Разработка урока, ОБЖ ,5класс, "Экстремизм и терроризм:основные понятия и причины их возникновения"
методическая разработка по обж (5 класс) на тему

Кусакина Наталья Георгиевна

Урок , в основу которого положен системно- деятельностный подход. Разработка урока содержит технологическую карту и приложения к этапам урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка32.57 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОБЖ 5класс

Тема  урока: ЭКСТРЕМИЗМ  И  ТЕРРОРИЗМ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  И  ПРИЧИНЫ  ИХ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Цели: Сформировать представление  учащихся об  экстремизме  и   терроризме, их сущности и причинах возникновения.

задачи:

1.Систематизировать знания учащихся о видах опасных ситуаций социального характера.

2. Познакомить учащихся с новыми, чрезвычайно опасными для общества явлениями "Экстремизм" и "Терроризм"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

№п/п

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Предметные результаты на этапах урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1

Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся  к уроку.

Создает эмоциональный настрой на изучение нового материала

Слушают и понимают речь учителя

Осуществляют самоконтроль поведения

• классифицировать и описывать потенциально опасные ситуации социального характера

2

Проверка домашнего задания

п.5.1 стр. 90-93,  В 1-4, стр.94

Организует фронтальную проверку домашнего задания.

Ориентируются в учебных источниках .

Строят речевые высказывания в устной форме

Анализируют, сравнивают ответы.

Отвечают на вопросы домашнего задания -оформляют свои мысли в устной форме.

Слушают и понимают других

Ставят задачу: вспомнить, воспроизвести.

3

Постановка учебных задач -

создание проблемной ситуации

(устанавливают соответствие понятий и характеристик социально опасных людей)

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва:

-формулирует задание;

-контролирует выполнение работы;

-подводит учащихся к формулированию проблемы.

Пытаются решить задачу (анализируют, сравнивают, структурируют различные объекты), фиксируют проблему.

Самостоятельно выделяют и формулируют задачи.

Слушают учителя.

Оформляют свои мысли в таблице ответов.

Строят понятные для собеседника высказывания.

Принимают и сохраняют учебные задачи: вспомнить, сопоставить,воспроизвести.

4

 Актуализация опорных знаний

(повторение, обращение к таблицам прошлого урока)

Уточняет понимание учащимися поставленных задач.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.

Ориентируются в учебных источниках (схемах)

Анализируют различные объекты и характеристики, устанавливают соответствие.

Строят речевые высказывания в устной форме.

Участвуют в диалоге: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения.

Оформляют свои мысли в устной форме.

Ставят задачу: вспомнить, понять, воспроизвести.

• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения;

5

Открытие новых знаний

(усвоение нового материала, работа с понятиями: взгляд, приверженность, идеология, действия- проявление, человек с идеологией)

Организует погружение учащихся в работу с понятиями.

Перерабатывают устную информацию.

Анализируют и сравнивают различные понятия, явления, объекты.

Слушают и понимают речь учителя

Ставят задачу понять, запомнить

6

Моделирование-первичное осмысление изучаемого материала

(поиск-устанавливаем соответствие понятий и характеристик)

Организует поисковую работу в парах:

-формулирует задание;

-контролирует выполнение работы;

Анализируют, различные объекты и характеристики, устанавливают соответствие.

Слушают и понимают речь учителя.

Сотрудничают в совместном решении проблемы, оформляют свои мысли в  таблице ответов.

Ставят задачу понять, сопоставить .

7

Открытие новых знаний

( работа с учебником, заполнение таблицы- виды терроризма из этапа 4)

Организует индивидуальную работу с учебником:

-формулирует задание;

-контролирует выполнение работы;

Ориентируются в учебных источниках (учебнике и таблице).

Отбирают необходимую информацию, заполняют схему.

Слушают и понимают речь учителя.

Используют учебные источники.

Самостоятельно анализируют условия достижения.

8

Домашнее задание

(п.6., стр 103-108, В1-4, стр. 109)

Моделируем ответы.

Диктует домашнее задание.

Организует работу по моделированию ответов на вопросы Д.З.

Ориентируются в учебниках и опорных конспектах.

Строят речевые высказывания в устной форме.

Оформляют свои мысли в устной речи.

Слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения.

Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели.

Умение использовать учебный материал.

9

Итоги урока. Рефлексия.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Рефлексия своих действий.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Этап 2 (Проверка домашнего задания)

Вопрос

Ответ

1

Какие ситуации относятся к социально опасным?

К социально опасным относятся криминогенные ситуации, имеющие место в повседневной жизни и быту (хулиганство, воровство, вандализм, бандитизм и другие) , экстремизм и терроризм.

2

Почему они  называются антиобщественными?

Почему  социально опасные ситуации называются антиобщественными?

Социально опасные ситуации  называются антиобщественными потому, что они направлены против норм и правил, установленных в обществе.

3

К каким последствиям может привести антиобщественное поведение?

Антиобщественное поведение может привести к правонарушениям и преступлениям против  человека, общества и государства

4

Какова связь между антиобщественным поведением, экстремизмом и терроризмом?

Антиобщественное поведение, экстремизм и терроризм относятся к опасным ситуациям социального характера, это негативные социальные явления.

Этап 3            Заполнить таблицу соответствия (вставить букву от характеристик), сформулировать проблему.

Люди с антиобщественным поведением

буква

Люди с антиобщественным поведением

буква

Люди с антиобщественным поведением

буква

Люди с антиобщественным поведением

буква

Вор

Вор

Вор

Вор

Грабитель

Грабитель

Грабитель

Грабитель

Мошенник

Мошенник

Мошенник

Мошенник

Хулиган

Хулиган

Хулиган

Хулиган

Насильник

Насильник

Насильник

Насильник

Пьяный человек

Пьяный человек

Пьяный человек

Пьяный человек

Экстремист

Экстремист

Экстремист

Экстремист

Террорист

Террорист

Террорист

Террорист

Раздаточный материал (разрезан на строки)

В

это преступник, занимающийся воровством.

З

это преступник, который занимается грабежом, открытым похищением чужого имущества.

Г

это преступник, который занимается хищением чужого имущества путём обмана или злоупотреблением доверия.

Л

это человек, который умышленно совершает действия, грубо нарушающие общественный порядок, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия

Я

это преступник, заставляющий человека что-то делать против его воли, оказывающий принудительное воздействие на кого-то, нарушающий чужую неприкосновенность.

Д

Человек в состоянии алкогольного опьянения не преступник, однако он опасен для остальных.

Этап 4 (этап 7)

Опасные ситуации социального характера  (социально опасные ситуации)     -  это отрицательные, негативные, антиобщественные явления

Криминогенные ситуации  - ситуации уголовного характера, преступления                                                     

Экстремизм  ???

Терроризм???

виды

-воровство

Политический

-грабеж

Использующий религиозные мотивы

-мошенничество

Криминальный

-хулиганство

Националистический

-насилие

Технологический

-пьянство

Кибертерроризм

Этап 5

Идеология (система взглядов, выражающая интересы группы людей, общества, государства)

Проявляется в действиях, поступках людей и групп людей

Человек, совершающий эти действия

патриотизм

Любви к Родине, стремлении сделать Родину лучше, способность пожертвовать своей жизнью…….

Патриот

экстремизм

Выступление т против законной власти; совершение поступков, направленных против прав и свобод граждан, призывы к насилию,организация массовых беспорядков…

экстремист

Терроризм

(крайняя форма проявления экстремизма)

 

Совершение опаснейших преступлений, жестокое насилие, устрашение населения -террористические акты

Террорист

Этап 6

Задание: Установить соответствие понятий и характеристик

Понятие

буква

Понятие

буква

Понятие

буква

Понятие

буква

Экстремист

Экстремист

Экстремист

Экстремист

Террорист

Террорист

Террорист

Террорист

Экстремизм

Экстремизм

Экстремизм

Экстремизм

Терроризм

Терроризм

Терроризм

Терроризм

раздаточный материал разрезан на строки

понятие

Характеристика понятия

экстремист

А

Человек крайних (опасных) взглядов и поступков, направленных против законных политических прав и свобод граждан, являющийся угрозой для гражданского мира, национального согласия, духовной и религиозной терпимости в обществе и государстве.

Террорист

М

Человек, совершающий опаснейшее преступление против человечества, совершающий жестокое насилие в отношении человека или организаций; уничтожающий имущество и другие материальные ценности; создаюший опасность гибели людей либо причинения значительного материального ущерба.

Экстремизм

И

Это приверженность отдельных людей или групп к крайним взглядам и поступкам, которые направлены против законных политических  прав и свобод граждан, являются угрозой для гражданского мира, национального согласия и духовной, религиозной терпимости  в обществе и государстве.

Терроризм

З

Идеология насилия и практика воздействия  на принятие решения органами власти, связанные с устрашением населения, противоправные насильственные действия  ( это крайняя форма проявления экстремизма).

Опорный конспект к домашнему заданию

Экстрим (анг.)-чрезмерный, особенный, связанный с опасностью (балансирование на грани жизни и смерти)

Террор- страх, ужас  (лат)

Взгляд - точка зрения, мнение, убеждение

Система взглядов - мировоззрение, взгляд на мир и место человека в нем

Крайние взгляды – опасные взгляды на мир и место человека в нем

Приверженность- преданность, пристрастие, верность, осознанное стремление к чему либо.

Вопрос

Вариант ответа

Как объяснить смысл такого социального явления, как экстремизм?

Ответ на стр 104 , он есть в вашей таблице,

Что такое терроризм?

Ответ на стр. 108, он есть в вашей таблице.

Какие причины могут способствовать возникновению экстремизма и терроризма?

Ответ на стр 105.

Способствовать возникновению экстремизма и терроризма может социальная несправедливость, снижение качества и уровня жизни граждан, снижение уровня защищенности их жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз и их воздействия.

Установите, какая может существовать взаимосвязь между антиобщественным поведением, экстремизмом и терроризм.

Антиобщественное поведение, экстремизм и терроризм- это опасные явления социального характера.

Антиобщественное поведение может привести к экстремистской деятельности, а экстремистская деятельность –к террористической.(…к ЧС соц.хар.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в 8 классе по теме"понятие о электричестве"

Данная разработка написана на татарском языке.  К ней имеентся презентация, которую можно использовать всем желающим....

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме : Понятие вектора в пространстве.

Урок получения новых знаний с использованием интерактивной доски.Вводится определение вектора,равенство векторов. Рассматритриваются задачи по данной теме....

Разработка урока обществознания в 8 классе по теме: «Безработица, её причины и последствия»

Разработка урока обществознания в 8 классе  по теме: «Безработица, её причины и последствия»...

разработка урока по обж, 7 класс, "Ураганы, бури и смерчи, причины их возникновения и возможные последствия"

ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯ-ТИЯ Ураганы, бури и смерчи, причины их возникновения и возможные последствия. Цели, направленные на достижение личностных результатов: - формировать положительное отношение к учен...

Экстремизм и терроризм основные понятия и причины их возникновения

Формирование представлений об экстремизме и терроризме....

Методическая разработка урока истории в 9 классе «Великие реформы Александра II: причины, ход, итоги»

    Данный урок составлен в соответствии с основными требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Историко-культурного стандарт...

Методическая разработка урока ОБЖ "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»

Методическая разработка урока ОБЖ "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»...