Урок по обж по теме "Цунами и их поражающие факторы, правила поведения". 8 класс
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему

Коцай Татьяна Владимировна

Предлагаемый урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа над УУД совместно с работой по изучаемой теме. Одна из важнейших особенностей урока состоит в том, что результатом совместной (групповой) работы учеников является  «готовый продукт», который будет использоваться на дальнейших занятиях. Реализация всех этих особенностей урока возможна только через деятельностный подход, при котором во время урока прослеживается именно работа учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx44.7 КБ
Файл prilozhenie_no_1.docx31.55 КБ
Файл prilozhenie_no_2.docx29.11 КБ
Файл legenda.docx11.67 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Предлагаемый урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа над УУД совместно с работой по изучаемой теме.

Одна из важнейших особенностей урока состоит в том, что результатом совместной (групповой) работы учеников является  «готовый продукт», который будет использоваться на дальнейших занятиях.

Реализация всех этих особенностей урока возможна только через деятельностный подход, при котором во время урока прослеживается именно работа учащихся.

Тема урока

«Цунами и их поражающие факторы, правила поведения».

Цель:

  1. Познакомить учащихся с опасным гидрологическим явлением – цунами;
  2. Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения цунами и их последствия;
  3. Использовать межпредметные связи для осознанного восприятия материала.

Задачи:

  1. Научить учащихся действовать в экстремальных ситуациях;
  2. Раскрыть причины возникновения цунами и последствия воздействия цунами;
  3. Познакомить с параметрами цунами и мерами по защите от цунами;
  4. Формирование психологической готовности учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации;
  5. Выявление творческих способностей учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из неё;
  6. Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей.

 Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, презентация.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Актуализация межпредметных знаний;
  3. Объяснение нового материала;
  4. Закрепление материала;
  5. Подведение итогов;
  6. Домашнее задание.

По окончании изучения темы, учащиеся должны:

Знать:

  • Способы оповещения о приближении цунами;
  • Поражающие факторы;
  • Основные мероприятия по защите населения от цунами.

Владеть:

  • Навыками выполнения мероприятий по защите от цунами.

Иметь:

  • Представление о последствиях цунами.

Ход урока

Учитель:

- Прослушайте легенду народов Океании. Подумайте о чём пойдёт речь на уроке? Какова тема нашего урока?

«Гигантский кит был монстром, убивающим других китов и лишающим людей морской добычи. Гром-птица увидала из своего гнезда в горах, что люди голодают. Она полетела над прибрежными водами и схватила Кита. Битва началась в океане. Вода сначала отступила, а потом обрушилась на берег. Много каноэ забросило высоко на деревья, много было разрушений и много погибших. В конце концов, Гром-птица удалось поднять Кита из воды высоко в воздух и бросить об землю».    

Учитель:

- Какой теме будет посвящен наш урок?  (Цунами) Слайд № 1

Тема урока вывешивается на доску. Учитель объясняет, как работать в рабочем листе (у каждого ученика рабочий лист лежит на парте).

Учитель:

- На какие вопросы мы должны с вами ответить при изучении данной темы?

Ответы детей ……………

Учитель:

- А теперь все то, что вы сказали, подытожим. Итак, цель нашего урока получить комплексное представление о ЧС природного характера - цунами.  

Учитель:

- Для того, чтобы начать урок мне нужна ваша помощь, давайте вместе определим на какие учебные вопросы мы должны ответить в ходе урока.

Ответы детей ……………

ПЛАН УРОКА:

  1. Понятие «цунами».
  2.  Причины образования цунами.
  3. Поражающие факторы.
  4. Действия населения при приближении цунами.

Цель и план урока вывешиваются учителем на доску, по мере отработки каждого пункта обращает учащихся к плану.

Учитель:

- По ходу того как мы будем отвечать на поставленные вопросы, вы будете заполнять опорные планы-конспекты, которые лежат у вас на партах.

- Опираясь на жизненный опыт и информацию из СМИ, постарайтесь самостоятельно сформулировать понятие «цунами».

После ответов учащихся Слайд № 2 

Цунами- гигантские океанские волны, возникающие в результате подводных или островных землетрясений или извержений вулканов. (Понятие записывается в план-конспект). 

     Цунами -в переводе с японского – большая волна. В открытом океане цунами не может принести никакого вреда. Волны цунами столь длинны, что даже как волны не воспринимаются: длина их составляет от 150 до 400 км, иногда 1000 км, а высота около метра.

     Цунами становится разрушительными именно вблизи береговой линии. Они являются глубокими волнами и захватывают куда более мощный слой воды, чем ветровые волны. Поскольку цунами - очень длинная волна, при подходе к берегу она становится очень высокой. У самого берега, сильно приторможенная неровностями дна, волна принимает резко асимметричную форму и опрокидывает свой гребень далеко вперед.

(Вернулись к целям урока).

-На первый учебный вопрос мы ответили, попытаемся ответить на второй вопрос  «Причины образования цунами».

Учитель:

- Как вы думаете, каковы причины образования цунами?

Ответы учащихся ………….

(После ответов учащихся слайд № 3, 4).

   Цунами возникает при движении морского дна. Существует несколько причин возникновения волн цунами. 

  • Подводные землетрясения, часть дна опускается, а часть поднимается.
  • Оползни (7%).
  • Вулканические извержения (около 5%).

(Причины записываются в план-конспект). 

- Поясните, что такое подводные землетрясения? (Подземные толчки, колебание земной коры)

-Что такое оползень? (Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести)

-Вулканические извержения?

           Свыше 85% цунами вызываются подводными землетрясениями. При землетрясении под водой образуется вертикальная трещина и часть дна опускается. Дно внезапно перестает поддерживать столб воды, лежащий над ним. Поверхность воды приходит в колебательное движение, стремясь вернуться к исходному уровню, - среднему уровню моря, - и порождает серию волн.

          В глубоком океане масса такой потерявшей опору колонны воды огромна. Когда сброс дна прекращается, эта колонна находит себе новый, более низкий "пьедестал" и таким движением рождает волны с высотой, эквивалентной расстоянию, на которое переместилась эта колонна.

          Причиной возникновения цунами может быть оползень. Цунами такого типа возникают довольно редко. 9 июля 1958 года в результате землетрясения на Аляске в бухте Литуйя возник оползень. Масса льда и земных пород обрушилась с высоты 900 м. Образовалась волна, достигшая на противоположном берегу бухты высоты 600 м.

       В 4 часа ночи 5 ноября 1952 года жители города Северо- Курильск и ряда прибрежных поселков на острове Парумушир, входящем в состав Курильских островов, были разбужены сильными подземными толчками, которые продолжались около получаса. Землетрясения бывают здесь достаточно часто, и люди опять легли спать, когда земля как будто успокоилась. Вскоре со стороны моря раздался сильный шум и треск- на город наступал огромный водяной вал, который прокатился по острову, дошел до уклона сопки и отхлынул назад. Полуодетые люди бежали в сопки, спасаясь от страшной волны.

Подобного рода случаи весьма редки.

          Другим источником цунами могут служить вулканические извержения. Крупные подводные извержения обладают таким же эффектом, что и землетрясения. При извержении вулкана в недрах земли также происходит разлом.

Учитель:

- Как вы думаете, что относится к основным параметрам оценки силы цунами?

Ответы учащихся ………

(После ответов учащихся слайд № 5, 6, 7, 8).

1. Скорость 

(Скорость распространения цунами составляет от 50 до 1000 км/ч)

2. Высота и длина волны

      В открытом океане высота волны редко превышает один метр, а длина волны (расстояние между гребнями) достигает сотен километров, и поэтому волна не опасна для судоходства. При выходе волн на мелководье, вблизи береговой черты, их скорость и длина уменьшаются, а высота увеличивается. У берега высота цунами может достигать нескольких десятков метров. Наиболее высокие волны, до 30—40 метров, образуются у крутых берегов.

Период морской волны.

     Цунами обычно проявляется как серия волн, так как волны длинные, то между приходами волн может проходить более часа, чаще всего волн бывает от 3 до 10. 

(Вернулись к целям урока).

Физкультминутка

-Встаньте из-за парт, покажите мне спокойную морскую волну, покажите мне бушующее море, покажите мне цунами в открытом океане, а теперь цунами обрушивается на берег.

Учитель:

-  Около 80 процентов сильнейших землетрясений мира происходит в бассейне Тихого океана. Поэтому тихоокеанское побережье Камчатки и Командорских островов наиболее подвержено воздействию цунами. Волны сюда подходят из цунами опасной зоны, которая расположена в Курило - Камчатском и Алеутском желобах, а также от удаленных землетрясений. (Обратить внимание на эпицентры. Что такое ЭПИЦЕНТР? место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу.)

- Ребята, назовите характерные признаки наступления цунами.

Ответы учащихся ……..

- Давайте вместе подытожим:

  • Быстрое понижение уровня воды во время прилива;
  • Быстрый отход воды от берега (смолкает шум прибоя);
  • Повышение уровня воды в отлив;
  • Необычный дрейф плавающего льда или других предметов;
  • Зимой - появление трещин в береговом льду, необычный дрейф льдин, выбросы воды у кромки льда;
  • По поведению животных.

Учитель:

- Обратимся к 4 вопросу нашего плана: «Поражающие факторы цунами».

- Как вы считаете, чем опасно цунами?

Ответы учащихся ………

К основным поражающим факторам цунами относятся: (Слайд № 9)

- удар волны -  (сила удара волны на препятствие);

- гидродинамическое давление воды - (давление воды на препятствия);

- воздушная волна - (Перед водяным валом распространяется воздушная ударная волна. Она действует, аналогично взрывной волне, разрушая здания и сооружения). 

(Поражающие факторы записываются в план-конспект). 

Учитель:

- Набегая на препятствие, волна обрушивает на него всю свою энергию, поднимаясь над ним громадной стеной, давит, разрушает и уничтожает его.

- Все это приводит к серьезным, порою к катастрофическим последствиям (Слайд № 10)

-Прочитайте и поясните каждый пункт:

  1. Затопление местности;
  2. Разрушение зданий, сооружений, дрог, линий электропередач, мостов, причалов и др.;
  3. Выброс судов на берег;
  4. Гибель людей и животных;
  5. Смыв почвы, гибель сельскохозяйственных культур;
  6. Пожары, загрязнение почвы.

(Последствия записываются в план-конспект). 

Япония 2011г. авария на Атомной станция «Фукусима-1».

        В 2011 г. в Японии произошло сильнейшее землетрясение магнитудой 9.0. За ним последовало цунами, высота которого в ряде мест на побережье достигала 30-40 метров. От стихийного бедствия погибли и пропали без вести 19,8 тыс. человек. Более 90% погибших стали жертвами цунами. В следствии землетрясения и цунами на Атомной станция «Фукусима-1» произошла аварии на ядерном реакторе, что привело к сильным радиоактивным выбросам.

Учитель:

- Мы услышали последствия, а теперь посмотрим на них (Слайд № 11).

(Вернулись к целям урока).

Учитель:

- Ответим на последний вопрос нашего плана: «Действия населения при приближении цунами».

(Работа в группах)

Каждая группа получает задание.

Группе необходимо предложить свои способы защиты при заблаговременном  оповещении о цунами, при  внезапном его приходе, после его прохождения (внутри каждой группы определены роли: руководитель, докладчик, оформитель).

По окончании работы проводится защита памяток и обсуждение результатов выполненной работы. От группы выходит к доске один или несколько человек, освящая вопрос, который достался группе (в это время другие группы, заполняют таблицу в рабочем листе).

- Итак, мы ответили на все поставленные вопросы, вы заполнили опорные план-конспекты, я хочу посмотреть, как вы усвоили что такое цунами. (Работа в группах.  По количеству групп, листы с вопросами).

- Ваша задача ответить на вопросы, передавая листы с вопросами по часовой стрелке. Каждая группа ответит на все вопросы. Исправлять ранее написанное другой группой нельзя. На каждую остановку отводится 1 мин.

1. Как возникает цунами?

2. Почему в открытом море волна цунами не приносит большого вреда? Где во время цунами кораблю следует находиться?

3. По каким признакам можно определить приближение цунами?

4. Каковы будут ваши действия, если поступил сигнал о приближении через 30 — 40 минут цунами, а вы находитесь на берегу реки, впадающей в море, а до ближайшей возвышенности 1,5 км.

  5. Составьте правила, как действовать если волна застала вас на улице.

Рефлексия

Слайд № 17. (Выполнение тестового задания).

- Перед вами тест. На вопросы может быть ответы ДА или НЕТ.

1. Цунами - это волна в океане, вызванная подводным (прибрежным) землетрясением или извержением вулкана?

2. Скорость волны у берега больше, чем в океане?

3. Центральная часть России относится к цунамоопасному региону?

4. Основные поражающие факторы цунами: воздушная волна, удар волны, гидродинамическое давление?

5. При получении сигнала о подходе цунами необходимо:

   - взять необходимые вещи, документы, продукты питания

   - перекрыть газ, воду, отключить электричество

   - уходить в глубину суши на 2-3км или на возвышенность?

6. Надо оставайтесь в безопасном месте после прохождения цунами 12-13 часов?

Отвечать  графически  ДА  или  НЕТ

Ответ «ДА» отмечаем знаком -             , ответ «НЕТ» -               .

Поэтому будьте внимательны. Приступили к выполнению задания.

- А теперь давайте проверим ваши ответы. (Слайд №18).

Безымянный.png

Учитель:

- Как вы считаете, актуальна ли тема нашего урока для региона, в котором мы живем. Почему?

Ответы учащихся  ………

(Просмотр видеоролика).

Домашнее задание:

Обязательное: текст параграфа, ответы на вопросы после параграфа.  

Дополнительное: подготовить сообщения по теме: «Катастрофические цунами».

Учитель:

- Попробуем подвести итоги нашей совместной работы.

  1. Продолжите фразу: «Цунами - ………»  
  2. На уроке я узнал  ……….

- Я предлагаю заполнить таблицу.

  1. Понравилось на уроке? (отметьте галочкой Мордашку?)

Приветствующие и прощающиеся смайликиГрустные смайликиСмайлики от Aiwan (Колобки)

  1. Поставьте оценку преподавателю за работу по 10 бальной системе
  2. Поставьте оценку себе за работу по 10 бальной системе



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Тема:

Цунами

Цель:

Получить комплексное представление о ЧС природного характера - цунами.  

План:

1.        Понятие «цунами».

2.         Причины образования

     цунами.  

3. Поражающие факторы.  

4.        Действия населения

    при приближении  

    цунами. 

 

Приложение № 3

Карточки для ответа на вопросы

         

Приложение № 3

Тема урока: «Цунами и их поражающие факторы, правила поведения»

Цунами-

Причины образования цунами

Поражающие факторы:

Последствия:

Действия при приближении цунами:

Понравилось на уроке? (отметьте галочкой Мордашку?)

Приветствующие и прощающиеся смайликиГрустные смайликиСмайлики от Aiwan (Колобки)

Поставьте оценку преподавателю за работу по 10 бальной системе

Поставьте оценку себе за работу по 10 бальной системе



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Опорный план-конспект

Тема урока: «Цунами и их поражающие факторы, правила поведения»

Цунами-

Причины образования цунами

Поражающие факторы:

Последствия:

Действия при приближении цунами

Приложение № 4

Рефлексия

Понравилось на уроке? (отметьте галочкой Мордашку?)Приветствующие и прощающиеся смайликиГрустные смайликиСмайлики от Aiwan (Колобки)

Поставьте оценку преподавателю за работу по 10 бальной системе

Поставьте оценку себе за работу по 10 бальной системе

Приложение № 5

Лист- опросник

1. Как возникает цунами? ___________________________________________

2. Почему в открытом море волна цунами не приносит большого вреда?

_________________________________________________________________

3. Где во время цунами кораблю следует находиться? __________________

_________________________________________________________________

4. По каким признакам можно определить приближение цунами? ________

_________________________________________________________________

5. Каковы будут ваши действия, если поступил сигнал о приближении через 30 — 40 минут цунами, а вы находитесь на берегу реки, впадающей в море, а до ближайшей возвышенности 1,5 км. _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Составьте правила, как действовать если волна застала вас на улице. _____

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Легенда народов Океании.

«Гигантский кит был монстром, убивающим других китов и лишающим людей морской добычи. Гром-птица увидала из своего гнезда в горах, что люди голодают. Она полетела над прибрежными водами и схватила Кита. Битва началась в океане. Вода сначала отступила, а потом обрушилась на берег. Много каноэ забросило высоко на деревья, много было разрушений и много погибших. В конце концов, Гром-птица удалось поднять Кита из воды высоко в воздух и бросить об землю».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЖ Цунами

Слайд 2

Понятие «цунами» Цунами – это волны в океане, вызываемые подводными и прибрежными землетрясениями, при взрывах вулканов, при обрушении берегов или крупных подводных. Цунами - это японское слово. Произносится "цу-на-ми". "цу" означает гавань, "нами" означает волна.

Слайд 3

Причины возникновения цунами:

Слайд 4

Причины возникновения цунами: 1 образование трещин на дне 2 поднятие (опускание) части дна 3 порождение волн водой, стремящейся вернуться в исходное состояние Подводное землетрясение

Слайд 5

Основные параметры цунами: скорость (600-1000 км/час); высота волны (до 70 м); длины волны (до 1000 км); период волны (от минут до нескольких часов).

Слайд 6

Районы, подверженные цунами

Слайд 7

Цунами у побережья о. Шри Ланка 26 декабря 2004 г. на снимке со спутника www.themegallery.com

Слайд 8

Изменение очертаний береговой линии вследствие цунами в Индонезии в 2004 году

Слайд 9

Основные поражающие факторы: Первичные: воздушная волна; удар волны; гидродинамическое давление воды.

Слайд 10

Основные поражающие факторы: Вторичные: затопление местности; разрушение зданий, сооружений, коммуникаций; выброс судов на берег; гибель людей и животных; смыв почвы, гибель сельхоз- культур; загрязнение почвы; загрязнение или уничтожение источников питьевой воды.

Слайд 11

Последствия цунами

Слайд 12

Заблаговременные меры по защите от цунами: создание системы наблюдения и прогнозирования; запрещение нового строительства в опасных районах; перенос объектов в безопасные места; строительство волнорезов и дамб; заблаговременная подготовка маршрутов и мест для эвакуации; подготовка населения к действиям; посадка деревьев.

Слайд 13

При получении сигнала «Идёт цунами»: прогнозирование возможного места и времени подхода цунами; оповещение населения; срочный выход судов в открытое море; экстренная эвакуация населения в безопасные места.

Слайд 14

Правила поведения при поступлении сигнала о подходе цунами: услышав звуки сирен, внимательно прослушайте сообщение о времени прихода волны и организации эвакуации населения в безопасное место; возьмите с собой минимум тёплых вещей (лучше непромокаемых), продуктов питания, деньги, документы, и ценности; перед уходом перекройте в доме газ и воду, отключите электричество; без промедления уходите в глубину суши на возвышенность или на 2- З км от берега.

Слайд 15

Правила поведения при внезапном подходе цунами: немедленно закройте все окна и двери на запор и поднимитесь на верхний этаж; общее правило — не выбегать из прочного здания; займите наиболее безопасное место в помещении — вдали от окон у капитальной стены со стороны прихода волны; если волна застает на улице, то постарайтесь зацепиться за ствол дерева или бетонную стену; приготовьтесь к возвратному движению волны.

Слайд 16

Правила поведения после прохождения цунами: Оставайтесь в безопасном месте не менее 2—3 часов после прихода первой волны; Дождитесь сигнала отбоя тревоги.

Слайд 17

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ: 1 . Цунами - это волна в океане, вызванная подводным (прибрежным) землетрясением или извержением вулкана? 2. Скорость волны у берега больше, чем в океане? 3. Центральная часть России относится к цунамоопасному региону? 4. Основные поражающие факторы цунами: воздушная волна, удар волны, гидродинамическое давление? 5. При получении сигнала о подходе цунами необходимо: - взять необходимые вещи, документы, продукты питания - перекрыть газ, воду, отключить электричество - уходить в глубину суши на 2-3км или на возвышенность? 6. Надо оставайтесь в безопасном месте после прохождения цунами 12-13 часов? Отвечать графически ДА или НЕТ

Слайд 18

КЛЮЧ ТЕСТА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 10 классе. «Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения».

«Современные средства поражения и их поражающие факторы.  Мероприятия по защите населения». Урок ОБЖ в 10 классе по разделу учебной программы " Гражданская оборона – составная часть обороноспособ...

Урок "Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени"

Презентация создана для ознакомления учащихся с типами защитных сооружений и их использованием...

Урок русского языка по теме "Фонетические процессы и орфографические правила". 10 класс

На уроке большое внимание уделяется углублению и систематизации материала по теме, осознанию учащимися связи фонетики и орфографии, подготовке к ЕГЭ. Экскурсы в историю языка и проблемные вопросы спос...

Конспект урока по теме: «Современные средства поражения, их поражающие факторы. Химическое оружие».

Конспект к уроку-беседе по ОБЖ  «Современные средства поражения, их поражающие факторы. Химическое оружие». Рассчитан на одно занятие....

Конспект урока по теме: «Современные средства поражения, их поражающие факторы. Ядерное оружие».

Данный ресурс представляет собой иллистратвный материал к уроку ОБЖ. В нем представленны основные понятия, поражающие факторы и способы защиты....

Презентация к уроку в 10 классе "Оружие массового поражения и его поражающие факторы"

Современные средства поражения и их поражающие факторы.Мероприятия по защите населения.  Электронное приложение к уроку по теме: «Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприят...