Учебные программы по основам безопасности жизнедеятельности 5-11 классы, КТП.
рабочая программа по обж

Кузнецов Павел Викторович

Учебная программы по ОБЖ и КТП для учащихся 5-9,10, 11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh_5-9_programma.doc310.5 КБ
Microsoft Office document icon obzh_10_programma.doc167.5 КБ
Microsoft Office document icon obzh_11_programma.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя школа № 4»

« Рассмотрено»

Руководитель ШМО

 Шевелева Т. А. /____________/

                          ФИО

Протокол №_______ от «___»

____________201_г.

« Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

МБОУ « Средняя школа № 4»

Грива Т.И.  /____________/

                          ФИО

 «___»___________201_г.

« Утверждено»

Руководитель МБОУ «Средняя школа № 4»

Перевалова О. В.   /___________/

                          ФИО

Приказ №_______ от «___»

____________201_г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедетельности

        (название предмета/курса)

Уровень общего образования: 5-9 классы

Количество часов - 153

                             

Составитель Кузнецов П.В.

Программа по  Основы безопасности жизнедеятельности разработана на основе Примерной программы А.Т. Смирнова,Б.О. Хренникова; учебника «Основ безопасности жизнедеятельности», для учащихся 5-11 классов (М.: Просвещение, 2011.)

Ачинск  201_

\

Содержание программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Тематическое планирование.
  4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Пояснительная записка

        Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 5-9  классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

 - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" С изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.

- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя школа № 4»

- Примерная программа по предмету Основы безопасности жизнедеятельности А.Т. Смирнова,Б.О. Хренникова

УМК:

5-6  класс Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией Н.Ф. Виноградова; Д.В. Смирнова; Л.В. Сидоренко; А.Б. Таранин. Г. Москва издательский центр «Вентана- Граф» 2014г.

7-9  класс Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией Н.Ф. Виноградова; Д.В. Смирнова; Л.В. Сидоренко; А.Б. Таранин. Г. Москва издательский центр «Вентана- Граф» 2017г.

        

ООП ООО отводит 153 часа для изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». В соответствии с этим программа  реализуется в объеме 153 часа.

5класс - 1 час в неделю

6 класс - 0,5 часа в неделю

7 класс - 1 час в неделю

8 класс - 1 час в неделю

9 класс - 1 час в неделю

Цель:

формирование у учащихся  школы основ здорового образа жизни, развитие творческой   самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, а так же адаптация в современном мире и оказание первой медицинской помощи.

Задачи:

- укрепление здоровья школьников,  улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выбор устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

- овладение школой движений;

- развитие координационных и кондиционных способностей;

- формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитии двигательных способностей;

- выработку представлений об основных видах спорта;

- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми.

Содержание учебного предмета

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Содержание

Основные виды учебной деятельности ученика (на уровне  учебных действий)

1.

Основы безопасности личности, общества и государева

72

Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоёмах. Экология и безопасность. Опасные ситуации социального характера.

Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.

Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

 Раскрыть основные термины и понятия, изучение основных правил в области безопасности в теоретическом и практическом аспектах касаемых личности, общества и государства.

2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

47

Здоровье человека и общества;

Здоровый образ жизни и его составляющие;

Факторы, разрушающие здоровье, и их профилактика;

Оказание первой медицинской помощи

Общие правила оказания первой медицинской помощи;

Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях;

Оказание первой медицинской помощи при травмах опорно–двигательного аппарата;

Оказание первой медицинской помощи при отравлении;

Оказание первой медицинской помощи при термических ожогах.

Дать определения здоровому образу жизни, научиться выявлять зависимость поведения человека с его продолжительностью жизни. Грамотно распознавать травмы, деля их на виды, а так же научиться оказывать помощь в правильной последовательности.

3.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

30

;; ; ; ;; ; ; ;; ; ; ;; ; ; ; ; ; ; ;

Изучить общую характеристик чрезвычайных ситуаций , выявить их причину и последствия, а так же познать меры и способы спасения

4.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

4

Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации

Основные принципы противодействия экстремистской деятельности. Основные термины и понятия

Понимать всю серьезность темы в области терроризма, владея информацией о сущности проблемы. Изучить правовую основу и основные принципы противодействии терроризму.

Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

В том числе контрольные работы

 5 класс

 6 класс

 7класс

 8 класс

 9 класс

 5 класс

 6 класс

 7 класс

 8 класс

 9 класс

1.

 Основы безопасности личности, общества и государева

16

12

14

15

15

1

 1

 1

 1

 1

2.

 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

5

8

12

10

1

 1

 1

 1

 1

3

 Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

6

10

7

7

1

 

 1

 1

 1

4.

 Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

2

2

 

 1

 

 1

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Программа реализуется в течении одного года (201_-201_учебный год).

Логичным продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», «Безопасное колесо», в работе различных кружков, секций и клубов, туристических походах, слетах и соревнованиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:

В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Личностными результатами обучения ОБЖ в 5-9 классе являются:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения ОБЖ в 5-9 классе являются:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения ОБЖ в 5-9 классе являются:

В познавательной сфере:

Знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

В ценностно-ориентационной сфере:

Умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия.

В коммуникативной сфере:

Умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

В эстетической сфере:

Умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

В трудовой сфере:

Знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; умения оказывать первую медицинскую помощь.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

  • учет основных закономерностей теории безопасности;
  • интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
  • направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно - воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

  • непрерывность обучения с 5 по 9 класс с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;
  • постепенного наращивания информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе;
  • обеспечения разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно -теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень - повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей.

Формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная;

Методы обучения:

1.        Словесные(рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);

2.        Наглядные(демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);

3.        Эвристические (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);

4.        Практические(отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 класс

 № п/п

 Тема урока

 Количество часов

 Дата план

 Дата факт

 1

 Город  как среда  обитания

1

 

 

 2

 Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

1

 

 

 3

 Особенности природных условий в городе

1

 

 

 4

 Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

1

 

 

 5

 Основы безопасности жизнедеятельности человека

1

 

 

 6

 Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

1

 

 

 7

 Пешеход. Безопасность пешехода.

1

 

 

 8

 Пассажир. Безопасность пассажира. Велосипедист-водитель транспортного средства

1

 

 

 9

 Организация дорожного движения

1

 

 

 10

 Пожарная безопасность

1

 

 

 11

 Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1

 

 

 12

 Погодные  условия и безопасность человека

1

 

 

 13

 Безопасность на   водоемах

1

 

 

 14

 Криминогенные ситуации и личная безопасность

1

 

 

 15

 Обеспечение личной безопасности дома

1

 

 

 16

 Обеспечение личной безопасности на улице

1

 

 

 17

 Чрезвычайные ситуации природного характера

1

 

 

 18

 Чрезвычайные ситуации техногенного  характера

1

 

 

 19

 Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия)

1

 

 

 20

 Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия)

1

 

 

 21

 Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия)

1

 

 

 22

 Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия)

1

 

 

 23

 О здоровом образе жизни

1

 

 

 24

 Двигательная активность и закаливание организма — необходимое условие укрепления

Здоровья

1

 

 

 25

 Рациональное питание. Гигиена питания

1

 

 

 26

 Вредные привычки  и их влияние  на здоровье человека

1

 

 

 27

 Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

1

 

 

 28

 Первая медицинская помощь при различных видах повреждениях

1

 

 

 29

 Первая медицинская помощь при различных видах повреждениях

1

 

 

 30

 Оказание  первой медицинской помощи  при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия)

1

 

 

 31

 Оказание  первой медицинской помощи  при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия)

1

 

 

 32

 Оказание  первой медицинской помощи  при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия)

1

 

 

 33

 Первая медицинская помощь при отравлениях

(практические занятия)

1

 

 

 34

 Первая медицинская помощь при отравлениях

(практические занятия)

1

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

6 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата план

Дата факт

1

Природа и человек

0.5

2

Ориентирование на местности

0.5

3

Определение своего местонахождения и направления движения на местности

0.5

4

Подготовка  к выходу на природу

0.5

5

Определение места для бивака и организация бивачных работ. Определение необходимого снаряжения для похода

0.5

6

Урок-поход

0.5

7

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе

0.5

8

Подготовка  и проведение  пеших походов на равнинной и горной местности

0.5

9

Подготовка  и проведение  лыжных походов

0.5

10

Водные походы и обеспечение безопасности на воде

0.5

11

Велосипедные походы и безопасность туристов

0.5

12

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме

0.5

13

Акклиматизация человека в различных климатических условиях

0.5

14

Акклиматизация в горной местности

0.5

15

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта

0.5

16

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте

0.5

17

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте

0.5

18

Автономное существование человека в природе

0.5

19

Добровольная автономия человека в природной среде

0.5

20

Вынужденная автономия человека в природной среде

0.5

21

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании

0.5

22

Опасные погодные явления

0.5

23

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными  в природных условиях

0.5

24

Укусы насекомых  и защита от них

0.5

25

Клещевой энцефалит и его профилактика

0.5

26

Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи  в природных условиях

0.5

27

Оказание  первой медицинской помощи  при травмах

0.5

28

Оказание  первой медицинской помощи  при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге, при укусах

0.5

29

Оказание  первой медицинской помощи  

0.5

30

Здоровый образ жизни и профилактика утомления

0.5

31

Компьютер  и его влияние  на здоровье

0.5

32

Влияние неблагоприятной окружающей  среды на здоровье человека

0.5

33

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека

0.5

34

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека

0.5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

7 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата план

Дата факт

1

Различные природные явления  и причины их возникновения

1

2

Общая характеристика природных явлений

1

3

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

1

4

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия

1

5

Защита населения от последствий землетрясений

1

6

Правила безопасного поведения населения при землетрясении

1

7

Вулканы, извержение  вулканов, расположение вулканов на Земле

1

8

Последствия извержения вулканов. Защита населения

1

9

Оползни, их последствия, защита населения

1

10

Обвалы и снежные лавины

1

11

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные  последствия

1

12

Защита населений от последствий ураганов и бурь

1

13

Смерчи

1

14

Наводнения. Виды наводнений и их причины

1

15

Защита населения от последствий наводнений

1

16

Рекомендации населению  по действиям  при угрозе и во время наводнения

1

17

Сели и их характеристика

1

18

Защита населения от последствий селевых потоков

1

19

Цунами и их характеристика

1

20

Защита населения от цунами

1

21

Лесные и торфяные  пожары и их характеристика

1

22

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

1

23

Эпидемии

1

24

Эпизоотии и эпифитотии, противоэпизоотические и противоэпифитотический мероприятия

1

25

Психологическая уравновешенность

1

26

Стресс и его влияние  на человека

1

27

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

1

28

Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми

1

29

Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками

1

30

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола

1

31

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних

1

32

Общие правила оказания первой медицинской помощи

1

33

Оказание  первой медицинской помощи  при наружном кровотечении

1

34

Оказание  первой медицинской помощи  при ушибах и переломах

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8 класс

1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1

2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

3

Права, обязанности и ответственность граждан

в области пожарной  безопасности. Обеспечение

личной безопасности при пожарах

1

4

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

1

5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

1

6

Велосипедист — водитель транспортного средства

1

7

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

1

8

Безопасный отдых на водоемах

1

9

Оказание  помощи  терпящим бедствие на воде

1

10

Загрязнение окружающей  среды и здоровье человека

1

11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановки

1

12

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

13

++  

1

14

Обеспечение радиационной безопасности населения

1

15

Аварии на химически  опасных объектах и их возможные  последствия

1

16

Обеспечение химической защиты населения

1

17

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

1

18

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах

1

19

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1

20

Обеспечение защиты населения от последствий  аварий на гидротехнических сооружениях

1

21

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

1

22

Эвакуация населения

1

23

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

24

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

1

25

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная

сущность

1

26

Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества

1

27

Здоровый образ жизни как необходимое  условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1

28

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1

29

Вредные привычки  и их влияние  на здоровье

1

30

Профилактика вредных привычек

1

31

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1

32

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение

1

33

Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно-химически опасными

Веществами (АХОВ)

1

34

Первая медицинская помощь при травмах

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

9 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата план

Дата факт

1

Россия в мировом сообществе

1

2

Национальные интересы России в современном мире

1

3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

1

4

Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности

1

5

Опасные и чрезвычайные ситуации,  общие понятия и определения, их классификация

1

6

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия

1

7

Чрезвычайные ситуации техногенного  характера, их причины и последствия

1

8

Военная угроза национальной безопасности России

1

9

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России

1

10

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма

1

11

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1

12

Гражданская оборона как составная часть национальной  безопасности и обороноспособности страны

1

13

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций

1

14

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

1

15

Инженерная защита населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций

1

16

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях

1

17

Эвакуация населения

1

18

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

1

19

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления

1

20

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы

с терроризмом

1

21

Система борьбы с терроризмом

1

22

Правила поведения при угрозе террористического акта

1

23

Государственная политика  противодействия наркотизму

1

24

Профилактика наркомании

1

25

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность

1

26

Здоровый образ жизни и его составляющие

1

27

Репродуктивное здоровье населения и национальная  безопасность России

1

28

Ранние  половые связи и их последствия

1

29

Инфекции, передаваемые  половым путем

1

30

Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе

1

31

Брак и семья

1

32

Семья и здоровый образ жизни человека

2

33

Основы семейного права в Российской Федерации

1



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя школа № 4»

« Рассмотрено»

Руководитель ШМО

 Шевелева Т. А. /____________/

                          ФИО

Протокол №_______ от «___»

____________201_г.

« Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

МБОУ « Средняя школа № 4»

Грива Т.И. /____________/

                          ФИО

 «___»___________201_г.

« Утверждено»

Руководитель МБОУ «Средняя школа № 4»

Перевалова О. В.   /___________/

                          ФИО

Приказ №_______ от «___»

____________201_г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедетельности

        (название предмета/курса)

Уровень общего образования:10 класс

Количество часов - 34

                             

Составитель Кузнецов П.В.

Программа по  Основы безопасности жизнедеятельности разработана на основе Примерной программы А.Т. Смирнова,Б.О. Хренникова; учебника «Основ безопасности жизнедеятельности», для учащихся 5-11 классов (М.: Просвещение, 2011.)

Ачинск  201_ г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10-11  классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

- Приказ от 9 марта 2004 г. N 1312 об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования с изменениями  (в ред. Приказов Минобразования и науки РФ от 20.08.2008 N 241, от 30.08.2010 N 889, от 03.06.2011 N 1994, от 01.02.2012 N 74)

- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя школа № 4»

Программа для 10-х классов предназначена для изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения.

Разработанная программа предусматривает теоретические и практические занятия по разделу «Основы военной службы» в 10-м классе из расчета 1 час в неделю (34 часа в год) с завершением обучения проведением 5-дневных сборов по 40-часовой учебной программе на базе воинских частей,, оборонно-спортивных учреждений (лагерей, центров и т.п.) и образовательных учреждений среднего (полного) общего образования (по отдельной программе).

Программа выстроена по трем логически взаимосвязанным модулям и трём входящим в них разделам:

Модуль I (M-I). Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Модуль II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел II. Основы здорового образа жизни. и основы медицинских знаний

Модуль III (M-III). Обеспечение военной безопасности государства

Раздел III.  Основы обороны государства.

При этом разделы I- III  изучаются учащимися (юношами и девушками) совместно.

Данная учебная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
  • умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
  • умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
  • умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
  • навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности   в   повседневной   жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
  • ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
  • ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;   ответственного  отношения   к  сохранению  окружающей  природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера;   потребности   вести   здоровый   образ   жизни;    необходимых моральных, физических и психологических  качеств для  выполнения  конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного  и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися  в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Структурно программа состоит из трех разделов и тринадцати тем.

Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5—9 классах. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.

Раздел III «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме тем «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Военнослужащий — защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил», «Основы военной службы» (практические занятия на базе воинской части).

  • методы   и   формы   обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации.

Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

  • предполагаемые результаты:

    В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;

  • общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий

   В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской

деятельности учащихся.

  • логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура – ЗОЖ; история – ОВС; биология – ЗОЖ, оказание ПМП; география – выживание в природе, химия – опасные в-ва, экологическая безопасность; физика – природные явления, техногенные аварии и катастрофы.

  • система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

  • инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

  • приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Проверочные работы по курсу ОБЖ – 10 класс

№ п/п

Тема проверочной работы

Форма проведения

 Время работы

№ урока п/п

1

Опасные и ЧС, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

Тестирование

20 мин.

7

2

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

Тестирование

20 мин.

14

3

Основы медицинских знаний  и здорового образа жизни.

Тестирование

20 мин.

23

4

Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.

Тестирование

20 мин.

30

5

Боевые традиции Вооруженных Сил России

Тестирование

20 мин.

33

6

Символы воинской чести.

Тестирование

20 мин.

34

  1. Учебно-тематический план

№ модуля, раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

M-I

Основы безопасности личности, общества и государства

13

P-I

Основы комплексной безопасности

13

Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

6

Тема 2

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

7

Итоговое задание

M-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

Р- II

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

10

Тема 3

Основы медицинских знаний  и профилактика инфекционных заболеваний

3

Тема 4

Здоровый образ жизни и его составляющие

7

Итоговое задание

M-III

Обеспечение военной безопасности государства

12

P- III

Основы обороны государства

12

Тема 5

Виды Вооруженных сил Российской Федерации и рода войск Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

6

Тема 6

Боевые традиции Вооруженных сил России

5

Итоговое задание

Всего часов

34

3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

При окончании 10 класса учении должны знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
  • нормы международного гуманитарного права;
  • требования,   предъявляемые   к  уровню  подготовленности  призывников;
  • основные виды воинской деятельности;
  • строи отделения и порядок управления ими;
  • назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
  • правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;
  • правила подготовки автомата к стрельбе;
  • приемы и правила стрельбы из автомата;
  • основы современного общевойскового боя;
  • общие обязанности солдата в бою;
  • основные способы передвижения солдата в бою;
  • способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
  • основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
  • государственные и военные символы Российской Федерации;
  • боевые традиции Вооруженных Сил России;
  • классы сходных воинских должностей;
  • общие требования к безопасности военной службы;
  • порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
  • общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
  • правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
  • средства массового поражения и их поражающие факторы;
  • защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
  • порядок размещения и условия быта военнослужащих;

уметь:

  • применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
  • выполнять строевые приемы на месте и в движении;
  • производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
  • вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
  • ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;
  • использовать приборы радиационной,  химической разведки  и дозиметрического контроля;
  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;

вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;

формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.

4.Перечень учебно-методического обеспечения

Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:

  •  Программа А.Т. Смирнова,Б.О. Хренникова; учебника «Основ безопасности жизнедеятельности», для учащихся 5-11 классов (М.: Просвещение, 2011.)
  • Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.  Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2011;
  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2011;
  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
  • Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
  • Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
  • Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.

5. Содержание учебного предмета

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Содержание

Основные виды учебной деятельности ученика (на уровне  учебных действий)

1.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

13

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5—9 классах. Раздел состоит из двух обобщающих тем: Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения, Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.

 Получение знаний об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них;

Получение умения владеть  способами ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;

Получение знаний о правилах поведения в криминогенных ситуациях;

Уметь: объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;

Знать какие службы вызывать в случае террора и по какому номеру;

Уметь правильно себя вести, если стали потерпевшим;

Знать причины возникновения и последствия ЧС природного характера;

Уметь использовать полученные знания и умения  для обеспечения личной безопасности;

Знать Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности.

2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи

Знать об основные принципах профилактики инфекционных заболеваний. 

Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для

соблюдения мер профилактики инфекционных

заболеваний

Знать основное определение понятия «здоровый образ  жизни», о факторах, влияющих на здоровье. 

Знать о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье.

3.

Основы обороны государства

11

Основы военной службы предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме тем Воинская обязанность, Особенности военной службы, Военнослужащий — защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил, Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части).

Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России.

 Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

Знать состав и предназначение ВС РФ. 

Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе.

Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Уметь использовать приобретенные  знания  для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.

Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти.

Уметь:

 отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

– использовать приобретенные  знания  для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Иметь представление о символах воинской чести.

Иметь представление о ритуалах ВС РФ.

6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 класс

 № п/п

 Тема урока

 Количество часов

 Дата план

 Дата факт

 1

Автономное пребывание человека в природной среде

1

 

 

 2

Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде

1

 

 

 3

Обеспечение личной безопасности на дорогах

1

 

 

 4

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

1

 

 

 5

Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

1

 

 

 6

Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности

1

 

 

 7

Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные

последствия

1

 

 

 8

Рекомендации населению по обеспечению

личной безопасности в условиях чрезвычайных

ситуаций природного характера

1

 

 

 9

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные

последствия

1

 

 

 10

Рекомендации населению по обеспечению

личной безопасности в условиях чрезвычайной

ситуации техногенного характера

1

 

 

 11

Военные угрозы национальной безопасности

России

1

 

 

 12

Характер современных войск и вооруженных

конфликтов

1

 

 

 13

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России

1

 

 

 14

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления

1

 

 

 15

Наркотизм и национальная безопасность России

1

 

 

 16

Основные инфекционные заболевания, их профилактика

1

 

 

 17

Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье

1

 

 

 18

Основные составляющие здорового образа жизни

1

 

 

 19

Биологические ритмы

1

 

 

 20

Влияние биологических ритмов  на работоспособность человека

1

 

 

 21

Значение двигательной активности и закаливания организма

для здоровья человека

1

 

 

 22

Вредные привычки, их влияние на здоровье

1

 

 

 23

Профилактика вредных

привычек

1

 

 

 24

История создания Вооруженных Сил России

1

 

 

 25

История создания Вооруженных Сил России

1

 

 

 26

Организационная структура Вооруженных Сил России

1

 

 

 27

Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение

1

 

 

 28

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил

1

 

 

 29

Другие войска, их состав и предназначение

1

 

 

 30

Патриотизм и верность воинскому долгу –  качества защитника Отечества

1

 

 

 31

Патриотизм и верность воинскому долгу –  качества защитника Отечества

1

 

 

 32

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

1

 

 

 33

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы

1

 

 

 34

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе;

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

1

 

 

                                                                                                 



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя школа № 4»

« Рассмотрено»

Руководитель ШМО

 Шевелева Т. А. /____________/

                          ФИО

Протокол №_______ от «___»

____________201_г.

« Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

МБОУ « Средняя школа № 4»

Грива Т.И.  /____________/

                          ФИО

 «___»___________201_г.

« Утверждено»

Руководитель МБОУ «Средняя школа № 4»

Перевалова О. В.   /___________/

                          ФИО

Приказ №_______ от «___»

____________201_г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности

        (название предмета/курса)

Уровень общего образования:11 класс

Количество часов - 34

                             

Составитель Кузнецов П.В.

Программа по  Основы безопасности жизнедеятельности разработана на основе Примерной программы А.Т. Смирнова,Б.О. Хренникова; учебника «Основ безопасности жизнедеятельности», для учащихся 5-11 классов (М.: Просвещение, 2011.)

Ачинск  201_г.

  1. Пояснительная записка

                                     

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10-11  классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

- Приказ от 9 марта 2004 г. N 1312 об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования с изменениями  (в ред. Приказов Минобразования и науки РФ от 20.08.2008 N 241, от 30.08.2010 N 889, от 03.06.2011 N 1994, от 01.02.2012 N 74)

- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя школа № 4»

Программа для 11-х классов предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения.

Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 11-х классах предусмотрено Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в объеме 34 ч (из расчета по 1 ч в неделю).

Программа выстроена по двум логически взаимосвязанным модулям и двум входящим в них разделам:

Модуль I (M-I). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 

Раздел I. Основы здорового образа жизни

Модуль II Обеспечение военной безопасности государства

Раздел II. Основы военной службы.

В 11-м классе изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» завершается итоговой аттестацией.

При этом раздел I.  изучается учащимися (юношами и девушками) совместно.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;   ответственного  отношения   к  сохранению  окружающей  природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера;   потребности   вести   здоровый   образ   жизни;    необходимых моральных, физических и психологических  качеств для  выполнения  конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного  и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися  в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Раздел I «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.

Раздел II «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

- методы   и   формы   обучения:

  • Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
  • Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
  • Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
  • Стимулирования и мотивации.
  • Самостоятельной учебной деятельности.
  • Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
  • Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
  • Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Проверочные работы по курсу ОБЖ – 11 класс

№ п/п

Тема проверочной работы

Форма проведения

Время работы

№ урока п/п

1

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Тестирование

20 мин.

10

2

Воинская обязанность

Тестирование

20 мин.

17

3

Особенности военной службы

Тестирование

20 мин.

25

4

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Тестирование, практическая работа

40 мин.

33

5

Обобщение по курсу «ОБЖ»

Тестирование

40 мин.

35

Практические работы по курсу ОБЖ – 11 класс

№ п/п

Тема практической  работы

Место проведения

Время работы

№ урока п/п

1

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

класс

15 мин.

6

2

Первая  медицинская помощь при ранах

класс

15 мин.

7

3

Первая  медицинская помощь при травмах

класс

15 мин.

8

4

Первая медицинская помощь при остановке сердца

класс

15 мин.

9

5

Обобщение по теме «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»

класс

30 мин.

33

                2.Учебно-тематический план

№ модуля, раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Кол-во часов

M-I

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

17

P-I

Основы здорового образа жизни

17

Тема 1

Основы здорового образа жизни

7

Тема 2

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

10

Итоговое задание

     M-II

Обеспечение военной безопасности государства

     P-II

Основы военной службы

17

Тема 3

Воинская обязанность

7

Тема 4

Особенности военной службы

6

Тема 5

Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых сил России

3

Тема 6

Символы воинской чести

1

Всего часов

34

3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

По окончанию 11 класса учащиеся  должны  знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
  • нормы международного гуманитарного права;
  • требования,   предъявляемые   к  уровню  подготовленности  призывников;
  • основные виды воинской деятельности;
  • строи отделения и порядок управления ими;
  • назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
  • правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;
  • правила подготовки автомата к стрельбе;
  • приемы и правила стрельбы из автомата;
  • основы современного общевойскового боя;
  • общие обязанности солдата в бою;
  • основные способы передвижения солдата в бою;
  • способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
  • основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
  • государственные и военные символы Российской Федерации;
  • боевые традиции Вооруженных Сил России;
  • классы сходных воинских должностей;
  • общие требования к безопасности военной службы;
  • порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
  • общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
  • правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
  • средства массового поражения и их поражающие факторы;
  • защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
  • порядок размещения и условия быта военнослужащих;

уметь:

  • применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
  • выполнять строевые приемы на месте и в движении;
  • производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
  • вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
  • ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;
  • использовать приборы радиационной,  химической разведки  и дозиметрического контроля;
  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;

вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;

формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования

4.Перечень учебно-методического обеспечения

      Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:

             Программа по курсу ОБЖ:  авторы  А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «просвещение»2011 г.

  • Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.  Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2011;
  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2011;
  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2011;
  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2011;
  • Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2011;
  • Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
  • Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004

5. Содержание учебного предмета

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Содержание

Основные виды учебной деятельности ученика (на уровне  учебных действий)

1.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

17

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи

Знать об основные принципах профилактики инфекционных заболеваний; 

Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для

соблюдения мер профилактики инфекционных

заболеваний;

Знать основное определение понятия «здоровый образ  жизни», о факторах, влияющих на здоровье; 

Знать о путях заражения ВИЧ- инфекции;

Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки;

Знать правила оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте;      

Знать об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение БППП.

2.

Обеспечение военной безопасности государства

17

Основы военной службы предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме тем Воинская обязанность, Особенности военной службы, Военнослужащий — защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил, Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части).

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе;

Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе;

Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина;

Уметь:

 отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

– использовать приобретенные  знания  для развития в себе качеств, необходимых для военной службы;

Иметь представление о символах воинской чести;

Знать о категориях годности к военной службе;

Знать об общих, должных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооружённых  сил Российской Федерации;

Знать основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;

Знать права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступление против военной службы;

Знать об основных видах военных образовательных учреждениях профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения.

 № п/п

 Тема урока

 Количество часов

 Дата план

 Дата факт

 1

Правила личной гигиены

1

 

 

 2

Нравственность и здоровье

1

 

 

 3

Инфекции, передаваемые половым путем. Меры

их профилактики

2

 

 

 4

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе, меры профилактики ВИЧ-инфекции

2

 

 

 5

Семья в современном обществе. Законодательство и семья

1

 

 

 6

Первая медицинская помощь при неотложных

состояниях

1

 

 

 7

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульта

2

 

 

 8

Первая медицинская помощь при ранениях

2

 

 

 9

Основные правила оказания первой медицинской помощи

1

 

 

 10

Первая медицинская помощь при травмах опор-

Но-двигательного аппарата

2

 

 

 11

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота

2

 

 

 12

Категории годности к военной службе

1

 

 

 13

Организация профессионально-психологического отбора граждан

1

 

 

 14

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

1

 

 

 15

Правовые основы военной службы

1

 

 

 16

Общевоинские уставы Вооружённых сил- законов воинской жизни

1

 

 

 17

Военная присяга- клятва воина на верность Родине, России

1

 

 

 18

Призыв на военную службу, время и организация призыва

1

 

 

 19

Прохождение военной службы по призыву

1

 

 

 20

Прохождения военной службы по контракту

1

 

 

 21

Права и ответственность военнослужащих

1

 

 

 22

Альтернативная гражданская служба

1

 

 

 23

Военнослужащий- патриот, с честью и достоинством несут звание защитника Отечества

1

 

 

 24

Военнослужащий-специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

1

 

 

 25

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально –психологическим и профессиональным качествам гражданина

1

 

 

 26

Военнослужащий- подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

1

 

 

 27

Как стать офицером Российской армии?

1

 

 

 28

Организация подготовки офицерских кадров для Вооружённых сил Российской Федерации

1

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 5-9 классы

В настоящей  рабочей программе реализованы требования федеральных законов:– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;– «Об охране окружающей ...

Настоящая рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса

Настоящая рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса  составлена на основе   Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного ...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе

1 РазделПояснительная записка 5кл  ОБЖ. Программа курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 5 -11  класса,  разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе

Пояснительная запискаДанная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и  составлена на основе следующих документов: 1.Закона РФ «Об образовании» п.2.7 ст.32. 2.Федерального к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и  составлена на основе следующих документов: 1.Закона РФ «Об образовании» п.2.7 ст.32. 2.Федераль...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 5 - 11 класс

Рабочая программа по ОБЖ 5 - 11 класс. УМК: В.Н. Латчук. ДРОФА....