Конспект и рабочая карта по теме: "Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия". ОБЖ, 6 класс.
план-конспект урока по обж (6 класс)

Chepuhina Svetlana

Конспект и рабочая карта по ОБЖ, 6 класс. Тема: "Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. 6 класс

Цели урока:

1) Познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия  вынужденной автономии, с факторами, способствующими возникновению или     развитию экстремальных ситуаций.
2) Изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению, а также правила поведения в условиях вынужденной автономии.
3) Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, а также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

 Задачи  урока:

Обучающие:

- формировать у детей и подростков сознательное отношение к вопросам личного, общественного выживания и безопасности;

- познакомить обучающихся с безопасным поведением человека в природных условиях;

- обучать детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций.                          

Развивающие:

-  способствовать развитию навыков познавательной деятельности;

- способствовать развитию умений самоконтроля за физическим и психологическим состоянием в различных ситуациях;  

-  способствовать развитию коммуникативных компетенций.

Воспитывающие:

-  способствовать формированию бережного отношения к родной природе;

- способствовать воспитанию морально-волевых качеств, уверенности в своих силах;      

- способствовать воспитанию навыков само- и взаимопомощи, безопасного группового поведения.

Тип урока: изучения нового материала.

Время урока: 40 минут.

Оборудование: 

Для учителя: план - конспект урока, компьютер, мультимедиапроектор.        

Для учащихся: тетрадь, рабочая карта по теме урока.

Методика подхода к уроку: формирование знаний об основных правилах безопасного поведения в экстремальных ситуациях, установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у учащихся навыков решения ситуационных  задач.

Замысел урока: «В каждых скитаниях существует риск заблудиться». 

                                                                  Мирче Элиаде 

Создание условий, при которых учебная задача воспринималась бы учениками как личностно-значимая проблемная ситуация, требующая осмысления и решения. Завершить решение учебных задач самооценкой и коррекцией деятельности.

Используемый учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М. «Просвещение», 2016.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2.  «Минутка безопасности» (вопросы ПДД).
  3. Изучение нового материала:
  • Автономное существование;
  • Добровольная автономия;
  •  Вынужденная автономия;
  • Правила личной безопасности при автономном существовании.
  1. Закрепление нового материала.
  2. Итоги  урока.
  3. Домашнее задание.

Ход урока:

Этап урока

Действия преподавателя

Действия учащихся

Организационный момент (2 мин.)

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности учеников к работе.

Приветствуют учителя.

Слушают учителя.

«Минутка безопасности»

(1 мин.)

Учитель задаёт вопрос по правилам дорожного движения: «Как поступить, если при переходе проезжей части, если ты уронил какую – либо вещь?»

Учащиеся отвечают на вопрос. Примерный ответ: закончить переход и попросить взрослого пешехода помочь достать вещь.

Изучение нового материала

(20 мин.)

Многие мальчишки и девчонки мечтают сами пройти по нехоженой тропе, переплыть океан, подняться на воздушном шаре. А может случиться так, что волей неожиданного, нелепого случая, в результате чрезвычайного происшествия они окажутся  один или с друзьями где-то в лесу, в поле.

- Как  вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Правильно, тема нашего урока: «Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия».

Учащиеся слушают учителя.

Примерный ответ: о вынужденном нахождении человека в природной среде, о том, как выжить человеку без благ, к которым он привык в обычных условиях.

- Как вы это понимаете «автономная существование»?

Учитель предлагает послушать и записать определения в тетрадь:

Автономная существование – это самостоятельное  независимое  существование человека в природных условиях.

Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.

-Добровольная автономия-это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях. 

Но иногда, по воле обстоятельств, человек оказывается один на один с  природой.

Это вынужденная автономия.

 

- Какие знания и умения ему потребуются, чтобы выжить в условиях вынужденной автономии? 

Примерный ответ: автономный – это когда человек оказывается один, без помощи, без продуктов и т.п.

Учащиеся выслушав, записывают определения в тетрадь, пользуясь заданием №1 РК (автономное существование, добровольная автономия, вынужденная автономия)

Примерный ответ: человеку, который окажется в условиях автономного существования нужно уметь сделать себе временное жилище, суметь добыть пищу и приготовить себе еду, добыть воду и пр.

Учитель задает классу вопросы:

- Какие вам известны случаи вынужденного пребывания человека в условиях автономии?

-Что помогло этим людям выжить?

Примерный ответ:

1) Робинзон Крузо, Федор Конюхов, при аварии самолёта – выжившие люди, при крушении на воде и т.п.

2) сила воли, знания, умения, опыт при нахождении в природной среде

Учитель: Экстремальные ситуации — не такие уж редкие, поэтому необходимо отработать некоторые правила поведения в них. С этой целью проводится игра «Авиакатастрофа (выживание в пустыне)». Учащимся предлагается задание №2 РК.

Учащиеся преступают к выполнению задания №2 в РК.

После того как учащиеся закончат работу, учитель просит кого-либо из них прочитать свой ряд предметов и объяснить, почему именно эти предметы стоят на первом месте. Начинается обсуждение. Затем ряд предметов, указанный учеником, соотносится с рядом эксперта. Выясняется, почему правильно так, как считают эксперты.

Учитель зачитывает ряд эксперта:

РЯД ЭКСПЕРТА

• Вода.

• Парашют красно-белого цвета.

• Карманное зеркало.

Парашют служит сигнальным средством, так же как и карманное зеркало. В силу консервативности мышления, человеку трудно бывает представить себе, что «солнечный зайчик» может стоять в одном ряду с радио, электроникой, пиротехникой.

Вспышка сигнального зеркала в безоблачный солнечный день обнаруживается с самолета, летящего на высоте 1 — 2 км, на расстоянии 20 — 25 км, а в некоторых случаях — до 40 км.

Можно подавать сигналы дымом костра. В пустыне это могут быть банки с горюче-смазочными материалами (ГСМ).

Привлечь внимание экипажа можно и другими средствами: если имеется яркая палатка, купол парашюта, то их можно растянуть на открытой местности или привязать к вершине дерева (в нашем случае древообразного кактуса). Их будет отлично видно издалека.

• Одно пальто на каждого (резко-континентальный климат, перепад температур).

• Карманный фонарик (подача сигналов ночью).

• Большой пластиковый плащ (можно собрать конденсат — влагу при перепаде температур).

• Перочинный нож.

• Санитарный ящик.

• Пистолет.

• Солнечные очки.

• Книга о съедобных животных.

• Компас (движение по пустыне в жару 47´С может привести к резкому обезвоживанию организма и к смерти; надо ждать помощь на месте).

• Карта.

• Спирт.

• Соль.

Некоторые учащиеся  зачитывают свои ответы, затем сравнивают с рядом эксперта.

Физкультминутка

(1 мин.)

(“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)

Учащиеся выполняют упражнения, после чего садятся за парты и продолжают работу.

Учитель: Самое главное в экстремальной ситуации — сохранять присутствие духа, не поддаваться панике.

Учитель подводит детей к составлению памятки «Как подавить страх в экстремальных ситуациях» (памятка составляется на доске):

1) успокойся, возьми себя в руки (счет, дыхательные упражнения);

2) проанализируй ситуацию и выработай план действий;

3) один из способов победить страх — «перехитрить» самого себя.

В конце урока учитель раздает детям памятку.

Для планирования своих действий, прежде всего надо оценить обстановку, учесть состояние здоровья всех товарищей по группе и свое собственное. Выяснить, есть ли укрытие от непогоды, вода, аптечка, продукты

питания и др. Затем спланировать действия. Прежде всего, следует выполнить экстренные работы:

• оказать экстренную помощь или самопомощь, спасти необходимое снаряжение или имущество, это следует делать впервые же минуты после аварии;

• наладить радиосвязь или подготовить сигнальные средства;

• подготовить временное укрытие;

• добыть воду и пищу.

План, который будет составлен в результате этого анализа, позволит человеку выработать наиболее пригодный образ действий и приступить к его выполнению.

Учащиеся слушают рассказ учителя и составляют памятку, выполняя задание №3 РК.

Учитель предлагает учащимся сделать вывод: Можно поставить перед собой задачу исследовательского, спасительного характера, тогда создание условий для выживания становится лишь средством достижения цели и выполняется спокойнее.

 Для планирования своих действий, прежде всего надо оценить обстановку,     учесть состояние здоровья всех товарищей по группе и свое собственное.

Выяснить, есть ли укрытие от непогоды, вода, аптечка, продукты питания и др.

Затем спланировать действия. Прежде всего, следует выполнить экстренные работы:

• оказать экстренную помощь или самопомощь, спасти необходимое снаряжение или имущество, это следует делать впервые же минуты после аварии;

• наладить радиосвязь или подготовить сигнальные средства;

• подготовить временное укрытие;

• добыть воду и пищу.

Учащиеся высказывают свои выводы по уроку.

Закрепление

(12 мин.)

Учитель предлагает выполнить задания №4,5 на закрепление в РК.

Учащиеся преступают к выполнению заданий в РК.

Рефлексия

(1 мин.)

Учитель использует технику «рефлексивная мишень»

Ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю.

Итоги урока

(1 мин.)

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

Учащиеся выставляют оценки в дневник.

Домашнее задание

(2 мин.)

Учитель предлагает познакомиться с д/з, задание № 6.

Учащиеся записывают задание в дневник.

«В каждых скитаниях существует риск заблудиться». Файл:Avtonomnoe 6.JPG

                                                                  Мирче Элиаде 

РАБОЧАЯ КАРТА

по теме: Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. 

1.Запишите определения в тетрадь:

Автономная существование – это самостоятельное  независимое  существование человека в природных условиях.

Добровольная автономия-это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях

Вынужденная автономия – это когда человек по воле обстоятельств, оказывается один на один с  природой.

2. Игра «Авиакатастрофа (выживание в пустыне)». Прочитайте задание, решите данную задачу.

АВАРИЯ В ПУСТЫНЕ

Время — середина июля, 10 ч утра. Вы только что пережили аварийную посадку самолета в песчано-каменистой пустыне. Небольшой двухмоторный самолет, на котором вы летели, выгорел, целыми остались

только крылья. Все пассажиры остались невредимы. Летчик не мог передать по рации точное время аварии. Однако стало известно, что вы находитесь примерно в 100 км к юго-западу от рудника, ближайшего человеческого жилья.

Окрестности являются довольно плоскими, только местами растут бочковидные и древообразные кактусы, которые выглядят очень колючими. В последней метеосводке сообщалось, что в пустыне температура достигнет 40'С в тени, а это означает, что над почвой следует ожидать 47'С.

Вы легко одеты, на вас рубашка-безрукавка, 'длинные брюки, короткие носки и обычная уличная обувь. У каждого из участников экспедиции имеется носовой платок, деньги и личные документы, у одного из них — спички, у другого — шариковая ручка.

ПРОБЛЕМА. Прежде чем самолет загорелся, удалось спасти 15 предметов, перечисленных ниже. Ваша задача заключается в том, чтобы поставить самый жизненно важный предмет на 1-е место, а наименее важный на 15-е. Все предметы необходимо привести в определенную последовательность, одновременная привязка нескольких предметов к одному месту недопустима.

ЗАДАЧА. Каждый в индивидуальном порядке определяет последовательность этих 15 предметов.

Ваша задача заключается в том, чтобы поставить самый жизненно важный предмет на 1-е место, а наименее важный на 15-е.

Карманный фонарик                                            Парашют

Перочинный нож                                                  Соль

Карта района аварии                                            Пистолет

Большой пластиковый плащ                               Спирт

Магнитный компас                                              Солнечные очки на каждого

Санитарный ящик                                                2 литра воды на каждого

Одно пальто на каждого                                      Книга о съедобных животных пустыни

Карманное зеркальце

3. Составьте памятку «Как подавить страх в экстремальных ситуациях», убрав лишние строки из перечня (запишите полученную памятку в тетрадь):

  • успокойся, возьми себя в руки (счет, дыхательные упражнения);
  • сразу съесть все имеющиеся продукты, чтобы они не были уничтожены дикими животными;
  • проанализируй ситуацию и выработай план действий;
  • проанализировать причины попадания в вынужденную автономию и постараться определить виновника сложившейся ситуации;
  • один из способов победить страх — «перехитрить» самого себя.

Закрепление:

4.Ответьте на вопросы теста:

1.  Какая задача при подготовке и проведении туристского похода является   главной?     Укажите правильный ответ:

а)        выполнение целей и задач похода;

б)        обеспечение безопасности;

в)        полное прохождение маршрута.

2. Какого цвета должна быть верхняя одежда туриста? Укажите правильный ответ:

    а) однотонного цвета;

        б) из камуфлированного материала;

        в) яркая, демаскирующая.

        3. Что нужно делать, если в походе во время движения по маршруту вы   отстали от группы? Разместите указанные действия в необходимой   последовательности:

      а) искать следы своих товарищей;

      б) ждать, когда за вами вернутся;

      в) не сходить с трассы, лыжни;

      г) остановиться на развилке тропы;

      д) построить временное жилище;

      е) развести костер.    

4. Что необходимо предпринять, если во время движения на маршруте вы      заблудились и не можете найти свои следы? Укажите в какой очередности вы будете выполнять указанные действия:

        а) прислушаться к звукам;        

        б) определить, сколько времени двигались;

        в) остановиться и оценить ситуацию;

        г) найти возвышенное место и оглядеться;

        д) вспомнить свой путь;

        е) искать тропу или дорогу, ручей или реку;

       ж) осмотреться, искать затесы или маркировку туристских маршрутов на  деревьях;

       з) выйти на тропу, дорогу, к ручью или реке и определить
       направление выхода.    

5. Прочитайте стишок (добавив недостающие слова), который поможет тебе справиться с неблагоприятными факторами:

Из ситуации любой

Выход я найду простой.

Голода я не боюсь,

Три недели _____________

Жажда – то, конечно, хуже,

Воду вскипячу из __________

Если переутомлюсь,

В шалаше я ____________

А когда придет мороз,

Шарфом обмотаю ______

Коль пустынная жара

Не пойду в поход с ___________

Потерплю немного боль,

Раз болит – ещё __________

Буду до конца бороться,

Унывать мне не_____________

Слова – подсказки: придётся, нос, отосплюсь, продержусь, живой, лужи, утра.

«Рефлексивная мишень»

Image2445

6. Домашнее задание: Решите ситуационные задачи:

1) Группа туристов из пяти человек летом попала в экстремальную ситуацию. У одного из туристов подвернулась нога, у другого поднялась температура. Оба пострадавших самостоятельно двигаться не могут. Помощь может прибыть не ранее, чем через два-три дня. До ближайшего населенного пункта около двухсот километров. Палатки нет. Подумайте и ответьте:

  • Какое решение вы посоветуете принять старшему группы?

  • Какие временные жилища можно соорудить для защиты
    от холода, солнца и дождя?

  • Каким требованиям должно удовлетворять место, выбранное для лагеря?

Памятка для тех, кто отправляется в лес

- Изучите заранее место на карте.Картинка 33 из 179796

- Не заходите вглубь незнакомой местности. Если все-таки решили идти, оставляйте на пути движения ориентиры, по которым можно будет вернуться к знакомому месту.

- Возьмите с собой рюкзак или сумку, в которых должны находиться заряженный сотовый телефон, компас, нож, фонарик, спички или зажигалка в непромокаемой упаковке. Желательно также взять с собой котелок, продукты питания «на всякий случай» — легкие, но калорийные, воду, полиэтиленовую пленку для накидки или навеса от дождя.

- Отправляясь в лес, всегда сообщайте своим близким, друзьям или соседям, куда вы идете и когда планируете вернуться.

Если вы потерялись в лесу:

Надо сразу же остановиться, успокоиться и не продолжать дальнейшего движения, пока не будут соблюдены основные требования безопасности.

1. Оставаться на месте в течение часа. Это позволит группе, потерявшей своего коллегу, вернуться по пути следования и найти его.

2. Вернуться к месту последней стоянки и там подготовиться к ночлегу или ждать того момента, когда ваши товарищи вернутся за вами.

3. Не дождавшись своих товарищей, необходимо расчистить площадку на земле размером метр на метр и как можно точнее нарисовать карту-схему района нахождения. Нанести на «карту» как можно точнее свой путь следования. При этом не забывать основное правило составления карт: север — на верхнем обрезе карты, юг — на нижнем.                                                                                                                                                                                             В лесу самое главное — не терять самообладания и помнить следующее:

- не двигаться в темное время суток, ночь необходима для восстановления сил;
- не ходить по звериным тропам, т. к. они могут привести к встрече с животными, контакт с которыми нежелателен;
- не выходить на болотистые участки леса, особенно покрытые ряской;
- не есть незнакомые дикоросы — лучше попить воды. Без еды человек может прожить до 30 дней, а вот без воды всего лишь неделю.

5. При возможных шумах типа гудков автомобилей, локомотивов, других сигналов искусственного происхождения лучше всего идти на их звук, стараясь сохранять прямую линию своего движения, чего можно достичь зарубками, оставляемыми на деревьях. При этом направление своего движения необходимо контролировать не менее чем через три предмета, часто проверяя себя, оглядываясь назад и сверяя правильность движения по затесам на деревьях, сломанным веткам и т. д.

6. Если требуется ночевка, в первую очередь необходимо определить сухое место. Расположиться лучше всего поблизости от ручья или речушки, на открытом месте. Временным укрытием могут служить навес, шалаш, землянка, чум. Выбор типа укрытия зависит от умения, способностей, трудолюбия и физического состояния человека. В теплое время можно ограничиться постройкой простейшего навеса.

7. Если самостоятельно выбраться не удается, позвоните спасателям по телефону 003, 010 или 112 (с сотового телефона), объясните ситуацию, вам помогут выйти, ориентируясь по карте, и необходимыми советами. При этом постарайтесь никуда не убегать от людей, которые вас ищут. Сядьте, разведите костер, возможно, дым привлечет внимание.

 Помните, что:

- Если расположить часы в горизонтальной плоскости и направить часовую стрелку на солнце, биссектриса между часовой стрелкой и цифрой «2» укажет направление на юг.

- Полная луна занимает самое высокое положение над горизонтом, когда находится на юге. Также на южной стороне расположена широкая и пологая сторона муравейника, проталины у деревьев. Годовые кольца на спиле пня отдельно стоящего дерева, расположенные неравномерно, с южной стороны обычно толще.

- Деревья, пни и упавшие стволы больше гниют с северной стороны. Выпавшая утром роса дольше сохраняется с севера, мох на пнях располагается с северной стороны; кора березы и сосны на северной стороне темнее.

- Контур фигуры человека виден за 1-2 км, при наблюдении с земли ночью можно увидеть зарево от большого города и отблеск его огней на облаках за 40 и более км.

- Шум идущего поезда слышен за 10 км, шум грузовой машины, идущей по шоссе, — за 1-3 км, резкий свисток — за 0,5-2 км, звук от выстрела — за 0,5-4 км.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов...

6 класс. Тема 4, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 20 «Вынужденная автономия человека в природной среде».

Данная публикация иллюстрирует двадцатый  урок ОБЖ в 6 классе  «Вынужденная автономия человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классо...

ОБЖ_10класс_1-2_Автономное пребывание человека в природной среде

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 10 классов старшей школы....

ТЕМА: АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

Сформировать у учащихся убеждения в необходимости общения с окружающей природной средой для сохранения и укрепления своего здоровья, а также в потребности целенаправленной подготовки к автономному сущ...

Занятие "Автономное пребывание человека в природной среде"

Добровольная и вынужденная автономия. Основы выживаемости. Ориентирование на местности....

АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

Вступительная часть  * Организационный момент     * Контроль знаний учащихся:     - Какие места считаются особенно опасными в метро?     - К...

ТЕМА: АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

 Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.Автономное существование человека в природных условиях м...