Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
статья по обж (9 класс)

Галина Николаевна Хуснудинова

Реферат на тему "Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Реферат РСЧС38.08 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат

по дисциплине: «Предметная деятельность»

на тему: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Назначение, решаемые задачи, структура, режимы функционирования. Используемые силы и средства».

                                       Выполнила

Хуснудинова Галина Николаевна

Десногорск

2018


Оглавление

Введение        3

1.        Назначение РСЧС        4

2.        Задачи РСЧС        4

3.        Структура РСЧС        6

4.        Режимы функционирования РСЧС        9

5.        Используемые силы и средства РСЧС        12

Заключение        13

Список литературы        14


Введение

В широком смысле слова, под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде. Каждая чрезвычайная ситуация имеет свою физическую сущность, причины возникновения и характер развития, а также свои особенности воздействия на человека и окружающую его среду обитания.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

 Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действий характерных для них опасных факторов.

Сущность единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды.

Концепция государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС — это система взглядов, принципов и общих положений, определяющих цели и конкретные задачи, как предупреждения, так и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всей территории России. Она обеспечивает организацию и подготовку органов управления, сил и средств для защиты населения, объектов экономики и военной инфраструктуры, а также окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.

Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), объединяющей органы управления субъектов Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. В положении определены система мер предупреждения ЧС, организационный порядок реагирования на их возникновение и порядок действий в ЧС.

  Цель данного реферата заключается в том, чтобы рассказать и объяснить, каким образом, строится и функционирует Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).  

  1. Назначение РСЧС

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» создана и функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), которая предназначена для предупреждения ЧС в мирное время, а в случае их возникновения – для их ликвидации, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики.

 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

  1. Задачи РСЧС

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
  • организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;
  • прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.

  1. Структура РСЧС

1.2. Организационная структура и система управления РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый).

Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Территориальные подсистемы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Управление РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем в готовности к решению возложенных на них задач и практическому их выполнению в повседневной деятельности при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации, непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС России.

В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях РСЧС создаются:

– на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

– на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

– на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

– на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

– на федеральном уровне: МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

– на межрегиональном уровне: региональные центры МЧС России;

– на региональном уровне: Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;

– на муниципальном уровне: органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

– на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

– на федеральном уровне: Национальный центр управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

– на межрегиональном уровне: центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России;

– на региональном уровне: центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Феде-рации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

– на муниципальном уровне: единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

– на объектовом уровне – дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

  1. Режимы функционирования РСЧС

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:

1. Режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров.

Мероприятия:

  • наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
  • планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС природного и техногенного характера;
  • создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС;
  • совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС природного и техногенного характера, организация обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;
  • создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
  • осуществление целевых видов страхования;
  • участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к ведению ГО.

Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления.

2. режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

Мероприятия:

  • формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;
  • усиление дежурно-диспетчерских служб;
  • усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера и их масштабов;
  • принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов в ЧС;
  • приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий.

Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходимости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).

3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Мероприятия:

  • выдвижение оперативных групп в район ЧС;
  • разведка зоны ЧС;
  • уточнение решения по ликвидации ЧС;
  • организация ликвидации ЧС, защиты населения и территорий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;
  • организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведению других неотложных мероприятий;
  • непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

Управление осуществляется из пунктов повседневного управления и вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) в зависимости от развития ЧС

  1. Используемые силы и средства РСЧС

Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства: наблюдения и контроля силы и средства ликвидации последствий ЧС.

 Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС включают:

военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и аварийно-восстановительные формирования федеральных и других организаций;

формирования служб защиты животных и растений Минсельхоза России;              • военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;                                                                                                                              • территориальные аварийно-спасательные формирования Госинспекции по маломерным судам МПР России;                                                                              • соединения гражданской обороны;                                                                                     • подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;                                              • соединения и части радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;                                                                                    • военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минпромэнерго России;                                                            

 • аварийно-технические центры, спецотряды атомных станций Росатома;                    • восстановительные и пожарные поезда Минтранса России;                                                • подразделения органов внутренних дел и муниципальной милиции;                                • центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС;                                             • аварийно-спасательные службы ВМФ России.        

Заключение

Изучая работу Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций  (РСЧС), я сделала следующие выводы:

  • РСЧС - государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
  • РСЧС представляет собой очень важную систему, главной целью работы которой является безопасность государства, общества и личности.
  • РСЧС - это сложная, многоуровневая система, с четкой организацией деятельности и грамотным управлением всей системой в целом.
  • Каждый рассматриваемый элемент является неотъемлемой и очень важной частью системы, отсутствие или выход из работы которого, может привести к нарушению функционирования всей РСЧС.

Список литературы

  1. Седнев В. А. и др. «Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» . учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / В. А. Седнев, С. И. Воронов, И. А. Лысенко, Е. И. Кошевая, Н. А. Савченко, Н. И. Седых.– М. : Академия ГПС МЧС России, 2014.
  2. Стрелец В.Д. Единая государственная система предупреждения и ликвилации чрезвычайных ситуаций: учебное пособие. – М.: Издательство «Ростовпресс», 2007 г.
  3. ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11.11.1994 г. № 68-ФЗ.
  4. Сайт «ИНФОурок»: https://infourok.ru/ocenochnaya-deyatelnost-pedagoga-v-usloviyah-fgos-675718.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачиЕдиная система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Р

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ор-ганов местного само...

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Постановлением Правительства Российской  Правительства Российской Федерации № 1113 в единую 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокра...

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с п...

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - РСЧС.

Для изучения с учащимися общеобразовательных организаций....

Технологическая карта урока ОБЖ в 10 классе по теме «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)»

Данный урок является 14 по счету в календарно-тематическом планировании и является уроком контроля и обобщения. Запланировано проведение в виде деловой игры, что мы считаем оптимальной формой для форм...