«Автомат Калашникова АК–74», его устройство и боевые характеристики. Неполная разборка и сборка автомата.
план-конспект занятия по обж (10 класс) на тему

Курилов Сергей Васильевич

План - конспект урока по Основам военной службы в 10 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы военной службы.

10 класс.

Урок по теме «Автомат Калашникова АК–74», его устройство и боевые характеристики.

Неполная разборка и сборка автомата.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

Цель:  

Сформировать у обучающихся представление о назначении, боевых свойствах автомата, устройстве его                          частей и механизмов, а также умения и навыки при обращении с оружием.

Задачи урока:        

   обучающая - познакомить с  назначением и боевыми характеристиками   АК-74, его устройством и   работой частей и механизмов, с правилами и порядком неполной разборки и сборки, а так же с новыми разработками концерна «Калашников».                                

воспитательная – сформировать у обучающихся позитивное отношение к военной службе, правильное понимание назначения стрелкового оружия, ответственности и дисциплины в обращении с ним;

 развивающая -  повысить компетенции в области военной подготовки, совершенствовать  навыки в обращении с оружием, в неполной разборке и сборке автомата.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • знать назначение, боевые характеристики АК-74, устройство его частей и механизмов АК-74;
  • уметь выполнять неполную разборку и сборку после неполной разборки автомата АК-74;

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;
  • оценивать достижения на уроке;
  • анализировать информацию;
  • делать выводы.

Личностные:

  • осознавать значение, важность знаний об устройстве АК-74, умения осуществлять неполную разборку и сборку автомата, понимать степень ответственности при обращении с оружием.

Учебные вопросы: 

  1. История создания автомата АК-74.
  2. Назначение, боевые характеристики, общее устройство АК-74.
  3. Порядок работы частей и механизмов АК-74
  4. Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74.
  5. Новые разработки концерна «Калашников».

Время: 45 минут.

Место: кабинет ОБЖ.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный, практический.

Межпредметные связи: история, технология.

Материальное обеспечение: 

  1. Руководство по 5,45 мм автомату Калашникова. - М.: Военное издательство, 1976
  2. Аудиовизуальная информация в виде презентации и видеофрагментов.
  3. Компьютер.
  4. Телевизор.
  5. Учебное оружие  ММГ АК - 74 - 2 шт.
  6. Плакат «Устройство АК – 74».
  7. Карточки для индивидуальной  работы.
  8. Карточки оценки знаний.

Ход урока

I. Вводная часть.

Организационный момент.

Доклад командира класса о готовности к уроку.

Учитель задаёт вопросы детям об автомате Калашникова для самостоятельной формулировки темы урока, затем произносит её полностью, а так же называет цель и задачи.

II. Основная часть.        

  1. 1-й учебный вопрос. История создания автомата АК-74.

Доклад обучающегося и демонстрация презентации.

« История создания автомата АК-74»

Создателем легендарного АК – 74 является Михаил  Тимофеевич Калашников  - советский и российский конструктор стрелкового оружия

Михаил Калашников родился на Алтае в 1919 году. Он стал 17 ребенком в большой крестьянской семье. В 1930 году отца будущего конструктора признали кулаком и выслали с женой и детьми в Томскую область. В 18 лет Михаил пошел работать в железнодорожное депо. Еще через год его призвали в армию. Войну Калашников встретил командиром танка. В октябре 1941 года его тяжело ранило. В госпитале Калашникову пришла идея создания нового стрелкового оружия. Находясь в отпуске после ранения, Калашников разработал свой первый пистолет-пулемёт. В 1942 году Калашникова направили в конструкторское бюро разрабатывать стрелковое оружие.

После войны Калашников попадает в Ижевск, где тогда шла работа над новым автоматом. В 1949 году автомат Калашникова был прият на вооружение. По сравнению с немецкими образцами автомат Калашникова  казался легче и короче. Но при этом у него большая прицельная дальность. Кроме того, автомат Калашникова  не имеет равных по надежности.

Михаил Калашников был женат. У него две дочки и один сын. Последние 15 лет Калашников жил в Ижевске один.

За свой автомат Калашников получил Сталинскую премию первой степени. Автомат Калашникова  со временем стал самым массовым автоматом в истории. С момента создания в разных странах было выпущено 70 миллионов АК  различных модификаций. Их использовали армии 50 государств. В дальнейшем Калашников продолжил работу над усовершенствованием автомата. Автомат Калашникова  получил прицел ночного видения, подствольный гранатомет, приспособление для бесшумной стрельбы. Калашникова дважды награждали званием Героя Социалистического Труда.
Некоторые страны, отдав дань автомату АК в достижении ими независимости, включили его изображение в свой государственный герб, в других (например, в Египте) - называют новорожденных мальчиков магическим, в их понимании, именем "Калаш".Автомат Калашникова занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самое распространённое оружие в мире. На родине Калашникова в 1980 году  в селе Курья ему сооружён бронзовый бюст. На вооружении российской армии оружие М.Т. Калашникова состоит более 60 лет.

2-й учебный вопрос.        Назначение, боевые характеристики, общее устройство АК-74.

Рассказ учителя.

5,45-мм автомат Калашникова является индивидуальным оружием. Он предназначен для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Для поражения противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож. Для стрельбы и наблюдения в условиях естественной ночной освещенности к автоматам АК 74Н присоединяется ночной стрелковый прицел универсальный НСПУ.

Для стрельбы из автомата (пулемета) применяются патроны с обыкновенными (стальной сердечник) и трассирующими пулями.

Из автомата ведется автоматический или одиночный огонь. Подача патронов при стрельбе производится из коробчатого магазина емкостью - 30 патронов.

Возможность АК - 74 поражать цели противника определяется его боевыми характеристиками.

Боевые характеристики АК-74   (обучающиеся записывают в тетрадь)

1. Калибр -5,45 мм

2. Прицельная дальность (Расстояние от точки вылета до пересечения траектории с линией прицеливания) стрельбы из автомата - 1000 метров.

3. Наиболее действенный огонь (степень соответствия результатов стрельбы поставленной огневой задачи):

- по наземным целям - до 500 метров

- по воздушным целям (по самолетам, вертолетам, парашютистам) -до 500 м.

4. Сосредоточенный огонь (огонь нескольких автоматов, а так - же огонь одного или нескольких подразделений, направленный по одной цели или по части боевого порядка противника) по наземным групповым целям ведется на дальности до 1000 метров.

5. Дальность прямого выстрела (выстрел при котором траектория не поднимается над линией прицеливания выше цели на всем своем протяжении) 

- по грудной фигуре - 440 м.,

- по бегущей фигуре - 625 м.

6. Темп стрельбы около 600 выстрелов в минуту.

7. Боевая скорострельность (число выстрелов, которое можно произвести в единицу времени при точном выполнении приемов и правил стрельбы, с учетом времени, необходимого для перезаряжания оружия, корректирования и переноса огня с одной цели на другую) 

- при стрельбе очередями - до 100 в\мин,

- при стрельбе одиночными выстрелами - до 40 в\мин.

8. Вес автомата без штык - ножа со снаряженным пластмассовым магазином- 3.6 кг., вес штык - ножа с ножнами 490 г.

Общее устройство автомата АК-74   (индивидуальная работа обучающихся по карточкам)

Задание: Расставить в таблице номера частей и механизмов, соответствующих описанию, используя картинку в карточке и большой плакат на доске.

Назначение частей и механизмов АК-74

Крышка ствольной коробки предохраняет от загрязнения части и механизмы автомата, помещенные в ствольной коробке.

Ствол служит для направления полета пули. Ствольная коробка служит для соединения частей и механизмов автомата, обеспечения закрывания канала ствола затвором и запирания затвора. 

Прицельное приспособление служит для наводки автомата при стрельбе по целям на различные расстояния и состоит из прицела и мушки. 

Приклад и пистолетная рукоятка обеспечивают удобство стрельбы из автомата.

В ствольной коробке находится ударно-спусковой механизм, предназначенный для спуска курка с боевого взвода, нанесения удара по ударнику, обеспечения автоматической и одиночной стрельбы, прекращения стрельбы, для постановки на предохранитель.

Затворная рама с газовым поршнем предназначена для приведения в действие затвора и ударно-спускового механизма.

Затвор служит для досылания патрона в патронник, закрывания канала ствола, разбивания капсюля и извлечения из патронника гильзы (патрона).

Газовая трубка со ствольной накладкой служит для направления движения газового поршня и предохранения рук от ожогов при стрельбе.

Шомпол применяется для чистки канала ствола и полостей других частей автомата.

Возвратный механизм предназначен для возвращения затворной рамы с затвором в переднее положение.

Цевье служит для удобства действий с автоматом и для предохранения рук от ожогов. 

Магазин предназначен для помещения патронов и подачи их в ствольную коробку. 

Штык-нож присоединяется к автомату перед атакой и служит для поражения противника в рукопашном бою, а также может использоваться в качестве ножа, пилы (для распиловки металла) и ножниц (для резки проволоки).

Пенал принадлежности служит для разборки, сборки, чистки и смазки автомата.

Дульный тормоз-компенсатор предназначен для уменьшения силы отдачи, вызываемой пороховыми газами.

Проверка индивидуальной работы с исправлением ошибок и коментариями учителя.

Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов:

1 - ствол со ствольной коробкой, с ударно-спусковым механизмом, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой; 2 - дульный тормоз-компенсатор;3 - крышка ствольной коробки; 4 - затворная рама с газовым поршнем; 5 - затвор; 6 - возвратный механизм; 7 - газовая трубка со ствольной накладкой; 8 - цевье; 9 - магазин; 10 - штык-нож; 11 - шомпол; 12 - пенал принадлежности.

Вопросы учителя.

1 вопрос: Для чего предназначен автомат Калашникова?

2 вопрос: Перечислите боевые характеристики АК-74.

3 вопрос: Из каких основных частей и механизмов состоит автомат?

4 вопрос: Какие патроны применяются для стрельбы из автомата?

5 вопрос: Для чего предназначена принадлежность автомата и что к ней относится?

3-й учебный вопрос.

Порядок работы частей и механизмов АК-74.

 Просмотр фильма «Работа частей и механизмов АК – 74».

Перед просмотром учитель обращает внимание на задания, написанные на доске:

  1. На чём основан принцип действия автоматики АК – 74?
  2. Используя информацию фильма, описания частей и механизмов, изложенные в таблице карточки попробуйте рассказать о работе частей и механизмов автомата.

После просмотра обучающиеся выполняют задания.

 Правильный ответ формулируется вместе с учителем.

Принцип действия автоматики АК-74 основан на отводе пороховых газов через отверстие в стволе, с последующим их воздействием на поршень затворной рамы, которая под действием этих газов отходит, поворачивая сам затвор вокруг оси (боевые выступы выходят из соответствующих им пазов), тем самым отпирает его и отводит его за собой. Двигаясь назад, затвор отражает гильзу, а рама взводит курок. Далее под действием возвратной пружины рама с затвором двигаются обратно - вперед, вытаскивая очередной патрон из магазина и отправляя его в ствол, затвор останавливается (упирается в ствол). Дальнейшее движение рамы приводит к повороту стебля затвора вокруг оси, при этом боевые выступы входят в ответные пазы в затворной коробке, как правило (курок пока под рамой - взведен). Затвор заперт. Рама останавливается. Если спусковой крючок отпущен, то курок встает на шептало, если нет, то курок под действием боевой пружины бьет по ударнику - происходит выстрел и все начинается с начала...

4-й учебный вопрос.

Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74.

Рассказ учителя с демонстрацией разборки и сборки.

Разборка автомата может быть неполная и полная:

- неполная - для чистки, смазки и осмотра автомата;

- полная - для чистки при сильном загрязнении автомата, после нахождения его под дождем или в снегу и при ремонте.

Разборку и сборку автомата производить:

- на столе или чистой подстилке или специальном столе;

- части и механизмы класть в порядке разборки, обращаться с ними осторожно, не класть одну часть на другую и не применять излишних усилий и резких ударов. 

Неполная разборка автомата АК-74 (обучающиеся записывают в тетрадь)

1. Отделить магазин.

2. Проверить, нет ли патронов в патроннике и спустить курок с боевого взвода.

3. Вынуть пенал принадлежности из гнезда приклада.

4. Отделить шомпол.

5. Отделить дульный тормоз-компенсатор.

6. Отделить крышку ствольной коробки.

7. Отделить возвратный механизм.

8. Отделить затворную раму с затвором.

9. Отделить затвор от затворной рамы.

10. Отделить газовую трубку со ствольной накладкой.

Сборка после неполной разборки автомата АК-74 (обучающиеся записывают в тетрадь)

1. Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой.

2. Присоединить затвор к затворной раме.

3. Присоединить затворную раму с затвором.

4. Присоединить возвратный механизм.

5. Присоединить крышку ствольной коробки.

6. Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель.

7. Присоединить дульный тормоз-компенсатор.

8. Присоединить шомпол.

9. Вложить пенал принадлежности в гнездо приклада.

10. Присоединить магазин к автомату.

Вопросы учителя.

 1 вопрос: Какие виды разборки АК-74 существуют, и где они производятся?

2 вопрос: В какой последовательности производится неполная разборка автомата АК -74?

3 вопрос: Назовите порядок неполной сборки АК-74 после неполной разборки.

2 или более человек, в зависимости от оставшегося времени, разбирают и собирают автомат с помощью учителя.

5-й учебный вопрос. Новые разработки концерна «Калашников».

Просмотр фильма «Новые разработки концерна Калашников».

Вопросы для учеников написаны на доске.

  1. Над какими проектами работает сейчас концерн «Калашников»?
  2. Какие недостатки АК – 74  учтены в новом оружии?
  3. Какие новые образцы уже приняты на вооружении?
  4. Какие идеи, воплощённые в новинках, наиболее интересны для вас?

Ответы на вопросы и обсуждение вместе с учителем.

III. Заключительная часть.

  1. Рефлексия.

Учитель просит обучающихся оценить степень усвоения учебных вопросов в баллах

от 1 до 5 в таблице, расположенной в карточке оценки знаний и  выделить галочкой вопросы, вызвавшие наибольший интерес.

                                         Учебный вопрос.

Оценка.

1

История создания автомата АК-74.

2

Назначение, боевые характеристики, общее устройство АК-74.

3

Порядок работы частей и механизмов АК-74

4

Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74.

5

Новые разработки концерна «Калашников».

  1. Оценка деятельности обучающихся на уроке, выставление оценок с комментариями.
  2. Домашнее задание.

Выучить назначение, боевые характеристики, общее устройство, порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки, и работу частей и механизмов АК-74.

Карточки для индивидуальной работы остаются у детей для подготовки домашнего задания.

Карточки оценки знаний сдаются учителю для анализа урока.

Карточка для индивидуальной работы.

Общее устройство автомата АК-74   Задание: Расставить в таблице номера частей и механизмов, соответствующих описанию, используя картинку и большой плакат.

Назначение частей и механизмов АК-74

Крышка ствольной коробки предохраняет от загрязнения части и механизмы автомата, помещенные в ствольной коробке.

Ствол служит для направления полета пули. Ствольная коробка служит для соединения частей и механизмов автомата, обеспечения закрывания канала ствола затвором и запирания затвора. Прицельное приспособление служит для наводки автомата при стрельбе по целям на различные расстояния и состоит из прицела и мушки. Приклад и пистолетная рукоятка обеспечивают удобство стрельбы из автомата.

В ствольной коробке находится ударно-спусковой механизм, предназначенный для спуска курка с боевого взвода, нанесения удара по ударнику, обеспечения автоматической и одиночной стрельбы, прекращения стрельбы, для постановки на предохранитель.

Затворная рама с газовым поршнем предназначена для приведения в действие затвора и ударно-спускового механизма.

Затвор служит для досылания патрона в патронник, закрывания канала ствола, разбивания капсюля и извлечения из патронника гильзы (патрона).

Газовая трубка со ствольной накладкой служит для направления движения газового поршня и предохранения рук от ожогов при стрельбе.

Шомпол применяется для чистки канала ствола и полостей других частей автомата.

Возвратный механизм предназначен для возвращения затворной рамы с затвором в переднее положение.

Цевье служит для удобства действий с автоматом и для предохранения рук от ожогов. 

Магазин предназначен для помещения патронов и подачи их в ствольную коробку. 

Штык-нож присоединяется к автомату перед атакой и служит для поражения противника в рукопашном бою, а также может использоваться в качестве ножа, пилы (для распиловки металла) и ножниц (для резки проволоки).

Пенал принадлежности служит для разборки, сборки, чистки и смазки автомата.

Дульный тормоз-компенсатор предназначен для уменьшения силы отдачи, вызываемой пороховыми газами.

Оценка знаний.

Оцените степень усвоения вами учебных вопросов в баллах от 1 до 5.                                                            Выделите галочкой вопросы, вызвавшие наибольший интерес.

                                         Учебный вопрос.

Оценка.

1

История создания автомата АК-74.

2

Назначение, боевые характеристики, общее устройство АК-74.

3

Порядок работы частей и механизмов АК-74

4

Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74.

5

Новые разработки концерна «Калашников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Открытый урок по теме: «Автомат Калашникова. История создания. Назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы. Неполная разборка, сборка автомата».

Тема: «Автомат Калашникова. История создания. Назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы. Неполная разборка, сборка автомата».  Цель урока: Изучить назначение, боевые свойства, устр...

«Автомат Калашникова. История создания. Назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы. Неполная разборка, сборка автомата».

laquo;Автомат Калашникова. История создания. Назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы. Неполная разборка, сборка автомата». Изучиние назначения боевых свойств, устройств и ...

Практическое занятие№16. Неполная разборка и сборка автомата. Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата.

Практическое занятие№16. Неполная разборка и сборка автомата. Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата. Михаил Тимофеевич Калашников, всемирно известный конструктор стрелкового...

Презентация Неполная разборка-сборка автомата Калашникова

Порядок неполной-полной разборки-сборки АК...

Урок по ОБЖ "Неполная разборка и сборка автомата Калашникова"

Познакомить учащихся с порядком неполной разборки и сборки автомата Калашникова....

Урок НВП в 10 классе по теме: «Назначение, боевые свойства, общее устройство автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата»

Урок НВП в 10 классе по теме: «Назначение, боевые свойства, общее устройство автомата  Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата»Цель урока:Познакомить с устройством ав...