себя пропаганду общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность экономики региона).
  • Профессиональная консультация – имеет целью установление соответствия индивидуальных, психологических и личностных качеств, соответствующих специфическим требованиям той или иной профессии. Виды консультаций: справочные, диагностические, методические.
  • Профессиональный отбор – проводится с целью выявления пригодности обучающихся к конкретному виду деятельности.
  • Социально-профессиональная адаптация – представляет собой активный процесс приспособления молодых людей к производству, к новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

С учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся можно выделить следующие этапы профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших обучающихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Структура деятельности школы по проведению профориентационной работы

Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе

Классный руководитель

Учителя-предметники:

• способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.

• обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся обще

• трудовые, профессионально важные навыки;

• способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

• проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

• адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь  

Школьный психолог

Медицинский работник

В соответствии с Законом «Об образовании» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающегося с учетом реальных потребностей рынка труда.

Таким образом, задача профильного обучения тесно связана с профориентацией, с тем, чтобы «способствовать самоопределению обучающегося», чтобы решить, прежде всего, профориентационную задачу.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что должно обеспечить гибкую систему профильного обучения.

Профильные общеобразовательные классы – углубленное изучение ряда учебных предметов на старшей ступени школы – определяют направленность каждого конкретного профиля обучения.

Таким образом, профильное обучение в старшей школе ориентировано на создание для каждого обучающегося возможностей продолжения образования в соответствии с его выбором, потребностью самоопределения в будущей профессиональной деятельности и социокультурном пространстве.

В целях оказания обучающимся помощи в выборе профиля обучения предусматривается предпрофильная подготовка в IX классе. В частности, в ней отмечается, что реализация идеи профилизации на старшей ступени образования ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Таким образом, существуют широкие возможности профильного обучения для формирования познавательных интересов, поиска вариантов продолжения образования, приобретения опыта для будущей профессиональной деятельности.

При этом содержание курса ОБЖ, изучаемого на старшей ступени школы, дифференцируется в зависимости от специализации в рамках этого профиля.

Сведения о конкретной профессии обучающиеся могут получать при изучении каждого учебного предмета. Естественно, любой из них имеет свою специфику.

Формы и методы проведения профессиональной ориентации обучающихся, применяемые в процессе изучения курса ОБЖ, чрезвычайно разнообразны, а их выбор обусловлен такими факторами, как производственное окружение, подготовленность учителя к проведению такой работы, оснащенность кабинета учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения.

Урок – основная форма учебно-воспитательного процесса в обучении, поэтому на него падает часть работы по профориентации учащихся, осуществляемой преимущественно путем профессионального просвещения и воспитания.

Успех профессиональной ориентации на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом. Вместе с тем   эффективность профориентационной работы в преподавании зависит и от содержания профориентационного материала и особенности его во включения в предмет.

Планируя профориентационную работу на уроке, необходимо иметь в виду следующие направления:

1. Формирование научного мировоззрения.

2. Усиление связи теории с практикой, повышение политехнической направленности курсов и формирование у обучающихся умений, навыков и черт характера, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

3. Широкое использование принципа историзма (ознакомление учащихся на уроках ОБЖ с историей создания системы безопасности жизнедеятельности в нашей стране и за рубежом).

4. Использование краеведческого принципа в обучении (ознакомление учащихся с природными условиями и современными достижениями и перспективами развития местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, с особенностями и условиями труда на них, с деятельностью различных специалистов и т. д.).

5. Формирование у обучающихся социально значимых мотивов учения, основанных на устойчивом интересе к предмету и понимании важности приобретаемых знаний и умений для сознательного выбора ими будущей профессии.

Так, на уроках по «Основам безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) при изучении определенных тем можно прямо рассказывать о различных профессиях. При этом необходимо использовать самые разнообразные формы и средства работы по профессиональному просвещению в процессе преподавания учебных предметов, среди которых такие, как:

1. Профессиональное просвещение в процессе изложения теоретического материала по учебному предмету.

2. Расширение представлений о профессиях в аспекте ОБЖ при выполнении практических заданий, во время лабораторных занятий, в процессе решения познавательных задач.

3. Написание рефератов по предмету, в которых используется информация о профессиях в аспекте ОБЖ и производства.

На уроках для решения задач профориентации возможно использование различных методов и методических приемов, которые можно объединить в три группы – словесные, наглядные, практические.

Из словесных методов возможно использование сообщений о производствах, профессиях; выступления специалистов, приглашенных на урок, и др.

Ознакомление обучающихся с профессиями можно осуществлять по такому плану:

1. Значение профессии и ее место в общей системе производства, охрана труда на производстве; продукция, материалы и технология производства.

2. Основные операции, приемы, действия, которые должен выполнять работник данной профессии.

3. Общеобразовательные и политехнические знания, необходимые для качественного выполнения трудовых функций.

4. Общетрудовые и политехнические умения и навыки, необходимые для выполнения работы.

5. Требования, предъявляемые к работнику, качества личности человека, которые имеют значение для повышения производительности труда; требования к возрасту и здоровью, необходимые для успешного овладения профессией.

6. Система подготовки к профессии; пути получения профессии; условия повышения производственной квалификации.

Из наглядных методов на уроках ОБЖ необходимо проведение демонстрационных опытов, иллюстрирующих производственные процессы, с отражением их безопасности для окружающей природной среды в целом. Из данных методов возможно использование технических средств обучения, таких как видеофильмы и записи телевизионных передач; демонстрация таблиц, схем, графиков, стендов, коллекций и т. д.

Немалую роль в профориентационной работе на уроке из практических методов играют лабораторные работы и практические занятия; задания на моделирование и решение познавательных задач. Для них характерно сочетание методов наблюдения, эксперимента, практической работы учащихся с беседой.

Важное значение в воспитании интереса к труду по специальностям, связанным с содержанием курса ОБЖ, имеет моделирование решений чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и методов, способов защиты от них. Более глубокий и устойчивый интерес к курсу ОБЖ развивается в том случае, когда в эксперимент включаются элементы самостоятельного исследования, поиска, творчества.

Это способствует овладению обучающимися рядом практических и интеллектуальных умений, получению конкретных представлений о процессах и объектах живой и неживой природы, объектах и процессах, происходящих в обществе. Практические методы профориентационной работы являются наиболее эффективными, так как в этом случае осуществляется проба сил обучающихся на практике, реально проверяется устойчивость их познавательного интереса к предмету и намеченной профессии.

Так, на практических работах по курсу ОБЖ обучающиеся приобретают элементарные умения определения химического состава веществ, получают умения и навыки оказания первой помощи; учатся работе с техническими средствами и оборудованием, овладевают методикой проведения элементарных физиологических, экологических исследований и др. Все указанные умения и навыки могут найти применение в трудовой деятельности после окончания учебного заведения любого типа. 

Важное значение в воспитании интереса к труду по специальностям, связанным с содержанием курса ОБЖ, имеет моделирование решений чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и методов, способов защиты от них. Более глубокий и устойчивый интерес к курсу ОБЖ развивается в том случае, когда в эксперимент включаются элементы самостоятельного исследования, поиска, творчества.

Огромное значение из всех форм профориентационной работы имеют производственные экскурсии. Они дают возможность показать учащимся важные области применения знаний, умений и навыков по безопасности жизнедеятельности в промышленности и сельском хозяйстве, любом виде производства, наглядно и конкретно ознакомить с техникой безопасности, охраной труда и технологией местных производств, с содержанием трудовой деятельности различных специалистов (спасателей, пожарных и др.). На экскурсиях обучающиеся получают целостное представление и об объекте экскурсии, и о содержании и условиях труда на нем.

По своему назначению производственные экскурсии разделяют на:

1. Тематические (ознакомление с конкретным производством).

2. Комплексные (учащиеся наблюдают природные или производственные объекты с точки зрения различных дисциплин – ОБЖ, химии, физики, биологии, экологии).

3. Экскурсии для отдельных групп обучающихся, проявляющих склонность к тем или иным профессиям, связанным с применением ОБЖ, химии, физике, биологии в различных отраслях экономики.

Проведение практических работ в необходимых количествах требует корректировки учебных планов школы

Привлечение обучающихся к изучению факультативных курсов по ОБЖ способствует профессиональному просвещению учащихся. В процессе изучения факультативов обучающиеся приобретают практические умения и навыки, знакомятся с различными специальностями и профессиями.

Таким образом, задача профпросвещения не сводится только к ознакомлению обучающихся с миром профессий, а состоит и в том, чтобы развивать и углублять профессиональные интересы обучающихся, прививать в конечном итоге любовь к профессии, поэтому большая роль в профориентации обучающихся принадлежит и различным внеурочным мероприятиям.

Проведенный анализ школьной программы показал, что содержание курса ОБЖ обладает достаточными профориентационными возможностями, но не позволяет полностью реализовать модель профессиональной ориентации обучающихся при обучении курса ОБЖ.

Система дополнительного образования детей основана на принципе добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, которые проводят учреждения дополнительного образования. В связи с этим создание возможностей для свободного выбора детьми привлекательных для них видов деятельности является необходимым условием самого существования учреждений дополнительного образования детей.

Система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования. Все виды добровольных детских объединений независимо от их профиля способствуют развитию у детей способности к самопознанию и самоопределению.  

Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путём реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому обучающемуся удовлетворить свои индивидуальные познавательные эстетические творческие запросы.

Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются обучающиеся и их родители. К числу ведущих видов потребностей следует отнести:

  • творческие потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности обучающихся, так и стремлением обучающихся к самореализации в избранном виде деятельности;
  • познавательные потребности, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в области выходящих за рамки программы школьного образования;
  • коммуникативные потребности обучающихся в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;
  • компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;
  • профориентированные прагматические потребности обучающихся, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;
  • досуговые потребности обучающихся различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

Таким образом, дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования.

Основная функция профориентации как социально‐педагогической системы – формирование готовности обучающихся в объединениях дополнительного образования детей к профессиональному самоопределению в определенной сфере труда с учетом их интересов, склонностей, желаний, психофизических возможностей и потребностей рынка труда.

Процесс профессиональной ориентации обучающихся в системе дополнительного образования включает в себя следующие компоненты:

целевой, мотивационный, информационный, деятельностный, творческий, диагностический.

1. Целевой компонент представляет собой осознание педагогами и принятие обучающимися цели и задач профориентации на определенном этапе профессионального самоопределения растущего человека.

В педагогических исследованиях (В. А. Поляков, С. Н. Чистякова) определяются особенности деятельности обучающихся разного возраста в процессе профессиональной ориентации в общеобразовательной школе.

Выделяются три основные этапа профориентации обучающихся в системе дополнительного образования: подготовительный, формирующий и заключительный этап. Согласно выделенным этапам определяются цели и задачи профориентации на каждом из них.

Подготовительный этап (1-5  класс):

Цель: формирование у обучающихся основ выбора профессии, положительных мотивов трудовой деятельности, первоначального интереса к каким‐либо профессиям.

Задачи:

‐ развивать потребности обучающихся в учебной, трудовой деятельности;

‐ ознакомить обучающихся с профессиями в соответствии с возрастными особенностями;

‐ добиваться овладения ими некоторыми доступными видами труда по разным профессиям, формировать интерес к ним.

Формирующий этап (5 – 8 класс):

Цель: формирование у обучающихся профессиональной направленности на определенную профессию или группу профессий по профилю объединения.

Задачи:

‐ формирование у обучающихся установки на необходимость правильного выбора профессии;

‐ целенаправленное ознакомление обучающихся с профессиями по профилю объединения, в которых в настоящее время испытывает потребность данный экономический регион;

‐ развитие интереса у обучающихся к профессиям по профилю объединения;

‐ углубление знаний о видах, классах и типах профессий;

‐ совершенствование у обучающихся практических умений и трудовых навыков, проведение профессиональных проб по профилю работы объединения.

Заключительный этап (9 – 11 класс):

Цель: формирование у обучающихся профессионального самосознания, т.е. умения соотнести свои профессиональные предпочтения со своими возможностями и потребностью рынка труда.

Задачи:

‐ формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения;

‐ ознакомление обучающихся с основами выбора профессии;

‐ информирование обучающихся о профессиональных учебных заведениях региона, где можно получить профессии, связанные с профилем работы объединения;

‐ развитие у обучающихся профессионально важных качеств, необходимых для овладения избираемой сферой труда;

‐ проведение профессиональных проб по профилю работы объединения;

‐ вооружение учащихся профессиональными знаниями и умениями в определенной профессии, способами адаптации к трудовому коллективу, его нормам и ценностям;

‐ содействие в составлении личного профессионального плана обучающегося.

В конкретном объединении цель и задачи профориентации определяются на основе требований образовательной программы дополнительного образования, учета особенностей данной группы обучающихся, уровня подготовленности, образованности, воспитанности и развитости обучающихся, а также с учетом возможностей самого педагога, оборудования кабинета и др.

2. Мотивационный компонент предполагает осуществление педагогом дополнительного образования системы мер по активизации процесса профессионального самоопределения обучающихся, по формированию у них потребности в подготовке к выбору будущей профессии. При этом активизация должна обеспечивать развитие у обучающихся положительных мотивов выбора профессии.

3. Информационный компонент определяется в соответствии с целевыми установками на каждом этапе профессиональной ориентации. Согласно концепции профессионального самоопределения обучающихся (А. Я. Журкина, В. А. Поляков, С. Н. Чистякова и др.)  данный компонент должен включать: информацию о профессиях по профилю работы объединения и трудовом процессе, основываясь на интересе к определенному виду деятельности; сведения о профессиях, пользующихся спросом в конкретном регионе, о способах получения интересующей профессии, профессиональных учебных заведениях, информацию для получения обучающимися знаний о себе, своих способностях и возможностях; об основах выбора профессии, о значении и приемах составления личного профессионального плана.

Содержание отдельных занятий конкретизируется педагогом дополнительного образования с учетом образовательной программы дополнительного образования, уровня подготовленности, интересов обучающихся.

4. Деятельностный компонент включает в себя формирование у школьников как общетрудовых, так и специальных знаний, умений и навыков в интересующей их профессиональной деятельности, осуществление профессиональных проб по профилю работы кружка исходя из материально‐технических возможностей объединения и подготовки педагога.

5. Творческий компонент подразумевает овладение обучающимися элементами творческой деятельности в процессе практической работы и т.д.

6. Диагностический компонент предполагает одновременное осуществление контроля над ходом решения профориентационных задач со стороны педагога и самоконтроля обучающихся за правильностью выполнения учебных операций, динамикой профессионально важных личностных качеств и т.д. Контроль подразумевает наличие методик диагностики промежуточных и конечных результатов профориентационной деятельности. Самоконтроль протекает в виде сравнения обучающимися результатов тестов, устных или практических работ на разных этапах дополнительного образования. Контроль и самоконтроль обеспечивает функционирование обратной связи в профориентационном процессе – получение педагогом информации о направленности профессиональных интересов и склонностей обучающихся, их самооценке, готовности к выбору профессии и т.д.

Организация деятельности объединения дополнительного образования с учетом данных компонентов процесса профессиональной ориентации предполагает практическую реализацию идей личностного подхода в ходе оказания педагогической поддержки растущему человеку в процессе его профессионального самоопределения.

Реализация задач профпросвещения в рамках внеурочной деятельности (дополнительного образования) организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственного, физкультурно-спортивного и оздоровительного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного) в таких формах, как:

• участие в соревнованиях «Ямальский орешек», «А ну-ка, парни», по спортивному туризму, по пулевой стрельбе, военно-прикладным и другим видам спорта, а также мероприятиях, проводимых в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы и Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»;

• посещение объединений «Патриот», «Возрождение», «Эверест», «Огнеборцы» и др. реализующих программы дополнительного образования гимназии;

• участие в научно-практических конференциях, олимпиадах по ОБЖ, научных исследованиях в области безопасности жизнедеятельности, школьных научных обществах.

Рекомендуемые программы объединений с профессиональной направленностью необычны и состоят из трех частей:

1) научно-практической;

2) профессиографической;

3) психологической.

Научно-практическая часть обеспечивает углубленное теоретическое и практическое изучение конкретной области курса ОБЖ (чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, военная служба, медицинские знания и оказание первой помощи и т. д.). При этом рекомендуется оптимальное соотношение теории и практики (1:2).

Профессиографическая часть знакомит с профилями и отдельными специальностями с помощью экскурсий на предприятия и в научные учреждения, через наблюдение труда специалистов на рабочих местах, встречи с представителями отдельных профессий.

Психологическая часть направлена на формирование сферы мотивации, оценки и на самооценку способностей с целью «примерки» профессии к личности обучающегося.

К особой форме внеурочной работы относятся месячники профориентации, недели профессий, которые включают организацию выставок книг, изделий обучающихся и предприятий, проведение экскурсий, встреч со специалистами, выпускниками школы, различные беседы, читательские конференции и т. п.

Таким образом, практика преподавания учебного предмета показывает, что повышение воспитательной направленности профориентационной работы в обучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» требует комплексного использования всех ее форм и методов.

Модель профессиональной ориентации обучающихся при обучении курса ОБЖ в старших классах представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, что представлено на рис. 1.

Данная модель является моделью внутришкольной профилизации. Проведение любой работы по профориентации должно опираться на психологические основы профессионального самоопределения, ведь выбор профессии во многом определяют интересы обучающихся, их увлечения и склонности, в связи с этим изучение обучающихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика) является одним из важных составных компонентов профориентации обучающихся. Проведение работы должно строиться на исследовании характерных особенностей личности: ценностных ориентаций, интересов, склонностей, способностей, профессиональной направленности, мотивов выбора и черт характера.

Специфика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» состоит в том, что основной вклад вносится в дело ориентации молодежи на военные профессии. Военно-профессиональная деятельность − вид профессиональной деятельности, направленный на безупречное и точное выполнение профессиональных обязанностей и задач, связанных с самопожертвованием для сохранения безопасности страны в мирное и военное время.

Цели военно-профессиональной ориентации обучающихся:

  1. Формирование военно-профессиональной направленности личности.
  2. Развитие способности осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе, военным профессиям на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, предъявляемых человеку воинскими должностями и военно-учетными специальностями.
  3. Содействие непрерывному росту профессионализма и достижению самореализации личности в области военно-профессиональной деятельности.

В соответствии с содержанием курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования), в разделе «Основы военной службы» раскрываются следующие темы: «Организационная структура Вооруженных Сил»; «Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству»; «Обязательная подготовка граждан к военной службе»; «Прохождение военной службы по призыву»; «Прохождение военной службы по контракту»; «Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой»; «Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина»; «Как стать офицером Российской Армии».

При проведении занятий по указанным темам следует обращать внимание обучающихся на многообразие мира военных профессий, особенности профессиональной деятельности различных военных специалистов.

Следует выявлять и подчеркивать аналогии между военными и гражданскими специальностями, знакомить обучающихся с классами основных сходных воинских должностей, воинскими должностями и родственными гражданскими профессиями.

При проведении учебных сборов по основам военной службы преподавателям следует ознакомить обучающихся с практической деятельностью военных специалистов. При изучении тем «Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий военной техникой», «Размещение и быт военнослужащих», «Организация караульной службы, обязанности часового», «Огневая подготовка», «Тактическая подготовка» следует обращать внимание обучающихся на деятельность военнослужащих как специалистов, эксплуатирующих сложную военную технику, на те образцы военной техники и тех военнослужащих, чья деятельность пересекается с профессиональными интересами обучающихся.

При проведении мероприятий по военно-профессиональной ориентации могут использоваться:

  • методы формирования у обучающихся необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);
  • методы организации познавательной и практической деятельности обучающихся (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных ситуаций);
  • методы стимулирования ориентации учащихся на подготовку к военной службе (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание);
  • методы контроля за ходом формирования военно-профессиональной направленности (проверка знаний, умений и навыков, оценка военно-профессиональной направленности).

Мероприятия по военно-профессиональной ориентации обучающихся должны быть тесно связаны с военно-патриотическим воспитанием, входить в общую систему формирования у молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Поэтому все проводимые в образовательном учреждении мероприятия по военно-патриотическому воспитанию молодежи будут способствовать формированию и военно-профессиональной направленности обучающихся (военно-спортивные игры, дни призывника, проводы призывников на военную службу, показ молодежи воинского мастерства военнослужащих, посещения воинских частей и др.).

Основными формами военно-профессиональной ориентации обучающихся являются: военно-профессиональное просвещение, военно-профессиональное воспитание и военно-профессиональная консультация.

Военно-профессиональное просвещение предусматривает доведение до обучающихся сведений о военных профессиях, воинских должностях и специальностях с целью формирования у них знаний о различных видах военно-профессиональной деятельности, военно-профессиональных интересов и стремления к осознанному, самостоятельному выбору военной профессии, воинской должности, специальности.

Составными частями военно-профессионального просвещения являются: военно-профессиональная информация, военно-профессиональная агитация и военно-профессиональная пропаганда.

Военно-профессиональная информация направлена на ознакомление обучающихся с миром военных профессий, различными видами воинского труда, военно-учетными специальностями, требованиями к индивидуальным качествам военного специалиста, особенностями подготовки, родственными гражданскими специальностями, возможностями духовного и физического развития граждан в процессе военной службы.

Военно-профессиональная агитация призвана ориентировать обучающихся на овладение теми военно-учетными специальностями, в которых у Вооруженных Сил существует потребность. Ее задача — воздействуя на сознание и настроения молодежи с целью привлечения ее к активному овладению основами военной службы и военно-учетными специальностями, вызвать интерес, сформировать положительное отношение к военной службе на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, к обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям.

Военно-профессиональная пропаганда направлена на разъяснение и обоснование знаний, идей о святости долга по защите Отечества, почетности военной службы, жизненной необходимости личного участия в судьбе Родины, в обеспечении ее военной безопасности, безопасности своих родных и близких, на формирование осознанного стремления к прохождению военной службы и овладению военной специальностью. Военно-профессиональная пропаганда направлена также на распространение знаний о содержании и методах военно-профессиональной ориентации среди преподавателей образовательных учреждений, родителей, обобщение и внедрение в практику лучшего опыта работы с обучающимися по формированию готовности к осознанному, обоснованному выбору военной профессии, воинской должности.

Военно-профессиональное консультирование проводится с учетом индивидуальных особенностей учащегося, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общеобразовательной и профессиональной подготовленности, а также исходя из требований, предъявляемых к человеку различными видами воинской деятельности. Его цель — на основании определения профессиональной направленности обучающегося предоставить ему рекомендацию о выборе военной профессии, воинской должности, специальности, военного образовательного учреждения профессионального образования.

В настоящее время в качестве самостоятельной формы на рынке труда выступает реклама, представляющая собой совокупность методов и приемов воздействия на различные социальные общности, группы с целью представления информации в наиболее доступной форме, по наиболее эффективным каналам ее передачи.

Широкие возможности по внедрению новых форм и методов военно-профессиональной ориентации при работе с учащейся молодежью предоставляют радио-, видео-, компьютерные информационные технологии, которые также необходимо учитывать преподавателям в своей деятельности.

Осуществляя выбор конкретных средств, больше внимания следует уделять игровым формам, тренингам, видео- и компьютерной информации, посещению воинских частей и военных образовательных учреждений профессионального образования, созданию клубов, кружков военно-профессиональной направленности, а также использовать и другие формы внеурочной работы с молодежью.

Действенной формой организации военно-профессиональной ориентации обучающихся является привлечение к ней преподавателей-предметников образовательных учреждений, должностных лиц военных комиссариатов, воинских частей, военных образовательных учреждений профессионального образования, государственных и общественных структур, средств массовой информации.

Как оценивать эффективность профориентации обучающихся

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:

• достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии обучающийся не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей рынка труда в определенных кадрах;

  • потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая обучающимся активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;
  • уверенность обучающихся в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей обучающихся 8-11 классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии;
  • степень самопознания обучающегося. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать обучающемуся достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах;
  • наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана.

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей на те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально- важные качества.

Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

• индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

• направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Критерии и показатели готовности выпускников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения

Критерии

Показатели

9 класс

10-11 классы

Когнитивный

(К)

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально

го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

Мотивационно- ценностный

(М-Ц)

1. Заинтересованность в получении знаний.

2.Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4.Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

1.Устойчивые познавательные интересы.

2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

3. Адекватная самооценка ПВК.

Деятельностно-практический (Д-П)

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2.Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.

2.Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

3. Ориентация на творчество.

4.Стремление к совершенствованию ПВК.

Профессиональный выбор, сделанный с учетом таких факторов, как спрос и предложение рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счете – благополучия его семьи. 

Актуальность профориентационной деятельности в учреждениях общего образования, и в частности педагога очевидна, так как она существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучающихся, она обеспечивает возможность успеха в избранной сфере и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей.

Зрелый профессиональный выбор обучающегося, соответствующий индивидуальным способностям и потребностям, возможностям и уровню его практической подготовки, предполагает, что он осознает свои жизненные цели и планы, адекватно оценивает возможность их реализации через сделанный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования....

Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов....

Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

Уникальный, инновационный педагогический проект туристско-краеведческого направления «Программа поддержки одаренных детей МОУ ДОД СДЮТ «Борус» МО г. Саяногорск»....

Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное

спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...