Химическое оружие и его поражающие факторы
методическая разработка по обж на тему

Борисова Лариса Петровна

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». Это урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Поражающие факторы химического оружия». Урок построен в контексте проблемного изучения нового материала. В рамках компетентностного подхода в структуру урока заложены методические условия, позволяющие реализовать личностные возможности обучающихся через использование полученных знаний, в новых проблемных ситуациях на уроке. Деятельность преподавателя и обучающихся реализуется через принципы обучения: научность  и доступность подачи материала, системность и последовательность его рас­смотрения, принцип наглядности (оформление кабинета плакатами по данной теме, использование презентаций), принцип интеграции - межпредметные связи (физика, химия, история, ИВТ, медицина). Урок проводится с обучающимися 1 курса. как юношами так и девушками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_obzh.docx44.43 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ    РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГАПОУ «ТЕХНИКУМ НЕФТЕХИМИИ И НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по ООД

Зам.директора по УМР

___________ В.В.Богданова

___________ Г.Х.Ямалиева

«____»__________2017г.

«____»__________2017 г.

План

открытого урока на тему:

«Химическое оружие и его поражающие факторы»

Разработала:

преподаватель

Л. П. БОРИСОВА

ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

КАТЕГОРИЯ.

Рассмотрено

методической комиссией

Л. П.  БОРИСОВА

«_____»__________2017 г.

                                                                             

г. Нижнекамск, 2017 г.

Тема урока: «Химическое оружие и его поражающие факторы».

Место проведения: 508 кабинет ОБЖ. БЖД.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока: конференция.

Методы обучения: рассказ, показ, беседа, дискуссия.

Межпредметная связь: физика, химия, история, литература.

Внутрипредметная связь: раздел медицины.

Цели урока: довести студентам понятия о химическом оружие, его боевых свойствах., поражающих факторах.

Задачи:

Образовательная:

  • Раскрыть понятие «Оружие массового поражения», изучить поражающие факторы химического оружия и способы защиты от него.
  • Дать представление о мощности химического оружия, возможных последствий в случае применения химического оружия.
  • Изучить влияние радиации на организм человека и способы снижения негативного воздействия радиации.
  • Актуализация межпредметных связей: физика, химия, история, ИВТ, медицина .

Развивающая:

  • Развитие у обучающихся навыков самостоятельной  работы на уроке.
  • Развитие любознательности, мышления.
  • Повышение заинтересованности в изучении предмете ОБЖ.
  • Формирование умений творческого решения проблем, самостоятельного поиска путей достижения целей.

Воспитательная:

  • Воспитывать личность гражданственную, творчески мыслящую, инициативную, подготовленную свободно ориентироваться в окружающей действительности.
  • Воспитание чувства коллективизма, умения работать в команде.

Примерные прогнозируемые результаты: в результате изучения темы «Химическое оружие и его поражающие факторы»

должны знать:

  • Определение химического оружия.
  • Очаг химического поражения.
  • Классификация отравляющих веществ по воздействию на организм человека

должны уметь:

  • Соблюдать меры безопасности в повседневной жизни;
  • Предвидеть, распознавать и оценивать грозящие опасности чрезвычайных ситуаций, определять средства и способы защиты от них, сохранять хладнокровие и психологическую устойчивость при их возникновении;

Методическое оснащение урока: плакаты, презентация, бейджики

Материально-техническое оснащение урока: проектор, компьютер, презентация

Инвентарь, инструменты: визирная линейка, ОЗК, противогаз, аптечка.

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». Это урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Поражающие факторы химического оружия». Урок построен в контексте проблемного изучения нового материала. В рамках компетентностного подхода в структуру урока заложены методические условия, позволяющие реализовать личностные возможности обучающихся через использование полученных знаний, в новых проблемных ситуациях на уроке. Деятельность преподавателя и обучающихся реализуется через принципы обучения: научность  и доступность подачи материала, системность и последовательность его рассмотрения, принцип наглядности (оформление кабинета плакатами по данной теме, использование презентаций), принцип интеграции - межпредметные связи (физика, химия, история, ИВТ, медицина). Урок проводится с обучающимися 1 курса. как юношами так и девушками.

Подготовительный этап и подготовительная работа.

Процесс подготовки к проведению урока проходил в несколько этапов:

  1. Выбор темы урока, типа, формы и методов его проведения. При выборе учитывалось актуальность, интерес обучающихся, а также наличие учебного материала.
  2. Постановка цели и задач урока. Разработка сценария занятия
  3. Работа с обучающимися. Распределение ролей между ними, объяснение сценария, постановка задач перед обучающимися, рекомендации по поиску и оформлению материала к занятию
  4. Подготовка кабинета. Расстановка столов и стульев, оформление кабинета наглядными материалами. Изготовление табличек и  бейджиков.

ХОД УРОКА

До начала урока обучаемые рассаживаются по своим местам, столы расставлены в соответствии с планом, на столах находятся таблички с названиями отделов (Исторический, информационный, практический). Напротив,  на остальных столах расставляем таблички с названием газет или бейджики. Обучающиеся, не являющие «сотрудниками НИО (научно- исследовательское общество», «журналисты», заранее готовят вопросы для  «сотрудников НИО». За каждым столом по два «представителя» от газеты.  

Этап урока

Действия преподавателя

Деятельность студентов

I. Организация начала урока (1-2 минуты)

Приветствие группы, создание благоприятной обстановки и настрой группы на совместную работу

Приветствие преподавателя

II. Постановка учебной задачи. Мотивация (4-5 минут)

Наше научно - исследовательское общество, долгое время изучало проблемы использования оружия массового поражения, сумели обобщить и систематизировать полученные сведения и результаты

Слушают преподавателя , размышляют .

III. Актуализация знаний (4-5 минут)

Какие виды опасных вооружений вы знаете.

Сегодня, на нашей конференции, коснемся только одного из направлений нашей работы - использование химического оружия и степень опасности этого применения  для человечества и будущих   поколений, расскажем о поражающих фактора химического оружия и способах его применения

Ядерное оружие, химическое оружие,бактериологическое.

Слушают преподавателя , размышляют

IV. Первичное усвоение новых знаний (7- 8 минут)

Передаю слово сотруднику Долгобародову Никите

Наше научно- исследовательское общество состоит из трех отделов:

Исторический, информационный, практический.

У каждого отдела было свое направление в работе, свое задание. Каждый отдел отчитается о проделанной работе, полученных результатах, а присутствующие здесь корреспонденты газет будут делать пометки в своих блокнотах

V. Первичная проверка понимания (4-5 минут)

 Оценка выступления по плану

Итак, позвольте начать нашу пресс- конференцию.

Выступление:

1. Исторический отдел

2. Информационный отдел (1. Выступление военных, 2. Выступление МЧС)

3. Практический отдел

4. Вопросы журналистов

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Создать проект на тему «Совранные виды химического оружия»

Студенты слушают задание

VII. Рефлексия деятельности. (подведение итогов) (2-3 минуты)

Обобщение. Выводы.

Наша научная конференция подошла к концу. Какие выводы можно сделать из вышесказанного? Что она несет человеку? Жизнь или гибель? Наверное, все в руках человека. Я думаю,  что в будущем все запасы химического оружия на земле будут уничтожены. А пока существует опасность применения химического оружия, каждый человек должен знать, как защитить себя от самого страшного, самого

Чем же является химическое оружие для человечества?( Химическое оружие является одним из видов оружия массового поражения, действие которого основано на токсичных свойствах боевых отравляющих веществ)


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Оценочный лист презентационного выступления

Критерии

Оценка выступления

1

2

3

4

5

С

О

Д

Е

Р

Ж

А

Н

И

Е

1.Понятность, точность, соответствие теме

2.Наличие основополагающего вопроса

3.Наличие ответа на основополагающий вопрос

4.Логичность (наличие плана и следование ему)

5.Научность (указание на источники)

6.Наличие

логических

операций

Анализ

Синтез

Сравнение

Классификация

Д

И

З

А

Й

Н

1. Соответствие содержанию

2.Общее эстетическое впечатление

3.Целесообразность схем и рисунков

4.Сочетаемость компонентов: текст, цвет, фон

5.Музыкальное сопровождение

Р

Е

Ч

Ь

1. Отсутствие речевых, орфографических, пунктуационных  ошибок

2.Стилистическая точность и целесообразность

3.Лаконичность

4.Свобода речи, выразительность

Итог

Оценивание:

70 – 90 баллов оценка 5(отлично)

50 – 70 баллов оценка 4(хорошо)

30 – 50 баллов оценка 3(удовлетворительно)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВЫСТУПЛЕНИЕ Исторический отдел

А с чего начиналась история химического оружия?

Боевые отравляющие вещества начали применяться во времена изобретения человеком лука. И даже сейчас некоторые племена индейцев, обитающих в сельве - амазонских тропических лесах, смазывают наконечники стрел кураре, ядом, добываемым из корней и молодых побегов растений бассейна реки Амазонки.

Кураре вызывает поражение двигательных нервов, что в свою очередь ведет к полному параличу жертвы и удушью. Впервые отравляющие вещества в военных целях были применены в 600 г. до н. э.

По приказу афинского царя Солона в реку, из которой противник брал воду для своих воинов, набросали корни чемерицы. Через несколько дней вражеских воинов одолел повальный понос, и они, потеряв всякую боеспособность, сдались на милость победителя.

Спустя 400 лет карфагенский полководец Гамилькар Барка (209 г. до н.э.), прибегнув к хитрости, пошел еще дальше. Он настоял на корнях мандрагоры запасы вина и с войском покинул лагерь. Когда карфагенянам, вернувшимся в лагерь, осталось лишь добить неприятельских воинов, погрузившихся в глубокий сон.

В IV в. н.э. византийцы создали знаменитый "греческий огонь", который они использовали против арабов, славян и кочевых народов. В состав "греческого огня" входили сера, селитра, сернистая сурьма, смола, растительные масла, некоторые другие компоненты, неизвестные современным химикам. Потушить его водой было невозможно. Лишь тряпками, пропитанными уксусом, или мокрым песком удавалось сбить пламя. К тому же "греческий огонь" выделял удушливый сернистый газ SO2.

Значительно позднее для более быстрого овладения осажденным городом стали заражать источники питья подручными средствами - разлагающимися телами убитых воинов и животных. В 1155 г. подобным приемом воспользовался император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса для отравления источников воды города Тортуна. Чтобы полностью лишить горожан воды, к ней добавляли деготь и серу. Это сделало воду неприятной на вкус и непригодной для питья.

Позднее над созданием дымообразующих веществ работали известные ученые средневековья, такие, как Леонардо да Винчи, врач Аристотель Фиораванти, химик Рудольф Глаубер.

Английский инженер-химик Д. Эндональд предложил использовать против защитников Севастополя в артиллерийских снарядах диоксид серы - сильнодействующий газ. 7 августа 1855 г. проект одобрило британское правительство. К счастью, он так и остался на бумаге, и защитники крепости-героя избежали ужасов химической войны.

Создание массовых армий к началу ХХ столетия тесно связано с новым витком развития химического оружия. Первой применила боевые отравляющие вещества (ОВ) Германия.

С началом первой мировой войны 1914-1918 гг. два немецких института - физико-химический и имени кайзера Вильгельма II - приступили к опытам с оксидом какодила и фосгеном.

Вместо него доктор Ф. Габер (будущий лауреат Нобелевской премии по химии) предложил применять хлор в виде газового облака, что и было испытано немцами в 17 ч 22 апреля 1915 г. в сражении у бельгийского города Ипр.

Именно в тот час французы заметили над германскими позициями зеленовато-желтое облако, которое ветер гнал в их сторону. Солдаты почувствовали едкий удушающий запах, у них началось жжение глаз, раздражение слизистой оболочки носа и горла. В панике французские войска пустились в бегство, без боя оставляя противнику свои позиции.

17 июня 1925 г. в Женеве представители 49 государств подписали протокол "О запрещении применения на войне удушливых, ядовитых, других подобных газов и бактериологических средств".

Некоторые страны не подписали протокол - Италия, Япония, США и другие. Да и те, кто подписал Женевский протокол, в частности Германия, не особенно считались с ним. Гонка химических вооружений продолжалась…

Современное химическое оружие обладает чрезвычайно высоким поражающим действием. В течение нескольких лет США в больших масштабах применяли химическое оружие в войне против Вьетнама. При этом пострадало более 2 миллионов человек, уничтожено растительности на 360 тыс. га обрабатываемых земель и 0,5 млн. га леса.

Большое значение придается разработке нового вида химического оружия -бинарных химических боеприпасов, предназначенных для массированного боевого использования на различных театрах военных действий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ВЫСТУПЛЕНИЕ Информационный отдела(военных)

Химическое оружие используется для подавления изнурения живой силы противника, заражение локальной местности военной техники продуктов питании все, что окружает человека.

К боевым токсичным химическим веществам относятся отравляющие вещества и токсины, оказывающие поражающие действия на организм человека и животных а так же фитотоксиканты, которые могут применяться в военных целях для порожения различных видов растительности.

Разновидностью химического оружия являются бинарные химические боеприпасы и боевые приборы.

Термин «бинарный» означает, что снаряжение химических боеприпасов состоит из двух компонентов. В основе бинарных боеприпасов заложен принцип отказа от использования готового токсичного продукта (ОВ) и перенесения конечной стадии технологического  получения ОВ в сам  боеприпас.

В качестве средств доставки химического оружия используется авиация, ракеты, артиллерия, средства

Поражающими факторами химического оружия являются различные виды боевого состояния (ВТХВ)

Виды боевого состояния: пар, аэрозоль, капли.

Отравляющие вещества классифицируются по трем направлениям: по таксическому проявлению, по боевому назначению, по стойкости воздействия.

К боевому назначению относятся

смертельные: (зарин, иприт);

временно выводящий личный состав из строя: (хлорацетофенон,хинуклидил-3-бензилат);

раздражающие: (адамсит, Cs, Cr, хлорацетофенон); учебные: (хлорпикрин).

По стойкости

- нестойкие (фосген, синильная кислота);

- стойкие (иприт, люизит, VX);

- ядовитодымные (адамсит, хлорацетофенон).

Военные специалисты к достоинствам химического оружия относят способность избирательно поражать живую силу противника , без разрушений. Результатом применение могут быть тяжелые экологические и генетические последствия в устранение которых потребуется длительное время.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ВЫСТУПЛЕНИЕ Информационный отдела(МЧС)

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны оповещение населения об опасности, эвакуация и рассредоточение; инженерная защита населения и территорий; радиационная и химическая защита; медицинская защита; обеспечение .пожарной безопасности; подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Оповещения населения

Мы жители Нижнекамска в двойне должны знать что такое АХОВ, потому-что мы живём с такими града-образующими заводами как (Таиф, Танеко, Нижнекамскнефтехим).

Индивидуальные средства защиты

  • Если самостоятельно выходите из зоны заражения, двигайтесь перпендикулярно направлению ветра на возвышение, хорошо проветриваемое место, на расстояние не менее1,5 км от места пребывания.
  • Для повышения защитных свойств ватно– марлевой повязки или подручных изделий из ткани смочите либо 2-5% раствором пищевой соды, либо 2% раствором лимонной или уксусной кислоты.
  • При невозможности покинуть зону заражения место укрытия выбирайте в зависимости от свойств АХОВ. При заражении нужно укрываться в полуподвальных или подвальных помещениях, а при заражении хлором, фосгеном – на верхних этажах здания.

Сейчас наш сотрудник покажет нам как правильно надевать ОЗК.

По команде: «Плащ в рукава, чулки и перчатки одеть! Газы! »

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ВЫСТУПЛЕНИЕ Практический отдел

Химическое оружие-это один из видов оружия массового поражения, действие которого основано на использовании боевых токсичных химических веществ.

При применении данного оружия происходят химические соединения, которые используются для поражения людей и животных, а также растительности, называются ОТРАВЛЯЮЩИМИ ВЕЩЕСТВАМИ.

ОТРАВЛЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА применяются в виде аэрозоли (туман, мельчайших твердых частей, пара и мелких капель).

Основными путями поступления отравляющих веществ в организм яв-ся органы дыхания, кожные покровы, желудочно-кишечный тракт. Возможно попадание отравляющих веществ через раны и ожоговые поверхности, а также слизистые оболочки глаз.

Современные ОВ делятся на нервно-паралитического действия, кожно-нарывного действия, общеядовитого действия, удушающего действия, слезоточивые, раздражающие, психохимические.

*Чулпан* Многие ОВ не имеют ни запаха, ни цвета, определить их присутствие можно только с использованием приборов химической разведки.

Наибольшую опасность представляет вдыхание и попадание едких веществ на слизистые оболочки глаз и носоглотки.

При первой медицинской помощи используют промышленный противогаз. *Ильвира*Определение размера противогаза. Можно определить двумя способами:………

Завершение:

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Конспект урока

Учитель:

Слайд 2 Наш научно - исследовательский общество, долгое время изучавший проблемы использования оружия массового поражения, сумели обобщить и систематизировать полученные сведения и результаты. И сегодня, на этой конференции, мы коснемся только одного из направлений нашей работы - использование химического оружия в военных целях и степень опасности этого использования для человечества и будущих   поколений, расскажем о поражающих фактора химического оружия и способах его применения.

Передаю слово сотруднику нашего Долгобародову Никите

Ведущий конференции:

Слайд 3 Наше научно- исследовательский общество состоит из трех отделов:

Исторический, информационный, практический.

У каждого отдела было свое направление в работе, свое задание. Каждый отдел отчитается о проделанной работе, полученных результатах, а присутствующие здесь корреспонденты газет будут делать пометки в своих блокнотах.

Итак, позвольте начать нашу пресс- конференцию.

Слайд 4

История создания химического оружия(Выступление исторического отдела)

Слайд 5

Химическое оружие (ХО) – Один из видов оружия массового поражения, поражающее действие которого основано на использовании боевых токсических химических веществ (БТХВ) (Выступление информационного отдела военные)

Слайд 6

Нам сюрпризы, готовит беда.
Все: слёзы, голод и смерть.
Разрушая, враг города.
И стримиться их с карты стереть...

Но на помощь как боги с небес.
К вам приходят без страха в глазах
Те, кто службу несёт в МЧС,
У которых отвага в сердцах.
(Выступление информационного отдела МЧС)

Слайд 7

Усиленная работа по совершенствованию обычного оружия и средств его доставки ставит перед нами серьезные задачи по изучению способов защиты от него и организации оказания помощи пострадавшим при его применении. . (Выступление информационного отдела медицина)

Слайд 8

Слово предоставляется журналистам

ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ:

1. Мы бы хотели уточнить у группы военных, что такое токсины.( Токсины – химические белковые вещества животного, растительного или микробного происхождения с высокой токсичностью, типичные представители бутулический токсин, рицин, стафилококковый энтсротоксин.)

2. Мы бы хотели уточнить у группы МЧС. Вы затронули тему черезвучайных ситуаций техногенного характера на химически опасных объектах которые находятся на территории вашего города, каковы будут ваши действия если произойдет утечка хлора?(Хлор тяжелее воздуха и потому в случаи аварии стелиться над землей в виде тумана зеленоватого цвета, мы порекомендуем подняться на более высокие этажи до приезда спасателей.)

3. Чем же является химическое оружие для человечества?( Химическое оружие является одним из видов оружия массового поражения, действие которого основано на токсичных свойствах боевых отравляющих веществ)

4. Мы бы хотели спросить у группы медиков. При поражении каким  отравляющим веществом нельзя проводить искусственное дыхание. (При поражении удушающими ОВ искусственное дыхание делать нельзя (в связи с наличием отека легких))

Учитель

Слайд 9

Наша научная конференция подошла к концу. Какие выводы можно сделать из вышесказанного? Что она несет человеку? Жизнь или гибель? Наверное, все в руках человека.

Ведущий конференции 

Я думаю,  что в будущем все запасы химического оружия на земле будут уничтожены. А пока существует опасность применения химического оружия, каждый человек должен знать, как защитить себя от самого страшного, самого разрушительного оружия из всех, когда - либо существующих.  Я надеюсь, что уже никогда никто не станет свидетелем применения химического оружия.

Учитель

 Спасибо за работу на конференции, журналиста газеты  ВЕСТИ подведут итоги, о которых вы узнаете на следующем уроке. Прощу вас оценочные листы журналистам газеты ВЕСТИ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химическое оружие и его поражающие факторы.

Виды и  поражающие факторы химического оружия массового поражения....

Интерактивный тест по теме "Ядерное оружие и его поражающие факторы", 10 класс

Интерактивный тест состоит из восьми вопросов. Ответы к тесту: 1, 3, 4, 1, 2, 2, 4, 3....

Тест по теме "Ядерное оружие и его поражающие факторы"

Тест состоит из 15-ти вопросов по 4 варианта ответов в каждом. Правильные ответы выделены жирным шрифтом....

Презентация "Ядерное оружие и его поражающие факторы"

Презентация к уроку "Ядерное оружие и его поражающие факторы" в 10 классе состоит из 32 слайдов....

презентация к уроку ОБЖ 10 кл. тема "Ядерное оружие и его поражающие факторы"

В презентации дано определение ядерного оружия и его поражающих факторов....

Химическое оружие и его поражающие факторы.

Цель урока: изучить понятие «химическое оружие», его классификация и виды. Призна­ки применения химического оружия....

ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ И ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ.

История появления химического оружия восходит к давним временам. В Древнем Китае использовали негашеную известь, которой заполняли кувшины и метали их через крепостные стены. Распыляясь, известь...