Бактериологическое оружие и его поражающие факторы
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему

Мальцева Светлана Михайловна

Конспект урока ОБЖ 10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Бактериологическое оружие и его поражающие факторы

Цель урока: познакомить учащихся с видами, поражающими факторами и способами защиты от бактериологического оружия массового поражения.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся  с видами поражающих факторов бактериологического оружия. Обучить способам защиты от бактериологического оружия.
  • Развивающие: формирование интеллектуальных умений сравнивать, анализировать, выделять главное, доказывать, обобщать, разрешать проблемы
  • Воспитательные: продолжить формирование и развитие нравственных качеств личности

          Оборудование: мультимедиа, презентация, учебные листы,    

          информационные листы

План урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного материала
  3. Изучение новой темы

Ход урока

  1. Организационный момент-2 мин.

Приветствие. Проверка присутствующих. Подготовка учащихся к работе на уроке

  1. Повторение пройденного материала- 8 мин.

Тест «Химическое оружие» (приложение 1)

Вариант№1

1.Дополните предложение. Химическое оружие – это …

А) оружие поражения, действие которого основано на использование опасных химических элементов;

Б) оружие, действие которого основано на использование химической энергии;

В) оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ;

Г) оружие массового поражения, действие которого основано на действие некоторых химических элементов, изменять свою природу.

2.Дополните предложение. Отравляющие вещества – это …

А) химические элементы, которые способны отравлять жизнь людей и животных;

Б) химические элементы, которые способны отравлять существование людям, заражать окружающую среду;

В) химические соединения, которые способны поражать людей и животных на больших площадях, проникать в различные сооружения, заражать местность и водоемы;

Г) химические соединения, которые не способны смертельно поражать людей и животных на больших площадях, но могут проникать в различные сооружения, заражать местность и водоемы.

3.Какие отравляющие вещества относятся к удушающим?

А) хлорофос;

Б) карбофос;

В) иприт;

Г) фосген.

4.Какие отравляющие вещества относятся нервно-психологическим?

А) таких не существует

Б) Би-3ет;

В) Си-Эс;

Г) Си-Ар.

5.Какие отравляющие вещества относятся к нервно-паралитическим?

А) Ви-Икс;

Б) хлорциан;

В) зарин;

Г) Си-Эс;

Д) зоман;

Е) Си-Ар.

6.Какие отравляющие вещества относятся к психохимические?

А) Ви-Икс;

Б) Би-3ет;

В) Ли-3ет;

Г) адамсит.

7.Какие отравляющие вещества предназначены для временного вывода противника из строя?

А) Си-Эс;

Б) Ви-Икс;

В) Би-3ет;

Г) Си-Ар.

Тест «Химическое оружие»

Вариант№2

1.Какими признаками характеризуется применение химического оружия?

А) понижение или повышение температуры воздуха;

Б) маслянистые пятна на листьях, грунте, зданиях, а также возле воронок разорвавшихся бомб и снарядов;

В) изменение естественной окраски растительности ( например, побурение зеленых листьев);

Г) люди ощущают раздражение носоглотки, глаз, ощущение тяжести в груди.

2.На какие группы подразделяются отравляющие вещества в соответствие с действием на организм человека?

      А) удушающее, кожно-нарывные;

      Б) частноядовитые, нервно-психологические;

      В) общеядовитые, нервно-паралитические;

      Г) раздражающие, психохимические.

3.Какие вещества относятся к кожно-нарывным?

А) иприт;

Б) синильная кислота;

В) Би-3ет;

Г) адамсит.

4.Какие отравляющие вещества относятся к общеядовитым?

А) плавиковая кислота;

Б) хлорциан;

В; хлорацетофенон;

Г) синильная кислота.

5.Какие отравляющие вещества относятся к раздражающим?

А) хлорацетофенон;

Б) хлорциан;

В) фосген;

Г) Си-Эс;

Д) адамсит;

6.Какие отравляющие вещества предназначены для смертельного поражения противника?

      А) Би-3ет;

      Б) фосген;

      В) иприт;

      Г) Ви-Икс.

7.От чего зависит стойкость химического заражения?

А) от токсичности вещества и направления ветра;

Б) от площади разлива ОВ и рельефа местности;

В) от способа применения ОВ и средств его доставки;

Г) от свойств ОВ, погоды, времени года и условий местности

3.Изучение новой темы

На протяжении всей своей нелегкой истории человечество вело множество войн и переживало большое количество опустошительных эпидемий. Естественным образом люди стали задумываться о том, как второе приспособить к первому. Любой военачальник прошлого готов был признать, что самая успешная его операция меркнет перед самой маленькой эпидемией. Попытки поставить на военную службу легионы невидимых убийц совершалось много раз. Но лишь в ХХ веке появилось понятие «бактериологическое оружие»

Учитель. Как вы понимаете, что такое бактериологическое оружие?

Учащиеся отвечают, предлагая различные варианты.

Бактериологическое оружие – это научно-технологический комплекс, включающий в себя средства производства, хранения, обслуживания и оперативной доставки биологического поражающего агента к месту применения.

А теперь рассмотрим географию применения биологического оружия

Применение биологического оружия в современной истории.

  • 1763 — Первый конкретный исторический факт применения бактериологического оружия в войне — это преднамеренное распространение оспы среди индейских племён. Американские колонизаторы переслали в их лагерь одеяла, зараженные возбудителем оспы. Среди индейцев вспыхнула эпидемия оспы.
  • 1934 — Немецкие диверсанты обвинены в попытке заражения метро в Лондоне, но такая версия несостоятельна, так как в то время Гитлер рассматривал Англию как потенциального союзника.
  • 1939—1945 — Японией: Маньчжурским отрядом 731 против 3 тысяч людей — в рамках разработки. В рамках испытаний — в боевых операциях в Монголии и Китае. Также подготовлены планы применения в районах Хабаровска, БлаговещенскаУссурийскаЧиты. Полученные данные легли в основу разработок в бактериологическом центре армии США Форт-Детрике (штат Мэриленд) в обмен на защиту от преследования сотрудников отряда 731. Впрочем, военно-стратегичекий результат боевого применения оказался более чем скромным: согласно Докладу международной научной комиссии по расследованию фактов бактериологической войны в Корее и Китае (Пекин, 1952 г.) количество жертв искусственно вызванной чумы с 1940 по 1945 год составляло приблизительно 700 человек, то есть оказалось даже меньше числа загубленных в рамках разработки пленников.
  • По советским данным, в ходе Корейской войны, бактериологическое оружие применялось США против КНДР («Только в период с января по март 1952 года в 169 районах КНДР имели место 804 случая применения бактериологического оружия (в большинстве случаев — бактериологических авиабомб), что вызвало эпидемические болезни»). Через несколько лет после войны помощник заместителя министра иностранных дел СССР Вячеслав Устинов изучил имеющиеся материалы и пришёл к заключению, что использование американцами бактериологического оружия невозможно подтвердить.
  • По мнению некоторых исследователей эпидемия сибирской язвы в Свердловске в апреле 1979 года была вызвана утечкой из лаборатории Свердловск-19. По официальной версии причиной заболевания стало мясо заражённых коров. Ещё одна версия — что это была операция спецслужб США.

 Районы применения бактериологического оружия обозначить зеленой штриховкой на карте.

Основу поражающего действия бактериологического оружия составляют биологические средства – специально отобранные для боегого применения биологические агенты, способные при своем проникновении в организм людей (животных, растений) вызывать тяжелые заболевания (поражения).

Учитель. А что могут использовать в качестве биологического поражающего агента?

Биологические поражающие агенты – патогенные микроорганизмы или токсины, выполняющие функции людей, животных и растений. В этом качествые могут применяться бактерии, вирусы, риккетсии, грибки, бактериальные токсины.

Звездочкой отметить на карте научные центры создания бактериологического оружия

Работа по учебной карте (приложение 2)

Задание 1

а)прочитайте текст (приложение 3);

б)составьте таблицу «Краткая характеристика биологических агентов»;

в)перечислите основные пути заражения людей и животных.

Биологический агент

Краткая характеристика

Заболевания, вызываемые агентом

Обсуждение итогов заполнения

Особенности поражения бактериальными средствами

    При поражении бактериальными средствами заболевание наступает не сразу, почти всегда имеется скрытый (инкубационный) период, в течение которого заболевание не проявляет себя внешними признаками, а пораженный не теряет боеспособности.

     Некоторые заболевания (чума, оспа, холера) способны передаваться от больного человека здоровому и, быстро распространяясь, вызывать эпидемии. Установить факт применения бактериальных средств и определить вид возбудителя достаточно трудно, поскольку ни микробы, ни токсины не имеют ни цвета , ни запаха, ни вкуса, а эффект их действия может проявиться через большой промежуток времени. Обнаружение бактериальных средств возможно только путем проведения специальных лабораторных исследований , на что требуется значительное время, а это затрудняет своевременное проведение мероприятий по предупреждению эпидемических заболеваний.

   Эффективность действия бактериологического оружия зависят от выбора способа его применения.

Задание 2

а)прочитайте текст (приложение 3)

б)заполните таблицу, указав в ней способы применения бактериологического оружия;

Способ применения

Краткая характеристика

Внешние признаки применения

Заражение приземного слоя воздуха частицами аэрозоля распылением биологических рецептур

Туманообразное облако в виде следа, оставляемого самолетом, воздушным шаром

Рассеивание искусственно зараженных кровососущих переносчиков болезней, которые затем через укусы передают людям и животным возбудителей заболеваний

Появление значительного количества грызунов, клещей и других переносчиков заболеваний

Заражение биологическими средствами воздуха и воды в замкнутых пространствах при помощи диверсионного снаряжения

Одновременное возникновение массовых заболеваний людей и животных в границах определенной территории

Обсуждение итогов заполнения

При применении бактериологического оружия возникает зона бактериологического заражения, которая в результате заражения местности патогенными микроорганизмами. В пределах этой зоны возникает очаг бактериологического (биологического) поражения.

Задание 3

а)прочитайте текст (приложение 4)

б)дайте определение: очаг бактериологического поражения, зона биологического заражения, карантин, обсервация, дезинсекция, дератизация.

Пока существует опасность использования такого оружия, каждый гражданин должен представлять себе способы защиты и правила поведения в экстренной ситуации – ведь от этого зависит жизнь и здоровье каждого из нас и наших близких.

При объявлении сигнала «Химическая тревога» или обнаружения хотя бы одного из признаков применения бактериологического оружия необходимо:

  • сообщить в ближайший орган ГО или по телефону скорой помощи, либо милиции, принять таблетки из гнезда №5 аптечки АИ-2 (через 6 часов еще 5);
  • надеть имеющиеся СИЗ;
  • укрыться в ближайшем защитном сооружении;
  • истреблять переносчиков инфекционных заболеваний: крыс, мышей, блох, клещей, клопов, тараканов при помощи хлорофоса, крысида, фосфида цинка, серно-кислого калия;
  • строго соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать санитарно-гигиенические требования в питании: воду берите только из проверенных источников; кипятите воду и молоко, все продукты и пищу употребляйте лишь после прожаривания или кипячения; хлеб прокаливайте на огне или в духовке, печи.

       Бактериологическое оружие – это страшная действительность нашего времени. Сейчас, большинство государств, придерживаются политики неприменения  и прекращения наращивания любого оружия. Ведь такое противостояние не дает перевеса ни одной из противоборствующих сторон. Каждый из противников в любой момент вправе ожидать нападения. Поэтому уже много лет ведутся серьезные переговоры о сокращении и не применении различных видов вооружения. Но все равно есть страны, у которых есть предположительно биологическое оружие.

Россия, Ирак, США, Великобритания, Китай, Египет, Иран, Сирия, Израиль, Ливия, КНДР, Тайвань.

Обозначьте на карте (красной штриховкой страны, потенциально опасные с точки зрения применения бактериологического оружия)

Бактериологическое оружие, является запрещенным средством для применения, согласно Женевской Конвенции 1972 года. (Статья 1. Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять биологическое оружие.)

Тест для проверки знаний:

   

1. Бактериологическое оружие – это:

а) специальные вещества, предназначенные для поражения людей;

б) это научно-технологический комплекс, включающий в себя средства производства, хранения, обслуживания и оперативной доставки биологического поражающего агента к месту применения;

в) оружие массового поражения людей на определенной территории;

г) оружие, основанное на применении болезнетворных свойств патогенных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности.

2. Применение бактериологического оружия может сопровождаться признаками:

а) необычные скопления насекомых и грызунов;

б) ощущение посторонних запахов;

в) у людей ощущается раздражение слизистых, тяжесть в груди;

г) массовый падеж и заболевание животных.

3. Поражающее действие биологического оружия основано на:

а) использовании отравляющих свойств некоторых веществ;

б) способности микробов проникать в организм человека;

в) использовании патогенных свойств болезнетворных микробов;

г) быстром распространении некоторых заболеваний.

4. Инкубационный период – это:

а) скрытый период заболевания;

б) время активного протекания болезни с ярко выраженными симптомами;

в) период наиболее острого протекания болезни;

г) время выздоровления;

5. Биологическое оружие способно:

а) вызывать массовые опасные заболевания;

б) оказывать сильное психологическое воздействие;

в) вызывать лучевую болезнь;

г) вызывать химическое отравление.

7. К биологическим агентам относят:

 а) бактерии; б) вирусы; в) риккетсии; г) растения.


8. Дезинсекция проводится для уничтожения:

а) грызунов; б) клещей; в) комаров; г) микробов.

9. Обсервация проводится для:

а) экстренной профилактики заболеваний;

б) своевременного выявления и госпитализации заболевших;

в) изоляции очага биологического поражения;

г) санитарной обработки населения.

У биологического оружия нет будущего.  На сегодняшний день это оружие застыло в развитии на этапе полувековой давности и может быть использовано только фанатичными безумцами, желающими сеять страх и пожинать его плоды.

И нам с вами остается надеяться на разум и здравомыслие биологического вида «человек разумный». Пусть ужасы последствий применения бактериологического оружия существуют только на страницах книг и на киноэкранах — это мы переживем с легкостью.

Домашнее задание

Приложение 2

Учебная карта

Биологическое оружие это……..

Биологические поражающие агента это…….

Задание 1

а)прочитайте текст (приложение 3);

б)составьте таблицу «Краткая характеристика биологических агентов;

в)перечислите основные пути заражения людей и животных.

Биологический агент

Краткая характеристика

Заболевания, вызываемые агентом

в)перечислите основные пути заражения людей и животных.

Задание 2

А)прочитайте текст (приложение 4)

Способ применения

Краткая характеристика

Внешние признаки применения

Заражение приземного слоя воздуха частицами аэрозоля распылением биологических рецептур

Туманообразное облако в виде следа, оставляемого самолетом, воздушным шаром

Рассеивание искусственно зараженных кровососущих переносчиков болезней, которые затем через укусы передают людям и животным возбудителей заболеваний

Появление значительного количества грызунов, клещей и других переносчиков заболеваний

Заражение биологическими средствами воздуха и воды в замкнутых пространствах при помощи диверсионного снаряжения

Одновременное возникновение массовых заболеваний людей и животных в границах определенной территории

б)заполните таблицу, указав в ней способы применения бактериологического оружия;

Задание 3

А)прочитайте текст (приложение 5)

Б)дайте определение:

Очаг бактериологического поражения…..

Зона биологического заражения…..

Карантин…..

Обсервация…..

Дезинсекция…..

Дератизация…….

Приложение 1

Тест «Химическое оружие»

Вариант№1

1.Дополните предложение. Химическое оружие – это …

А) оружие поражения, действие которого основано на использование опасных химических элементов;

Б) оружие, действие которого основано на использование химической энергии;

В) оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ;

Г) оружие массового поражения, действие которого основано на действие некоторых химических элементов, изменять свою природу.

2.Дополните предложение. Отравляющие вещества – это …

А) химические элементы, которые способны отравлять жизнь людей и животных;

Б) химические элементы, которые способны отравлять существование людям, заражать окружающую среду;

В) химические соединения, которые способны поражать людей и животных на больших площадях, проникать в различные сооружения, заражать местность и водоемы;

Г) химические соединения, которые не способны смертельно поражать людей и животных на больших площадях, но могут проникать в различные сооружения, заражать местность и водоемы.

3.Какие отравляющие вещества относятся к удушающим?

А) хлорофос;

Б) карбофос;

В) иприт;

Г) фосген.

4.Какие отравляющие вещества относятся нервно-психологическим?

А) таких не существует

Б) Би-3ет;

В) Си-Эс;

Г) Си-Ар.

5.Какие отравляющие вещества относятся к нервно-паралитическим?

А) Ви-Икс;

Б) хлорциан;

В) зарин;

Г) Си-Эс;

Д) зоман;

Е) Си-Ар.

6.Какие отравляющие вещества относятся к психохимические?

А) Ви-Икс;

Б) Би-3ет;

В) Ли-3ет;

Г) адамсит.

7.Какие отравляющие вещества предназначены для временного вывода противника из строя?

А) Си-Эс;   Б) Ви-Икс;   В) Би-3ет   Г) Си-Ар.

Тест «Химическое оружие»

Вариант№2

1.Какими признаками характеризуется применение химического оружия?

А) понижение или повышение температуры воздуха;

Б) маслянистые пятна на листьях, грунте, зданиях, а также возле воронок разорвавшихся бомб и снарядов;

В) изменение естественной окраски растительности ( например, побурение зеленых листьев);

Г) люди ощущают раздражение носоглотки, глаз, ощущение тяжести в груди.

2.На какие группы подразделяются отравляющие вещества в соответствие с действием на организм человека?

      А) удушающее, кожно-нарывные;

      Б) частноядовитые, нервно-психологические;

      В) общеядовитые, нервно-паралитические;

      Г) раздражающие, психохимические.

3.Какие вещества относятся к кожно-нарывным?

А) иприт;

Б) синильная кислота;

В) Би-3ет;

Г) адамсит.

4.Какие отравляющие вещества относятся к общеядовитым?

А) плавиковая кислота;

Б) хлорциан;

В; хлорацетофенон;

Г) синильная кислота.

5.Какие отравляющие вещества относятся к раздражающим?

А) хлорацетофенон;

Б) хлорциан;

В) фосген;

Г) Си-Эс;

Д) адамсит;

6.Какие отравляющие вещества предназначены для смертельного поражения противника?

      А) Би-3ет;

      Б) фосген;

      В) иприт;

      Г) Ви-Икс.

7.От чего зависит стойкость химического заражения?

А) от токсичности вещества и направления ветра;

Б) от площади разлива ОВ и рельефа местности;

В) от способа применения ОВ и средств его доставки;

Г) от свойств ОВ, погоды, времени года и условий местности

Приложение 3

Биологические агенты

В зависимости от строения и биологических свойств микробы подразделяют на бактерии, вирусы, риккетсии и грибки.

Бактерии - микроорганизмы растительного происхождения, преимущественно одноклеточные, видимые только с помощью микроскопа. При благоприятных условиях они размножаются очень быстро простым делением через каждые 20-30 мин. При воздействии солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и кипячения бактерии быстро погибают, но некоторые из них (сибирской язвы, столбняка, ботулизма), превращаясь в споры, обладают высокой устойчивостью к указанным факторам. Попадая в благоприятные для развития условия, споры прорастают и превращаются в вегетативную (деятельную) форму бактерий. К низким температурам бактерии мало чувствительны и легко переносят замораживание.

Бактерии вызывают заболевания чумой, холерой, сапом, сибирской язвой туляремией, бруцеллезом, сапом, мелиодозом и др.;

Вирусы - мельчайшие организмы, в тысячи раз меньше бактерий. В отличие от бактерий вирусы размножаются только в живых тканях. Многие из них выдерживают высушивание и температуру выше 100 оС. Вирусы могут вызывать такие заболевания, как натуральная оспа, грипп, желтая лихорадка, многих видов энцефалита (энцсфаломислитов, геморрагическая лихорадка.

Риккетсии по размерам и формам приближаются к некоторым бактериям, но развиваются и живут они только в тканях пораженных ими органов. Они вызывают заболевание сыпным тифом, ку-лихорадкой, лихорадкой цуцугамуши, лихорадкой Денге, пятнистой лихорадкой Скалистых гор.

Грибки имеют растительное происхождение, но более совершенны по строению. Грибки – возбудители кокцидимикоза, гистоплазмоза, бластомикоза и других глубоких микозов.Устойчивость грибков к воздействию физико-химических факторов значительно выше, чем бактерий; они хорошо переносят воздействие солнечных лучей и высушивание.

Некоторые микробы, например, микробы ботулизма, столбняка, дифтерии, вырабатывают сильно действующие яды - токсины, которые вызывают тяжелые отравления.

Существуют микробы, которые могут вызывать заболевания животных. К числу таких опасных инфекционных заболеваний относятся ящур, чума крупного рогатого скота, чума свиней, оспа овец, сап, сибирская язва и др.

Опасными являются также возбудители некоторых заболеваний растений, например, возбудители стеблевой ржавчины злаковых культур, фитофторозы картофеля, пирикуляриоз риса и др.

Характеристика некоторых инфекционных заболеваний

Наименование болезни

Пути передачи инфекции

Средний скрытый период, сут.

Продолжительность потери трудоспособности, сут.

Чума

Воздушно – капельный от легочных больных, через укусы блох, от больных грызунов

3

7 –14

Сибирская язва

Контакт с больными животными, их шерстью, укусами, употребление зараженного мяса, вдыхание инфицированной пыли

2 – 3

7 – 14

Сап

То же

3

20 – 30

Туляремия

Вдыхание инфицированной возбудителями пыли, контакт с больными грызунами, употребление инфицированной воды

3 – 6

40 – 60

Холера

Употребление зараженной воды, пищи.

3

5 – 30

Мелиоидоз

Употребление воды, пищи, инфицированными больными грызунами, через поврежденные кожные покровы.

1 – 5

4 – 20

Желтая лихорадка

Через укусы комаров, от больных животных, людей.

4 – 6

10 – 14

Натуральная оспа

Воздушно – капельный контакт, через инфицированные продукты.

12

12 – 24

Сыпной тиф

Через укусы вшей – переносчиков (от больных людей)

10 – 14

60 – 90

Пятнистая лихорадка Скалистых гор

Через укусы клещей – переносчиков (от больных грызунов)

4 – 8

90 – 180

Бластомикоз

Вдыхание инфицированной парами грибка пыли, через поврежденные кожные покровы при контакте с инфицированной спорами почвой, растительностью

Несколько недель

Несколько месяцев

Кокцидиоидо-микоз

То же

10 – 20

14 – 90

Ботулизм

Употребление пищи содержащей токсины

0,5 – 1,5

40 – 80

Приложение 4

Способы применения бактериологического оружия

Эффективность действия бактериологического оружия зависит от выборы способа его применения. Их нескоглько:

аэрозольный- заражение приземного слоя воздуха частицами аэрозоля путем распыления биологических рецептур при помощи распылительных средств и взрывов. При этом в короткие сроки происходит массовые поражение людей. Внешний признак применения бактериологического оружия таким способом – туманноообразное облако в виде следа, оставляемое самолетом, воздушным шаром;

трансмиссивный – рассеивание искусственно зараженных кровососущих переносчиков болезней, которые затем через укусы передают людям и животным возбудителей опасных заболеваний. Внешний признак применения бактериологического оружия таким способом – появление значительного количества грызунов, клещей и других переносчиков заболеваний рядом с выброшенными контейнерами;

диверсионный – заражение биологическими средствами воздуха и воды в замкнутых пространствах при помощи диверсионного снаряжения. На применение биологического оружия таким способом указывает одновременное возникновение массовых заболеваний людей и животных в границах определенной территории

Начало применения противником бактериологического оружия может быть определено по внешним признакам: по менее резкому, несвойственному для обычных боеприпасов звуку разрыва бомб. Снарядов мин; по образованию при разрывах боеприпасов облака дыма или тумана; по появлению за самолетом противника темных полос, которые постепенно рассеиваются и оседают на землю в виде мелких капель; по наличию в местах глухих разрывов боеприпасов капель жидкости и порошкообразных веществ на почве, растительности и других предметах.

Другими характерными признаками применения бактериальных средств могут быть: наличие на местности остатков бомб и снарядов с поршневыми и иными устройствами для создания облаков аэрозолей; наличие насекомых и грызунов в местах падения авиационных бомб и контейнеров; падеж и заболевание животных; наличие необычных для данной местности скоплений насекомых и грызунов.

Приложение 5

Очаг бактериологического  поражения


Характеристика очага бактериологического поражения.

Очагом бактериологического поражения считают города, населенные пункты или объекты н/х, которые подверглись заражению бактериальными средствами, в результате чего возникли и распространились инфекционные заболевания среди людей и животных. Вокруг очага устанавливают вооруженную охрану, запрещают въезд и выезд, а также вывоз имущества.
Очаги бактериологического поражения характеризуются: массовыми инфекционными заболеваниями людей и с/х животных; неопределенностью границ заражения; сложностью и продолжительностью лабораторных анализов; быстрым распространением заболеваний в связи со вторичным заражением; длительностью поражающего действия.
Размеры очагов и зон бактериологического поражения зависят от вида биологического агента и способа их применения, метеорологических и климатических условий быстроты обнаружения и своевременности проведения профилактических мероприятий, обеззараживания и лечения. 
Зоной биологического заражения называют территорию, подвергшуюся непосредственному воздействию бактериологического оружия, и территорию, на которую распространились зараженные кровососущие переносчики инфекционных заболеваний..

Для предотвращения распространения инфекционных заболеваний в очаге бактериологического (биологического) поражения устанавливается карантин, а в прилегающих районах вводят режим обсервации. В них проводится комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Карантин вводится при бесспорном установлении факта применения бактериологического (биологического) оружия и до выяснения возбудителя. Если возбудитель болезней относится к особо опасным (чума, холера, натуральная оспа, сибирская язва и др.), то введенный карантин продолжается.

Карантин - система строгих противоэпидемиологических и режимно-ограничительных мероприятий, направленных на полную изоляцию всего очага поражения и ликвидацию в нем инфекционных заболеваний, для предотвращения распространения инфекции.

С целью своевременного выявления и изоляции заболевших и осуществления профилактических мер за всем населением, находящимся в очаге поражения, -устанавливается наблюдение. Заболевших выявляют путем наблюдения и ежедневного опроса.

На внешней границе территории, на которой введен карантин, устанавливается вооруженная охрана, организуется комендантская охрана, патрулирование, регулируется движение. Запрещается выход людей, вывод животных и вывоз имущества. Вход (въезд) может быть разрешен лишь специальным формированиям ГО и медицинскому персоналу для оказания помощи по ликвидации последствий применения бактериальных средств.

Объекты полиграфии, оказавшиеся в зоне карантина и продолжающие свою производственную деятельность, переходят на особый режим работы со строгим выполнением противоэпидемических требований. Рабочие смены разбиваются на отдельные группы (возможно меньшие по составу), контакт между ними сокращается до минимума. Питание и отдых рабочих и служащих организуется по группам в специально отведенных для этого помещениях. В зоне карантина прекращается работа всех учебных заведений, зрелищных учреждений, рынков и базаров.

Производятся необходимые профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия, а также дезинфекция и дератизация очага, санитарная обработка населения. Доставка в очаг продовольствия имущества производится через специальные пункты под строгим контролем медицинской службы.

Если установленный вид возбудителя не относится к группе особо опасных инфекционных болезней (туляремия, ботулизм и др.) и нет угрозы массовых заболеваний, введенный карантин заменяется обсервацией.

Обсервация - система мер по наблюдению за изолированными людьми или животными, прибывшими из очагов, на которые наложили карантин, или находящимися в угрожаемой зоне. При обсервации проводятся менее строгие изоляционно-ограничительные меры, чем при карантине: максимальное ограничение въезда и выезда, вывоз из очага имущества после предварительного обеззараживания, усиление медицинского контроля за питанием и водоснабжением, разобщение населения, профилактические мероприятия.

Одним из первоочередных мероприятий в очаге бактериологического (биологического) поражения является экстренное профилактическое лечение населения (применение антибиотиков, сыворотки и др.), а также проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Дезинфекция - обеззараживание объектов, территорий; зданий, сооружений, техники и различных предметов.

Дезинсекция и дератизация - это мероприятия, связанные с уничтожением насекомых и истреблением грызунов, которые являются переносчиками инфекционных заболеваний.

После проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации проводится полная санитарная обработка лиц, принимавших участие в осуществлении данных мероприятий. При необходимости организуется санитарная обработка и остального населения.

Одновременно с проведением указанных мероприятий в зоне карантина (обсервации) проводится выявление заболевших и подозреваемых на заболевание людей. Инфекционные больные госпитализируются или изолируются на дому. В квартирах, где они проживали, производится дезинфекция, вещи и одежда также обеззараживаются. Все контактировавшие с больными проходят санитарную обработку и изолируются.

Сроки карантина и обсервации устанавливают исходя из длительности максимального инкубационного периода заболевания. Его исчисляют с момента госпитализации последнего больного и окончания дезинфекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химическое оружие и его поражающие факторы.

Виды и  поражающие факторы химического оружия массового поражения....

Интерактивный тест по теме "Ядерное оружие и его поражающие факторы", 10 класс

Интерактивный тест состоит из восьми вопросов. Ответы к тесту: 1, 3, 4, 1, 2, 2, 4, 3....

Тест по теме "Ядерное оружие и его поражающие факторы"

Тест состоит из 15-ти вопросов по 4 варианта ответов в каждом. Правильные ответы выделены жирным шрифтом....

Презентация "Ядерное оружие и его поражающие факторы"

Презентация к уроку "Ядерное оружие и его поражающие факторы" в 10 классе состоит из 32 слайдов....

презентация к уроку ОБЖ 10 кл. тема "Ядерное оружие и его поражающие факторы"

В презентации дано определение ядерного оружия и его поражающих факторов....

Тест по теме «Ядерное оружие и его поражающие факторы»

Тест по теме «Ядерное оружие и его поражающие факторы» для 10 класса...

Биологическое оружие и его поражающие факторы

Цель урока: биологическое оружие — понятие, виды, признаки применения, особенности и основные мероприятия по защите населения при применении противником биологического оружия....