Урок "Здоровый образ жизни и его составляющие."
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему

Мухамедзянов Рашад Гаптрахманович

Цель: формирование понятия «здоровый образ жизни и его составляющие».

Задачи:

Образовательная:

  • сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие»,

  • обеспечить учащихся необходимой информацией для анализа потенциала своего здоровья и формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

  • Привлечь внимание учеников к проблеме здоровья людей в современном обществе и к собственному здоровью

Развивающая:

  • формировать способность конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели;

  • развивать способность применения полученных знаний,

  • развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитывающая:

  • стимулировать интерес учащихся к проблемам своего здоровья,

  • показать практическое применение полученных знаний.

  • Повышение общей информационной культуры учащихся.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_otkrytogo_uroka_zozh.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

 Здоровый образ жизни и его составляющие.

Цель: формирование понятия «здоровый образ жизни и его составляющие».

Задачи:

Образовательная:

  • сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие»,  
  • обеспечить учащихся необходимой информацией для анализа потенциала своего здоровья и формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
  • Привлечь внимание учеников к проблеме здоровья людей в современном обществе и к собственному здоровью

Развивающая:

  • формировать способность конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели;
  • развивать способность применения полученных знаний,
  • развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитывающая: 

  • стимулировать интерес учащихся к проблемам своего здоровья,
  • показать практическое применение полученных знаний.
  • Повышение общей информационной культуры учащихся.

Эпиграф: «Великие люди ставят перед собой цели, остальные живут своими желаниями».

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания в виде ответов на тестовое задание. Учащиеся отвечают на 5 вопросов в раздаточных карточках, по пройденным теме: «Гражданская оборона», «Защита населения от ОМП». Двое учеников сдают норматив по одеванию ОЗК.

2. Учитель тему урока не называет и говорит о том, что сегодня “Урок выбора”. Ученики из анкеты, которая лежит на парте, должны выбрать четыре желания, которые, по их мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке.
Цель анкетирования: Выявить приоритеты жизненных ценностей обучающихся.

АНКЕТА
«ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»
1    ДЕНЬГИ
2    ОБРАЗОВАНИЕ
3    ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ РАБОТА (ДОЛЖНОСТЬ)
4    СЕМЬЯ
5    КАРЬЕРА
6    ЗДОРОВЬЕ
7    НЕДВИЖИМОСТЬ
8    ПРЕСТИЖНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
9    ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА
10  СЧАСТЬЕ

Опрос учащихся: какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили. Беседа с учащимися.

Вопрос к учащимся: Что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?
3. Вопрос к учащимся: определите тему сегодняшнего урока?
Работа по теме: “Здоровый образ жизни и его составляющие.”
(Слайд 1)

Вводная беседа учителя начинается с вопросов:

-Что вы в первую очередь желаете себе?

-Чего вы в первую очередь желаете близким?

-Чего вы никогда не пожелаете своим врагам?

-Правильно, ответом на все эти вопросы будет одно – здоровье.

-Какое определение вы можете дать понятию «здоровье?

Заслушиваются ответы

В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – “это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов” (слайд 2)

4.Вопрос к учащимся: что является главным критерием здоровья человека?

Ответ: Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций. (слайд 3)

Рассмотрим продолжительность жизни населения, отображенную на следующем слайде.
ЕВРОПА - 74.9 лет.
США - 75.0 лет.
КАНАДА - 76.0 лет.
РОССИЯ - 57.7 лет (мужчины).
ЯПОНИЯ - 87.5 лет.
ИСЛАНДИЯ - 80.0 лет.
(слайд 4)
Учитель: Как вы думаете, какие факторы влияют положительно  на здоровье человека?

Факторы, положительно влияющие на здоровье человека:

  1. Соблюдение режима дня;
  2. Рациональное питание;
  3. Закаливание;
  4. Занятия физической культурой и спортом;
  5. Хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. (Слайд 5)
  6. Изучение нового материала начинается с вопроса учащимся о составляющих компонентах ЗОЖ.

Индивидуальное здоровье человека зависит от факторов

1.Биологические факторы 20 %

2.Окружающая среда(природная, социальная, техногенная) – 20%

3.Служба здоровья-10%

4.Индивидуальный образ жизни – 50%

На этом уроке мы рассмотрим основы, составляющие ЗОЖ, что вы думаете по этому поводу?

И так, что мы отнесём к базисным, основным компонентам своего индивидуального образа жизни. Мы постараемся с вами к концу урока понять основы нашего индивидуального ЗОЖ, построить «дом» (в виртуальном смысле) в котором мы хотели бы жить. Понять, что нам нужно для дальнейшей успешной жизни, построения карьерной лестнице, достатка и семейного благополучия.

Дискуссия по включению данных компонентов в ЗОЖ.  Ещё раз повторяем, что такое ЗОЖ (повторение). Здоровый образ жизни – это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определённого уровня здоровья. 2 мин.

Что мы можем включить в понятие ЗОЖ

Определяем компоненты ЗОЖ.:

Двигательная активность                                          Закаливание

Рациональное питание                                               Соблюдение режима труда и отдыха

Гигиена                                         Отсутствие вредных   привычек

Экология                                                Психологическая и эмоциональная устойчивость

Вы провели небольшое исследование среди старшеклассников по отношению к курению. Каковы результаты?

Рассмотрим по отдельности:

Двигательная активность – совокупность двигательных актов - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека. (слайд 9)

Что такое гиподинамия?

Одна из проблем сегодняшнего времени –Гиподинамия— нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда. Особенно влияет гиподинамия на сердечно-сосудистую систему — ослабевает сила сокращений сердца, уменьшается трудоспособность, снижается тонус сосудов. Негативное влияние оказывается и на обмен веществ и энергии, уменьшается кровоснабжение тканей. В результате неполноценного расщепления жиров, кровь становится «жирной» и медленнее течёт по сосудам, снабжение питательными веществами и кислородом уменьшается. Следствием гиподинамии могут стать ожирение и атеросклероз, остеапороз – уменьшение костной массы, искривлению позвоночного столба, ослабление мышечной массы.

Рациональное питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний. (слайд 10)

Рациональное питание предполагает:

1. Энергетическое равновесие

2. Сбалансированное питание

3. Соблюдение режима питания

Белки являются основным строительным материалом организма, источником синтеза гормонов, ферментов, витаминов, антител. Жиры обладают не только энергетической, но и пластической ценностью благодаря содержанию в них жирорастворимых витаминов, жирных кислот, фосфолипидов. Углеводы – основной топливный материал для жизнедеятельности организма. К разряду углеводов относятся пищевые волокна (клетчатка), играющие важную роль в процессе переваривания и усвоения пищи. В последние годы пищевым волокнам уделяется большое внимание как средству профилактики ряда хронических заболеваний, таких как атеросклероз и онкологические заболевания. Важное значение для правильного обмена веществ и обеспечения функционирования организма имеют минеральные вещества и витамины. (Слайд 10)

Соблюдение режима труда и отдыха - называется упорядоченное чередование времени работы и перерывов для снятия утомления. Правильное обоснование режима труда и отдыха гарантирует устойчивую высокую работоспособность, сохранение и укрепление здоровья, улучшает настроение людей, открывает широкие возможности для продолжения образования, культурного отдыха и развлечений. (Слайд 11)

Отсутствие вредных привычек - опасные для здоровья отдельного человека и общества (наркомания, алкоголизм, и табакокурение) есть результат наследственности, воспитания, образования и культуры человека.    (Слайд 12) 

Медицина

Гигиена -  это поведение человека, направленное на гигиеническое содержание тела (кожи, волос, ногтей, зубов), обуви и одежды, жилища, (слайд 16)

Закаливание -это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.  (слайд 11)

Регулярное прохождение медосмотров -  диспансеризация, профосмотры и др. плановые осмотры. 

Экология - — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Психическая и эмоциональная устойчивость Сегодня этим явлением называют свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние сильного эмоционального возбуждения при выполнении трудной деятельности

Формирование эмоциональной устойчивости приведет к гармонии с самим собой и внутренним миром. Используйте такие инструменты как медитация, правильное питание, прогулки, регулярная физическая активность и общение с природой.

У всех на столах есть  листки с таблицей основных составляющих ЗОЖ, попробуйте расставить приоритеты между вами и соседом по парте, что вы поставите на первое место, а что на второе и т.д. – обоснуйте свою точку зрения.

На ваших столах анкета – возьмите, пожалуйста, и в свободное время определите свой психотип. Важность знания своего психотипа объясняется важности сохранения целостности нашей нервной системы.

Учение академика Амосова. Выступление .

ЗОЖ: что важнее?

В данном вопросе я хотел бы рассмотреть ваше отношение к ЗОЖ в повседневной жизни, и хотел бы это сделать в виде беседы, дискуссии, игры..

Разделимся на 3 группы

В начале занятия мы говорили, что будем строить дом. У каждой группы есть элемент конструкции дома, на обратной стороне написан элемент основы ЗОЖ.  Пожалуйста, в группе выскажите аргументы, почему вы думаете, что именно ваш элемент самый важный. Покажите данный элемент с помощью мимики или пантомимы. На выступление 45 сек.

Дискуссия 3 мин.         

Показ каждого элемента ЗОЖ  (Складываем пазл на доске - дом. Фундамент – образ жизни, стены – двигательная активность, крыша – отсутствие вредных привычек Обосновываем необходимость всех компонентов зож, для дома в котором хочется жить.

По данным здравоохранения физическое состояние населения

 за последние пять лет ухудшилось на 20%, наблюдается

стремительный рост количества сердечно-сосудистых заболеваний (за последние 2 года составил 20%)

Как вы думаете, почему так происходит?

Стали очевидны три главных врага современного человека — депрессия, гиподинамия и плохая мораль:

  • Научно-технический прогресс упростил быт и избавил человека от необходимости добывать свой хлеб «в поте лица». Но человек по-прежнему инстинктивно пытается ублажить свою ненасытную плоть: он стремится к комфорту, к вкусной еде, к душевному и телесному покою. Но получая все это, — человек слабеет, толстеет, глупеет, развращается, болеет и умирает раньше времени. Разумный человек вынужден ограничивать свои желания ради сохранения здоровья.
  • Современный человек стал долго жить, мало двигаться, много есть, он имеет много свободного времени, приобрел множество новых вредных привычек, утратил духовность, и в результате этого он начал дряхлеть, болеть и тосковать.
  • Свободное время, материальная независимость и духовная «свобода» породили состояние праздности. Праздность, характерная черта современного человека, — благоприятная почва для дурацких поступков, вредных привычек и депрессий.
  • Человек приобрел личную свободу, но утратил совесть. Современный человек «чтобы совесть не мучила» прибегает к порочной практике нейтрализации совести при помощи психотехник, алкоголя или ложной идеологии, вместо того, чтобы изменить себя и «жить по совести». Плата за обман совести — чрезвычайно высокий уровень неврозов — обычные спутники жизни современного человека.
  • Человек утратил важные жизненные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия (семья, вера, община), и приобщился к новым бездуховным «ценностям» (материальные блага, успех, свобода личности и совести…).
  • Люди научились бороться с инфекциями, но стали страдать и умирать от иных болезней, которые называют «болезни цивилизации». Это сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и болезни опорно-двигательной системы. Развитие и исход этих болезней зависят не только от внешних причин, но от образа жизни самого человека.

Предлагаю сформулировать рекомендации и советы по здоровому образу жизни .

 Заниматься физической культурой 3-5 раз в неделю на свежем воздухе.

Не переедать и не голодать. Лучше питаться часто и понемногу.

Знать и соблюдать правила общения.

 Найти способ от стрессового состояния.

Стараться соблюдать режим дня.

Ежегодно закаливаться.

Не привыкать к курению, употреблению спиртных напитков, приему наркотиков.

Познай самого себя

Играй с осторожностью

Выбирай друзей правильно

Содержи свой мир в чистоте

Научись говорить «нет»

Содержи свое тело в чистоте

Просмотр видеоролика на тему здоровый образ жизни.

Учитель. А теперь похлопаем в ладоши. Громче, громче, громче!!! Почему у вас улучшилось настроение?

       Учащиеся высказывают своё мнение.  

       Ответы: весело, задорно, массаж ладоней и так далее.

Учитель. Да ребята, на ладонях у нас огромное количество биологически активных точек, которые “массажируют” через аплодисменты наши внутренние органы и улучшают настроение. Вот почему после посещения театров, концертов всегда отличное настроение.

Упражнение: «Я желаю всем…».

Д.З. Параграф    мини-сочинения ( высказывания) на тему «Мой образ жизни».

Песня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ "Здоровый образ жизни и его составляющие"

Урок ОБЖ с презентацией в 9 классе...

Родительское собрание "Здоровый образ жизни и его составляющая"

"Здоровый образ жизни и его смоставляющая"...

Здоровый образ жизни и его составляющие

Основной целью методической разработки «Здоровый образ жизни и его составляющие» классного часа является пропаганда здорового образа жизни человека. Показ студентам воздействия курения, алкоголя и нар...

Презентация на тему «Здоровый образ жизни и его составляющие».

Данную презентацию  можно использовать на уроках физической культуры. Основные разделы презентации.1) Ведение2) Режим дня3) Здоровье человека4) Факторы, оказывающие влияние на здоровье чело...

Статья " Здоровый образ жизни, и его составляющие"

Образ  жизни  человека,  его  поведение  и  мышление,  которые  обеспечивают  охрану  и  укрепления  здоровья,  называют  здоровым...

Презентация "Здоровый образ жизни и его составляющие"

Презентация по физической культуре для учащихся 5 классов "Здоровый образ жизни и его составляющие"...

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде  и активное долголетие....